Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе





Тема урока: Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля»









О. А. Панова,



учитель начальных классов МОУ СОШ с. Поима

Белинского района, Пензенской области.



Данный урок способствует формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, обеспечивает осмыслению новых слов и понятий «спор», «обида», содействует воспитанию в детях культуры речи, чувства сострадания, помогает учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Технологическая карта урока литературного чтения
Учитель начальных классов МОУ СОШ с. Поима, Панова Ольга Алексеевна Предмет: литературное чтение Класс 2 Тема урока Ю. Тимянский «Рассказ школьного портфеля» Тип урока Урок постановки учебной задачи

Цель:

  • Развитие восприятия художественного произведения, обогащение опыта читателя-слушателя.

Задачи урока:

образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, обеспечить осмысление новых слов и понятий «спор», «обида», культура речи, соблюдать орфоэпические нормы языка.


  • развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов. Формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение (автор плюс заголовок), тему и жанр произведения, обогащать речь учащихся, расширять словарный словарь, развивать навык грамотной и красивой речи

  • воспитывающие: формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку, содействовать воспитанию в детях культуры речи, чувства сострадания, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Предметные:

- формировать у обучающихся представление о стихотворении, где происходят превращения слов.

Метапредметные:

Личностные:

- создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу, для понимания основных моральных норм поведения. Регулятивные:

- формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить, удерживать цель деятельности.

Познавательные:

- понимать знаки, символы, приведённые в учебнике, анализировать стихотворение с выделением существенных признаков и делать обобщения - формулировать простейшие выводы.

Коммуникативные:

- использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания. .Методы обучения: эвристическая беседа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная, парная.

Средства обучения: учебник и печатная тетрадь, средства ИКТ.

Этап урока

Цель

Содержание

учебного материала

Форма учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Проверка готовности обучающихся.

их настрой на работу

Доброе утро всем девочкам!

Доброе утро всем мальчикам!

Доброе утро всем нашим гостям!

Доброе утро всем-

кто любит литературное чтение!

Спасибо. Начнем наш урок.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Выполнение комплекса упражнений

Настрой обучающихся на работу.

Мобилизация энергетического потенциала, стимулирование памяти,

нормализация деятельности нервной системы

Ф

Выполнение комплекса упражнений:

  1. Соединить ладони перед грудью, интенсивно потереть друг о дружку

  2. Массаж головы: «расчесывание» согнутыми пальцами обеих рук

  3. Легкий массаж глаз (поглаживание)

  4. Массаж крыльев носа косточками больших пальцев вверх до линии волос. Вниз движение свободно

Этап проверки домашнего задания

Спор - это «горячее» общение между говорящими

И+Ф

-Что такое спор? Умение общаться, вести спор.

Чтение стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус», «Утёс», «Горные вершины»

Постановка учебной задачи

Подведение обучающихся к формулированию темы урока

Прислушайся к речи учеников на перемене. Твой тонкий слух наверняка уловит неверные выражения, неграмотные формы слов. Ученик сказал, не подумав, и побежал дальше. А слово отозвалось обидой, грубостью. Знатоку речи, родного языка, любителю литературы такие высказывания, как говорят, режут слух. Стоит призадуматься о том, как твоя речь выглядит со стороны. Согласись, читатель, трудно себя контролировать. Неверное словцо так и норовит вылететь изо рта и сорваться с губ. Не торопись, не делай этого, подумай, прежде чем сказать!

Иначе с тобой произойдёт нелепая история. Неграмотная речь вызывает смех и недоумение у культурных людей. И не только у них! Иногда даже у обычного школьного портфеля.

Ф

Почему нужно прислушиваться к своей речи и речи своих друзей? Сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о настоящих чудесах. И в первую очередь, о чуде великого русского языка. Будем учиться бережному отношению к нашему родному языку.

Отвечают на поставленные учителем вопросы

Сообщение темы урока

Поиск решения.

Слушай речь свою и своего товарища

Ф

Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

Знакомство с автором стихотворения

Знать автора произведения

Юрий Самуилович Тимянский - выпускник МИСИ, профессор кафедры архитектуры МИСИ-МГСУ. Первую половину дня он посвящает работе со студентами, вторую - серьезным научно-методическим делам, третью - сочинению несерьезных стихов


Чтение стихотворения.

Чем необычно стихотворение?

Слушают учителя

Словарная работа

Организация наблюдения за словами Проверка первичного восприятия произведения

Текст произведения.

Определение понятия юмористический рассказ. Как думаете, в какой словарь надо обратиться? Орфоэпический словарь.

Ф

Читает произведение.

Задает вопросы

Какие чувства у вас возникли при чтении стих?

Слушают чтение учителя.

Отвечают на вопросы.

Открытие нового

Найди доказательства обиды портфеля.

За что портфель обиделся на Петю?

За что Петя обиделся на ребят?

Ф

Уточняет понимание учащимися записанных слов

Объясняют лексическое значение слов и их сочетаний

-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно произносить слова?

ф

- Как бы вы ответили на вопрос мальчика? - Почему нельзя нарушать произносительные нормы?

/Ответы детей/

/Ответы детей/

Физминутка

Соблюдение санитарно - гигиенических норм

Ф

Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До неба дотянусь.

(присесть)

(обнять колени руками)
(встать)

(поднять руки вверх, встать на носочки)

Обобщение полученных знаний учащимися

8 сентября отмечается Международный день грамотности. Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам грамотности человечества, ведь до сих пор очень многие взрослые остаются неграмотными, и многие дети также не посещают школы в силу отсутствия таковых, или по другим причинам социальным, финансовым. Более того даже те, кто окончил школу или иные образовательные учреждения не могут считаться грамотными, т.к. не соответствуют уровню современного мира и образованного человека.
В общемировом масштабе борьба с неграмотностью до сих пор является важнейшей задачей.

И

Передай настроение портфеля

Чем опасно такое отношение к языку?

Искалеченные таким образом слова засоряют наш язык, речь становится невыразительной, непонятной.

Выразительное чтение стихотворения.

Петя не знает норм литературного языка, во-вторых, относится к слову небрежно.

Опасность, грозящая языку, - это искажение слов в результате невежества, неверного их употребления, неправильного ударения и произношения.

Работа с пословицами

Умение использовать пословицы к тексту

От доброго слова язык не усохнет. Каков разум, таковы и речи. Живое слово дороже мертвой буквы.

Ф

Объяснение пословиц

Пулей попадешь в одного, а метким словом - в тысячу.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает

Жужжащее чтение (3 мин.)

Формирование читательских умений

Текст произведения.

И

Организует индивидуальную работу учащихся

Читают текст в течение 2 минут удобным для каждого ученика темпом

Выборочное чтение

Формирование читательских умений

Обсуждение правильности чтения каждой части стихотворения.

Перечитай ту часть стихотворения, в которой Петя выглядит неграмотным человеком

Ф

Организует и контролирует правильность чтения

Определяют количество частей в тексте,

«настроение» чтения каждой части, подбирают строчки произведения к иллюстрациям

Формирование умения работать с текстом.

- О каком событии рассказывает автор?
- Какое настроение передал автор в стихотворении?

И

Найди в стихотворении «доказательства» обиды портфеля. За что портфель обиделся на Петю

Дети ищут

Размышляем

Проблемный вопрос

Подумай о том, как читаются подобные стихи.

Ф

Как называются такие стихи? Скорее всего, и читать подобные стихи нужно так, чтобы вызвать улыбку у слушателей. Попробуй!

Они называются юмористическими, шуточными. Автор, описывая смешную ситуацию, хочет, чтобы читатель улыбнулся, наблюдая за поведением героя.

Повторное чтение стихотворения

Формирование навыков грамотного произношения и написания слов

Прочитайте ещё раз стихотворение, найдите слова, которые Петя произносил неправильно.

И

- Запишем их правильно в тетрадь и поставим ударение.

Работают в тетрадях: коридор, директор, магазин, стаканы, сечёт, печёт, портфель, свёкла

Правильная постановка ударения

В парах

Взаимоконтроль

Моделирование обложки

Формирование специальных читательских умений

Шаблон для обложки,

И

Организует самостоятельную работу,

осуществляет индивидуальный контроль

Моделируют обложку,

осуществляют самопроверку

Поэтическая минутка

Стихи об осени

Формирование культуры грамотного выразительного чтения


Читают дети

Сообщения детей и учителя

Основные правила по культуре речи:

Старайся говорить правильно, не употребляй в разговоре грубых выражений.
Говори только о том, что знаешь.

Не спеши высказывать свои мысли.

Уже в незапямятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность. Само слово лаконизм (краткость, сжатость речи) произошло от названия области Древней Греции Лаконики, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи.

И

В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного. Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена».

Прежде всего речь должна быть грамматически правильной.

Сообщения детей. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это означало: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.

Работа с поговорками

Учиться быть мудрым

Вы знаете, что настоящий кладезь мудрости содержится в пословицах и поговорках, которые хранят опыт народный, дают советы на все случаи жизни, учат и воспитывают нас. Знать много пословиц и поговорок значит не только хорошо владеть родным языком и средствами его выразительности, но и быть человеком мудрым. Значение языка (речи, слова) отмечают русские пословицы и поговорки

Работа в группах

Собери "рассыпавшуюся" пословицу:

Насмешишь, людей, поспешишь.
("Поспешишь - людей насмешишь"
Не, рубить, чай, дрова, пить
"Чай пить - не дрова рубить"
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
"За чужим погонишься, своё потеряешь."
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
"Скучен день до вечера, коли делать нечего".

Рефлексия деятельности

Подведение итогов урока

большой - для меня это важно … / неважно … указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… безымянный- моя оценка психологической атмосферы… мизинец - хочу для себя выяснить …

Ф Рефлексия: на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец - это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения. При чтении постарайтесь передать настроение портфеля.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания

Запись задания в дневник

Приложение

Единственный в городе орган

Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа - заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, - спросил он. - Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили - сердце? почки? Какая-то странная заметка!» Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова». Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?
Пословицы

Сначала подумай, а потом скажи.
Коротко да Ясно.
-Короткую речь слушать хорошо, под длинную думать хорошо
-Языком не расскажешь, так и пальцами не растычешь.
-Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь.
-И дорого б дал за словечко, да не выкупишь.
-Язык мой - враг мой, прежде ума глаголет.
-Говорить не думая, что стрелять не целясь.














11

© 2010-2022