Конспект урока по литературному чтению на тему Дедушка Мазай и зайцы

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Сендажи Марта Ондаровна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 14 г.Кызыла Урок по литературному чтению в 3 классе. Тема: Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Цели и задачи:
  • познакомить учащихся с новым произведением Н.А. Некрасова;
  • отрабатывать навык выразительного и выборочного чтения;
  • развивать устойчивое внимание и воображение учащихся, расширять кругозор;
  • развивать мышление, связную речь учащихся, умение передавать свое впечатление от прочитанного;
  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным;
  • воспитывать чувство коллективизма, через работу в парах;
Оборудование: презентация « Урок по литературному чтению в 3 классе. Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и Зайцы»; учебник по чтению «Лит.чт.» Голованова М.В., Горецкий В.Г, Климанова Л.Ф.; карточки со словарными словами для работы в парах; карточки для слабочитающих учащихся; Ход урока.
  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания. (Слайд 2).
- С творчеством, какого писателя мы ознакомились на прошлом уроке? (Николая Алексеевича Некрасова) - Посмотрите на портрет этого поэта. Каким вы его себе представляете? (Серьёзным) -А вот и нет. Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. - Какими стихотворениями Некрасова мы познакомились? Кто выучил наизусть отрывки из стихотворений? (2-3 уч-ся) а) Рассказ одного ученика о творчестве Н.А.Некрасова, знакомство с его произведениями . ( слайд 3-6) -Н.А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях. Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы. -Очень любил Н.Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство. -Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго? - Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь. 3. Речевая разминка б) -Сейчас прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. УмелеЗаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь -Какая скороговорка получилось? У зайки Бубы заболели зубы. -Про кого речь пойдет сегодня? (про зайца) в) - Теперь прочитайте пословицу с разной интонацией. Солнце светит, солнце сияет - вся природа оживает. - О каком времени года в ней говорится? (О весне). 3. ПОДГОТОВКА К УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Вступительная беседа. С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе это явление называют половодьем. Весной во время половодья особенно трудно бывает животным. Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны людей. ( слайд 7-8) Слово половодье прочитывается вслух, ставится ударение, повторяется значение слова. Половодье -весенний разлив реки от таяния снега. ( слайд 9) -Н.Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи. - Один такой случай о половодье описал в своем стихотворении Николай Алексеевич Некрасов. Называется это стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». ( слайд 10) 4. Сообщение темы урока. а )Работа по картине В. Волкова (Слайд 11 Некрасова). -Замечательные картины природы описал в своих стихотворениях Н.А. Некрасов. Но вот перед вами картина художника В. Волкова «Весеннее половодье». На ней тоже изображена природа. - Где происходит действие картины?(на реке) - Что произошло с рекой? Когда реки выходят из берегов? (река разлилась, затопила берег…) - Что тогда может произойти? (вода может затопить дома, гибнут в норках животные) - Почему это явление называется половодьем? (половодье - полная вода, много воды) б) Знакомство с историей написания стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы». ( Слайд 12) - Историю, случившуюся в половодье, в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен только отрывок этого произведения, поэтому, ваш друг расскажет вам предысторию. ( ученик читает) - В деревне Малые Вежи жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем. Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу. Деревня, где жил Мазай была особенная. Каждую весну река выходила из берегов и затопляла дома и огороды, поэтому жители догадались поставить дома на столбы. Зато летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая, зеленая деревня. Каждый год он приезжал туда поохотиться, побродить по лесу, отдохнуть. Его неизменным спутником был старый Мазай. Он знал много забавных историй. А Некрасов любил их слушать. На основе одной такой истории Некрасов и написал стихотворение. - Вы уже догадались, как оно называется? («Дедушка Мазай и зайцы») - Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» -Вы сейчас услышите отрывок из стихотворения в исполнении артиста Грибова. (Слайд.)

- Понравилось вам стихотворение? - Какие чувства вы переживали, когда слушали его? (чувство страха за зайцев, их было жалко…) - Хотелось бы вам еще раз перечитать это стихотворение? 5.Словарная работа (работа в парах). - Стихотворение написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения. Чтобы лучше понять смысл стихотворения, заглянем в словарь учебника и найдем там значение слов: аршин, сажень, зипун. - Но кроме этих слов, в произведении есть еще непонятные слова. Вы сейчас попробуете сами определить их значение. Работаем парами. Перед вами листочки с заданиями. Игра «Найди пару» (соединить стрелками слово и его значение) Дети работают в парах. Силки (силок) Тяжесть, груз Багры (багор) Забава, веселье Тягота Шевелить ушами, выражая испуг Потеха Петли для ловли птиц Лопочут ушами Шесты с металлическим крючком Проверка работы с доски.(Слайд 14) Физкультминутка. 6.Чтение стихотворения вслух. (Читают сильные ученики - 3-4 человека) У некоторых ребят на парте есть листочки со словами, которые могут вызвать трудности при чтении. Сейчас они нам их будут зачитывать, а все остальные дети постараются найти их в тексте. БО-ЛО-ТИС-ТОМ ПОД-БИ-РА-ЛАСь НИЗ-МЕН-НОМ ПО-ЛО-ВОДЬ-Е СКРЕС-ТИВ-ШИ (работа со слабыми)

7. Работа по содержанию текста. ( Выборочное чтение и отработка выразительного чтения) - Почему осталось мало дичи в тех местах? (мужики охотятся в неположенное время, когда животные и так в беде) В каких словах звучит упрек жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова? - В какую беду попали зайцы? (не успели спастись от воды) -Как они себя вели? Почему сами прыгали в лодку? (им было страшно, они были в панике) - Как Мазай называет зайцев? Почему? - Найдите сравнения, с кем сравнивает дед Мазай зайцев? (купчиха, горемыка…) -Жалко ли вам зайчиху? Почему? (ей было тяжелее других) - Как размещались зайцы на бревне? (сидя, и стоя, и лёжа пластом…) Какие чувства испытывал старый Мазай? (жалость) Как надо прочитать эти строки? - Прочитайте, как описывает Некрасов поведение зайцев, увидевших берег. - Какие слова он им сказал на прощанье? Почему? (Но уж зимой зайцы не попадайтесь. Мазай - охотник, а зимой охота на зайцев разрешена ). -Что хотел сказать читателям Н.А.Некрасов своим стихотворением? Какова основная мысль произведения? (Нужно бережно относиться к природе, помогать тем, кто попал в беду или слабее…) 8. Деление текста на части. - Пользуясь планом разделите стихотворение на 6 частей. План: 1. Зайцы на островке. 2. Спасение. 3. Зайчишка на пне. 4. Зайчиха в кустах. 5. Зайцы на бревне. 6. На берегу. Анализ стихотворения.

  1. Чтение учащимися первой части. Ответы на вопросы.
- Почему мало дичи осталось в тех местах, где жил дедушка Мазай? - В каких словах мы слышим большой упрек мужикам? Как нужно читать эти слова? - В какую беду попали зайцы?
  1. Чтение второй части. Ответы на вопросы.
- Как вели себя зайцы при виде Мазая? - Почему они стали прыгать в лодку сами? - Как Мазай называет зайцев? - О чем говорят эти слова? - С какой интонацией прочитаем слова дедушки Мазая?
  1. Чтение третьей части. Ответы на вопросы.
- Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части. (Горемыка) - С чем сравнивает зайца, стоящего на пне? (Со столбиком) - Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?
  1. Чтение четвертой части. Ответы на вопросы.
- На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста? (купчиха) - Жалко ли вам ее? Почему?
  1. Чтение пятой части. Ответы на вопросы.
- Как размещались зайцы на бревне? Как надо читать эти строки?
  1. Чтение шестой части. Ответы на вопросы.
- Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова? - Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег. - Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему? 9. Итог урока. а) Тест-игра. -Как внимательны были вы сегодня на уроке, покажет тест. Найдите ошибки в строках.
  • Только осенние воды сойдут…
  • Впятеро больше бы дичи велось,
Если мешками её не ловили…
  • Сами не с места; я взял одного.
Прочим скомандовал: плывите за нами…
  • Глядь, у куста копошится лосиха…


  • Только уселась команда босая,
Весь островочек пропал под водой… б) Творческая работа. -Предлагается учащимся проиллюстрировать один из понравившихся эпизодов стихотворения. -Молодцы, все были внимательны на уроке. Как же называется стихотворение, с которым мы сегодня познакомились? А кто автор этого произведения? - Вам оно понравилось? - Посмотрите, как изображен дед Мазай в книге. - В чем он одет? - Понравился ли вам дед Мазай? Почему? - Как поэт относится к Мазаю? - Что вы узнали о жизни животных весной? - Какое отношение к животным пробуждает автор? - Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить? 10. Рефлексия. 11. Домашнее задание с. 170-172, выучить наизусть понравившийся отрывок и сделать к нему рисунок.
© 2010-2022