- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Подвижные игры
Рабочая программа по внеурочной деятельности Подвижные игры
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Титова Г.Д. |
Дата | 14.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинск»
Рассмотрено Руководитель МО Таскаева А.А. _____________/____________/
ФИО Протокол № ___ от «__»__________20_г.
Согласовано Заместитель директора по УВР МБУ СОШ №48 Новикова Л.Ф. _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г.
Утверждено Директор МБУ СОШ №48 Ипатенкова В.Р. _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20_г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по курсу «Подвижные игры»
для обучающихся 1-4 классов
класс
Составители: учитель начальных классов высшей категории Титова Галина Дмитриевна
Принято на заседании педагогического совета протокол № ____ от «__»_______20_ г.
Г. Нижнеудинск 2014 год
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………….. 3
2. Содержание программы………………….……………………………….. 4
3. Описание места кружка в учебном плане ……………….………………. 5
4. Описание ценностных ориентиров содержания ………………………… 5
5. Тематическое планирование ………………………………………………... 6
6. Методические рекомендации……………………..………………………. …7
7. Личностные, метапредметные и предметные результаты ……………… 9
8. Планируемый результат …………………………………………………. 11
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ……11
10.Список литературы ………………………………………………...…….. .14
11. Календарно - тематическое планирование …………………………… …15
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.) Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему. У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Содержание программы Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма - это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму. Игры - это не только важное средство воспитания, значение их шире - это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 33-1 кл, 34-2-4кл часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; - формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия, - развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся; - привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества. Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе,
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
8
2
Подвижные игры
17
3
Эстафеты
8
итого
33
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
11
2
Подвижные игры
8
3
Эстафеты
8
4
Игры народов России
7
итого
34
Тематическое планирование 2 класса
Тематическое планирование 3 класса
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
11
2
Эстафеты
6
3
Игры народов России
17
итого
34
Тематическое планирование 4 класс
№
Разделы
Кол-во часов
1
Русские народные игры
19
2
Эстафеты
8
3
Игры народов России
7
итого
34
Методические рекомендации
- Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
- Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
- Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
- раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й
класс. - раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.
- раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
- раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
Личностными результатами кружка «Подвижные игры» являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
- учиться работать по определенному алгоритму
- Познавательные УУД:
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Формы занятий: Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий: В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30- 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 8-ми.
Планируемый результат:
-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движении;
- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих
этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком
Д -демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К -полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)
№
п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во
1
Основная литература для учителя
1.1
Стандарт начального общего образования по физической культуре
Д
1.2
Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.)
Д
1.3
Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 - 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г.
Ф
1.4
Рабочая программа по физической культуре
Д
2
Дополнительная литература для учителя
2.1
О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие.
Д
2.2
Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г.
Д
2.3
Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004г.
Д
2.4
Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. - М., 2002
Д
3
Дополнительная литература для обучающихся
3.1
Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 - 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г.
Ф
4
Учебно-практическое оборудование
4.1
Бревно гимнастическое напольное
П
4.2
Козел гимнастический
П
4.3
Канат для лазанья
П
4.4
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
П
4.5
Стенка гимнастическая
П
4.6
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
П
4.7
Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)
П
4.8
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные
К
4.9
Палка гимнастическая
К
4.10
Скакалка детская
К
4.11
Мат гимнастический
П
4.12
Гимнастический подкидной мостик
Д
4.13
Кегли
К
4.14
Обруч детский
Д
4.15
Рулетка измерительная
К
4.16
Набор инструментов для подготовки прыжковых ям
Д
4.17
Лыжи детские (с креплениями и палками)
П
4.18
Щит баскетбольный тренировочный
Д
4.19
Сетка волейбольная
Д
4.20
Аптечка
Д
Список литературы.
-
«Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.
-
Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
начальной школы». - Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011.- 61с. - Стандарты второго поколения.
-
Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.
- Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева - Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
- Физическая культура. 1 - 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. - М.: Баласс, 2012.-128с.
- Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. - Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
-
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е - М.: Баласс, 2012.-80с.
-
Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е - М.: Баласс, 2011.-80с.
- Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
1-й класс (33 часа)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
1
Гуси-лебеди
1
2
У медведя во бору
1
3
Филин и пташки
1
4
Палочка- выручалочка
1
5
Блуждающий мяч
1
6
Классики
1
7
Ловишка в кругу
1
8
Пчелки и ласточки
1
9
К своим флажкам
1
10
Кот идет
1
11
Северный и южный ветер
1
12
Соревнования скороходов
1
13
Колдунчики
1
14
Аисты
1
15
Пчелы и медведи
1
16
Хитрая лиса
1
17
Ловишки с приседаниями
1
18
Переправа с досками
1
19
Туннель
1
20
Собери урожай
1
21
На погрузке арбузов
1
22
Принеси мяч
1
23
Успей перебежать
1
24
С мячом
1
25
Весёлые старты
1
26
Совушка
1
27
Мышеловка
1
28
Пустое место
1
29
Карусель
1
30
Кто быстрее?
1
31
Конники-спортсмены
1
32
Лягушата и цыплята
1
33
Карлики и великаны
1
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
2-й класс (34 часа)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
1
Русская народная игра «Жмурки»
1
2
Русская народная игра «Кот и мышь»
1
3
Русская народная игра «Горелки»
1
4
Русская народная игра «Салки»
1
5
Русская народная игра «Пятнашки»
1
6
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
1
7
Русская народная игра «Фанты»
1
8
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»
1
9
Русская народная игра «Волк»
1
10
Русская народная игра «Птицелов»
1
11
Подвижная игра «Совушка»
1
12
Подвижная игра «Мышеловка»
1
13
Подвижная игра «Пустое место»
1
14
Подвижная игра «Карусель»
1
15
Подвижная игра «Кто быстрее?»
1
16
Подвижная игра «Конники-спортсмены»
1
17
Подвижная игра «Лягушата и цыплята»
1
18
Подвижная игра «Карлики и великаны»
1
19
Эстафета «Передача мяча»
1
20
Эстафета «С мячом»
1
21
Эстафета зверей
1
22
Эстафета «Быстрые и ловкие»
1
23
Эстафета «Вызов номеров»
1
24
Эстафета по кругу
1
25
Эстафета с обручем
1
26
Эстафета со скакалкой
1
27
Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
1
28
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»
1
29
Бурятская народная игра «Ищем палочку»
1
30
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
1
31
Марийская народная игра «Катание мяча»
1
32
Татарская народная игра «Серый волк»
1
33
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
1
34
Чувашская игра «Рыбки
1
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры»
3-й класс (34 часа)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата
1
Русская народная игра «Краски»
1
2
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
1
3
Русская народная игра «Ляпка»
1
4
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»
1
5
Бурятская народная игра «Ищем палочку»
1
6
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
1
7
Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой»
1
8
Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!»
1
9
Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!»
1
10
Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!»
1
11
Марийская народная игра «Катание мяча»
1
12
Татарская народная игра «Серый волк»
1
13
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
1
14
Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка»
1
15
Чечено-ингушская игра «Чиж»
1
16
Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба»
1
17
Мордовские народные игры «Котел», «Круговой»
1
18
Северо-осетинская игра «Борьба за флажки»
1
19
Чувашская игра «Рыбки»
1
20
Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз»
1
21
Эстафета «Вызов номеров»
1
22
Эстафета по кругу
1
23
Эстафета с обручем
1
24
Эстафета с мячом
1
25
Эстафета «Быстрые и ловкие»
1
26
Эстафета «Встречная»
1
27
Русская народная игра «Салки»
1
28
Русская народная игра «Пятнашки»
1
29
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
1
30
Русская народная игра «Фанты»
1
31
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»
1
32
Русская народная игра «Волк»
1
33
Русская народная игра «Птицелов»
1
34
Русская народная игра «Горелки»
1
Календарно - тематическое планирование
кружка «Подвижные игры» 4-й класс (34часа)
№
п/п
Тема занятия
Кол-во часов
Дата 1
Русская народная игра «Жмурки»
1
2
Русская народная игра «Кот и мышь»
1
3
Русская народная игра «Горелки»
1
4
Русская народная игра «Салки»
1
5
Русская народная игра «Пятнашки»
1
6
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
1
7
Русская народная игра «Фанты»
1
8
Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»
1
9
Русская народная игра «Волк»
1
10
Русская народная игра «Птицелов»
1
11
Русская народная игра «Гори, гори ясно!»
1
12
Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»
1
13
Бурятская народная игра «Ищем палочку»
1
14
Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»
1
15
Марийская народная игра «Катание мяча»
1
16
Татарская народная игра «Серый волк»
1
17
Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»
1
18
Чувашская игра «Рыбки
1
19
Эстафета «Передача мяча»
1
20
Эстафета со скакалкой
1
21
Эстафета «С мячом»
1
22
Эстафета зверей
1
23
Эстафета «Быстрые и ловкие»
1
24
Эстафета «Вызов номеров»
1
25
Эстафета по кругу
1
26
Эстафета с обручем
1
27
Русская народная игра «Салки»
1
28
Русская народная игра «Пятнашки»
1
29
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
1
30
Русская народная игра «Краски»
1
31
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
1
32
Русская народная игра «Третий лишний»
1
33
Русская народная игра «Пятнашки»
1
34
Русская народная игра «Охотники и зайцы»
1
19