Статья РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Статья РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
«Систематичность упражнений - есть первая и главная основа их успеха, и недостаток этой систематичности - главная причина, почему многочисленные и долговременные упражнения в орфографии дают плохие результаты» К. Д. Ушинский


Работу по орфографии следует начинать с букварного периода. Период обучения грамоте - очень ответственный этап для формирования орфографических навыков. Именно в это время надо создать предпосылки для успешного развития у детей орфографической зоркости, показать школьникам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанным, причем наблюдения необходимо вести, двигаясь не столько от буквы к звуку, сколько наоборот - от звука к букве. В это же время дети получают представление о сильной и слабой позициях звуков (I).

Уже на страницах "Азбуки" происходит знакомство первоклассников с наличием опасности на месте безударного гласного звука.

Первоклассникам предлагается послушать слово и произвести его звуковой анализ.

- Что это? (Учитель показывает картинку с изображением сосны).

Дети. Сосна.

Учитель. Произнесем слово и послушаем его.

Дети. [САСНА]

Учитель. Найдите ударный слог.

Дети. [СА - СНА]

-Ударная гласная слышится четко.

- Ребята, а как правильно? СОсна или сАсна?

- Внимание, ОПАСНОЕ МЕСТО!

- Этой гласной нельзя доверять, потому что она без ударения.

Статья РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Сказка: «Однажды гласные А и О гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассорились, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссора никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные А-О стоят без ударения, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышится ясно, и никакого сомнения в её написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные А или О. С тех пор эти дети пишут грамотно.»

Учитель. Значит, безударному гласному звуку [а] при письме нельзя доверять.

Такой звук - всегда "опасное место".

Найдем в схеме звук [а], которому нельзя доверять. Как его найти? (Нужно найти безударный гласный [а]). Отметим его значком, предупреждающим об опасности (В схеме появляется сигнал-кружочек).

Для становления умения обнаруживать безударные гласные (II) полезны следующие упражнения:

а) "Найди опасное место".

- Я буду произносить слова, а Вы хлопните, как только услышите звук, которому при письме нельзя доверять. А как его найти?

- Надо определить, есть ли в слове безударные гласные звуки. Если есть, то есть "опасное место".

б) "Светофор".

- Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонек, как только найдете "опасное место".

в) "Зажги маячок".

Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются "опасные места", т.е. кладутся красные сигналы - кружочки под "опасными местами". При этом с помощью вопроса: "Как будем искать опасные места?" - отрабатывается необходимый способ действия.

Не умение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.

  1. Увидеть орфограмму в слове.

  2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.

  3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.

  4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.

  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.

  6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.

На моих уроках детям даются способы проверки (III) для каждой части речи. Прежде чем подобрать способ проверки, дети должны определить, к какой группе относится слово, а потом выбрать нужное правило.

1. Если слово называет предмет, нужно:

  • изменить проверяемое слово:

ед. ч. - мн. ч. (доска -- доски) кто? что? (ед. ч., мн. ч.) (в волнах -- волны) много кого? чего? (кружка -- кружек};

  • назвать слово ласково (уменьшительно - ласкательно):

ковры - (ласково) коврик, носы - (ласково)носик

  • подобрать к нему однокоренное слово (бегун ~ бег).

2. Если слово называет действие, можно применить следующие способы проверки:

  • изменить проверяемое слово по вопросам:

(что делал?) плясал - (что делает?) пляшет

(что делать?) бежать - (что сделать?) сбегать;

  • подобрать однокоренное слово, которое отвечает на вопрос что? (насорил - сор).

3. Если слово называет признак, нужно:

  • изменить слово по вопросам:

каков? (узкий - узок);

  • подобрать однокоренное слово (крепкий - крепенький).

Изучив все способы проверки, учащиеся легко ориентируются в нахождении проверочных слов. Особое внимание уделяю значению слова. От значения слова - к правильной букве. Если формировать у детей привычку задумываться над каждым словом, над его значением, то это повышает их грамотность.

Пример:

храбрец - от слова храбрый, кофейник - от слова кофе, писатель - от слова пишет

(а пт_нец - от слова птенчик или птица?).

Даю задания с ловушками:

п_ляны - пыль, т_щить (сумки) - тощий,

сл_зает с дерева - слезы, обл_зать ложку - лез.

Дети высказывают свои точки зрения, объясняют, доказывают. Верно определили значение слова - ошибки не будет.

Конечно, при такой организации работы на выполнение заданий уходит много времени. Но по мере автоматизации навыка определять орфограммы алгоритм выполнения постепенно совершенствуется. Надо понять, что смысл русского языка как учебного предмета вовсе не в том, чтобы зазубрить правила.

Работа над ошибками (IV)

Начиная с 1 класса, ученик, получив работу, выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки).

Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.

Умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

С целью повышения орфографической зоркости в первом классе огромное внимание уделяется поэтапному обучению детей звуко - буквенному разбору слова (V):

  • Запиши слово

  • Раздели на слоги (сколько в слове гласных - столько и слогов)

  • Выдели ударную гласную

  • Найди «хитрые» гласные, определи кол-во звуков, которое они обозначают

  • Распредели звуки по «домикам» и «квартиркам»

Пример:

ю│би│ле′й

ю - «хитрая» гласная, стоит первая в слове, она одна, зовет на помощь братца [й'], значит будет обозначать два звука [й'у], е - «хитрая гласная» - обозначает один звук, т.к. стоит в слиянии.

ю - будет жить в одном домике, но в разных квартирках, [й'] - в зелёной квартирке, [у] - в красной квартирке;

би - будет жить в одном домике, но в разных квартирках, рядом с гласной И согласный звук всегда мягкий (кроме букв ж-ш-ц) - обозначает мягкость согласного звука;

ле - будет жить в одном домике, но в разных квартирках, рядом с гласной Е согласный звук всегда мягкий (кроме букв ж-ш-ц) - обозначает мягкость согласного звука;

й - братец [й'] всегда мягкий, будет жить один в зелёненькой квартирке.

Если ежедневно на каждом уроке (математике, русскому языке, чтении, природоведении) отводить по 5-7 минут для орфографического чтения (VI), это принесет хороший результат (задачи, правила, специально подобранные тексты, столбики слов, словосочетаний, в парах, по памятке, по упражнению и т.д.)

Ученику важно понимать какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой или суффиксом, а какие с окончанием. Такие «семейные союзы» позволяют объединить многие, на первый взгляд, разнородные правила. Но еще важнее объединить правила по общности их принципиальной сущности - по принадлежности к основному фонематическому принципу орфографии. Это не обозначает теоретического объединения правил, а понимания детей общей для всех правил операции проверки: от буквы- загадки к букве-отгадке и все в порядке! От слабой позиции к сильной и ошибка исчезнет.

Учитель нач. классов: Морозова Н.Е.



© 2010-2022