- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по теме: Что такое орфограмма
Разработка урока по теме: Что такое орфограмма
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ершеева Г.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Что такое орфограмма. Орфографическое правило
Цели:м/п: развивать умение выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя, составлять алгоритм учебного действия;
Лр: развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву и после букв ж и ш, выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчеркивать орфограмму одной чертой.
-
Оргмомент
-
Словарная работа
-
Игра «Кто больше запомнит?»
Карандаши, снежинки, мыши, дыши, кошка, ужи, дружит, лужи.
Записать столько слов, сколько запомнят. Подведение итогов.
-
Введение в тему урока
-Какое слово лишнее в этом ряду и почему? (кошка)
- Какое есть опасное место в остальных словах?
- А что это такое «опасное место»?
Есть особое название для таких слов - орфограмма
- Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.
- Сформулируйте цель и задачи нашего урока( определить, что такое орфограмма; учиться ее находить; узнать, какие есть виды орфограмм …)
-
Выведение понятия «орфограмма» на основе изученного материала
-
Наблюдение над словами
- Прочитайте слова, данные на слайде. (пружина, живет, уши, пушистый)
- Поставьте ударение.
- Найдите и подчеркните места в словах, где возможно выбрать разные буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, что записаны)
- Сделайте вывод. ( звук слышим один, а буквы можно выбрать разные)
- что помогает выбрать букву в слове? Сделайте вывод. (правило нам подсказывает, какую букву нужно выбрать в слове)
- Значит, мы не всегда пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая при этом один вариант, который будет правильным. Это и есть орфограмма.
- Что означает слово «орфограмма»? (ОРФО в переводе с греческого «правильно»)
- Прочитайте правило и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на слайде.
Читают правило про себя, затем вслух.
- Как определить, что перед вами орфограмма?
- Как она подчеркивается? Что вы уже так подчеркивали?
- С сегодняшнего урока мы будем для названия опасного места использовать слово «орфограмма».
2. Спишите предложение, найдите орфограммы: Моржи жили в море.
- Есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных?
- Какая буква будет орфограммой?
3. Чтение статьи из орфографического словаря на с. 113
-
Развитие учебно-языковых и правописных умений
- Работаем по учебнику. Упражнение 165
Выработка алгоритма:
- прочитать слова и образовать другое по образцу
-найти сигнал опасности
-послушать, что слышишь
- вспомнить правило и записать нужную букву
- обозначить орфограмму
-
Итог урока
- Вспомните, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Выполнили ли мы их?
- Оцените свою работу на уроке.
-
Домашнее задание