Математика 1 класс Тема: «Числовое выражение и буквенное выражение»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Математика 1 класс

Тема: « Числовое выражение и буквенное выражение»

Цель: Познакомить учащихся с понятиями числовое выражение и буквенное выражение.

Выявить, чему научены дети, каков уровень их знаний, умений и вычислительных навыков в пределах 10.

Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание.

Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учащегося в единой работе класса.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: урок нового материала.

Оборудование: таблица Карта путешествия», ромашка, счётный материал, карточки.

Методы: словесные ,наглядные, практические, частично- поисковый.

Технологии: сдоровьесберегающие.

Ход урока.

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке математики вас ожидают необычные приключения, потому что мы отправимся с вами в лес. Да и лес, ребята, в который мы попадаем, тоже необычный- математический. Путешествуя по нему, вы покажете, как усвоили сложение и вычитание в пределах 10, как умеете решать задачи, правильно строить отрезки, логически мыслить. Сегодня на уроке мы повторим материал о числовых выражениях и познакомимся с буквенными выражениями.

И так вы готовы к путешествию в лес?

( звучит фонограмма ( пение птиц))

Приглядывайтесь к облакам, прислушивайтесь к птицам, притрагивайтесь к родникам,- ничто не повторится.

За мигом миг, за часом час.

Впадайте в изумленье.

Всё будет так и всё не так через одно мгновенье.

В дорогу мы возьмём багаж: учебник, ручку, карандаш, тетрадь и знаний саквояж.

А кто мне подскажет, какое сегодня число?

открываем тетради, записываем……

(минутка чистописания) поляна чистописания.

Для начала устный счёт.

В весенний лес дружный поход. Нам будет светить яркое солнышко в пути и тем ребятам, которые будут верно отвечать, оно будет дарить маленькие солнышки.

Достань Винни-Пуху шарик.

9-5, 8+2, 3+4, 6+3,10-8

Достань кролику яблоко.

6-4, 7+2, 8-5, 4+3, 9-6, 10-7

Молодцы! С первым заданием справились! А вы знаете, что в лесу надо быть особенно внимательными и чуткими?

А почему?

- Нас подстерегают там опасности.

Игра на внимание. « Что изменилось», « Что услышал?»

Переходим по мосту, ребята.( физминутка)

Топнем правою ногой ,топнем левою ногой,

Снова- правою ногой, снова - левою ногой,

После правою ногой, после- левою ногой.

Перешли мы мост с тобой.

Перед нами река, нам нужно построить мост . Ширина реки 5 см. Нам даны 2 бревна, мы обозначим их отрезками. Чертим отрезки.

1 отрезок длиной 3 см.

2 отрезок длиной 6 см.

- Как вы думаете, по какому отрезку- бревну мы будем переходить реку?

- Чему равна его длина? ( 6 см)

- Почему вы думаете, что нужно идти именно по этому бревну?

- Вот мы и перешли через мост и очутились на поляне, на которой растут красивые ромашки.

Работа над новым материалом

Ярко светит солнце, летают бабочки.

На ромашке сидело 6 бабочек, а потом прилетело ещё 4 ( дети ставят ещё 4 бабочки).

- как мы это запишем? 9 6+4)

-Что записано на доске?

- Сумма. Выражение. 6+4

-Правильно. Но всё же в общем это выражение. Есть разные выражения. Поэтому это выражение а данном случае- сумма.

- А теперь скажите, почему выражение называют суммой?

-Потому что здесь есть знак сложения.

-Правильно. Что имеется ещё?

- Числа, 6 и4.

- Правильно, т.е это выражение или сумма которая состоит из чисел и знака действия.

- Обратите внимание, сколько бабочек сидит сейчас на ромашке? ( 10)

- Вдруг подул тёплый ветерок и 7 бабочек улетело с ромашки. Как мы это запишем? ( 10-7=3)

Что записано на доске?

-Разность. Выражение 10-7

- Правильно. Это выражение. Почему это выражение называют разностью?

-Потому что здесь знак вычитания.

-Правильно. Что имеется ещё?

- Числа 10 и 7.

Правильно, т.е. это выражение, или разность, которая состоит из чисел и знака действия.

Вывод: что это числовое выражение.

Игра. Дети с помощью карточек с цифрами составляют числовые выражения на сумму и разность чисел.

-Вы, наверное устали? Сейчас мы с вами на лесной полянке поиграем.

В траве, недалеко от ромашки спрятались гусеницы. Они сидят и лакомятся сочной травой. Сколько их там сидит мы не знаем, но видим, что к ним подползло ещё 4 гусеницы. Сколько их стало?

А как вы запишите сумму 4 и спрятавшихся гусениц?

Дети отвечают , что составить этого не могут.

- Ну тогда я вам помогу.

Обозначим спрятавшихся гусениц в виде *.

Тогда всё, что я вам говорила можно записать так. Сумму спрятавшихся и число приползших к ним.

* + 4, а сумму 4 и заданного числа как 4+*

- А теперь вы попробуйте записать разность задуманного числа и 4.

В математике, ребята, принято вместо неизвестного числа писать букву, поэтому * заменим буквой а, тогда получим выражения:

а + 4 а - 4

4 + а 4 - а т.е такие выражения называют : буквенными.

Плакат. Чем сходны эти выражения? (Есть цифры и знаки действия.)

В чём разница? 1.Числовое выражение.

2.Буквенное выражение.

Вывод: Выражение где есть буква называется буквенным.

Задание. Сложить из карточек буквенные выражения на сумму и разность, сравнить их с числовыми.

Что-то мы засиделись на поляне, пойдём теперь в лес по грибы. Знаете ли вы, что грибы называют детьми леса? А почему? Да потому, что грибы растут в лесу. Гриб- дитя леса. В степи нет грибов….. всем известно, что если посеять и вырастить лес в чистом поле, то начнут родиться в нём грибы, свойственные породам деревьев на грибы, дал некоторым из них названия, происходящие от названия деревьев: подосиновик, подберёзовик, дубовик. Кто из вас ходил в лес по грибы? Как надо собирать грибы? ( Срезать ножом, нельзя рвать, так можно повредить грибницу). Что может произойти, если грибники будут рвать грибы? ( их не станет, и могут погибнуть животные и птицы, так как будет меньше корма).

Загадка. Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть - нет головы?

( фонограмма пения птиц)

Физминутка.

Идём в лес по грибы. Встали, потянулись. Сделали зарядку ( несколько движений), взяли корзинки и пошли. Идём по лесу. Деревья большие, раздвигаем ветки ( имитация). Чтобы найти гриб, надо наклониться. Увидели….. присели, срезали, положили в корзинку, пошли дальше. Ещё гриб: наклонились, присели, срезали, положили в корзинку… пошли дальше. Полная корзинка. Ой, смотрите!

Кто это у нас на пути? Сейчас посмотрим. Повторяйте за мной мои движения, внимательно следя. ( пальчиковая гимнастика)

На изогнутый сучок сломанной осинки

Опустился паучок с крестиком на спинке

Свил уютный гамачок, сам в сторонку и молчок.

Закрепление нового материала.

Идём по дорожке дальше. Насобирали грибов, а грибы не простые, они с заданиями. ( работа учащихся по карточкам).

Идём дальше по дорожке, а навстречу нам:

Он ,как ёлка ,весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий, обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож и в сады , отважный…. (ёж)

Ёжик в корзинку тоже насобирал грибов. А мы поможем ему? Дадим гостинец?

- Сколько было у ёжика грибов? ( * ) а

- Сколько мы ему дали ( кто верно выполнил задание?)

Как это можно записать? А +10

Как называется это выражение? ( буквенное)

Какая разница между буквенным и числовым выражением?

Пока мы шли по дорожке, заблудились . зашли в самую чащу леса, где живёт умная сова. Она припасла для вас трудное задание.

Решение задачи по учебнику стр. 101 №4.

1 задание является высказыванием.( нет вопроса)

2.задание - задача. Назовите части задачи : условие , вопрос, решение, ответ.

Р- 6 (я)

П- 2 (я)

6+2=8 ( я)

Ответ: в саду росло 8 яблонь.

Сова не хочет нас отпускать. Мы ей очень понравились и она сказала: « если мы хотим выбраться из чащи леса, то нам даны три дорожки, верная дорога там, где ответ не самый большой и не самый маленький».

4 + 1 4 + 2 4 + 4

Что в них одинаковое? ( 1 слагаемое и сумма).

Чем отличаются ? ( разные вторые слагаемые).

Какие это выражения? ( числовые)

Вышли мы из чащи и попали к хозяину леса - медвежонку. А он ждёт нас, поджидает, чтобы узнать, а с какой темой мы сегодня познакомились и помогли ему разобраться в карточках. ( дети сортируют карточки с числовыми и буквенными выражениями по 2 корзинкам и объясняют).

Трудна была к нему дорога, но вы с ней справились, друзья, каких талантливых детишек в этом лесу встречаю я!

Итог урока.

Ребята, а что вам нужно было знать и уметь, чтобы прийти в гости к медвежонку? А что нового вы узнали на уроке? С чем познакомились? ( с числовыми и буквенными выражениями).

А теперь давайте поднимем все солнышки, которые вы получили за правильные ответы на уроке.

Посмотрите, как светло стало в нашем классе.

Мне было интересно работать с вами. Большое вам спасибо!

Любите природу! Храните природу!

Не жгите траву, не ломайте кусты!

Не сыпьте на землю всякую гадость!

И даст вам природа здоровье и радость!

Домашнее задание.



© 2010-2022