Рабочая программа по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым

изучением отдельных предметов №68 г. Липецка












Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

для учащихся 3В класса

на 2015-2016 учебный год

УМК «Школа 2100»






Учитель: Васильева О.Н.






Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений. Часть 1. Обитатели Земли 1-я линия развития - уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество 1-я линия развития - уметь объяснять мир:
  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

  • по году определять век, место события в прошлом;

  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития - уметь определять своё отношение к миру:
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.


Содержание учебного предмета.

Раздел 1: «Обитатели Земли» Вещество и энергия Тела естественные и искусственные. Вещество - то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы - мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло - твёрдое. Почему лёд легче воды. Энергия - источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода - явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Оболочка планеты, охваченная жизнью. Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли - биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Важнейшее условие жизни людей - порядок окружающего мира. Стабильность условий - следствие круговорота веществ в природе. Жизнь - участник круговорота веществ. Участники круговорота веществ. Растения - производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные - потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии - разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание. Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. Экологическая система. Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема - единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва - единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва? Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы - излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера. Болото - заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом. Экосистема леса. Деревья - главные растения леса. Древесина. Деревья - мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ. Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны? Поле - искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите - массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями. Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста. Живые участники круговорота веществ. Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень - основные органы цветкового растения. Цветок - орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль. Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц. Появление твёрдых покровов - защита от хищников. Наружный скелет членистоногих - «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности. Возникновение позвоночника - внутреннего скелета. Рыбы - позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие - органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся - сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы - животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств. Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными. Грибы - разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Бактерии - универсальные разрушители веществ. Бактерии - самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии - главные участники всех круговоротов. Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой - единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки. Повторение пройденного материала - 4 ч. Раздел 2: «Моё Отечество» Твои родные и твоя Родина в потоке времен. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество - связь времен. Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве - одной из самых распространённых в мире религий. Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы - обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество - Россия! История моей Родины. История - наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России. Времена Древней Руси. IX-XIII вв. Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён. Создание Древнерусского государства. Киев - столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. «Древняя Русь - страна городов». Города - центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука - кириллица. Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский. Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды. Времена Московского государства. XIV-XVII вв. Время создания Московского государства - время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Великий государь Иван III. Государственный герб России - двуглавый орёл. Московское государство - наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей - крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва. Московский Кремль - памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время - угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества. Времена Российской империи. XVIII - начало XX в. Преобразование России Петром Великим - первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг. Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве. Отечественная война 1812 года - угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов. Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов - «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин - создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Правление Александра II - время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи. Времена Советской России и СССР. 1917-1991 гг. Жизнь рабочих и крестьян в начале XX в. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Цель советского государства - строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И. В. Сталина. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны. Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране. Современная Россия Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ - Россия. Современная Россия - наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция - основной закон государства. Права и обязанности граждан. Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент - глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума - собрание избранных народом представителей, которое создает законы. Российская Федерация - государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне - все граждане Российской Федерации. Достояние российской культуры - библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача - сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования). Повторение пройденного материала - 2 ч.



Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Тема урока Кол-во часов Дата проведения урока (план) Дата фактического проведения урока Причина корректировки календарно-тематического планирования

Раздел 1. Вещество и энергия (4часа)

1

Тела и вещества

1 02.09

2

Из чего состоит вещество?


1 04.09

3

Правила перехода проезжей части дороги (ОБЖ)

Что такое энергия?

1 09.09

4

Превращение энергии. Проверочная работа №1



1 11.09

Раздел 2. Оболочка планеты, охваченная жизнью (6 часов)

5 Где обитают живые организмы

1 16.09

6 Большой круговорот веществ

1 18.09

7

Живые участники круговорота веществ. Остановочный и тормозной путь автомобиля (ОБЖ)


1 23.09

8

Обмен веществ в организме. Проверочная работа №2

1 25.09

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца?


1 30.09

10

Контрольная работа№1



1 02.10


Раздел 3. Экологическая система (10 часов)





11

Жизнь экосистемы

1 14.10

12

Почва - важнейшая часть экосистемы


1 16.10

13

Правила поведения на воде (ОБЖ). Экосистема озера

1 21.10

14 Экосистема луга

1 23.10

15 Экосистема болота


1 28.10

16 Лесные производители. Безопасное поведение в лесу (ОБЖ)

1 30.10

17-18 Потребители и разрушители лесной экосистемы


2 06.11-11.11

19 Экосистема поля. Правила перехода железной дороги (ОБЖ).


1 13.11

20

Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

1 25.11

Раздел 4. живые участники круговорота веществ (13 часов)

21

Растения - производители


1 27.11

22-23

Животные маленькие и большие

2 02.12-04.12

24

Маленькие рыцари


1 09.12

25

Первый шаг из моря на сушу

1 11.12

26 На суше как дома


1 16.12

27 Пернатые изобретатели

1 18.12

28-29 Наши братья


2 23.12-25.12

30

Осторожно - животные! Проверочная работа №3


1 30.12

31

Прирожденные разрушители


1 13.01

32-33

Как нам жить в дружбе с природой.

Правила езды на велосипеде (ОБЖ)

2 15.01-20.01

Раздел 5. твои родные и твоя Родина в потоке времени (5часов)

34 Введение. Отправляемся в путешествие.

1 22.01

35 Живая связь времен

1 27.01

36 Как люди считают время?

1 29.01

37

С чего начинается Родина?

1 03.02

38

Память о прошлом. Проверочная работа №4.


1 05.02

Раздел 6. времена древней Руси. IX-XIII века (5 часов)

39-40

Как на Руси появилось государство?

2 12.02-17.02

41 Административная контрольная работа

1 10.02

42 «За землю Русскую!»

1 24.02

43 «Слово о погибели Русской земли» Проверочная работа №5.

1 26.02


Раздел 7. времена московского государства. XIV-XVII века (6 часов)





44 От Древней Руси к единой России


1 02.03

45 Земля и люди Московского государства

1 04.03

46 Москва златоглавая

1 09.03

47

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

1 11.03

48

Повторение. Обобщение по теме Правила поведения на транспорте (ОБЖ)

1 16.03

49 Контрольная работа№2

1 18.03

Раздел 8. времена Российской Империи. XIII-начало XX века (5 часов)

50 Петр Великий

1 23.03

51 Власть и народ Российской империи

1 25.03

52 Как Россия у Европы «училась»

1 30.03

53 «Гроза двенадцатого года»

1 01.04

54 Император-освободитель. Проверочная работа №6

1 13.04


Раздел 9. Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы (5 часов)





55-56

Россия в огне

2 15.04-20.04

57 «К светлому будущему»

1 22.04

58 «Вставай, страна огромная…»

1 27.04

59 «Через тернии к звездам»

1 29.04


Раздел 10. Современная Россия (9 часов)





60 Я - гражданин России!


1 04.05

61 Власть народа

1 06.05

62-63 Кто в государстве самый главный?

2 11.05-13.05

64-65 Народы России

2 18.05-

66 Промежуточная аттестация по итогам года. Тестирование

1 25.05

67

Наш общий дом Я - пешеход и пассажир (ОБЖ)

1 20.05

68

Повторение .Поездка за город (ОБЖ) Экскурсия в природу «Природа

и человек»

1 27.05




© 2010-2022