Конспект урока Старинные меры длины

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
1.Тема урока: Старинные меры длины. 2.Предмет: Математика 3.Класс: 3

4.Автор: Клюка Валентина Фёдоровна, учитель начальных классов

5.Образовательное учреждение: МАОУ «СОШ № 2»

6.Город/муниципальный район: г. Заводоуковск

7.Краткое описание Урок разработан в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

8.Тип урока: Комбинированный

9. Форма организации: Урок - практикум

10. Представление о результатах:

Личностные результаты: развитие навыка самостоятельной работы и самоконтроля.

Метапредметные результаты: Упражнять в умении высказывать предположения, развивать коммуникативные навыки, воспитывать умения вести учебный диалог.

Предметные результаты: Продолжить формирование умений измерять и сравнивать длину предметов различными мерами длины, закреплять умение сравнивать длины предметов различными способами, развитие глазомера, внимания, памяти.

Регулятивные результаты: Формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной учителем задачей.

11. Цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия на основе нового учебного материала (старинные меры длины: локоть, сажень, пядь, вершок, косая сажень, маховая сажень)

12. Задачи урока: освоить умение измерять длины предметов различными мерками; создать условия для формирования у учащихся интеллектуальных действий (сравнение математических объектов), применять освоенные способы действий и полученные знания в школе и дома.


Ход урока:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды деятельности

I этап: Мотивационный. Цель: Создание положительной обстановки

(2мин)

Здравствуйте друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс и для меня уже награда

внимание ваших умных глаз,

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок

Возьмем же ручки и мелок и вместе проживём урок.

Согласны? Посмотрите на доску! Кто это? Докажите? - Какими качествами обладает исследователь? (наблюдательность, любознательность, целеустремлённость и т.д.)

- Я предлагаю вам побывать в роли исследователей. Слайд 1.

Приветствует учащихся,

создает эмоциональный настрой ,

проверяет готовность

учащихся к

уроку

Приветствуют

учителя

Проверяют

собственную

готовность к

уроку

Высказывают свои мнения и доказывают их.

- Исследователь, так как в руках у него линейка, весы и другие предметы необходимые для исследования.

Коллективная

индивидуальная

II этап: Актуализация опорных знаний

(5 мин)

У вас на партах лежат листы, на которых написано одно слово. Нарисуйте, как можно точнее то, что обозначает это слово.

(Лист бумаги с названиями старинных мер длины раздать детям и поместить на доску, см. приложение 1)

- Кто будет готов, могут помещать свою работу на доску.

  1. Создание проблемной ситуации
- Посмотрите внимательно на рисунки. Что можете сказать? Как вы думаете, почему они разные ? Вывод? (Они получились разными, потому что мы не знаем значение этих слов). - На какой вопрос мы, как исследователи попытаемся найти ответ? (Узнать что такое фут, пядь, локоть, аршин, сажень, дюйм) Слайд 2

-Побуждает к выражению и

высказыванию

мнения учащимися

Изображают, прочитанное слово в рисунке.

Высказывают свои предположения

Работа в парах

III этап: Исследовательская деятельность учащихся.

(6 мин)
Чтобы узнать, что обозначают эти слова, предлагаю вам провести исследование. 6 групп, каждая из которых будет изучать материал о своем слове. ( фут, пядь, локоть, аршин, сажень, дюйм ). Результаты работы внесите в рабочий лист. (см. Приложение2) Каждая группа представит результат работы. Во время обмена информацией попытайтесь заполнить всю таблицу.
- Что объединяет все эти понятия? Какая общая тема? (Карточка тема - старинные меры длины) Слайд 3

Побуждает к диалогу между членами группы, напоминает о правилах работы в группах,

к высказыванию своего

мнения, к рассуждению

Выбирают командира, распределяют роли в группе. Высказывают

своё мнение, заполняют таблицу


  1. Работа в группе.


  1. IV этап: Практическая работа.

(5 мин)
- Приходилось ли вам пользоваться такими единицами длины? Слайд 4 Продолжим наше исследование. У каждый группы будет лента одинаковой длины, измерьте длину ленты с помощью своей мерки. (локоть, пядь, фут) Записать результаты измерений в таблицу. (см. Приложение 3)

-Почему результаты внутри группы получились разными? (у разных людей ноги, руки, локти разной длины). -Удобно ли пользоваться этими мерками в современной жизни, почему они утратили свою значимость? (про купца). Старинные меры длины утратили свою значимость по причине своей неточности и неудобства. А какими единицами длины мы сейчас с вами пользуемся? (см, м, км, дм, мм) Слайд 5

- Зачем нам знать об этих старинных мерах длины? (Они встречаются в литературных произведениях, в пословицах). - В стихотворении Пушкина «Зимняя дорога» есть такие строки

Ни огня, ни черной хаты...

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.
-А что такое верста? Где можем узнать? (Словарь, интернет, учебник). Откройте учебники на стр.26 и узнайте, что же такое верста? Внесите данные в таблицу.





-Как вы сказали, старинные меры длины встречаются в пословицах, поговорках, фразеологизмах. Попытайтесь соотнести пословицы с их значением. (см. Приложение 6) Слайд 6

Организует работу

в группах

Побуждает к диалогу, к обобщению практической работы

Предлагает вспомнить современные единицы измерения.

Побуждает к разговору, к высказыванию своих мнений

Побуждает к обращению к учебнику, к самостоятельному получению знаний

Предлагает учащимся работу в группах

Организует работу в группах.

Измеряют длину ленты при помощи своей мерки, заполняют таблицу

Высказывают, сравнивают, обобщают знания, полученные при практической работе

Отвечают на вопрос учителя.

Высказывают мнения

Участвуют в диалоге с учителем

Работают с учебниками в группах, выслушивают мнения одноклассников, обобщают, дополняют таблицу

Работают в группах. свою работу.

Высказывают

своё мнение

Групповая

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Групповая


Групповая

V этап. Применения новых знаний. Цель: Учимся решать задачи на перевод старинных мер в метрическую систему мер.

(10мин)

- А теперь попробуйте применить свои знания на практике при решении задач. Что вам может помочь в этой работе?

(Таблица)

А) Решите задачу. Слайд 7 Существовал ли когда-либо человек «семи пядей во лбу»?

Проверка. Слайд 8 Решение: (пядь = 18 см) 18*7=126 см (Ответ нет!)

Б) Задача

Слайд 9 Как глубоко видит человек, о ком говорят:

«на три аршина в землю видит?»

Проверка. Слайд 10 Решение:

1 аршин = 71 см, 3 аршина = 71*3 = 213см = 2 м 13 см

Ответ: Так говорится о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего не возможно утаить.

В) Задача Слайд 11.

Купили 100 аршинов ткани. Сколько это метров ткани?

Проверка. Слайд 12. Решение: 1 аршин = 71 см,

100 аршин = 71*100 = 7100 см = 71 м.

Ответ: Купили 71 метр ткани.

Д) Задача. Слайд 13.

Какого роста человек «от горшка два вершка»? (под словом «горшок» понимали «коршок» - ширина кулака равная 9 см.)

Проверка. Слайд 14.

Решение: Коршок = 9 см Вершок = 5 см

Коршок + вершок + вершок = рост

9 см + 5 см + 5 см = 19 см

Организует работу по применению знаний, полученных на уроке в практической деятельности, при решении конкретных задач.

Организует проверку по слайду.

Работают в группах или парах, решают задачи, отрабатывают вычислительные навыки и умение решать задачи.

Самопроверка по слайду.

Групповая или работа в парах VIэтап: Рефлексивный анализ деятельности. Цели: Проанализировать свою работу на уроке, выяснить, добились ли целей, поставленных на урок. Предлагаю вернуться к вопросу, который мы поставили в начале урока! Мы ответили на вопрос? Почему сразу не смогли этого сделать? (Не хватило знаний) А сейчас? Что нам помогло в достижении цели?

Побуждает к высказыванию своего мнения, к рассуждению

Осуществляют

рефлексивную

деятельность, оценивая свои

успехи и достижения на данном уроке, а

также анализируя

причины возникших затруднений. Высказывают мнения с необходимыми

пояснениями.
Коллективная VII этап: Домашнее задание. Цели: Повторить и закрепить знания, полученные на уроке.

По желанию:

  1. Измерить длину своей комнаты с помощью старинных мерок измерения.

  2. Найти произведения русских писателей, в которых упоминаются старинные меры длины.

Предлагает по желанию выбор домашнего задания. Записывают домашнее задание в дневник Индивидуальная


© 2010-2022