- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки Зелибобы и Бусинки
Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки Зелибобы и Бусинки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Авдащенко Е.Н. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 417» ( ГБОУ ШКОЛА № 417 )
Рассмотрено:
Руководитель МО
__________/Бикетова О.А.
Протокол № _________
От «____»________20___г.
Согласовано:
Методист по УВР 1ступени
__________/Михалёва Г.Д.
От «___»_______20____г.
Утверждено:
Руководитель ОО
_________/Данилина Т.А.
Приказ №_____
От «___»_______20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Разговор о правильном питании»
Программу составили:
Бурвикова С.В.
учитель высшей квалификационной категории
Авдащенко Е.Н.
Москва
2015 год.
1. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» для 1 - 4 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями)
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189 зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 г., рег. № 19993);
- Образовательной программы разработанной специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством М.М. Безруких, директора этого института, академика РАО и методического пособия для учителей/ Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Плана по внеурочной деятельности ГБОУ СОШ № 417
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам ГБОУ СОШ № 417 по реализации ФГОС.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
-
Развитие познавательных интересов.
-
Развитие желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания.
-
Развитие самосознания младшего школьника как личности.
-
Уважение к себе.
-
Способность индивидуально воспринимать окружающий мир.
-
Иметь и выражать свою точку зрения.
-
Целеустремлённость.
-
Настойчивость в достижении цели.
-
Готовность к преодолению трудностей.
-
Способность критично оценивать свои действия и поступки.
-
Коммуникабельность
Программа построена на основе следующих принципов:
- доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- демократичности (взаимодействие педагога и ученика в социуме);
- актуализации знаний и умений (учебные ситуации предлагаются с точки зрения потребностей младших школьников);
- деятельностной основы процесса обучения (удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре).
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда. Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Факультативный курс носит интерактивный характер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.). Одно из важнейших условий эффективного проведения курса - поддержка родителей. Поэтому в «Разговоре о правильном питании» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий - праздников, конкурсов, викторин. В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРОГРАММЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Разговор о правильном питании» предназначена для учащихся 1- 4 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс - 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год. Тематика курса охватывает различные аспекты рационального питания:
- разнообразие питания:
- гигиена питания:
- режим питания:
- рацион питания:
- культура питания:
- «На вкус и цвет товарищей нет»,
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате изучения курса «Разговор о правильном питании» младшие школьники получат представления:
- о правилах и основах рационального питания,
- о необходимости соблюдения гигиены питания;
- о полезных продуктах питания;
- о структуре ежедневного рациона питания;
- об ассортименте наиболее типичных продуктов питания;
- об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
- об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные; Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
Формы контроля
Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий. . Подведение итогов реализации программы проводится в виде выставок работ учащихся, праздников, игр, викторин. В том числе: - оформление выставок работ учащихся в классе, школе; - оформление выставки фотографий «Мы - за здоровое питание»
8.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
При умелом проведении интегрированных занятий, целесообразном планировании тем трудовой и изобразительной деятельности кружка, использовании доступного, известного с детства материала можно добиться определённых результатов. Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
- В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией
- Учиться работать по предложенному учителем плану
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности
- Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи
- Слушать и понимать речь других
- Читать и пересказывать текст
- Совместно договариваться о правилах общения и следовать им
- Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
- Описывать признаки предметов и узнавать по их признакам
- Выделять существенные признаки предметов
- Сравнивать между собой предметы, явления
- Обобщать, делать несложные выводы
- Определять последовательность действий
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Групповая работа. Работа в парах.(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
- Фронтальная работа - это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
- Индивидуальная работа - большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
- Репродуктивный - (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный
- Частично-поисковый - (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес).
- Объяснительно-иллюстративный.
«Разговор о правильном питании»
Выполнение программы рассчитано на четырёхлетний срок обучения, 1 занятие (35 мин) каждую неделю.
№
п⁄п
Раздел
1
класс
2
класс
3
класс
4
класс
1.
Разнообразие питания
5
5
5
5
2.
Гигиена питания и приготовление пищи
10
12
12
14
3.
Этикет
8
8
8
6
4.
Рацион питания
5
5
5
5
5.
Из истории русской кухни.
5
4
4
4
Итого
33
34
34
34
Разнообразие питания (20 ч)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Конкурс проектов «Витаминная семейка». Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Викторина «Чипполино и его друзья».
Гигиена питания и приготовление пищи (48 ч) Гигиена школьника. Здоровье - это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты - покупатель.
Этикет (30 ч)
Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Вкусные традиции моей семьи.
Рацион питания (20 ч)
Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день.
Из истории русской кухни (17ч)
Знания, умения, навыки, которые формирует данная программа у младших школьников:
В 1 - м классе:
знание детей о правилах и основах рационального питания, о необходимости соблюдения гигиены питания;
навыки правильного питания как составная часть здорового образа жизни;
умение определять полезные продукты питания.
Во 2 - м классе:
знание о структуре ежедневного рациона питания;
навыки по соблюдению и выполнению гигиены питания;
умение самостоятельно ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания.
В 3 - м классе:
знание детей об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах вызывающих изменение в рационе питания;
навыки самостоятельной оценки своего рациона с учётом собственной физической активности;
умение самостоятельно выбирать продукты, в которых содержится наибольшее количество питательных веществ и витаминов.
В 4 м классе:
- знания детей об основных группах питательных веществ - белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
навыки, связанные с этикетом в области питания;
- умение самостоятельно оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личной активности, корректировать несоответствия.
Проверка усвоения программы проводится в форме тестирования, выполнения творческих заданий.
Примерная тематика родительских собраний:
«Правильное питание - залог здоровья»
«Здоровая пища для всей семьи».
«Учите детей быть здоровыми».
«Полноценное питание ребёнка и обеспечение организма всем необходимым».
«Формирование здорового образа жизни младших школьников».
«Режим питания школьника».
«Основные принципы здорового питания школьников».
«Рецепты правильного питания для детей».
« Вредные для здоровья продукты питания».
«При ослаблении организма принимайте витамины».
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
Содержание
Теория
Практика
1. Разнообразие питания.
Знакомство с программой . Беседа.
Экскурсия в столовую.
2. Самые полезные продукты
Беседа « Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты.
Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин.
3. Правила питания.
Формирование у школьников основных принципов гигиены питания.
Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания.
4. Режим питания.
Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.
Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка
5. Завтрак
Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака.
Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака.
6. Роль хлеба в питании детей
Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рацион питания,обед.
Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда.
7. Проектная деятельность.
Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта.
Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет».
8. Подведение итогов работы.
Творческий отчет вместе с родителями.
Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
п/п
Содержание занятия
Всего часов
Дата
Основные виды деятельности
1
Если хочешь быть здоров
1
Работа с учебником- тетрадью
2
Из чего состоит наша пища
1
Иллюстрирование;
Групповая работа;
3
Полезные и вредные привычки
1
Групповая работа;
Игра-обсуждение «Законы питания»
4
Самые полезные продукты
1
Работа с учебником - тетрадью;
Групповая работа;
5
Как правильно есть(гигиена питания)
1
Работа с учебником- тетрадью;
Иллюстрирование;
6
Удивительное превращение пирожка
1
Работа с учебником- тетрадью;
Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда, ужина»
7
Твой режим питания
1
Игра -соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы»
Тест «Самые полезные продукты
8
Из чего варят каши
1
Игра «Знатоки»
Работа с учебником- тетрадью;
9
Как сделать кашу вкусной
1
Игра «Поварята»
Конкурс «Самая вкусная и полезная каша
10
Плох обед, коли хлеба нет
1
Работа с учебником- тетрадью;
Игра «Советы Хозяюшки»
11
Хлеб всему голова
1
Игра «Секреты обеда»
Групповая работа;
12
Полдник
1
Работа с учебником- тетрадью;
Групповая работа;
Игра «Что за чудо пирожки»
13
Время есть булочки
1
Иллюстрирование;
Игра «Кладовая народной мудрости
14
Пора ужинать
1
Групповая работа;
Иллюстрирование;
Игра «Что можно есть на ужин»
15
Почему полезно есть рыбу
1
Работа с учебником- тетрадью;
Практическая работа «Определи вкус продукта»
16
Мясо и мясные блюда
1
Групповая работа;
Игра «Приготовь блюдо
17
Где найти витамины зимой и весной
1
Работа с учебником - с тетрадью;
Иллюстрирование;
18
Всякому овощу - свое время
1
Проект «Витамины и минеральные вещества в жизни человека
19
Как утолить жажду
1
Работа с учебником - тетрадью;
Игра-демонстрация «Из чего готовят соки»
20-21
Что надо есть - если хочешь стать сильнее
2
Работа с учебником- тетрадью;
Игра «Меню спортсмена»
22
На вкус и цвет товарищей нет
1
23-24
Овощи, ягоды и фрукты - витаминные продукты
2
Работа с учебником- тетрадью;
Игра «Овощи и фрукты»
25
Каждому овощу - свое время
1
Работа с учебником- тетрадью;
Русская сказка «Вершки и корешки»
26-27
Народные праздники, их меню
2
Составление меню любого праздника
28
Как правильно накрыть стол.
1
Конкурс «К нам пришли гости. Накрываем стол».
29
Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом
1
Правила этикета.Работа с энциклопедией хороших манер.
30
Щи да каша - пища наша
1
Игра «Знатоки»
Работа с учебником- тетрадью
31-
Что готовили наши прабабушки.
1
32
Итоговое занятие «Здоровое питание - отличное настроение»
1
Проект «Режим питания
33
Праздник урожая
1
Подарки для Зелибобы;
Конкурс «Собираем урожай для Зелибобы
8.Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты
7. МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование и обеспечение программы Для осуществления образовательного процесса по Программе «Разговор о правильном питании» необходимы следующие принадлежности: - компьютер, принтер, сканер, мультимедийная установка; - набор ЦОР по проектной технологии.
7.1Методическое обеспечение
№
Автор, название
Год издания
Класс
Наличие электронного приложения
1
Безруких М.М Филлипова Т.А. Макеева А.Г.. Методическое пособие, 1 класс. «Формула правильного питания».
Программа курса «ОЛМА МЕДИА Групп
2010
1
нет
2
. Безруких М.М Филлипова Т.А. Макеева А.Г..
Рабочая тетрадь: ОЛМА МЕДИА Групп
2010
1
7.2 Электронные образовательные ресурсы
№
Название ресурса (ссылка на Интернет-ресурс)
Темы, в которых применяется ресурс
Класс
1
Единые коллекция цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru/
По всем темам курса
1
2
Детские презентации
viki.rdf.ru/
По всем темам курса и на внеурочной деятельности
1
7.3 Учебное оборудование
№
Название учебного оборудования
Темы, в которых применяется ресурс
Класс
1
Палитра 2.Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
1
2
Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.
1
3
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме);
На занятиях по развитию речи.
1
4
Материалы Никитина
31. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций
1
5
Пирамида
7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
1
7.4.1 Компьютерная техника и интерактивное оборудование
№
Название учебного оборудования
Темы, в освоении которых применяется курс
Класс
1
Компьютеры
Внеурочная деятельность
1
2
Мультимедийная установка
Для демонстрации презентаций
1
7.4.2. Учебно-развивающая среда и ресурсы
№
Развивающая среда
Предмет, тема
1
Помещение библиотеки
15.Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.
2
Музей русского быта в шк.№632 21. Тренировка внимания. Развитие мышления Знакомство с русскими традициями в культуре питания.
3
.В помещении библиотеки №417.
7. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
4
Развивающий час на сцене «Литературный уголок
18. Совершенствование воображения. Рисуем по образцу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. -Л., 1974,200с
Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Список литературы для детей.
1.Верзилин.Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с
2 Верзилин. Н . Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254с
3Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.
4.Огуреева Г.Н. Краткий атлас - справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.