Конспект урока Кладовая солнца

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В 3 КЛАССЕ



ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ЗОЛОТОЙ ЛУГ»



Выполнила учитель МОУ «СОШ Ст. Старица»


ЛЕБЕДЕВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА
























2011год


Цель урока: познакомить с творчеством М.М.Пришвина, произведением «Золотой луг» .

Задачи:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- формировать у учащихся правильный тип читательской деятельности на примере работы над рассказом М. Пришвина;

- проверить знание содержания текста;

- обучать навыкам составления плана рассказа;

- раскрыть взаимосвязи между сказочным и реальным миром;

- учить выделять главную мысль произведения;

- работать над выразительностью чтения;

- обучать элементам творческой деятельности.


  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- ввести детей в мир отношений, основанных на доброте, любви к природе своей Родины;

- способствовать воспитанию нравственных черт характера: доброты, патриотизма;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать мыслительную деятельность, устную и письменную речь;

- развивать умение слышать и слушать. Чётко отвечать на вопросы учителя;

- развивать творческие способности детей;

-развивать личностные качества ребёнка: доброту, ответственность; прививать любовь к природе своего края, умение видеть в повседневном красоту и значимость; прививать чувство бережного отношения к природе своего края.

Тип урока: Урок изучения нового материала.


Предварительная работа: творческие работы детей - рисунки, загадки о птицах, сообщения.

Оборудование: выставка книг М.М. Пришвина, творческие работы детей, карточки со стихотворениями, фотографии с изображением природы своего края, гербарий с луговыми травами, медиапроектор, ПК.








ХОД УРОКА

I .Организационный момент. - Ребята, сегодня мы узнаем много нового и интересного. Нас ждёт увлекательное путешествие в мир литературного чтения.

Слайд 1.

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Проговорим хором стихотворение и настроимся на урок.

II Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания

1. выразительное чтение описания тишины.

2. чтение загадок о лесных птицах, подготовленных учащимися.

- Проанализируйте ответы товарищей.

2. Постановка проблемы урока

1.речевая разминка

На доске запись:

1.Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок.

На него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

-Прочитайте шёпотом.

- Вероника прочитает вслух.

- Прочитайте хором.

- Отгадайте загадку.

- Читают только девочки.

- Читают только мальчики.

2. То,что жёлтыми было газонами,

Блёкло всё - у цветка седина.

Парашютиками невесомыми

Разлетаются семена.

- Вика прочитает вслух.

- Есть ли непонятные слова? (Блёклый -лишённый свежести, неяркий)

- Прочтите, передавая восторг.

- Прочтите, передавая грусть.

- Прочтите шёпотом.

- Отгадайте эту загадку.

Слайд 2. с изображением одуванчика.

Работа с гербарием:

- Покажите одуванчик, найдите его среди других растений луга.

- Подберите эпитеты к слову одуванчик: какой он?

2.работа с выставкой книг М. Пришвина.

- Рассмотрите книги, прочитайте название и фамилию автора.

- О чём произведения М.Пришвина? (о природе)

3.лексическая работа

Слайд 3.

Золотой браслет

Золотое сердце

Золотые руки

Золотой луг - Объясните значение выражений. - Предположите, когда луг может быть золотым?


- А теперь, исходя из работы с загадками, с выставкой книг и словарной работы, предположите, кто автор нашего сегодняшнего произведения и о чём мы можем поговорить на уроке?
III. Работа с текстом до чтения.
1.Слайд 4. с портретом М.Пришвина и названием произведения. - Прочтите фамилию автора и название произведения.
2.работа с иллюстрацией с. 106 в учебнике. - Рассмотрите рисунок, кого вы на нём видите? - Какое настроение у мальчиков? - Какие предположения по теме произведения можем ещё выдвинуть? - Посмотрите, как записан текст произведения: можем ли уже говорить о его жанре? (можно исключить стихотворение, т.к. форма записи не соответствует стихотворной).
3.работа с группой ключевых слов.
Слайд 5.
Созревают одуванчики

Неинтересные цветы (простые, обычные, без всякой тайны).

Постоянная забава( Забава- развлечение, игра).

Промысел? (Промысел - добывание, добыча, охота на кого- нибудь. Охотничий промысел, пушной промысел, нефтяной промысел).

Идти в пяту(За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь). Фукну, фукнет Удить рыбу Но раз мне удалось сделать открытие Чтение слов с объяснением - Найдите предложение в тексте. Давайте сделаем его девизом нашего урока. - Итак, настало время прочитать текст и проверить наши предположения.
IV. Работа с текстом во время чтения.

  1. чтение текста подготовленными учащимися
- Какую картину представили? - Что нового узнали? - Что вас удивило? - Подходит ли название к тексту? - Определите жанр этого произведения? (рассказ) - Верны ли были наши первоначальные предположения?

Физкультминутка

1. Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз! - росой она умылась.

Два! -изящно покружилась,

Три! - нагнулась и присела,

На 4 - улетела.

2. Физминутка для глаз: закрытыми глазами нарисуйте бабочку: влево-вверх, вправо-вниз; вправо -вверх, влево-вниз. Открыли глазки. Поморгали.



  1. повторное чтение рассказа по частям и озаглавливание.
- прочитайте 1,2 абзац «про себя». - Расскажите, о чём узнали из этой части? -Кто отправился на луг? (братья-мальчики) - Зачитайте, какая забава у них была на лугу. - Как мальчики называли цветы во 2 абзаце? (неинтересные). - Как озаглавим эту часть? (Неинтересные цветы).
Чтение 2 части по цепочке по 1 предложению вслух. - Почему все называли этот луг золотым? (от множества одуванчиков).
Слайд 6. с одуванчиковым полем.
-Зачитайте, какое настроение испытывали люди при виде этого луга? - Зачитайте, что заставило мальчика заняться наблюдениями. - Как объяснить это явление с научной точки зрения? - С чем М.М. Пришвин сравнивает лепестки? (с пальцами на ладони) - Покажите, как раскрываются и закрываются одуванчики.
Слайд 7. где одуванчик сфотографирован снизу. - вот как выглядит одуванчик, если смотреть снизу. - Какую тайну луга узнал мальчик? - Как озаглавим эту часть? (Тайна одуванчиков).
Чтение 3 части. - К какому выводу пришли мальчики? - Как они теперь стали называть этот цветок? - Как озаглавим эту часть? (Интересный цветок).
Слайд 8. План: 1.Неинтересные цветы 2. Тайна одуванчиков 3. Интересный цветок. - Прочитаем получившийся план хором.
V. Работа с текстом после чтения.

1.беседа.

- Вспомним девиз урока.

- Какое открытие удалось сделать мальчику?

- Почему ему это удалось сделать? (он наблюдал). - Чему учит нас М. Пришвин своим рассказом? (в обыкновенном видеть необыкновенное). 2. рассказ о жизни писателя. М.М. Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Родился в Орловской области, получил хорошее образование. Сменил много профессий, даже был сельским учителем и библиотекарем. Пришвин много путешествовал по северным краям, накапливал впечатления. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблён в природу России, в её красоту, её поля, леса, луга и реки, в зверей и птиц. Обращаясь к детям, Пришвин утверждал, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие…. Они совершаются везде и всюду…, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши, их не слышим.» Звери и птицы в произведениях Пришвина «Шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат». Даже растения издают звуки. Вся природа оживает.
3. повторное обращение к заглавию, иллюстрации. - Оправдались ли наши предположения? - Какую тайну золотого луга узнали? Слайд 9.
- Я тоже люблю наблюдать за красотой нашего края, и однажды увидела такое превращение золотого луга.

VI. Рефлексия.

  1. заслушивание докладов детей об одуванчике трёх различных жанров.

Сказка про одуванчик Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось тёплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: Хороша земля! И леса, и луга - всё в зелёном наряде, каждая травинка бисером переливается. А всё-таки чего-то не хватает! - Что бы ещё такое придумать? - спросило само себя Солнышко. - Чем людей порадовать? Взмахнуло оно золотым рукавом - брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились повсюду весёлые жёлтые огоньки - одуванчики. - На меня похожи! - обрадовалось Солнышко. А сердитая Зима неподалёку пряталась - в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеётся. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в жёлтом платье, а потом в белой пушистой шубке.

Рассказ одуванчика Есть у меня одна удивительная способность. Я могу предсказывать погоду. В сырую погоду мои корзиночки не раскрываются, а в ясную сухую погоду я раскрываю свой цветок между пятью и шестью часами утра и закрываю около трёх часов дня. В народе обо мне говорят: На лугу у реки золотые огоньки, дождь заморосил, огоньки погасил. В народной медицине меня применяют при различных болезнях. Листья одуванчика хороши в весенних салатах. Из цветков варят варенье, а корни используют как заменитель кофе.

Одуванчик лекарственный Одуванчик лекарственный - это многолетнее травянистое растение высотой до 30см с толстым мясистым корнем. Его цветы собраны в корзинки. Цветы на ночь и в пасмурную погоду закрываются. На солнце же широко открываются. Цветы одуванчика медоносны.

Распускание листьев одуванчика начинается в апреле, цветение - с конца апреля и в начале мая. Созревание плодов происходит в конце мая, начале июня.

Семена одуванчика распространяются с помощью «парашютиков». Попав в землю, они тут же начинают прорастать, поэтому всходы одуванчика можно наблюдать в течение всего лета.

- Что нового ещё узнали об этом интересном цветке?

- Сравните эти три текста.

VII. Итог урока - С каким произведением познакомились? - К какому литературному жанру относится? (рассказ) - Кто его автор? - Что узнали из жизни М. Пришвина? - Чему нас учит этот рассказ? (в обычном видеть необычное). - А для того, чтобы видеть красоту своей родины, нужно учиться наблюдать и быть внимательным ко всему. Вы тогда увидите, как прекрасна наша Родина.

VIII . Домашнее задание. У каждого ребёнка карточка на парте.

Стихи

1. Носит одуванчик 2. Золотой и молодой

Жёлтый сарафанчик. За неделю стал седой

Подрастёт, нарядится А денёчка через два

В беленькое платьице Облысела голова.

Лёгкое, воздушное, Спрячу - ка в карманчик

Ветерку послушное. Бывший одуванчик.


Слайд 10.

  1. Прочитайте стихотворения про одуванчик. Можете их выучить наизусть.

  2. Придумайте или найдите загадки про одуванчик.

  3. с.106, выразительное чтение.

- Выберите домашнее задание себе по силам.


Самоанализ урока Тема: М.М. Пришвин «Золотой луг», 3 класс.

. Краткая характеристика класса: в классе 16 человек, 9 девочек, 7 мальчиков. Отношение к учёбе разное :50% - высокая мотивация, 49% - средняя, 1% - низкая. В результате опроса выяснилось, что в основном дети читать не любят, урок литературного чтения не входит в разряд любимых уроков. В классе 3 второгодника, двоим из них рекомендовано обучение в школе 8 вида.
Тип урока: Урок изучения нового материала. В разделе «Природа летом» это 6-й урок Цели и задачи урока: познакомить с творчеством М.М.Пришвина, произведением «Золотой луг» .

1)ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- формировать у учащихся правильный тип читательской деятельности на примере работы над рассказом М. Пришвина;

- проверить знание содержания текста;

- обучать навыкам составления плана рассказа;

- раскрыть взаимосвязи между сказочным и реальным миром;

- учить выделять главную мысль произведения;

- работать над выразительностью чтения;

- обучать элементам творческой деятельности.


  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- ввести детей в мир отношений, основанных на доброте, любви к природе своей Родины;

- способствовать воспитанию нравственных черт характера: доброты, патриотизма;

3) РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развивать мыслительную деятельность, устную и письменную речь;

- развивать умение слышать и слушать. Чётко отвечать на вопросы учителя;

- развивать творческие способности детей;

-развивать личностные качества ребёнка: доброту, ответственность; прививать любовь к природе своего края, умение видеть в повседневном красоту и значимость; прививать чувство бережного отношения к природе своего края.
Выбор структуры урока и оценка содержания каждого этапа. В образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом. Их я и придерживалась в своём уроке. Исходя из замысла, урок был построен с использованием ИКТ. Настроила детей на урок с помощью хорового чтения стихотворения.
II этап - актуализация опорных знаний. При проверке домашнего задания использовала разные виды деятельности: выразительное чтение и чтение загадок и стихотворений о птицах, подготовленных учащимися дома. Тренировала детей в таком виде деятельности, как анализ ответа учащихся и самоанализ. При постановке проблемы урока в качестве речевой разминки взяла загадку, связанную непосредственно с темой урока. Во время чтения задействовала всех детей, применяя разные виды читательской деятельности. Проводя межпредметные параллели с уроком окружающего мира, для воспитания интереса к природе своего края, использовала гербарий. Для развития речи учащихся применила задание подобрать эпитеты к слову одуванчик. В соответствии с технологией, провела работу с выставкой книг М.Пришвина. Лексическая работа со словосочетаниями способствовала развитию речи, мыслительной деятельности учащихся. Все эти три вида деятельности способствовали активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию интереса к уроку чтения. III этап - работа с текстом до чтения.

  1. антиципация. Проведена работа с портретом писателя, работа с иллюстрацией в учебнике, с группой ключевых слов, а также сделано первичное предположение о жанре произведения. Определили смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделили героев текста.
Нацелила детей на дальнейшую работу.
IV этап - работа с текстом во время чтения. В соответствии с технологией, первичное чтение текста было организовано подготовленными учащимися, проведена работа по выявлению первичного восприятия с помощью беседы. Выявили первоначальные предположения учащихся по содержанию текста. При повторном перечитывании текста был проведён его анализ, деление на части, выделение главной мысли частей, озаглавливание. К каждой смысловой части поставили уточняющий вопрос.
V этап - работа с текстом после чтения. В соответствии с технологией проведена концептуальная (смысловая) беседа по тексту, выявление и формулирование основной идеи текста. Знакомство с писателем, рассказ о нём. Проведена работа по повторному обращению к заглавию, иллюстрации, соотнесение видения художника с читательским представлением.
VI этап - рефлексия. Запланирована исследовательская деятельность учащихся: заслушать три разных текста об одуванчике и получить дополнительные сведения об этом растении. VII этап - итог урока. Подведён итог урока и дано дифференцированное задание с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
На уроке использованы общеклассные, групповые, индивидуальные виды урока. Во время урока старалась поддерживать доброжелательную атмосферу, создавать ситуации успеха для каждого учащегося. Вижу, что удалось заинтересовать детей, пробудить в них лучшие личностные качества.





















© 2010-2022