- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа курса внеурочной деятельности «Учимся безопасно жить»
Программа курса внеурочной деятельности «Учимся безопасно жить»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лобанова Л.Н. |
Дата | 08.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Чаинского района
«Подгорнская средняя общеобразовательная школа»
Программа курса внеурочной деятельности
«Учимся безопасно жить»
Срок реализации: 1 год
Возрастная категория обучающихся: 7-8 лет
Автор-составитель:
Лобанова Людмила Николаевна
Подгорное 2013
Пояснительная записка
Актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, криминальная опасность, экстремальные ситуации.
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, поэтому в одиночку с ними не справиться. К великому сожалению, люди очень разобщены, замкнуты в своих квартирах и чужая беда не всегда вызывает желание прийти на помощь, пожертвовать своим спокойствием .Только когда беда приходит к вам, запоздало мелькает мысль, что всё могло быть иначе, если бы рядом оказался человек, которому вы когда-то отказали в помощи. Люди сейчас в стране обеспокоены ростом преступности, опасностью стать жертвой несчастного случая или чьей-то халатности, кажущейся безысходностью перед судьбой.
Много беды приносит огонь, стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии на производстве. Правильное поведение нередко спасает даже в самой, казалось бы, безысходной ситуации. Безусловно, если человеку грозит беда, у него срабатывает инстинкт самосохранения, и он пытается спастись любым путём. Однако нередко, движимый этим инстинктом, он теряет самообладание.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы.
Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же ситуации.
Чем труднее ситуация для ребёнка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.
Возникает необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в обществе, выработать автоматизм безопасного поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе.
Важно организовать такой процесс профилактической работы, который дал бы учащемуся возможность получения полезных знаний, а также в ходе
разнообразной профилактической работы прививать устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации.
Цель: привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации.
Задачи:
-
изучить правила дорожного движения;
-
формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части;
-
развивать коммуникативные качества личности для ответственного и осознанного поведения во время пожара и других экстремальных ситуаций;
-
прививать навыки оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях;
-
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
Программа рассчитана на проведение занятий с детьми 7-8 лет в течение 1 года обучения в объёме 31 часа и предназначена для учащихся начальной школы.
Личностные, метапредметные,
предметные, планируемые результаты освоения курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; -формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; -усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; -формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; -освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; -формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; -формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; -понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; -понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; -знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства; -знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; -умение оказать первую помощь пострадавшим; -умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.
Календарно-тематическое планирование.
№
Темы
Кол-во часов
Дата
Пожарная безопасность (9ч)
1
Вводное занятие
1
5.09
2
Пожарным можешь ты не быть…
1
12.09
3-4
С огнём играть опасно
2
19.09
26.09
5
Невесёлые петарды
1
3.10
6
Личная безопасность
1
10.10
7
Эстафеты «Юные помощники пожарных»
1
17.10
8
Игры, головоломки
1
25.10
9
Учение по экстренной эвакуации
1
31.10
10
Рисование по теме: «Я б в пожарники пошел…»
1
15.11
Дорожная азбука (9ч)
11
Вводное занятие «Улица и мы»
1
22.11
12
Обязанности пешеходов
1
29.11
13
Правила поведения на улице
1
6.12
14
Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки
1
13.12
15
Дорожные знаки. Их виды
1
20.12
16
Знакомьтесь, светофор
1
27.12
17
Викторина «Знаток дорожной азбуки»
1
10.01
18
Гонки с препятствиями. Правила езды на велосипеде
1
17.01
19
ГИБДД - помощник и друг
1
24.01
20
Изготовление поделки «Светофор»
1
31.01
Азы безопасности (13ч)
21
Службы 01, 02, 03, 04
1
7.02
22
Несчастные случаи
1
21.02
23
Дружить ли с незнакомцами?
1
28.02
24
Поведение на воде
1
7.03
25
Поведение на льду
1
14.03
26
Опасные сосульки
1
21.03
27
Стихийные бедствия
1
4.04
28
Технологические аварии и катастрофы
1
11.04
29
Опасности, подстерегающие в школе
1
18.04
30
НЕвеселые качели
1
25.04
31
Загораем правильно
1
9.05
32
Итоговое занятие. Беседа.
1
16.05
33
Викторина «Я умею безопасно жить»
1
23.05
Предполагаемы результаты реализации программы.
Учащиеся должны знать:
-
определение понятий «экстремальная ситуация», «стихийное бедствие», «катастрофа», «технологическая авария»;
-
правила поведения на дорогах;
-
правила пожарной безопасности;
-
правила поведения в экстремальных ситуациях;
-
способы защиты и оказания первой помощи в определённой ситуации;
Учащиеся должны уметь:
-
структурировать полученные ранее знания;
-
вызвать экстренные службы;
-
пользоваться средствами защиты;
-
соблюдать спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях;
-
оказать первую помощь нуждающемуся.
Материально-техническое обеспечение:
-
Компьютер, проектор, мультимедийная доска;
-
Канцелярские принадлежности для викторин.
Контрольно-измерительные материалы: тестирование, практические работы, интеллектуальные игры.
Список учебно-методической литературы
1.Цвилюк Г.Е. Школа безопасности.- 1995
2.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения.- 2007
3.Гостюшин А. Человек в экстремальных ситуациях.-1995
4. Коган М.С. Осторожней будь с огнём утром, вечером и днём (игровые
программы)- 2009
5.Цвилюк Г.Е. Азы безопасности.- 1995
6. Рублях В.Э. Правила дорожного движения. Книга для учащихся 1 класса.
1979
7. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса.- 1979
8.Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник
школьника.- 1997
9.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.- 1996.
10. DVD диск «Смешарики. Азбука безопасности».- 2011.