Рабочая программа по внеурочной деятельности Подвижные игры

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Нижнеудинск»


Рассмотрено Руководитель МО Таскаева А.А. _____________/____________/

ФИО Протокол № ___ от «__»__________20_г.
Согласовано Заместитель директора по УВР МБУ СОШ №48 Новикова Л.Ф. _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г.
Утверждено Директор МБУ СОШ №48 Ипатенкова В.Р. _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________20_г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности

по курсу «Подвижные игры»

для обучающихся 1-4 классов

класс



Составители: учитель начальных классов высшей категории Титова Галина Дмитриевна



Принято на заседании педагогического совета протокол № ____ от «__»_______20_ г.

Г. Нижнеудинск 2014 год



Содержание



1. Пояснительная записка …………………………………………………….. 3

2. Содержание программы………………….……………………………….. 4

3. Описание места кружка в учебном плане ……………….………………. 5

4. Описание ценностных ориентиров содержания ………………………… 5

5. Тематическое планирование ………………………………………………... 6

6. Методические рекомендации……………………..………………………. …7

7. Личностные, метапредметные и предметные результаты ……………… 9

8. Планируемый результат …………………………………………………. 11

9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса ……11

10.Список литературы ………………………………………………...…….. .14

11. Календарно - тематическое планирование …………………………… …15





















Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (М., Просвещение, 2010 г.) Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему. У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего обучающегося и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.

Содержание программы Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма - это возможность научить обучающегося автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму. Игры - это не только важное средство воспитания, значение их шире - это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В «Подвижные игры» вошли: народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Место кружка в учебном плане. Программа рассчитана на 33-1 кл, 34-2-4кл часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 - 40 минут. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению. Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; - формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия, - развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся; - привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества. Основными задачами данного курса являются:

  • укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств;
  • развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
  • развитие сообразительности, творческого воображения;
  • развитие коммуникативных умений;
  • воспитание внимания, культуры поведения;
  • создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
  • обучить умению работать индивидуально и в группе,
  • развить природные задатки и способности детей;
  • развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Тематическое планирование 1 класса

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

8

2

Подвижные игры

17

3

Эстафеты

8


итого

33




Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

11

2

Подвижные игры

8

3

Эстафеты

8

4

Игры народов России

7


итого

34

Тематическое планирование 2 класса




Тематическое планирование 3 класса

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

11

2

Эстафеты

6

3

Игры народов России

17


итого

34


Тематическое планирование 4 класс

Разделы

Кол-во часов

1

Русские народные игры

19

2

Эстафеты

8

3

Игры народов России

7


итого

34




Методические рекомендации

  1. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила.
  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
  3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
  1. раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й
    класс.
  2. раздел - «Игры народов России», изучается со 2 по 4-й класс.
  3. раздел - «Подвижные игры», изучается в 1-х и 2-х классах.
  4. раздел - «Эстафеты», изучается в 1-4-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор. Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей. цели изучения по каждому разделу «Русские народные игры» Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны. На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры. «Игры народов России» Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе. «Подвижные игры» Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре. «Эстафеты» Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности
Личностными результатами кружка «Подвижные игры» являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
  • Регулятивные УУД:
  • определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму
  • Познавательные УУД:
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Формы занятий: Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Режим занятий: В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 30- 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 8-ми.









Планируемый результат:

-у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;

- младший обучающийся сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;

- умение работать в коллективе.


Материально-техническое обеспечение

Начальное образование существенно отличается от всех последующих

этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших обучающихся в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших обучающихся; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование - безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком

Д -демонстрационный экземпляр (1 экземпляр);
К -полный комплект (для каждого обучающегося);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся);
П - комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек)


п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

1

Основная литература для учителя

1.1

Стандарт начального общего образования по физической культуре

Д

1.2

Программы по «Физической культуре» (для четырёхлетней начальной школы) (Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.)

Д

1.3

Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадина: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 - 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г.

Ф

1.4

Рабочая программа по физической культуре

Д

2

Дополнительная литература для учителя

2.1

О.А.Степанова: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие.

Д

2.2

Ж.К., Холодов В.С. Кузнецов: Теория и методика физического воспитания и спорта - М. издательский дом «Академия» 2007г.

Д

2.3

Е.В.Конева: Спортивные игры: правила, тактика, техника - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2004г.

Д

2.4

Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. - М., 2002

Д

3

Дополнительная литература для обучающихся

3.1

Б.Б.Егоров, Ю.Е.Пересадин: Физическая культура. Учебник . Книга 1. 1 - 2 классы. М., БАЛАСС, 2012г.

Ф

4

Учебно-практическое оборудование

4.1

Бревно гимнастическое напольное

П

4.2

Козел гимнастический

П

4.3

Канат для лазанья

П

4.4

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

4.5

Стенка гимнастическая

П

4.6

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

П

4.7

Комплект навесного оборудования (перекладина, тренировочные баскетбольные щиты)

П

4.8

Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

4.9

Палка гимнастическая

К

4.10

Скакалка детская

К

4.11

Мат гимнастический

П

4.12

Гимнастический подкидной мостик

Д

4.13

Кегли

К

4.14

Обруч детский

Д

4.15

Рулетка измерительная

К

4.16

Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

Д

4.17

Лыжи детские (с креплениями и палками)

П

4.18

Щит баскетбольный тренировочный

Д

4.19

Сетка волейбольная

Д

4.20

Аптечка

Д

Список литературы.



  1. «Образовательная система «Школа 2100» федеральный государственный образовательный стандарт, Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга2. Программа отдельных предметов для начальной школы /Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна- изд. 2-е, испр.- М.: Баласс, 2011.- 432с.

  2. Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие / О.А. Степанова. - М.: Баласс, 2012. - С. 128. Образовательная система «Школа 2100», серия «Методическая библиотека учителя
    начальной школы».

  3. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 1-4 классы: проект. - 3 - е изд. - М.: Просвещение, 2011.- 61с. - Стандарты второго поколения.
  4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. Учитель 2007-173с.

  5. Справочник учителя физической культуры /Авт.- сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева - Волгоград: Учитель, 2011.- 251 с.
  6. Физическая культура. 1 - 4 классы. Методические рекомендации для учителя. Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. , Цандыков В.Э. - М.: Баласс, 2012.-128с.
  7. Физическая культура: учебное пособие /В.Л. Мустаев; под научной редакцией Н.А. Заруба, консультант по методике Л.А. Коровина. - Кемерово: изд-во КРИПКиПРО, 2008.- 140с.
  8. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 1/авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е - М.: Баласс, 2012.-80с.

  9. Физическая культура. Учебник для начальной школы. Книга 2 /авт. Егоров Б.Б., Пересадин Ю.Е - М.: Баласс, 2011.-80с.

  10. Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1-4 классы / Авт.- сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов.- М.:ВАКО, 2011.- 48с.-Контрольно -измерительные материалы


Календарно - тематическое планирование

кружка «Подвижные игры»

1-й класс (33 часа)

п/п


Тема занятия

Кол-во

часов



Дата

1

Гуси-лебеди

1

2

У медведя во бору

1

3

Филин и пташки

1

4

Палочка- выручалочка

1

5

Блуждающий мяч

1

6

Классики

1

7

Ловишка в кругу

1

8

Пчелки и ласточки

1

9

К своим флажкам

1

10

Кот идет

1

11

Северный и южный ветер

1

12

Соревнования скороходов

1

13

Колдунчики

1

14

Аисты

1

15

Пчелы и медведи

1

16

Хитрая лиса

1

17

Ловишки с приседаниями

1

18

Переправа с досками

1

19

Туннель

1

20

Собери урожай

1

21

На погрузке арбузов

1

22

Принеси мяч

1

23

Успей перебежать

1

24

С мячом

1

25

Весёлые старты

1

26

Совушка

1

27

Мышеловка

1

28

Пустое место

1

29

Карусель

1

30

Кто быстрее?

1

31

Конники-спортсмены

1

32

Лягушата и цыплята

1

33

Карлики и великаны

1

Календарно - тематическое планирование

кружка «Подвижные игры»

2-й класс (34 часа)

п/п


Тема занятия

Кол-во

часов



Дата

1

Русская народная игра «Жмурки»

1

2

Русская народная игра «Кот и мышь»

1

3

Русская народная игра «Горелки»

1

4

Русская народная игра «Салки»

1

5

Русская народная игра «Пятнашки»

1

6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

7

Русская народная игра «Фанты»

1

8

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1

9

Русская народная игра «Волк»

1

10

Русская народная игра «Птицелов»

1

11

Подвижная игра «Совушка»

1

12

Подвижная игра «Мышеловка»

1

13

Подвижная игра «Пустое место»

1

14

Подвижная игра «Карусель»

1

15

Подвижная игра «Кто быстрее?»

1

16

Подвижная игра «Конники-спортсмены»

1

17

Подвижная игра «Лягушата и цыплята»

1

18

Подвижная игра «Карлики и великаны»

1

19

Эстафета «Передача мяча»

1

20

Эстафета «С мячом»

1

21

Эстафета зверей

1

22

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

23

Эстафета «Вызов номеров»

1

24

Эстафета по кругу

1

25

Эстафета с обручем

1

26

Эстафета со скакалкой

1

27

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1

28

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1

29

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

30

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1

31

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

32

Татарская народная игра «Серый волк»

1

33

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

34

Чувашская игра «Рыбки

1

Календарно - тематическое планирование

кружка «Подвижные игры»

3-й класс (34 часа)

п/п



Тема занятия

Кол-во часов




Дата

1

Русская народная игра «Краски»

1

2

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

1

3

Русская народная игра «Ляпка»

1

4

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1



5

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1

6

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1



7

Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой»

1



8

Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!»

1

9

Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!»

1

10

Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!»

1

11

Марийская народная игра «Катание мяча»

1

12

Татарская народная игра «Серый волк»

1

13

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1

14

Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка»

1

15

Чечено-ингушская игра «Чиж»

1

16

Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба»

1

17

Мордовские народные игры «Котел», «Круговой»

1

18

Северо-осетинская игра «Борьба за флажки»

1

19

Чувашская игра «Рыбки»

1

20

Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз»

1

21

Эстафета «Вызов номеров»

1

22

Эстафета по кругу

1

23

Эстафета с обручем

1

24

Эстафета с мячом

1

25

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1

26

Эстафета «Встречная»

1

27

Русская народная игра «Салки»

1

28

Русская народная игра «Пятнашки»

1

29

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1

30

Русская народная игра «Фанты»

1

31

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1

32

Русская народная игра «Волк»

1

33

Русская народная игра «Птицелов»

1

34

Русская народная игра «Горелки»

1


Календарно - тематическое планирование

кружка «Подвижные игры» 4-й класс (34часа)

п/п



Тема занятия

Кол-во часов



Дата 1

Русская народная игра «Жмурки»

1
2

Русская народная игра «Кот и мышь»

1
3

Русская народная игра «Горелки»

1
4

Русская народная игра «Салки»

1
5

Русская народная игра «Пятнашки»

1
6

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1
7

Русская народная игра «Фанты»

1
8

Русская народная игра «Ловушки с приседаниями»

1
9

Русская народная игра «Волк»

1
10

Русская народная игра «Птицелов»

1
11

Русская народная игра «Гори, гори ясно!»

1
12

Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень»

1
13

Бурятская народная игра «Ищем палочку»

1
14

Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок»

1
15

Марийская народная игра «Катание мяча»

1
16

Татарская народная игра «Серый волк»

1
17

Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки»

1
18

Чувашская игра «Рыбки

1
19

Эстафета «Передача мяча»

1
20

Эстафета со скакалкой

1
21

Эстафета «С мячом»

1
22

Эстафета зверей

1
23

Эстафета «Быстрые и ловкие»

1
24

Эстафета «Вызов номеров»

1
25

Эстафета по кругу

1
26

Эстафета с обручем

1
27

Русская народная игра «Салки»

1
28

Русская народная игра «Пятнашки»

1
29

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1
30

Русская народная игра «Краски»

1
31

Русская народная игра «Гори, гори ясно»

1
32

Русская народная игра «Третий лишний»

1
33

Русская народная игра «Пятнашки»

1
34

Русская народная игра «Охотники и зайцы»

1


19


© 2010-2022