• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Статья Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство их интеллектуального творческого развития

Статья Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство их интеллектуального творческого развития

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство их интеллектуального творческого развития.


«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне - и я запомню.

Вовлеки меня - и я научусь»


В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, активные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятие решения.

Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитывать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачным и востребованным в нём.Исследовательская работа - один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Решив заняться этой проблемой, мы определили цели и задачи. Цели нашей работы можно сформулировать так:

- развитие логического мышления, кругозора, устной и письменной речи, творческих способностей учащихся;

- формирование наблюдательности и внимания, умения преподнести информацию;

- поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними с целью расширения кругозора учащихся;

- активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.

Для достижения поставленных целей, нами были поставлены следующие задачи:

- воспитание интереса к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;

- подготовка учащихся к выбору будущей профессии;

- развитие навыков проектно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;

- овладение правилами обращения с приборами и оборудованием, необходимым для исследовательской работы;

- развитие навыков самостоятельной работы с научной литературой;

- обучение составлению и оформлению отчёта о результатах исследовательской работы.

На первом этапе, обучая детей видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, мы вводим в структуру урока лишь элементы исследовательской деятельности.

На втором этапе формируем умения и навыки проектно-исследователькой деятельности.

Для этого используем рабочую тетрадь «Я - исследователь» А.И.Савенкова, где предлагаются следующие этапы:

1. Формирование проблемы.

2. Планирование.

3. Поиск информации.

4. Продукт.

5. Презентация.

Таким образом, мы видим, что проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчёты.

Ориентируем детей на важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт.

При проведении проектно-исследовательской деятельности очень важно помнить, что перед детьми младшего школьного возраста нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

Уже в 1 классе проводим анкетирование с целью изучения интересов детей и приступаем к выполнению проектов.

Остановимся на некоторых из них.

Первый проект, который мы начали выполнять с детьми, - «Экология на уроках математики».

Работая по учебнику И. П. Моро, часто используем дополнительные задания на экологическую тему. При выполнении этих заданий у детей появляется неподдельный интерес к жизни зверей и птиц. В ходе работы дети сами деляться своими заданиями со сверстниками.

В процессе работы предлагаем детям подумать о том, как связать цифры и жизнь животных.

Ученики предлагают множество вариантов: устное сообщение, викторину, стенгазеты, книгу.., В процессе обсуждения решено было создать книгу. В результате долгих споров и многократных анализов различных вариантов возник план будущей книги «Животные и цифры», в которой дети вписывали свои задания, занимательные задачи, наблюдения и выводы.

Большие возможности заниматься проектной деятельностью даёт и урок русского языка. При изучении словарных слов на уроках русского языка у детей возник вопрос: «Почему медведя так называют». Разбившись на группы, ребята начали искать интересную информацию. В результате одни нашли рассказы и сказки об этом животном, другие - загадки, пословицы и поговорки, третьи - фразеологические обороты (медведь на ухо наступил, медвежья услуга, смотреть медведем, медвежий угол.) и появилась страничка «Когда так говорят?».

Работа заинтересовала детей и получила продолжение. Поиск материала о других животных и растениях (словарные слова) продолжался в течение всего второго класса.

Продуктом исследования стало:

- выпуск газеты;

- создание книги «Экология на уроках русского языка»;

- участие в празднике «Есть мать одна по имени Природа».

В третьем классе темой нашей работы стало исследование лекарственных растений нашей местности. Изучив данную тему на уроках окружающего мира знакомим детей с Атласом - определителем лекарственных растений, проводим наблюдения во время экскурсии в лес. Затем каждый ученик получает перечень заданий, которые выполняет в течение года.

1.Выбрать растение для исследования, просмотреть литературу об этом растении, пронаблюдать.

2.Сделать рисунок или фотографию.

3.Провести обследование своего двора, огорода, придорожного участка и составить перечень обнаруженных лекарственных растений (использовать определитель, собственные знания, помощь родителей).

4. Провести опрос родителей и принести семейный рецепт использования полезных свойств лекарственных растений.

5. «Экологическая листовка». Написать письмо от имени лекарственного растения с просьбой о помощи и советами.

Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках окружающего мира по краеведению, классных часах..

Обобщив наблюдения, разработали правила сбора лекарственных растений, установили, что является лекарственным сырьём, подвели итоги исследовательской работы. Вся собранная информация была обработана. Появился коллективный экологический исследовательский проект «Аптека под ногами».

После объявления и совместного обсуждения на уроках окружающего мира темы «Семья», учащиеся пришли к выводу, что эта тема имеет множество подтем, такие как: «Моя родословная», «Семейные традиции» и «Семейные реликвии ». Нами было предложено выбрать наиболее интересующую их тему.

Учащиеся разбились на группы, кто-то предпочёл работать индивидуально.

На этапе сбора информации ребята учились пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками. Помощь в сборе материала оказывали и взрослые. Стоит отметить, что в процессе работы над проектом и получении новой информации у детей появились новые мысли и предложения. Весь материал, собранный по теме, собирался в «папку исследователя», которая хранилась в классе, и материалами которой мог воспользоваться каждый желающий. Сбор информации по теме завершился выбором проекта, презентация которого состоялась на общешкольном празднике «Семейные традиции».

Проектно-исследовательская деятельность имеет своё продолжение во внеурочное время.

Любимым для детей стал проект «Цветок для мамы». Цель которого - вырастить самостоятельно в подарок цветок к Международному женскому дню. Дети набрали отростки цветов, разбились на группы (по предпочтению какому -то цветку) и занялись выращиванием. Они завели дневники наблюдений и фиксировали каждое изменение. Одновременно искали литературу по изучению условий, наиболее благоприятных для их цветка, и опытным путём доказывали их. На празднике каждый ребёнок подарил маме цветок в подарок.

Важным моментом в работе над проектом является его защита. Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, Учатся слушать своих сверстников , и всё это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и даёт им возможность на практике применить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Литература:

1.М.К.Господникова, Н.Б.Полянина. Проектная деятельность учащихся.

Изд. «Учитель», 2007г

2. Ж. «Начальная школа». №2,2008г.

3. Методическая газета «Начальная школа», ноябрь, 2008г.

Изд.дом «Первое сентября».

4. Ж. «Современный урок: начальная школа». №5, 2010г.


© 2010-2022