Разработка урока по теме: Что такое орфограмма

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Что такое орфограмма. Орфографическое правило

Цели:м/п: развивать умение выявлять закономерность, формулировать орфографическое правило с помощью учителя, составлять алгоритм учебного действия;

Лр: развитие умений находить по изученным признакам орфограмму-букву и после букв ж и ш, выделять звуки, которые помогают обнаружить в слове эту орфограмму, и подчеркивать орфограмму одной чертой.

  1. Оргмомент

  2. Словарная работа

  3. Игра «Кто больше запомнит?»

Карандаши, снежинки, мыши, дыши, кошка, ужи, дружит, лужи.

Записать столько слов, сколько запомнят. Подведение итогов.

  1. Введение в тему урока

-Какое слово лишнее в этом ряду и почему? (кошка)

- Какое есть опасное место в остальных словах?

- А что это такое «опасное место»?

Есть особое название для таких слов - орфограмма

- Это и будет тема нашего сегодняшнего урока.

- Сформулируйте цель и задачи нашего урока( определить, что такое орфограмма; учиться ее находить; узнать, какие есть виды орфограмм …)



  1. Выведение понятия «орфограмма» на основе изученного материала

  1. Наблюдение над словами

- Прочитайте слова, данные на слайде. (пружина, живет, уши, пушистый)

- Поставьте ударение.

- Найдите и подчеркните места в словах, где возможно выбрать разные буквы для обозначения звука (или другие буквы вместо тех, что записаны)

- Сделайте вывод. ( звук слышим один, а буквы можно выбрать разные)

- что помогает выбрать букву в слове? Сделайте вывод. (правило нам подсказывает, какую букву нужно выбрать в слове)

- Значит, мы не всегда пишем так, как слышим, а подчиняемся правилу, выбирая при этом один вариант, который будет правильным. Это и есть орфограмма.

- Что означает слово «орфограмма»? (ОРФО в переводе с греческого «правильно»)

- Прочитайте правило и сравните с выводами, которые вы сделали при наблюдении над словами, записанными на слайде.

Читают правило про себя, затем вслух.

- Как определить, что перед вами орфограмма?

- Как она подчеркивается? Что вы уже так подчеркивали?

- С сегодняшнего урока мы будем для названия опасного места использовать слово «орфограмма».

2. Спишите предложение, найдите орфограммы: Моржи жили в море.

- Есть ли в этих словах то, что помогает выбрать какое-то одно написание из нескольких возможных?

- Какая буква будет орфограммой?

3. Чтение статьи из орфографического словаря на с. 113

  1. Развитие учебно-языковых и правописных умений

- Работаем по учебнику. Упражнение 165

Выработка алгоритма:

- прочитать слова и образовать другое по образцу

-найти сигнал опасности

-послушать, что слышишь

- вспомнить правило и записать нужную букву

- обозначить орфограмму

  1. Итог урока

- Вспомните, какие цели и задачи мы ставили перед собой в начале урока. Выполнили ли мы их?

- Оцените свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание



© 2010-2022