Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления Я - маленький помощник для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая программа

Астаповой Ирины Михайловны__________________________

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)



ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ


«Я - маленький помощник»


для обучающихся 1б класса _ _на __2015-2016_____ __учебный год____________________

(ступень образования \ класс)




Пояснительная записка Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Внеурочная деятельность по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка, выбору учащимися жизненных, профессиональных планов; формированию гуманистических и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций, знакомит с миром профессий. Проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями по праву стоит основной проблемой воспитания. Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг к другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим, целенаправленно формировать мотивационную сферу растущего человека. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. При выполнении общественно полезных деятельностей успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность. В данной Программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся, их внимание акцентируется на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Программа рассчитана на детей 7 - 10 летнего возраста. Цель программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления, глазомера и мелкой моторики рук. Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности 1. Самообслуживание - дежурство в классе и в столовой, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора, спортивных и игровых площадок. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей. 2. Сельскохозяйственный труд на пришкольном участке. Выращивание овощных и цветочно-декоративных растений. Проведение опытов для определения зависимости роста растений от внешних условий (тепла, света, влаги, почвы); подготовка семян к посеву; внесение в почву удобрений. Охрана зеленых насаждений. 3. Волонтерская работа - забота о малышах, больных и престарелых. Шефство над дошкольниками, третьеклассников над первоклассниками. Помощь в уборке урожая и заготовке корма для птиц и животных. Уборка территорий двора. 4. Разные трудовые операции. Сбор лекарственных трав, плодов, корней, семян, ягод, грибов и природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Уход за памятниками. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.



Место курса в учебном плане Программа рассчитана на 4 года обучения: 1 класс -33 часа (1 час в неделю), 2 класс - 34 часа (1 час в неделю), 3 класс - 34 часа (1 час в неделю), 4 класс -34 часа (1 час в неделю).

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия: • ценностно-смысловая ориентация учащихся; • нравственно-этическое оценивание; • действие смыслообразования; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия: • умение выражать свои мысли; • разрешение конфликтов, постановка вопросов; • планирование совместной деятельности; • управление поведением партнера: контроль, коррекция. Регулятивные универсальные учебные действия: • целеполагание; • волевая саморегуляция; • коррекция; • оценка качества и уровня усвоения. Познавательные универсальные действия: Общеучебные: • умение структурировать знания; • смысловое чтение; • выделение и формулирование учебной цели; • планирование деятельности для достижения результата. Логические: • анализ объектов; • синтез, как составление целого из частей; • классификация объектов; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование.



Содержание программы

Предлагаемая программа рассчитана на проведение занятий во внеурочной деятельности в первом классе - 1 час в неделю, всего 33 часа в год.

Содержание работы

1 класс

Форма работы Трудовой десант, помощь ветеранам войны и труда, субботники по благоустройству школы, села, посадка саженцев вокруг мемориала Памяти, уход за цветами на клумбах, акции Добра, беседы, поездки в музеи трудовой Славы.

Программы и проекты

«Труд лечит, а лень портит человека»

«Хитрая бумага»

Форма подведения итогов Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов. В программе заложены возможности формирования у обучающихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и ключевых компетенций; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; • ценностное и творческое отношение к учебному труду; • элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Функциями универсальных учебных действий на занятиях являются: • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации. Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: • самостоятельность работы; • осмысленность действий; • разнообразие освоенных задач.

Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Тема

Дата

План/факт

Планируемые

результаты

«Осенние мотивы»

1.

Экскурсия на пришкольный участок.

03.09/03.09

Личностные универсальные учебб-

ные действия: • ценностно-смыс- ловая ориен- тация учащихся; • нравст- венно-этическое оценивание;

2.

Знакомство с «Оригами». Изготовление пакетов для семян.

10.09/10.09





3.

Сбор семян в пакетики.

17.09/17.09

4.

Сбор листьев для гербария.

24.09/24.09

5.

Выставка «Чудеса природы»,

«Осенний бал»

01.10/01.10

6.

Цветочный праздник

Папка-гербарий «Мои любимые цветы»

08.10/08.10

7.

Операция «Витамин». Сбор желудей и шишек.

15.10/15.10

8.

Праздник урожая «Хлеб - наше богатство.

22.10/22.10

9.

Акция «Мы уважаем старших»!

Путешествие в страну «Золотая осень»

29.10/29.10



Регулятивные универсальные учебные действия: • целеполагание; • волевая саморегуляция; • коррекция; • оценка качества и уровня усвоения.

10.

Конкурс рисунков «Я рисую осень!»

Выставка «Мы творим чудеса!»

12.11/12.11

11.

Операция «Посади дерево!»

19.11/12.11

12.

Литературно музыкальный вечер «Наши родники».

26.11/26.11

«Мы сами мастера»


13.

Изготовление флажков к празднику

«Я люблю свою страну»

03.12/03.12 Коммуникативные универсальные учебные действия: • умение выражать свои мысли; • разрешение конфликтов, постановка вопросов; • планирование совместной деятельности;

14.

Встреча с хлеборобами.

Беседа «Кем я буду?»

10.12/10.12

15.

Разучивание песен о мамах.

Конкурс стихов «Я люблю тебя мама».

17.12/17.12

16.

Праздник «Дорогие наши мамы».

Акция «Помогаем инвалидам!»

24.12/24.12

17.

Беседа «Птицы -наши друзья!»

Операция «Кормушка»

14.01/14.01

Познавательные учебные действия:

18.

Игра «Мы делаем снежные фигурки»

Конкурс рисунков -открыток « С новым годом!»

21.01/21.01 • умение структурировать знания; • смысловое чтение; • выделение и формулирование учебной цели.

19.

Изготовление елочных игрушек

Новогодняя елка

28.01/28.01

«Мы - дружная семья»

20.

Сбор макулатуры.

04.02/04/02 Логические: • анализ объектов; • синтез, как составление целого из частей; • классификация объектов; • доказательство; • выдвижение гипотез и их обоснование.

21.

Экскурсия в зимний лес

11.02.11/02

22.

Спортивный праздник «Папа, мама и я - спортивная семья!»

25.02.25.02

23.

Конкурс стихов и рисунков «Мой папа»

Коллективное панно «Наши защитники»

03.03/03/03

24.

«Рыцарский турнир»

10.03/10.03

25.

Беседа «Ты на свете лучше всех, мама!».

Открытки-самоделки «8 марта»

17.03/17.03

26.

«Праздник мам»

07.04/07.04

27.

Знакомство с профессиями мам.

«Моя любимая бабушка»

14.04/14.04

28.

«Трудовой десант»

29.

КВН «Птицы - наши друзья»

21.04/21.04

30.

Акция «Сделай скворечник»

28.04/28.04

31.

«Субботник» уборка школьной территории и родников.

Озеленение территории.

05.05/05.05

32.

Шефство над обелиском. Открытки-самоделки «Спасибо тебе солдат!»

12.05/12.05

33.

«Мы юные садоводы» работа на пришкольном участке.

Экскурсия на природу. 19.05/19.05
















Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

  2. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  3. Компьютер.


Список литературы

1. Пословицы русского народа: Сборник В.А.Даля. М: «Русский язык - Медиа», 2007.; 2. Гульянц. Учите детей мастерить. Москва. Просвещение, 1984, 156с.; 3. Пегелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. Москва «Детская литература», 1985; 4. Кондратьева Е.П. Трудовое воспитание младших школьников средствами народного искусства. Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2001; 5. Составитель Каверина Р.Д. Мир профессий, в 5-ти книгах. Издательство «Молодая гвардия», 1988; 6. Азбука нравственного воспитания И. А. Каиров, О.С.Богданова. 7. Внеклассная воспитательная работа в начальной школе Г.Ф.Суворова 8. Воспитательная работа в начальной школе С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина




Планы подготовки и проведения нескольких видов деятельности обучающихся во внеурочное время. 1.Операция «Книжка заболела» Цель этой операции - воспитание у детей бережного отношения к книге. Подготовку мероприятия можно организовать по-разному. Например, в классе появляются «больные» книги, роли которых исполняют подготовленные ученики. 2. Операция «Мы каждую березку сбережем!» Цель этой операции - воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости. 3. Операция «Поиск волшебных трав» Цель этой операции - воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных лекарственных растений. 4.Рейд «Скорая зеленая помощь» Цель этой деятельности - воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу. 5.Рейд-смотр «Как живешь, учебник?» Цель работы - воспитать у детей стремление бережно относиться к учебникам.

Беседы Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы - вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

Тематика бесед Подготовить, оформить, провести беседу можно по разному, но главное, необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков. «Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки», «Всякая вещь трудом создана», «Что значит быть бережливым?», «Буду маме помогать, буду всюду убирать», «За что надо любить и беречь книгу?», «Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям», «Про колосок и хлеба кусок», «Крошка хлеба на землю упала», «Каждой вещи свое место!», «Береги воду!», «Мой друг - режим», «Как завтрак к тебе на стол пришел?», «Кто своим трудом радует других?», «Дневник, книги, тетрадь - лицо ученика», «Учись приносить людям пользу» «Всегда найдется дело для умелых рук», «Чем я могу помочь школе?», «Где и кем работают мои родители», «Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!» «Учеба - это тоже труд», «Больше дела, меньше слов», «Герои труда живут рядом» «Птицы наши друзья», «Папа, мама, я - спортивная семья!», «Кем я буду?», «Я люблю свою страну», «Мы юные садоводы», «Мы творим чудеса», «Наши защитники», «Что могут сделать наши руки?», «Как много на свете интересных профессий!», «Минута час бережет», «Что мы знаем друг о друге»,

«Хлеб - наше богатство»

1


© 2010-2022