Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки Зелибобы и Бусинки

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 417» ( ГБОУ ШКОЛА № 417 )




Рассмотрено:

Руководитель МО

__________/Бикетова О.А.


Протокол № _________

От «____»________20___г.


Согласовано:

Методист по УВР 1ступени


__________/Михалёва Г.Д.


От «___»_______20____г.


Утверждено:

Руководитель ОО

_________/Данилина Т.А.

Приказ №_____


От «___»_______20____г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«Разговор о правильном питании»







Программу составили:

Бурвикова С.В.

учитель высшей квалификационной категории

Авдащенко Е.Н.














Москва

2015 год.

1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 - 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
  2. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
  3. Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  4. Плана по внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 417
  5. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам ГБОУ СОШ № 417 по реализации ФГОС.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону. Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста. Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач: • формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье; • формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила; • освоение детьми и подростками практических навыков рационального питания; • формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека; • информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов; • развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности; • развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы; • просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ


  • Развитие познавательных интересов.

  • Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.

  • Развитие самосознания младшего школьника как личности.

  • Уважение к себе.

  • Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.

  • Иметь и выражать свою точку зрения.

  • Целеустремлённость.

  • Настойчивость в достижении цели.

  • Готовность к преодолению трудностей.

  • Способность критично оценивать свои действия и поступки.

  • Коммуникабельность


Программа построена на основе следующих принципов:
  • доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
  • актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
  • деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
Новизна программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда. Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.). Одно из важнейших условий эффективного проведения курса - поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий - праздников, конкурсов, викторин. В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.

3.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1- 4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс - 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год. Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:

  • разнообразие питания:
1. «Самые полезные продукты», 2. «Что надо есть, если хочешь стать сильнее», 3. «Где найти витамины весной», 4. «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты», 5. «Каждому овощу свое время»;
  • гигиена питания:
«Как правильно есть»;
  • режим питания:
«Удивительные превращения пирожка»;
  • рацион питания:
1. «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,- 2. «Плох обед, если хлеба нет», 3. «Полдник. Время есть булочки», 4. «Пора ужинать», 5. «Если хочется пить»;
  • культура питания:

  1. «На вкус и цвет товарищей нет»,

4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:

  • о правилах и основах рационального питания,
  • о необходимости соблюдения гигиены питания;
  • о полезных продуктах питания;
  • о структуре ежедневного рациона питания;
  • об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
  • об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
  • об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
умения:

Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные; Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

Формы контроля


Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий. . Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: - оформление выставок работ учащихся в классе, школе; - оформление выставки фотографий «Мы - за здоровое питание»

8.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ


При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов. Личностными результатами изучения курса является формирование умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
  • В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий: Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • Проговаривать последовательность действий
  • Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
  • Учиться работать по предложенному учителем плану
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
  • Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
Коммуникативные УУД:
  • Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
  • Слушать и понимать речь других
  • Читать и пересказывать текст
  • Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
  • Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование умений:
  • Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
  • Выделять существенные признаки предметов
  • Сравнивать между собой предметы, явления
  • Обобщать, делать несложные выводы
  • Определять последовательность действий


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Формы работы:
  • Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
  • Фронтальная работа - это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
  • Индивидуальная работа - большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Методы:
  • Репродуктивный - (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
  • Проблемный
  • Частично-поисковый - (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
  • Объяснительно-иллюстративный.



«Разговор о правильном питании»

Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие (35 мин) каждую неделю.

п⁄п

Раздел

1

класс




2

класс




3

класс




4

класс










1.

Разнообразие питания


5


5


5


5

2.

Гигиена питания и приготовление пищи


10


12


12


14

3.

Этикет


8


8


8


6

4.

Рацион питания


5


5


5


5

5.

Из истории русской кухни.

5


4


4


4


Итого







33




34




34



34

Разнообразие питания (20 ч)

Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».

Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч) Гигиена школьника. Здоровье - это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты - покупатель.

Этикет (30 ч)

Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.

Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.

Вкусные традиции моей семьи.

Рацион питания (20 ч)

Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.

Из истории русской кухни (17ч)

Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:

В 1 - м классе:

знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;

навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;

умение определять полезные продукты питания.

Во 2 - м классе:

знание о структуре ежедневного рациона питания;

навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;

умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.

В 3 - м классе:

знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;

навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;

умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.

В 4 м классе:

- знания детей об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

навыки, связанные с этикетом в области питания;

- умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.

Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.

Примерная тематика родительских собраний:

«Правильное питание - залог здоровья»

«Здоровая пища для всей семьи».

«Учите детей быть здоровыми».

«Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».

«Формирование здорового образа жизни младших школьников».

«Режим питания школьника».

«Основные принципы здорового питания школьников».

«Рецепты правильного питания для детей».

« Вредные для здоровья продукты питания».

«При ослаблении организма принимайте витамины».

Содержание программы «Разговор о правильном питании»

1-й год обучения

Содержание

Теория

Практика

1. Разнообразие питания.

Знакомство с программой . Беседа.

Экскурсия в столовую.

2. Самые полезные продукты

Беседа « Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты.

Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.

3. Правила питания.

Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.

Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.

4. Режим питания.

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка

5. Завтрак

Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака.

Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.

6. Роль хлеба в питании детей

Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рацион питания,обед.

Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда.

7. Проектная деятельность.

Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта.

Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».

8. Подведение итогов работы.

Творческий отчет вместе с родителями.

Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»

1-й год обучения

п/п

Содержание занятия

Всего часов

Дата

Основные виды деятельности

1

Если хочешь быть здоров

1

Работа с учебником- тетрадью

2

Из чего состоит наша пища

1

Иллюстрирование;

Групповая работа;

3

Полезные и вредные привычки

1

Групповая работа;

Игра-обсуждение «Законы питания»

4

Самые полезные продукты

1

Работа с учебником - тетрадью;

Групповая работа;

5

Как правильно есть(гигиена питания)

1

Работа с учебником- тетрадью;

Иллюстрирование;

6

Удивительное превращение пирожка

1

Работа с учебником- тетрадью;

Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина»

7

Твой режим питания

1

Игра -соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»

Тест «Самые полезные продукты

8

Из чего варят каши

1

Игра «Знатоки»

Работа с учебником- тетрадью;

9

Как сделать кашу вкусной

1

Игра «Поварята»

Конкурс «Самая вкусная и полезная каша

10

Плох обед, коли хлеба нет

1

Работа с учебником- тетрадью;

Игра «Советы Хозяюшки»

11

Хлеб всему голова

1

Игра «Секреты обеда»

Групповая работа;

12

Полдник

1

Работа с учебником- тетрадью;

Групповая работа;

Игра «Что за чудо пирожки»

13

Время есть булочки

1

Иллюстрирование;

Игра «Кладовая народной мудрости

14

Пора ужинать

1

Групповая работа;

Иллюстрирование;

Игра «Что можно есть на ужин»

15

Почему полезно есть рыбу

1

Работа с учебником- тетрадью;

Практическая работа «Определи вкус продукта»

16

Мясо и мясные блюда

1

Групповая работа;

Игра «Приготовь блюдо

17

Где найти витамины зимой и весной

1

Работа с учебником - с тетрадью;

Иллюстрирование;

18

Всякому овощу - свое время

1

Проект «Витамины и минеральные вещества в жизни человека

19

Как утолить жажду

1

Работа с учебником - тетрадью;

Игра-демонстрация «Из чего готовят соки»

20-21

Что надо есть - если хочешь стать сильнее

2

Работа с учебником- тетрадью;

Игра «Меню спортсмена»

22

На вкус и цвет товарищей нет

1

23-24

Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты

2

Работа с учебником- тетрадью;

Игра «Овощи и фрукты»

25

Каждому овощу - свое время

1

Работа с учебником- тетрадью;

Русская сказка «Вершки и корешки»

26-27

Народные праздники, их меню

2

Составление меню любого праздника

28

Как правильно накрыть стол.

1

Конкурс «К нам пришли гости. Накрываем стол».

29

Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом

1

Правила этикета.Работа с энциклопедией хороших манер.

30

Щи да каша - пища наша

1

Игра «Знатоки»

Работа с учебником- тетрадью

31-

Что готовили наши прабабушки.

1

32

Итоговое занятие «Здоровое питание - отличное настроение»

1

Проект «Режим питания

33

Праздник урожая

1

Подарки для Зелибобы;

Конкурс «Собираем урожай для Зелибобы

8.Предполагаемые результаты 1-го года обучения.

Ученики должны знать:

- полезные продукты;

- правила этикета;

- роль правильного питания в здоровом образе жизни.

После первого года обучения ученики должны уметь:

- соблюдать режим дня

- выполнять правила правильного питания;

- выбирать в рацион питания полезные продукты

7. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование и обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Разговор о правильном питании» необходимы следующие принадлежности: - компьютер, принтер, сканер, мультимедийная установка; - набор ЦОР по проектной технологии.

7.1Методическое обеспечение

Автор, название

Год издания

Класс

Наличие электронного приложения

1

Безруких М.М Филлипова Т.А. Макеева А.Г.. Методическое пособие, 1 класс. «Формула правильного питания».

Программа курса «ОЛМА МЕДИА Групп

2010

1

нет

2

. Безруких М.М Филлипова Т.А. Макеева А.Г..

Рабочая тетрадь: ОЛМА МЕДИА Групп

2010

1


7.2 Электронные образовательные ресурсы

Название ресурса (ссылка на Интернет-ресурс)

Темы, в которых применяется ресурс

Класс

1

Единые коллекция цифровых образовательных ресурсов

school-collection.edu.ru/

По всем темам курса

1

2

Детские презентации

viki.rdf.ru/

По всем темам курса и на внеурочной деятельности

1

7.3 Учебное оборудование

Название учебного оборудования

Темы, в которых применяется ресурс

Класс

1

Палитра 2.Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

1

2

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

1

3

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме);

На занятиях по развитию речи.

1

4

Материалы Никитина

31. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

1

5

Пирамида

7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

1

7.4.1 Компьютерная техника и интерактивное оборудование


Название учебного оборудования

Темы, в освоении которых применяется курс

Класс

1

Компьютеры

Внеурочная деятельность

1

2

Мультимедийная установка

Для демонстрации презентаций

1

7.4.2. Учебно-развивающая среда и ресурсы

Развивающая среда

Предмет, тема

1

Помещение библиотеки

15.Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

2

Музей русского быта в шк.№632 21. Тренировка внимания. Развитие мышления Знакомство с русскими традициями в культуре питания.

3

.В помещении библиотеки №417.

7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

4

Развивающий час на сцене «Литературный уголок

18. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с

Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с

Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с

Список литературы для детей.

1.Верзилин.Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с

2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с

3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.

4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас - справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.



© 2010-2022