Технологическая карта урока обучения грамоте. Звуки (л), (ль), буква Л, л

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №40»

Баклагина Светлана Константиновна

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе.

Тема: Согласный звук (л), (ль), буква Л, л. Образовательная система « Школа России» Педагогическая цель Создать условия для изучения согласного звука (Л), буквы Л, л. Задачи урока Сформировать представление о звуке (л), графическом изображении буквы Л,л; развить навык написания печатной буквы л; совершенствовать навык чтения у детей; продолжить знакомство детей с языковыми явлениями из области фонетики и лексики; обогатить словарный запас учащихся. Планируемые результаты Научатся: характеризовать звук (Л); выделять его в словах; знать букву, которой он обозначается; уметь её печатать и писать. Получат возможность научиться: отработать чтение слогов, слов и предложений с буквой Л; тренировать постановку ударения в словах; сравнивать слоги и слова; находить в них общее и различное; осуществлять рефлексию своей деятельности. Оборудование Модели ракет с напечатанными на них словами-действиями, которые дети будут выполнять на уроке; смайлики для оценивания детских иллюстраций; разноцветные шапочки; детские компьютеры; фотографии детей на магнитах; зеркала; тетради для печатания; таблицы для составления слогов; листы с напечатанным текстом; пластилин и картон для моделирования буквы; учебник «Азбука»; цветные карандаши; видеопроектор для презентации. Предварительная подготовка к уроку Учитель заранее готовит с учениками выразительное чтение стихотворения «Раз, два, три, четыре, пять, я хочу успешным стать…»; дети дома рисуют иллюстрации о космосе; для каждого ребёнка печатается таблица для составления слогов и лист с небольшим текстом; перед уроком на каждый стол раскладываются цветные шапочки и детские компьютеры; в контейнерах ставится пластилин для моделирования и раздаются смайлики.

Организационная структура урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? - Покажите, как вы умеете читать стихотворения. - Кто сегодня хочет быть успешным на уроке? - А что для этого нужно сделать? Прикрепляет на доску модели ракет со словами-действиями, которые назвали дети. - Правильно. Молодцы. Посмотрим, как вы будете стараться, чтобы добиться успеха и выполнять все эти действия. А сейчас пожелайте успеха своим товарищам, пожмите крепко руки друг другу и садитесь. - Да, очень.

- Раз, два, три, четыре, пять. Я хочу успешным стать. Буду я стараться, Будет получаться. Дети поднимают руки. - Быть внимательным, не отвлекаться, правильно отвечать на вопросы, слушать учителя, дружно работать, узнавать новое.

Дети жмут друг другу руки, желают успеха. Регулятивные: настраиваются на работу по предложенному плану. Коммуникативные: отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Личностные: положительно относятся к школе, доброжелательны к своим одноклассникам.
  1. Артикуляционная разминка. Создание ситуации успеха.
- Раз вы все так любите путешествовать, то сегодня мы отправимся с вами в Космическое путешествие к далёким планетам Звукании и Буквандии. Как вы думаете, кто живёт на этих планетах? - А чем отличаются звуки от букв? - Проверим, готовы ли вы стать космонавтами. Для высадки на планету Звуканию вы должны хорошо слышать , различать и произносить звуки. Изобразите жужжание пчелы, писк комара, кваканье лягушки, цоканье копыт лошади. Распеваемся с вами по таблице гласных. (Слайд в презентации). А теперь закройте глаза и назовите, что за звуки вы услышали. Учитель рвёт бумагу, звенит колокольчиком, хлопает в ладоши. - Умнички. Теперь проверим, какие вы знатоки изученных нами букв. Работаем в парах, игра «Буква на ладошке». - Молодцы. Дома вы должны были выполнить творческое задание, нарисовать космос. Подскажите мне, как лучше проверить ваши работы? - Тогда отправляемся на экскурсию в картинную галерею, помним, что нужно вести себя тихо, культурно и выбираем на ваш взгляд лучшие работы, выделяя их смайликами. Работы с большим количеством смайликов учитель вывешивает на стенд. - Кто объяснит, почему ему понравилась именно эта иллюстрация? - На планете Звукании живут звуки, а на планете Буквандии - буквы.









- Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим.









Дети изображают. Отгадывают звуки.

























Работают в парах, изображая пальчиком на ладошке контуры изученных букв.



- Нужно отправиться на экскурсию, как на выставке.











Просматривают работы, выбирают лучшие на их взгляд, объясняя, почему они так решили. Регулятивные: проявляют способность регулировать свои действия. Коммуникативные: выражают свои мысли при объяснении выбора. Личностные: осуществляют самоорганизацию, определяют самооценку.
  1. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи.
- А сейчас одеваем на головы космические шлемы и проверяем, как хорошо вы знаете характеристики звуков. Я называю звук, встаёт из вас тот космонавт, чей шлем подходит к этому звуку. Молодцы. Усложняем задание. Работаем в группах по рядам. Я называю слово, вы должны в группе провести звуковой анализ этого слова и выстроиться "живой" звуковой схемой к слову. - Молодцы! Снимаем космические шлемы и ближе придвигаем свои бортовые компьютеры. Проверяем, как вы научились различать буквы. - Отлично. Вы все здорово подготовились, и мы уже летим в открытом космосе. - За бортом в иллюминаторе можно встретить необыкновенное построение звёзд в виде различных животных. Кто знает, как называется такое расположение звёзд? - Действительно созвездия. Смотрите, какие созвездия встречаем мы: Лось, Лошадь, Лебедь, Лиса. - Что общего в названиях этих слов? - Нам знакомы эти звуки? Какая же цель сегодняшнего урока? На головах детей разноцветные шапочки, каждый цвет которых соответствует характеристике того или иного звука. Услышав произнесённый учителем звук, встают дети, на которых шапочки-цвета этого звука. Работая в группах по рядам, дети анализируют слово и решают, кто должен из них выстроиться в «живую» звуковую схему этого слова.

Работа проводится в парах на детских игровых компьютерах с игрой «Поймай букву».















- Это созвездия.











- Они начинаются с одинаковых звуков. - Нет. - Познакомиться с новым звуком и буквой. - Научиться читать слоги и слова с новой буквой. Регулятивные: определяют и формулируют учебную задачу; в соответствии с ней планируют свои действия. Познавательные: понимают соотношение звука и соответствующей ему буквы; находят необходимую информацию. Коммуникативные: включаются в совместную работу; формулируют и обосновывают собственное мнение.
  1. Освоение нового материала.
- Взяли в руки космические зеркала, настроили их на свои ротики. Произносим звук (л). Что вы видите, когда произносите этот звук? Опишите. - Какой вывод можно сделать? - Вернёмся к нашим созвездиям. Одинаково ли слышится звук в словах Лось, Лиса? - Значит, какой вывод делаем? - Приложили руки к шее. Произнесли звук сначала твёрдо, затем мягко. Чувствуете вибрацию в лодошках? Какой делаем вывод? - Кто сможет теперь дать полную характеристику нашему новому звуку? - Губы расходятся в стороны, язык закатывается к верхнему нёбу. Звук проходит с трудом. Зубы и язык мешают ему свободно проходить. - Новый звук согласный.



- Нет. В первом случае мы произносим его твёрдо, в другом - мягко. - Новый звук может быть твёрдым и мягким.





- Да. Ладошки вибрируют. - Новый звук звонкий.

- Звук (л) согласный, звонкий, может быть твёрдым и мягким. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: осуществляют анализ звука; отвечают на простые вопросы; делают сравнения. Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга; строят понятные речевые высказывания. Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.
  1. Физкультминутка.
- Снимаем обувь, встаём на массажные коврики и повторяем движения глаз за перемещением ракеты на экране. Покачиваясь на массажных ковриках, выполняют разминку для глаз.
  1. Моделирование. Работа над мини-проектом « Модель новой буквы».
- Звуки (л) и (ль) на письме обозначаются буквой ЭЛЬ. Посмотрите на экран. Вот печатная, а вот письменная буква ЭЛЬ. С чем можно сравнить печатную букву ЭЛЬ? - А кто скажет, чем отличается заглавная буква от строчной? - Продолжаем работать в парах. Договоритесь, кто из вас будет сейчас из пластилина моделировать заглавную букву ЭЛЬ, а кто - строчную. Создадим с вами мини-проект «Модель новой буквы» и оформим стенд.







- Она похожа на шалаш. - Похожа на детскую горку.

- Заглавная буква ЭЛЬ отличается от строчной только размером.









Дети из пластилина моделируют буквы, прикрепляя их к картону, и вывешивают получившиеся проекты на стенд. Регулятивные: самостоятельно выделяют и осознанно формулируют познавательную цель. Познавательные: проводят анализ, делают сравнение. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении; проявляют умение договариваться. Личностные: проявляют учебную активность.
  1. Работа в печатной тетради. Первичное закрепление материала.
- Откройте свои тетради - бортовые журналы. Повторим правила посадки при письме. - Найдите образцы написания заглавной и строчной буквы ЭЛЬ. Вы будете печатать их целую строчку, и не забывайте при этом здороваться с новой буквой, называя её тихонько по имени. - Найдите внизу таблицы для составления слогов - слияний. Вместо многоточия вы печатаете новую букву, образовывая слог, и читаете его. - Проверим друг друга. В парах читаете по очереди друг другу образованные слоги. - Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь. Спину к спинке я прижму, кулачок поставлю, Тетрадь ровно положу, ручку правильно возьму. Дети печатают буквы, называя каждую вновь напечатанную вполголоса. Звучит спокойная классическая музыка.







Заполняют таблицы слогов и прочитывают их друг другу. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий. Познавательные: осваивают умение печатать новую букву. Коммуникативные: слушают друг друга. Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.
  1. Включение в систему знаний.
- Молодцы. Очень красиво напечатали букву, правильно её называли. Теперь поработаем над составлением звуковой схемы к слову ЛОСИ. Работаем по алгоритму. - Проводим небольшой зрительный диктант. На экране появляется предложение, вы должны его запомнить и напечатать в своих тетрадях. Если забыли слово - переспросите. - Очень хорошо. Закрываем тетради. Осталась последняя работа. Нашли листки с текстом. Кто умеет читать, читайте и выделяйте в словах нашу новую букву. Кто не умеет ещё читать, то внимательно просматривает слова и также выделяет в них букву ЭЛЬ. - Посчитайте, сколько слов вы нашли с новой буквой? - Умники! Сейчас я сама прочитаю вам этот текст. Читающие дети внимательно следят за моим чтением, не читающие - слушают. Когда я остановлюсь, вы должны хором дочитать следующее слово. - Скажите, какие звери собрались на полянке? - Как звали лисёнка? - Кто любил лакомиться мёдом? - Как же здорово вы ответили на вопросы. Молодцы.



Дети составляют схему, проговаривая свои действия по алгоритму.





На экране появляются и исчезают через определённое время предложения с известными уже детям буквами. КОЛЯ ПОЁТ. ЛЕНА ИГРАЕТ.







Обводят в кружок букву ЭЛЬ в словах.

- 17.



Работа проводится на развитие техники чтения и укрепление внимания в форме игры «Доскажи словечко».







- На поляне собрались лисёнок, волк, лось, медвежонок. - Лисёнка звали Лисавета. - Мёдом любил лакомиться медвежонок.
Регулятивные: выделяют учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Познавательные: извлекают информацию, представленную в разных формах; определяют последовательность действий для решения предметной задачи; осуществляют простейшее планирование своей работы. Коммуникативные: строят монологические высказывания; участвуют в учебном диалоге; проявляют интерес и уважение к различным точкам зрения. Личностные: проявляют заинтересованность в получении консультации по поводу улучшения учебных результатов.
  1. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? - Как вы думаете, достигли мы её? -Тогда подскажите, где на ленте букв будет находиться ЭЛЬ? - А сейчас попробуйте оценить свою работу на уроке. Кто считает, что он очень хорошо работал, узнал новое - прикрепляет свою фотографию под большой яркой звездой, если считаете, что могли бы работать лучше - для вас маленькая звёздочка. А может есть те, кто остался сегодня недоволен своей работой - для вас космическое пространство без звёзд. - Все вы молодцы. Спасибо за урок! - Познакомиться с новым звуком и буквой - Научиться читать слоги и слова с новой буквой. -Да. - Она стоит на синем цвете, в верхнем ряду.



Дети прикрепляют на доску под выбранную ими картинку свои фотографии на магнитах. Регулятивные: анализируют результаты своей деятельности. Коммуникативные: отвечают на вопросы; высказывают своё мнение. Личностные: осознают личную значимость в приобретении нового знания.

15


© 2010-2022