Урок литературного чтения во 2 классе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Автор: Прохватило Елена Викторовна

Учитель Донецкой общеобразовательной

школы I-III ступеней №88 МОН ДНР

Урок литературного чтения для 2 класса Тема: Н.Булгаков «Анна, не грусти». Педагогические цели Образовательные:

  • Познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова.
  • Формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков.
  • Работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения
    Воспитательные:
  • Раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании.
  • Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями.
    Развивающие:
  • Развивать коммуникативные возможности учащихся.
  • Развивать умение учащихся вести рассуждение, аргументировать свою точку зрения.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные: познакомить с произведением Н.Булгакова

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, товарищество.

Межпредметные связи: русский язык, литература.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход урока.

1. Организационный момент. - Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором "Здравствуйте!" Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела "Я и мои друзья". Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях.

Радость общения,

Наполнит сердце

Благородными стремлениями! - Как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Так давайте, и наш урок начнём с хорошего девиза. (Из карточек на доске собираем предложение «У нас всё получится!») В путь!

Игра " Мир моих ощущений" - Как "пахнет" дружба? (душистый хлеб, теплом, запах душистых цветов, весенними ароматами). - Какая она на ощупь? (гладкая, мягкая, пушистая, тёплая).

- На вкус? ( сладкая, сочная). - С какой погодой вы бы сравнили "дружбу"? ( ясной, солнечной, безветренной). - С какими животными можно связывать слово дружба? ( собака, кошка, кролик, белка). - Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе? (весёлая, озорная, задумчивая, радостная, мажорная). - Какие краски вы возьмете, чтобы "нарисовать" дружбу? (светлые, яркие).

Рассказы детей о своих ощущениях.

2. Проверка домашнего задания.

Напомните мне, пожалуйста, какое было домашнее задание.

1 группа-Чтение стихотворения выразительно или наизусть.
2 группа - Объяснить смысл пословиц.
3 ,4 группа - Рассказать о своем друге. 5-6 предложений.
5 группа - Нарисовать мир, где люди дружат друг с другом.
Дифференциация по способу сложности заданий. Индивидуальная работа с учащимся.

3. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока. - Мы продолжаем говорить о дружбе. Если вчера мы говорили об обиде и выгоде, о том, как не поступают настоящие друзья, то сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.

Давайте вспомним, кто такой друг.

Продолжите «Друг - это тот, кто…»

Друг- это мама, которая поможет в трудную минуту

Друг- это одноклассник, который поделится вкусной конфетой.

Друг- это школьный учитель, который поможет разобраться в тайнах знаний.

Друг- это любимое животное, которое всегда будет рядом с тобой

Друг- это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно.

На доске: друг товарищ дружба

Давайте вспомним, как в словаре Ожегова звучат эти понятия.

Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой. А товарищ - человек, близкий кому-нибудь по общности взглядов, деятельности, по условиям жизни. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

Дружба- высшая степень товарищества. - А как вы понимаете слово сопереживание? Сочувствие? Взаимопомощь? Товарищество?

- Снова обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. Сопереживать - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

Сопереживание - способность к сопереживанию. Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к чьему-либо горю, переживаниям; сострадание.

Игра «Оставьте за мной последнее слово»

У каждого ученика карточка с высказыванием В. А. Сухомлинского:
«Быть верным дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту - значит нравственно готовить себя к предательству».

- Прочитайте текст и подумайте над этим высказыванием.
- Выберите понравившееся предложение.
- Бывали ли в вашей жизни трудности и испытания, в которых ваши друзья приходили вам на помощь? Делается вывод: в этом высказывании речь идёт о сопереживании. (Умении мысленно представить себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, умении понять чужое душевное состояние.) - Говорят, что дружба - это любовь без крыльев, что как бы ни была редкой истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. Дружба - это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга, много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.

- О чем эта притча, чему она учит нас?

- В какой фразе заключена главная мысль притчи?

- Действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг.

Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав.
Когда ты прав, всякий будет с тобой.

- Каждому из нас иногда бывает радостно или, наоборот, нас что- то огорчает. Нам хочется этим хорошим или грустным поделиться с человеком, который поймет, посмеётся вместе с вами или погрустит.

(Дети работают в группах и обмениваются мнениями, высказывают свою точку зрения)

-Мы продолжим сегодня разговор о дружбе и о друзьях, прочитав рассказ Н. Булгакова "Анна, не грусти!"

4. Знакомство с автором.

- Пора познакомиться с автором рассказа "Анна, не грусти!".

- Какой он?

- Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает?

- В чём особенность его взглядов на мир?

Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал "Аня и Катя". Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе "Просвещение через книгу 2008" Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации "Лучшая детская и юношеская книга".

-Как вы думаете, по названию можно предположить, о чём будет рассказ?

5. Физминутка. Динамическая, поможет снять усталость и напряжение, разнообразить игровую деятельность. Ребятам предлагается под зажигательную детскую песню "Мальчик с пальчик, девочка с мизинчик" выполнить движения анимашек.

Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

6. Работа над произведением Н. Булгакова «Анна, не грусти!».

6.1. Первичное чтение учителем с прогнозированием.

- Почему прогноз оказался неточным?

- Какое чувство вызвало это произведение?

- Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?

6.2. Словарная работа. - Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).

Спе-ци -аль-ная - специальная.
Про-ко-ря-бал - прокорябал.
Полу-ле-жа-ла - полулежала.
Встре-пе-ну-лась - встрепенулась.
Не-за-кра-шен-ную - незакрашенную.
Трол-лей-бус - троллейбус.
За-пла-кан-ное - заплаканное.

6.3. Чтение детьми.

6. 4. Беседа по содержанию.

- Как зовут девочку, попавшую в беду?

- Что произошло на горке?

- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

- Почему больницу называют особой, строгой?

- Какой Аня увидела палату?

- Что делала Катя?

- Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате?

- Почему Аня заплакала?

- А как отреагировала на приход подруги Катя?

- Как девочки разговаривали через стекло?

- Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?

- А чему радовалась Катя, лежа в больнице?

- Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?

- О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?

- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа? - Чему учит нас Булгаков своим рассказом? (В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду).



7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал… я попробую…

было интересно… меня удивило…

было трудно… урок дал мне для жизни…

я выполнял задания… мне захотелось…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

8. Итог урока. - Ребята, в мультфильме, который очень любят дети крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для нашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то на чем держится весь дом. Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома.

Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы:

Урок литературного чтения во 2 классе

- А какие кирпичики нам не пригодились? Почему?

Горе

Злость

Жадность

Зависть

- Наш дом дружбы построен. Вы хотели бы поселиться в нем? Почему?

(Дети высказывают свои мнения) - Ребята, в каких ситуациях очень помогает дружба, сплочённость, взаимовыручка? ( Во время войны. Во время олимпиады. Мы желаем нашим спортсменам больше побед. Пусть дружба сплотит все континенты. Прекратятся ссоры, войны. Пусть вся наша маленькая хрупкая планета будет большим уютным тёплым домом для всех людей, где царят: Добро, Понимание, Любовь, Мир, Радость, Согласие, Счастье, Доверие.

9. Домашнее задание.

Дифференцированный характер домашнего задания, учёт способностей и возможностей учащихся.

1 группа: придумать продолжение рассказа.

2 группа: выразительно читать рассказ, нарисовать рисунок на тему «Я друзей своих рисую».


© 2010-2022