Программа курса внеурочной деятельности «Учимся безопасно жить»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Чаинского района

«Подгорнская средняя общеобразовательная школа»






Программа курса внеурочной деятельности

«Учимся безопасно жить»





Срок реализации: 1 год

Возрастная категория обучающихся: 7-8 лет


Автор-составитель:

Лобанова Людмила Николаевна



Подгорное 2013


Пояснительная записка

Актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, криминальная опасность, экстремальные ситуации.

Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, поэтому в одиночку с ними не справиться. К великому сожалению, люди очень разобщены, замкнуты в своих квартирах и чужая беда не всегда вызывает желание прийти на помощь, пожертвовать своим спокойствием .Только когда беда приходит к вам, запоздало мелькает мысль, что всё могло быть иначе, если бы рядом оказался человек, которому вы когда-то отказали в помощи. Люди сейчас в стране обеспокоены ростом преступности, опасностью стать жертвой несчастного случая или чьей-то халатности, кажущейся безысходностью перед судьбой.

Много беды приносит огонь, стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии на производстве. Правильное поведение нередко спасает даже в самой, казалось бы, безысходной ситуации. Безусловно, если человеку грозит беда, у него срабатывает инстинкт самосохранения, и он пытается спастись любым путём. Однако нередко, движимый этим инстинктом, он теряет самообладание.

Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы.

Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же ситуации.

Чем труднее ситуация для ребёнка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.

Возникает необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в обществе, выработать автоматизм безопасного поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе.

Важно организовать такой процесс профилактической работы, который дал бы учащемуся возможность получения полезных знаний, а также в ходе

разнообразной профилактической работы прививать устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации.

Цель: привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой жизненной ситуации.

Задачи:

  • изучить правила дорожного движения;

  • формировать чувство ответственности при нахождении на проезжей части;

  • развивать коммуникативные качества личности для ответственного и осознанного поведения во время пожара и других экстремальных ситуаций;

  • прививать навыки оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях;

  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

Программа рассчитана на проведение занятий с детьми 7-8 лет в течение 1 года обучения в объёме 31 часа и предназначена для учащихся начальной школы.

Личностные, метапредметные,

предметные, планируемые результаты освоения курса

«Основы безопасности жизнедеятельности»



Личностные результаты:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; -формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; -усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; -формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; -формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; -освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; -формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; -формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; -формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; -освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; -формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:
-формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; -формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; -понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; -понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; -знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства; -знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; -умение оказать первую помощь пострадавшим; -умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.































Календарно-тематическое планирование.


Темы

Кол-во часов

Дата


Пожарная безопасность (9ч)

1

Вводное занятие

1

5.09

2

Пожарным можешь ты не быть…

1

12.09

3-4

С огнём играть опасно

2

19.09

26.09

5

Невесёлые петарды

1

3.10

6

Личная безопасность

1

10.10

7

Эстафеты «Юные помощники пожарных»

1

17.10

8

Игры, головоломки

1

25.10

9

Учение по экстренной эвакуации

1

31.10

10

Рисование по теме: «Я б в пожарники пошел…»

1

15.11


Дорожная азбука (9ч)

11

Вводное занятие «Улица и мы»

1

22.11

12

Обязанности пешеходов

1

29.11

13

Правила поведения на улице

1

6.12

14

Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки

1

13.12

15

Дорожные знаки. Их виды

1

20.12

16

Знакомьтесь, светофор

1

27.12

17

Викторина «Знаток дорожной азбуки»

1

10.01

18

Гонки с препятствиями. Правила езды на велосипеде

1

17.01

19

ГИБДД - помощник и друг

1

24.01

20

Изготовление поделки «Светофор»

1

31.01


Азы безопасности (13ч)

21

Службы 01, 02, 03, 04

1

7.02

22

Несчастные случаи

1

21.02

23

Дружить ли с незнакомцами?

1

28.02

24

Поведение на воде

1

7.03

25

Поведение на льду

1

14.03

26

Опасные сосульки

1

21.03

27

Стихийные бедствия

1

4.04

28

Технологические аварии и катастрофы

1

11.04

29

Опасности, подстерегающие в школе

1

18.04

30

НЕвеселые качели

1

25.04

31

Загораем правильно

1

9.05

32

Итоговое занятие. Беседа.

1

16.05

33

Викторина «Я умею безопасно жить»

1

23.05















Предполагаемы результаты реализации программы.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятий «экстремальная ситуация», «стихийное бедствие», «катастрофа», «технологическая авария»;

  • правила поведения на дорогах;

  • правила пожарной безопасности;

  • правила поведения в экстремальных ситуациях;

  • способы защиты и оказания первой помощи в определённой ситуации;

Учащиеся должны уметь:

  • структурировать полученные ранее знания;

  • вызвать экстренные службы;

  • пользоваться средствами защиты;

  • соблюдать спокойствие и рассудительность в экстремальных ситуациях;

  • оказать первую помощь нуждающемуся.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер, проектор, мультимедийная доска;

  2. Канцелярские принадлежности для викторин.

Контрольно-измерительные материалы: тестирование, практические работы, интеллектуальные игры.



Список учебно-методической литературы

1.Цвилюк Г.Е. Школа безопасности.- 1995

2.Ижевский П.В. Обучение правилам дорожного движения.- 2007

3.Гостюшин А. Человек в экстремальных ситуациях.-1995

4. Коган М.С. Осторожней будь с огнём утром, вечером и днём (игровые

программы)- 2009

5.Цвилюк Г.Е. Азы безопасности.- 1995

6. Рублях В.Э. Правила дорожного движения. Книга для учащихся 1 класса.

1979

7. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. Учебное пособие для 2 класса.- 1979

8.Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник

школьника.- 1997

9.Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.- 1996.

10. DVD диск «Смешарики. Азбука безопасности».- 2011.


© 2010-2022