Мастер-класс на тему Проектная деятельность учащихся начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Мастер-класс

Учителя начальных классов

МБОУ «Быковская СОШ»

Андреевой Е.А.

Тема: «Проектная деятельность учащихся начальных классов»

















Тема: «Проектная деятельность учащихся начальных классов» (Слайд 1)
Цели занятия: определить своеобразие технологии современного урока и внеклассных занятий на основе использования проектного метода обучения Задачи занятия: определить знания слушателей по изучаемой проблеме, выявить противоречия, смотивировать на принятие новой технологии. Среди основных целей и задач мастер-класса можно выделить следующее: создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы внедрения метода проектов в учебный процесс.

Цели, с которыми пришли участники мастер-класса:

Узнать:

 о перспективах использования проектной методики; новое о проектной методике, о методике организации и проведении мастер-классов.

Понять:

 как реализовывается проектный метод в рамках различных дисциплин;

 как эффективнее организовать деятельность учащихся при использовании данного метода.

Научиться:

 эффективно применять метод проектов в своей работе;

 формулировать проблемы;

 интересно вести занятия, зажигать учеников;

 планировать деятельность учащихся и преподавателя при разработке образовательного проекта.


  1. Презентация педагогического опыта

(Слайд 2)Начальная школа - не только важная ступень базового образования, но и основа для формирования азов проектной деятельности. Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребёнка в нашей школе является главным приоритетом с самого начала обучения. Понимая необходимость развития творческих способностей младших школьников, стараюсь обучать каждого ребёнка основам проектирования, формировать личность, умеющую адаптироваться в изменённых условиях. (Слайд3)Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти (Слайд 4)

10 % от того, что они читают,

26 % от того, что они слышат,

30 % от того, что они видят,

50 % от того, что они видят и слышат,

70 % от того, что они обсуждают с другими,

80 % от того, что основано на личном опыте,

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,

95 % от того, чему они обучают сами

Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт - опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых - эксперта, а в-третьих - наставника.

(Слайд 5)Вопрос: Что такое проект?

(Выразить одним словом работа с участниками мастер класса)


(Слайд 6)Само понятие «Проект» заимствовано из латинского языка. Буквальный перевод - это «брошенный вперёд». В древнегреческой культуре оно означает «помеху, препятствие, задачу, вопрос». Исходя из этого можем сказать, что проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект - это одна из форм исследовательской работы.

(Слайд 5)Что такое проект для ученика? .(Слайд 6)Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся

(Слайд 7) Что такое проект для учителя? (Слайд 8)Проект - это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

(Каждому участнику раздается памятка) 2.Представление системы занятий
(Слайд 9)Сфера применения мето­да проектов велика. Проектная деятельность осуществляется как в урочное, так и во внеурочное время. Наша школа работает в режиме полного дня, что позволяет наиболее эффективно сопровождать проектную деятельность младших школьников. У учителя появляется возможность консультирования детей после уроков, когда они находятся во внеурочное время. (Слайд 10) Часть проектов планируется учителем при составлении плана воспитательной работы класса на год. Проекты, тема которых касается учебной деятельности школьников, предлагаются детям в соответствии с учебным планом. После выполнения проекта ребёнок отвечает на вопрос: «Какие ещё проекты ты хотел бы выполнить?»

Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учётом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.

(Слайд 11)Поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включаем: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

(Слайд 12)Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

(Слайд 13)Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира».

Примерные темы проектов:

«Я и мое имя», «Моя родословная», «ЗОЖ», «Наша речь», «Алфавит», «Любимое число», «Школа», «Одежда», «Растения», «Люди их занятия», «Сказочные герои», «Дизайн в нашей жизни», «Загадки, считалки, скороговорки», «Звук и цвет» и т.д.

  1. (Слайд14)Творческое задание для участников (практическая часть мастер класса)

Делятся на группы. Задание: сочинить небольшое стихотворение по теме мастер класса.

Декламация
(Слайд 15) В заключение хочется отметить, что проектный ме­тод имеет огромный развивающий потенциал. Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний - он учится учиться.
Спасибо за внимание!

© 2010-2022