- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка уроков по русскому языку
Разработка уроков по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Злобина О.А. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Общее понятие о глаголе. Повторение.
Цели:
-
Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.
-
Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
-
Повторить правописание безударных гласных в корне слова, синтаксический разбор предложения.
-
Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
-
Воспитывать любовь к родному краю, родному языку.
Оборудование:
-
интерактивная доска, слайды по теме урока;
-
карточки для групповой и индивидуальной работы;
Ход урока
1. Организационный момент.
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- Прочитайте стихотворение и узнайте, какие слова пропущены.
Зима недаром …
Прошла ее пора -
Весна в окно …
И … со двора.
- Что это за слова? Кто автор этих строк?( Ф.И. Тютчев.)
Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе.
2. Словарная работа. (Задание на доске)
- Образовать от данных слов однокоренные глаголы неопределенной формы.
Беседа, дежурный, желтый, завтрак, мороз, весело, победа, работа.
- Какое слово лишнее? (Веселить, так как безударные гласные, проверяемые в корне слова.)
Карточка для ребенка с ОВЗ
Вставь пропущенные буквы:
М . роз, п . беда, з .втрак, р . бота, д . журный, б . седовать, в . селье, ж . лтизна. Какое слово лишнее?(Глагол- беседовать)
3. Общее понятие о глаголе.
- Что мы знаем о глаголе? (Дети вспоминают на какие вопросы отвечает глагол, как изменяется, каким членом предложения чаще всего является, ребенок с ОВЗ приводит примеры глаголов).
«Глагол - слово, речь, мысль.
Глагол - название буквы Г в славянской и русской азбуке.»
(Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.)
Прежде чем приступить к выполнению заданий, я хочу рассказать вам об истории возникновения слова ГЛАГОЛ. Глагол образовано от слова глаголить, говорить. Когда-то очень давно люди делали орудия для труда и для охоты. Им надо было рассказать друзьям и соседям - как и из чего эти орудия были сделаны. Так появились слова, обозначающие действия. Глаголы - большие труженики. Они всегда что-то делают. Глаголы занимают II место после существительных.
Выполнение упр.№399 с.61
Работа в группах. Ребенок с ОВЗ работает с группой учащихся.
Поставь вопрос к глаголу, определи время и число: Сделай вывод как изменяются глаголы?
1 группа. Снег (что …) укрыл пни и кусты. Толстый лед (что …) сковал ручей. Снежные шубы (что …) надели сосны.
2 группа. (что …) Светит яркое солнышко. (что …) Тают снега. (что …) Плачут сосульки.
3 группа. Скоро (что …) появится молодая травка. (что …) По кочкам пробегут хлопотливые муравьи. (что …) Загудит первый шмель.
Работа с интерактивной доской: ( ребенку с ОВЗ предлагается выбрать знакомый ему фразеологизм, затем работу выполняют остальные учащиеся)
Слайд №1 Стрелками соедини фразеологизмы и их значение:
Повесить голову.
Зарубить на носу.
Положить зубы на полку.
Знать назубок.
Как с неба свалиться.
Сесть в лужу.
Внезапно появиться, возникнуть.
Загрустить.
Оказаться в глупом, неловком положении.
Запомнить.
Голодать.
Хорошо знать.
4. Физкультурная минутка.
- Как живешь?
- Вот так! (Показывают большой палец.)
- Как идешь?
- Вот так! (Идут на месте.)
- Как бежишь?
- Вот так! (Бег на месте.)
- Ночью спишь?
- Вот так! (Руки под щеку, нагнуть голову.)
- Как берешь?
- Вот так!
- Как даешь?
- Вот так!
- Как молчишь?
-Вот так!
- Какие слова я часто употребляла?
Записать предложение с комментированием.
Сделать синтаксический разбор предложения. Сделать вывод о роли глагола в предложении.
Весной река разлилась и затопила низкие берега.
Творческая работа. Составь рассказ по картинке
Карточка-помощница для ребенка с ОВЗ
Используй опорные слова : все ярче и ярче, побежали ручьи, растаял снежок, радуются солнцу, свили гнезда, нежно - голубое, кораблики.
-
Итог урока. Д/з с.62 №400
Учитель читает текст.
Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок. Порядок во всем: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идешь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь… Дружи с глаголами, только они помогут прожить интересно один день, познать мир и совершить ни одно открытие.
К.Д. Паустовский.
Тема урока: Изменение глаголов по временам.
Цели:
-
Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.
-
Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
-
Учиться различать временные формы глагола и правильно их употреблять в речи;
-
Развивать орфографическую зоркость, творческое воображение.
Оборудование:
-
интерактивная доска, слайды по теме урока;
Ход урока.
1.Орг. момент. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет,
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
всё расскажет нам…ГЛАГОЛ!
2. Работа над новым материалом.
Мы продолжаем изучать эту интересную часть речи. На интерактивной доске текст:
Слайд №1
Придет весна. Солнце стало пригревать землю своими теплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы, и люди.
Только снег один огорчится. Не рад он весне. Зимой снег будет белый, пушистый, блестящий. А сейчас он лежал грязный, черный. Прятался снег от солнца под кустами и деревьями. Но скоро снег совсем растает. На его месте потянулась из земли сочная зеленая травка.
- Что можете сказать о тексте?
- В чем и почему допущены ошибки?(Глаголы употреблены не в том времени)
- Как их исправить? Проверяем.
- В скольких предложениях сделали исправления?
- В каких по счету? Читаем исправленный вариант.
Пришла весна. Солнце стало пригревать землю своими теплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы, и люди.
Только снег один огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый, пушистый, блестящий. А сейчас он лежит грязный, черный. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но скоро снег совсем растает. На его месте потянется из земли сочная зеленая травка.
- Что же нужно знать и уметь, чтобы не допускать таких ошибок?(Знать, что глаголы изменяются по временам, правильно использовать временные формы глагола) В тетрадь выпишите глаголы из этого текста. Укажите время и число глаголов. Как отличить одно время от другого?
Ребенок с ОВЗ выполняет задание у доски, комментирует свою работу. При необходимости получает помощь учителя или одноклассников. Работа с учебником с.64, №404. Взаимопроверка. Работа с правилом с. 64 ( Ребенок с ОВЗ читает правило, дети рассказывают по памяти, приводят свои примеры). Физкультурная минутка. Игра «Угадай». Учитель называет глаголы в разных временных формах. Если глагол прошедшего времени - нужно встать, если настоящего -нужно хлопнуть в ладоши, если будущего - топнуть. Коллективная работа. (Устно)
Отгадать загадку и определить время глаголов.
Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает. Одним проходу не даёт, других он подгоняет.
Длинной шеей поверчу- груз тяжёлый подхвачу, где прикажут - положу: человеку послужу.
Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
Игра «Четвёртый- лишний».
- В каждой строчке найди лишний глагол и запиши его в тетрадь. Ребенку с ОВЗ предлагается выписать в тетрадь глаголы в прошедшем времени.
Слайд №2
1. скулил, встречает, дул.
2. напишет, кричит, сходит.
3. рисовал, будет смеяться, принесет.
4. поет, заблестит, сверкает.
Итог урока.
- Как изменяются глаголы?
- Что обозначает глагол в настоящем, прошедшем, в будущем временах?
Д/з: Выполните упр.406, выучите правило на с. 64.
А закончить наш урок я хочу следующими словами:
Что без глаголов предметы?
Лишь названия.
А он придет,
Все в действие приходит:
Летит ракета,
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени
-
Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.
-
Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.
-
Учиться различать временные формы глагола и правильно их употреблять в речи, знать как изменяются глаголы в прошедшем времени.
-
Развивать орфографическую зоркость, творческое воображение.
Оборудование:
-
интерактивная доска, слайды по теме урока;
Ход урока
Ход урока.
1.Орг.момент. Актуализация знаний. Определение темы урока.
Слайд №1 Летает, взяла, накажет, посадил, побелело, прыгают, дышали, будет таять, бегут.
Разделите слова на три столбика. Объястить выбор.
О чем пойдет речь на уроке? (Глаголы изменяются по временам).
Повторяем правило с.64.
2. Работа с новым материалом. Определи о каком времени идет речь.
-
В этом времени глагол обозначает действие действие на момент речи. ( настоящее).
-
В этом времени глагол обозначает действие действие после момента речи. (будущее).
-
В этом времени глагол обозначает действие действие до момента речи. (прошедшее).
Работа с тренажером. Слайд № 2. Ребенок с ОВЗ работает вместе с классом, при необходимости пользуется кнопкой Подсказка
Возвращаемся к слайду №1. У каких глаголов можно определить род?( в прошедшем времени). Какой суффикс помогает узнать глагол в прошедшем времени?(-л). Можно ли определить род у слова дышали?(нет, т.к. мн. число).
Работа с правилом с. 65. Дети приводят свои примеры глаголов, ребенок с ОВЗ определяет род у предложенных глаголов.(Взял, опустилось, не выучили, приняла).
Физкультурная минутка. По вариантам. Называю глаголы в ед. числе-танцует 1В, называю глаголы в мн.ч.- танцует 2 В.(Спряталось, покраснели, мчались, наклонился, мечтали, ответила, скользили, напугало, поспешил).
Закрепление изученного материала. Работа с учебником с.66 №407. Работа с комментированием.
Устная коллективная работа
Слайд №3
Проверочная работа на карточках:
Прочитай. Вставь на месте пропусков подходящие по смыслу глаголы. Определи у глаголов род и число.
Утром______________ румяное солнце. За окном _______________ птицы. Первой ________________ мама. Она тихонько_______________ в сад. Когда мы ________________ , на столе уже нас __________________ вкусный яблочный пирог.
Слова для справок: ждал, вышла, встало, проснулась, выспались, щебетали.
Карточка для ребенка с ОВЗ
Прочитай. Определи род и число глаголов.
Таня гуляла на берегу. С моря подул сильный ветер. Солнце спряталось за свинцовую тучу. Деревья задрожали, и девочка поспешила к дому.
Итог урока.
- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
- Что обозначает глагол в настоящем, прошедшем, в будущем временах?
Д/з: Выполните упр.409, выучите правило на с. 65.