- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по литературному чтению на тему «Последний день Матвея Кузьмина»
Конспект урока по литературному чтению на тему «Последний день Матвея Кузьмина»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Козлова Л.В. |
Дата | 05.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока
по литературному чтению
«Последний день Матвея Кузьмина»
УМК «Планета Знаний»
Э.Э. Кац (4 класс часть 2)
Провела:
Козлова Л.В.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ 36
Кострома
2016
Тип урока: урок закрепления
Цель урока: Составление портрета главного литературного героя в рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» (по схеме)
Целевые установки:
Предметные:
-
Развитие умения работать с текстом, ориентироваться в нем;
-
отработка навыков выразительного чтения;
Познавательные:
-
освоение знаний по теме через смысловую деятельность с исторической информацией;
-
познакомить детей с реальным героем - Матвеем Кузьминым, подвиг которого описал Б.Полевой;
Регулятивные:
-
умение оценивать и контролировать свою деятельность;
-
планирование своей деятельности, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества усвоения;
Воспитательные:
-
воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова;
-
содействовать формированию чувства патриотизма;
-
прививать уважение у людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Коммуникативные:
-
умение согласовывать свою деятельность с другими учащимися;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-
умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать её.
Личностные:
-
проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению,
-
анализ своих переживаний: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;
-
формирование аналитического мышления;
-
развитие УУД.
Метапредметные: организация рабочего места, умение работать с учебником, применение теоретических знаний на практике, классификация, обобщение, умение работать в парах и группах, адекватно воспринимать оценку учителя и вносить необходимые коррективы с учётом сделанных ошибок.
Ресурсы: Презентация Microsoft Power Point 2007, компьютер, проектор, учебники и тетрадь «Литературное чтение» (№2) (Э.Э. Кац)
Ход урока:
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
Организационный момент
Наводит тишину в классе, проверяет готовность детей к уроку, просит ребят улыбнуться друг другу.
Прибирают свое рабочее место, рассаживаются за парты
К., Л.
2.
Проверка домашнего задания
Задает наводящие вопросы:
-
Произведения какого раздела мы с вами читаем?
-
Как называется рассказ, который читали дома?
-
Кто автор произведения
-
Во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?
-
Какое у вас было домашнее задание?
Обсуждает с детьми найденные отрывки
Отвечают на вопросы учителя:
Раздел называется «Прошла по земле война». Рассказ называется «Последний день Матвея Кузьмина», его автор - Б. Полевой. Действия разворачиваются во времена Вов, 1941-1945 гг.
-
Нашим домашним заданием было найти в тексте учебника описание внешности главного героя, указывая страницу и абзац.
Зачитывают найденные отрывки
Л, П, К.
3
Постановка цели и задач урока
-
Очень хорошо, молодцы! Сейчас мы с вами нашли несколько отрывков описания внешности Матвея Кузьмина. Как вы считаете, какая главная цель нашего урока?
-
Верно, вы правильно определи тему нашего сегодняшнего урока. (просит одного из учащихся вслух озвучить из презентации тему урока)
Обсуждение возможной темы, приходят к выводу, что если у них было задание найти описание внешности главного героя, следовательно, на уроке будет составляться портрет Матвея Кузьмина, предлагают свои варианты того, как можно составить портрет (внешность, характер, речь, поступки, взаимоотношения с другими героями и т.д.).
-
Один из учеников читает название произведения и цель урока
В, Л, К,
4.
Первичное закрепление
-
Учитель раскрывает доску, на которой изображена схема, по которой будет происходить составление характеристики героя (приложение 1)
Учитель просит кратко назвать слова и словосочетания, характеризующие внешность героя
Задает вопросы по ходу ответа учащихся:
-
О чем говорят эти слова?
-
Можно ли сказать, что его внешность очень приятная, притягательная?
Мы знаем, что не всегда можно судить о человеке по его внешности. О человеке судят по его делам, поступкам.
-
Речь героя мы затрудняемся охарактеризовать. Почему?
-
Какой это был человек, найдите отрывки и зачитайте.
-
Как можно назвать такого человека?
-
Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Матвея Кузьмина с односельчанами (колхозниками) и с фашистами.
Во 2 абзаце на с. 97 говорится еще и о том, как колхозники относятся к Матвею Кузьмину. Кто назовет эти слова?
-
Почему так относятся к Матвею? Найдите ответ в этом абзаце и зачитайте.
-
Рассмотрим взаимоотношения с фашистами. Почему фашисты решили выбрать себе в помощники (в старосты) Матвея?
-
Согласился ли Матвей быть старостой? Зачитайте.
-
Для чего второй раз вызвали Матвея в комендатуру?
-
Давайте зачитаем этот отрывок по ролям (автор, немецкий офицер, Матвей Кузьмин).
Ваша задача следить глазками. После чтения спрошу - какие черты характера Матвея иллюстрирует этот отрывок.
-
Каким здесь показан Матвей Кузьмин?
-
Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера?
-
Что могли подумать фашисты о нем
-
В каком еще эпизоде появляется хитрость и находчивость Матвея Кузьмина? Зачитайте этот отрывок (с. 101, 2 абзац).
-
Зачем Матвей повел немцев по целине?
-
Найдите фрагмент о том, как немцы теряли силы. Возьмите карандаш и подчеркните глаголы, которые показывают, что немцам тяжело дался этот путь.
-
Назовите глаголы. Именно здесь Матвей Кузьмин проявляет не просто хитрость, а военную хитрость.
-
Можно ли сказать, что сама природа (пейзаж) так же противостоит фашистам и настроена против них?
В любом произведении пейзаж играет немаловажную роль.
-
Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.
-
Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа.(с.100)
-
Почему так изменилось описание пейзажа?
-
Природа изменилась и изменилось поведение Матвея Кузьмина. Он оставался таким же угрюмым и мрачным? Докажите.
-
О чем говорят эти слова?
-
Свершилось ли то, что задумал Матвей?
-
Какой момент в рассказе является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок. (И вдруг тишину распорол...с.101) Обратите внимание как быстро и точно расправились советские бойцы с фашистами.
- Обратимся к иллюстрации на с.50. Внимательно послушайте отрывок. (Звучит аудиозапись)
(отрывок из текста). (Ветер трепал ... до слов ... сраженный пулей немецкого офицера)
-
Какие чувства у вас вызвал поступок героя?
-
Каким изображен Матвей Кузмин в последние минуты жизни? (с. 100)
- Мог ли понять чувства Матвея фашистский офицер, который пришел убивать и топтать чужую землю?
- Найдите объяснение в учебнике.(с.51, 1 абзац)
- О каких качествах Матвея Кузьмина говорят слова, которые мы прочитали?
Просит нескольких учащихся обобщить все сказанное (смотрят на доску)
-
Ребята называют слова из текста: заскорузлая ладонь, тяжелый взгляд из-под желта-серых кустистых бровей, широкая жилистая узловатая рука, борода; из-под зарослей бороды лучики морщин
Внешность Матвея Кузьмина сложно назвать привлекательной, все эти слова указывают на то, что у главного героя была сложная жизнь
Он малоразговорчив, редко разговаривает, Матвей не бросается словами на ветер.
Матвей был:
-
нелюдим
-
угрюм
-
неразговорчив
-
молчит
-
мрачный
(на доску однин из учащихся по просьбе учителя вывешивает слова: «молчаливый» и «замкнутый»)
-
Не понимали, сторонились.
(чурался людей)
Нелюдим, отлично знает лес, тайные тропы.
Нет, сослался на годы, глухоты и недуги.
Второй раз его вызвали для того, чтобы Матвей скрытно провел немцев в тыл советских огневых позиций.
Чтение по ролям
В конце чтения один из учеников на доске вывешивает слова: «хитрый», «смекалистый», «умный».
Решил его обмануть в позу советской армии.
Как о человеке, знающем себе цену, талантливом охотнике и изменнике.
Когда он согласился вести немцев в лес.
Для того, чтобы их было легче расстрелять советским разведчикам.
Тащились, наступая, натыкались, цеплялись, падали, поднимались. (с.100 последний абзац)
Сила природы противостояла немцам, мешала им двигаться дальше.
-
улыбаясь смотрел
-
торжествующая улыбка
С ужасом смотрел немецкий офицер на Матвея, не мог понять как может человек улыбаться перед смертью. Насколько силен перед ним враг - советский человек.
Один из учащихся вывешивает на доске слова: «бесстрашный», «неподкупный», презрение к врагам»
Он охотник, преданный своей Родине, не пожалел своей жизни в борьбе с врагом. Внешность - не главное, главное, это поступки. Его можно смело назвать патриотом своей страны.
Л, К, М, П.
5.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
С. 104 в учебнике, задание №1. Попытаться составить план рассказа.
Слушают рекомендации учителя, записывают в дневники д/з.
К, Л.
6.
Рефлексия
Учитель просит продолжить фразу на доске (приложение 2)
Делятся своими впечатлениями
Л, К.
Приложение 1
Пейзаж
Внешность
Речь
Взаимоотношения с другими героями
Поступки героя
Литературный герой
Приложение 2
Закончи предложение:
Я узнал, что…
Мне был интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Меня удивило, что…