Разработка уроков по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Общее понятие о глаголе. Повторение.

Цели:

  1. Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.

  2. Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.

  3. Повторить правописание безударных гласных в корне слова, синтаксический разбор предложения.

  4. Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

  5. Воспитывать любовь к родному краю, родному языку.

Оборудование:

  • интерактивная доска, слайды по теме урока;

  • карточки для групповой и индивидуальной работы;

Ход урока

1. Организационный момент.

Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

- Прочитайте стихотворение и узнайте, какие слова пропущены.

Зима недаром …
Прошла ее пора -
Весна в окно …
И … со двора.

- Что это за слова? Кто автор этих строк?( Ф.И. Тютчев.)

Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе.

2. Словарная работа. (Задание на доске)

- Образовать от данных слов однокоренные глаголы неопределенной формы.

Беседа, дежурный, желтый, завтрак, мороз, весело, победа, работа.

- Какое слово лишнее? (Веселить, так как безударные гласные, проверяемые в корне слова.)

Карточка для ребенка с ОВЗ

Вставь пропущенные буквы:

М . роз, п . беда, з .втрак, р . бота, д . журный, б . седовать, в . селье, ж . лтизна. Какое слово лишнее?(Глагол- беседовать)

3. Общее понятие о глаголе.

- Что мы знаем о глаголе? (Дети вспоминают на какие вопросы отвечает глагол, как изменяется, каким членом предложения чаще всего является, ребенок с ОВЗ приводит примеры глаголов).

«Глагол - слово, речь, мысль.
Глагол - название буквы Г в славянской и русской азбуке.»

(Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.)

Прежде чем приступить к выполнению заданий, я хочу рассказать вам об истории возникновения слова ГЛАГОЛ. Глагол образовано от слова глаголить, говорить. Когда-то очень давно люди делали орудия для труда и для охоты. Им надо было рассказать друзьям и соседям - как и из чего эти орудия были сделаны. Так появились слова, обозначающие действия. Глаголы - большие труженики. Они всегда что-то делают. Глаголы занимают II место после существительных.

Выполнение упр.№399 с.61

Работа в группах. Ребенок с ОВЗ работает с группой учащихся.

Поставь вопрос к глаголу, определи время и число: Сделай вывод как изменяются глаголы?

1 группа. Снег (что …) укрыл пни и кусты. Толстый лед (что …) сковал ручей. Снежные шубы (что …) надели сосны.
2 группа. (что …) Светит яркое солнышко. (что …) Тают снега. (что …) Плачут сосульки.
3 группа. Скоро (что …) появится молодая травка. (что …) По кочкам пробегут хлопотливые муравьи. (что …) Загудит первый шмель.

Работа с интерактивной доской: ( ребенку с ОВЗ предлагается выбрать знакомый ему фразеологизм, затем работу выполняют остальные учащиеся)

Слайд №1 Стрелками соедини фразеологизмы и их значение:

Повесить голову.
Зарубить на носу.
Положить зубы на полку.
Знать назубок.
Как с неба свалиться.
Сесть в лужу.

Внезапно появиться, возникнуть.
Загрустить.
Оказаться в глупом, неловком положении.
Запомнить.
Голодать.
Хорошо знать.

4. Физкультурная минутка.

- Как живешь?

- Вот так! (Показывают большой палец.)

- Как идешь?

- Вот так! (Идут на месте.)

- Как бежишь?

- Вот так! (Бег на месте.)

- Ночью спишь?

- Вот так! (Руки под щеку, нагнуть голову.)

- Как берешь?

- Вот так!

- Как даешь?

- Вот так!

- Как молчишь?

-Вот так!

- Какие слова я часто употребляла?

Записать предложение с комментированием.

Сделать синтаксический разбор предложения. Сделать вывод о роли глагола в предложении.

Весной река разлилась и затопила низкие берега.

Творческая работа. Составь рассказ по картинке

Разработка уроков по русскому языку

Карточка-помощница для ребенка с ОВЗ
Используй опорные слова : все ярче и ярче, побежали ручьи, растаял снежок, радуются солнцу, свили гнезда, нежно - голубое, кораблики.

  1. Итог урока. Д/з с.62 №400

Учитель читает текст.

Есть слова в русском языке, которые отвечают за порядок. Порядок во всем: в мыслях, в делах, в поступках. Называются они глаголами. От первого лучика солнца до приятного сновидения шаг за шагом ты идешь по ступеням действий. Дышишь, думаешь, творишь, созерцаешь, сострадаешь, любишь… Дружи с глаголами, только они помогут прожить интересно один день, познать мир и совершить ни одно открытие.

К.Д. Паустовский.

Тема урока: Изменение глаголов по временам.

Цели:

  1. Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.

  2. Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.

  3. Учиться различать временные формы глагола и правильно их употреблять в речи;

  4. Развивать орфографическую зоркость, творческое воображение.

Оборудование:

  • интерактивная доска, слайды по теме урока;

Ход урока.

1.Орг. момент. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет,

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

всё расскажет нам…ГЛАГОЛ!

2. Работа над новым материалом.

Мы продолжаем изучать эту интересную часть речи. На интерактивной доске текст:

Слайд №1

Придет весна. Солнце стало пригревать землю своими теплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы, и люди.

Только снег один огорчится. Не рад он весне. Зимой снег будет белый, пушистый, блестящий. А сейчас он лежал грязный, черный. Прятался снег от солнца под кустами и деревьями. Но скоро снег совсем растает. На его месте потянулась из земли сочная зеленая травка.

- Что можете сказать о тексте?

- В чем и почему допущены ошибки?(Глаголы употреблены не в том времени)

- Как их исправить? Проверяем.

- В скольких предложениях сделали исправления?

- В каких по счету? Читаем исправленный вариант.

Пришла весна. Солнце стало пригревать землю своими теплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы, и люди.

Только снег один огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белый, пушистый, блестящий. А сейчас он лежит грязный, черный. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Но скоро снег совсем растает. На его месте потянется из земли сочная зеленая травка.

- Что же нужно знать и уметь, чтобы не допускать таких ошибок?(Знать, что глаголы изменяются по временам, правильно использовать временные формы глагола) В тетрадь выпишите глаголы из этого текста. Укажите время и число глаголов. Как отличить одно время от другого?

Ребенок с ОВЗ выполняет задание у доски, комментирует свою работу. При необходимости получает помощь учителя или одноклассников. Работа с учебником с.64, №404. Взаимопроверка. Работа с правилом с. 64 ( Ребенок с ОВЗ читает правило, дети рассказывают по памяти, приводят свои примеры). Физкультурная минутка. Игра «Угадай». Учитель называет глаголы в разных временных формах. Если глагол прошедшего времени - нужно встать, если настоящего -нужно хлопнуть в ладоши, если будущего - топнуть. Коллективная работа. (Устно)

Отгадать загадку и определить время глаголов.

Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает. Одним проходу не даёт, других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу- груз тяжёлый подхвачу, где прикажут - положу: человеку послужу.

Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

Игра «Четвёртый- лишний».

- В каждой строчке найди лишний глагол и запиши его в тетрадь. Ребенку с ОВЗ предлагается выписать в тетрадь глаголы в прошедшем времени.

Слайд №2

1. скулил, встречает, дул.

2. напишет, кричит, сходит.

3. рисовал, будет смеяться, принесет.

4. поет, заблестит, сверкает.

Итог урока.

- Как изменяются глаголы?

- Что обозначает глагол в настоящем, прошедшем, в будущем временах?

Д/з: Выполните упр.406, выучите правило на с. 64.

А закончить наш урок я хочу следующими словами:

Что без глаголов предметы?

Лишь названия.

А он придет,

Все в действие приходит:

Летит ракета,

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

Тема урока: Изменение глаголов прошедшего времени

  1. Повторить и усовершенствовать знания учащихся о существенных признаках глагола.

  2. Развивать умение точно употреблять глаголы в устной и письменной речи.

  3. Учиться различать временные формы глагола и правильно их употреблять в речи, знать как изменяются глаголы в прошедшем времени.

  4. Развивать орфографическую зоркость, творческое воображение.

Оборудование:

  • интерактивная доска, слайды по теме урока;

Ход урока

Ход урока.

1.Орг.момент. Актуализация знаний. Определение темы урока.

Слайд №1 Летает, взяла, накажет, посадил, побелело, прыгают, дышали, будет таять, бегут.

Разделите слова на три столбика. Объястить выбор.

О чем пойдет речь на уроке? (Глаголы изменяются по временам).

Повторяем правило с.64.

2. Работа с новым материалом. Определи о каком времени идет речь.

  1. В этом времени глагол обозначает действие действие на момент речи. ( настоящее).

  2. В этом времени глагол обозначает действие действие после момента речи. (будущее).

  3. В этом времени глагол обозначает действие действие до момента речи. (прошедшее).

Работа с тренажером. Слайд № 2. Ребенок с ОВЗ работает вместе с классом, при необходимости пользуется кнопкой Подсказка

Разработка уроков по русскому языку

Возвращаемся к слайду №1. У каких глаголов можно определить род?( в прошедшем времени). Какой суффикс помогает узнать глагол в прошедшем времени?(-л). Можно ли определить род у слова дышали?(нет, т.к. мн. число).

Работа с правилом с. 65. Дети приводят свои примеры глаголов, ребенок с ОВЗ определяет род у предложенных глаголов.(Взял, опустилось, не выучили, приняла).

Физкультурная минутка. По вариантам. Называю глаголы в ед. числе-танцует 1В, называю глаголы в мн.ч.- танцует 2 В.(Спряталось, покраснели, мчались, наклонился, мечтали, ответила, скользили, напугало, поспешил).

Закрепление изученного материала. Работа с учебником с.66 №407. Работа с комментированием.

Устная коллективная работа

Слайд №3

Разработка уроков по русскому языку

Проверочная работа на карточках:

Прочитай. Вставь на месте пропусков подходящие по смыслу глаголы. Определи у глаголов род и число.

Утром______________ румяное солнце. За окном _______________ птицы. Первой ________________ мама. Она тихонько_______________ в сад. Когда мы ________________ , на столе уже нас __________________ вкусный яблочный пирог.

Слова для справок: ждал, вышла, встало, проснулась, выспались, щебетали.

Карточка для ребенка с ОВЗ

Прочитай. Определи род и число глаголов.

Таня гуляла на берегу. С моря подул сильный ветер. Солнце спряталось за свинцовую тучу. Деревья задрожали, и девочка поспешила к дому.

Итог урока.

- Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

- Что обозначает глагол в настоящем, прошедшем, в будущем временах?

Д/з: Выполните упр.409, выучите правило на с. 65.



© 2010-2022