Конспект урока по литературному чтению на тему «Последний день Матвея Кузьмина»

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению на тему «Последний день Матвея Кузьмина»Конспект урока по литературному чтению на тему «Последний день Матвея Кузьмина»Конспект урока по литературному чтению на тему «Последний день Матвея Кузьмина»Конспект урока по литературному чтению на тему «Последний день Матвея Кузьмина»Конспект урока по литературному чтению на тему «Последний день Матвея Кузьмина»



Конспект урока

по литературному чтению

«Последний день Матвея Кузьмина»

УМК «Планета Знаний»

Э.Э. Кац (4 класс часть 2)



Провела:

Козлова Л.В.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ 36





Кострома

2016



Тип урока: урок закрепления

Цель урока: Составление портрета главного литературного героя в рассказе Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» (по схеме)

Целевые установки:

Предметные:

  • Развитие умения работать с текстом, ориентироваться в нем;

  • отработка навыков выразительного чтения;

Познавательные:

  • освоение знаний по теме через смысловую деятельность с исторической информацией;

  • познакомить детей с реальным героем - Матвеем Кузьминым, подвиг которого описал Б.Полевой;

Регулятивные:

  • умение оценивать и контролировать свою деятельность;

  • планирование своей деятельности, оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества усвоения;

Воспитательные:

  • воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова;

  • содействовать формированию чувства патриотизма;

  • прививать уважение у людям, защищавшим свободу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

Коммуникативные:

  • умение согласовывать свою деятельность с другими учащимися;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • умение ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать её.

Личностные:

  • проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению,

  • анализ своих переживаний: самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор;

  • формирование аналитического мышления;

  • развитие УУД.

Метапредметные: организация рабочего места, умение работать с учебником, применение теоретических знаний на практике, классификация, обобщение, умение работать в парах и группах, адекватно воспринимать оценку учителя и вносить необходимые коррективы с учётом сделанных ошибок.

Ресурсы: Презентация Microsoft Power Point 2007, компьютер, проектор, учебники и тетрадь «Литературное чтение» (№2) (Э.Э. Кац)

Ход урока:

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

Наводит тишину в классе, проверяет готовность детей к уроку, просит ребят улыбнуться друг другу.

Прибирают свое рабочее место, рассаживаются за парты

К., Л.

2.

Проверка домашнего задания

Задает наводящие вопросы:

  • Произведения какого раздела мы с вами читаем?

  • Как называется рассказ, который читали дома?

  • Кто автор произведения

  • Во время какой войны происходят события, описанные в рассказе?

  • Какое у вас было домашнее задание?

Обсуждает с детьми найденные отрывки

Отвечают на вопросы учителя:

Раздел называется «Прошла по земле война». Рассказ называется «Последний день Матвея Кузьмина», его автор - Б. Полевой. Действия разворачиваются во времена Вов, 1941-1945 гг.

  • Нашим домашним заданием было найти в тексте учебника описание внешности главного героя, указывая страницу и абзац.

Зачитывают найденные отрывки

Л, П, К.

3

Постановка цели и задач урока

  • Очень хорошо, молодцы! Сейчас мы с вами нашли несколько отрывков описания внешности Матвея Кузьмина. Как вы считаете, какая главная цель нашего урока?



  • Верно, вы правильно определи тему нашего сегодняшнего урока. (просит одного из учащихся вслух озвучить из презентации тему урока)

Обсуждение возможной темы, приходят к выводу, что если у них было задание найти описание внешности главного героя, следовательно, на уроке будет составляться портрет Матвея Кузьмина, предлагают свои варианты того, как можно составить портрет (внешность, характер, речь, поступки, взаимоотношения с другими героями и т.д.).

  • Один из учеников читает название произведения и цель урока

В, Л, К,

4.

Первичное закрепление

  • Учитель раскрывает доску, на которой изображена схема, по которой будет происходить составление характеристики героя (приложение 1)

Учитель просит кратко назвать слова и словосочетания, характеризующие внешность героя

Задает вопросы по ходу ответа учащихся:

  • О чем говорят эти слова?

  • Можно ли сказать, что его внешность очень приятная, притягательная?

Мы знаем, что не всегда можно судить о человеке по его внешности. О человеке судят по его делам, поступкам.

  • Речь героя мы затрудняемся охарактеризовать. Почему?

  • Какой это был человек, найдите отрывки и зачитайте.

  • Как можно назвать такого человека?



  • Сейчас мы рассмотрим взаимоотношения Матвея Кузьмина с односельчанами (колхозниками) и с фашистами.

Во 2 абзаце на с. 97 говорится еще и о том, как колхозники относятся к Матвею Кузьмину. Кто назовет эти слова?

  • Почему так относятся к Матвею? Найдите ответ в этом абзаце и зачитайте.

  • Рассмотрим взаимоотношения с фашистами. Почему фашисты решили выбрать себе в помощники (в старосты) Матвея?

  • Согласился ли Матвей быть старостой? Зачитайте.

  • Для чего второй раз вызвали Матвея в комендатуру?

  • Давайте зачитаем этот отрывок по ролям (автор, немецкий офицер, Матвей Кузьмин).

Ваша задача следить глазками. После чтения спрошу - какие черты характера Матвея иллюстрирует этот отрывок.

  • Каким здесь показан Матвей Кузьмин?



  • Почему Матвей не отказался от предложения немецкого офицера?

  • Что могли подумать фашисты о нем

  • В каком еще эпизоде появляется хитрость и находчивость Матвея Кузьмина? Зачитайте этот отрывок (с. 101, 2 абзац).

  • Зачем Матвей повел немцев по целине?

  • Найдите фрагмент о том, как немцы теряли силы. Возьмите карандаш и подчеркните глаголы, которые показывают, что немцам тяжело дался этот путь.

  • Назовите глаголы. Именно здесь Матвей Кузьмин проявляет не просто хитрость, а военную хитрость.

  • Можно ли сказать, что сама природа (пейзаж) так же противостоит фашистам и настроена против них?

В любом произведении пейзаж играет немаловажную роль.

  • Докажите, зачитайте в этом же отрывке, что говорится о лесе.

  • Как изменилась природа, когда немцы с Матвеем дошли до места? Зачитайте описание пейзажа.(с.100)

  • Почему так изменилось описание пейзажа?

  • Природа изменилась и изменилось поведение Матвея Кузьмина. Он оставался таким же угрюмым и мрачным? Докажите.

  • О чем говорят эти слова?

  • Свершилось ли то, что задумал Матвей?

  • Какой момент в рассказе является самым напряженным? Зачитайте этот отрывок. (И вдруг тишину распорол...с.101) Обратите внимание как быстро и точно расправились советские бойцы с фашистами.

- Обратимся к иллюстрации на с.50. Внимательно послушайте отрывок. (Звучит аудиозапись)

(отрывок из текста). (Ветер трепал ... до слов ... сраженный пулей немецкого офицера)

  • Какие чувства у вас вызвал поступок героя?

  • Каким изображен Матвей Кузмин в последние минуты жизни? (с. 100)

- Мог ли понять чувства Матвея фашистский офицер, который пришел убивать и топтать чужую землю?

- Найдите объяснение в учебнике.(с.51, 1 абзац)

- О каких качествах Матвея Кузьмина говорят слова, которые мы прочитали?

Просит нескольких учащихся обобщить все сказанное (смотрят на доску)


  • Ребята называют слова из текста: заскорузлая ладонь, тяжелый взгляд из-под желта-серых кустистых бровей, широкая жилистая узловатая рука, борода; из-под зарослей бороды лучики морщин











Внешность Матвея Кузьмина сложно назвать привлекательной, все эти слова указывают на то, что у главного героя была сложная жизнь

Он малоразговорчив, редко разговаривает, Матвей не бросается словами на ветер.

Матвей был:

  • нелюдим

  • угрюм

  • неразговорчив

  • молчит

  • мрачный

(на доску однин из учащихся по просьбе учителя вывешивает слова: «молчаливый» и «замкнутый»)



  • Не понимали, сторонились.

(чурался людей)

Нелюдим, отлично знает лес, тайные тропы.

Нет, сослался на годы, глухоты и недуги.

Второй раз его вызвали для того, чтобы Матвей скрытно провел немцев в тыл советских огневых позиций.

Чтение по ролям

В конце чтения один из учеников на доске вывешивает слова: «хитрый», «смекалистый», «умный».

Решил его обмануть в позу советской армии.

Как о человеке, знающем себе цену, талантливом охотнике и изменнике.

Когда он согласился вести немцев в лес.

Для того, чтобы их было легче расстрелять советским разведчикам.

Тащились, наступая, натыкались, цеплялись, падали, поднимались. (с.100 последний абзац)

Сила природы противостояла немцам, мешала им двигаться дальше.





  • улыбаясь смотрел

  • торжествующая улыбка





С ужасом смотрел немецкий офицер на Матвея, не мог понять как может человек улыбаться перед смертью. Насколько силен перед ним враг - советский человек.

Один из учащихся вывешивает на доске слова: «бесстрашный», «неподкупный», презрение к врагам»

Он охотник, преданный своей Родине, не пожалел своей жизни в борьбе с врагом. Внешность - не главное, главное, это поступки. Его можно смело назвать патриотом своей страны.

Л, К, М, П.

5.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

С. 104 в учебнике, задание №1. Попытаться составить план рассказа.

Слушают рекомендации учителя, записывают в дневники д/з.

К, Л.

6.

Рефлексия

Учитель просит продолжить фразу на доске (приложение 2)

Делятся своими впечатлениями

Л, К.

Приложение 1



Пейзаж

Внешность

Речь



Взаимоотношения с другими героями

Поступки героя

Литературный герой



Приложение 2

Закончи предложение:

Я узнал, что…

Мне был интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Меня удивило, что…

© 2010-2022