Советы учителю. Как организовать учебную деятельность на уроках массовой школы для детей с ограниченными возможностями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Артемовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступени № 5

с профильным обучением

Артемовского городского совета Донецкой области

Советы учителю.

Как организовать учебную деятельность на уроках массовой школы для детей с ограниченными возможностями

Советы учителю. Как организовать учебную деятельность на уроках массовой школы для детей с ограниченными возможностями

г. Артемовск, 2011 г.

Индивидуальный подход к особенностям ребенка может помочь избежать пустой траты сил и средств и крушения надежд, которые слишком часто бывают последствием плохого преподавания и привычки «ровнять всех под одну гребенку» в обучении

(Декларация Саламанки, 1994 г).

Общие принципы и правила работы учителя: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.




Как организовать учебную деятельность для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе

1.Учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы, т.е. предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.

2.Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.

3.Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.

4. Какие коррективы или изменения можно внести в:

а) учебники -

  • обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения;

  • обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст;

  • предоставление краткого содержания глав учебников;

  • обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня;

  • использование маркеров для выделения важной информации;

  • использование предложений с пропущенными словами;

  • обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий;

  • использование учетных карточек для записи главных тем;

  • предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;

  • указание номеров страниц для нахождения верных ответов;

  • обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей;

б) учебную программу -

  • сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

  • сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

  • альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);

  • четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;

  • акцентирование внимания на задании (например, "Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");

  • предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

в) работу в классе -

  • наличие индивидуальных правил для учащихся;

  • оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;

  • поддержание тишины во время интенсивных занятий;

  • отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);

  • обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;

  • близость учеников к учителю;

  • использование кабины для индивидуальной работы;

  • наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;

  • использование альтернативы кроссвордам;

  • сохранение достаточного пространства между партами.

г) обучение и задания -

  • использование указаний как в устной, так и в письменной форме;

  • поэтапное разъяснение заданий;

  • последовательное выполнение заданий;

  • повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

  • обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

  • демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача;

  • близость к учащимся во время объяснения задания.

д) виды деятельности -

  • подготовка учащихся к перемене вида деятельности;

  • предоставление дополнительного времени для завершения задания;

  • предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;

  • обеспечение помощи при передвижении.

е) письменные задания -

  • использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

  • использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;

  • обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;

  • дополнение печатных материалов видео и диафильмами;

  • обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

  • разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;

ж) оценку знаний -

  • использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

  • ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

  • оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

  • акцентирование внимания на хороших оценках;

  • разрешение переделать задание, с которым он не справился;

  • оценка переделанных работ;

  • использование системы оценок достижений учащихся.

з) учебные дисциплины -

  • разрешение использовать калькулятор;

  • группирование сходных проблем;

  • размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);

  • использование малого количества заданий для получения оценки;

  • использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;

  • предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;

  • обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;

  • поэтапное представление проблемных заданий;

  • использование визуальных пособий (картинок, графиков).

к) поведение -

  • организация учебного дня;

  • распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;

  • обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;

  • использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;

  • использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);

  • свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;

  • составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника;

  • предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом "безопасном месте", когда этого требуют обстоятельства;

  • разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;

  • игнорирование незначительных поведенческих нарушений.

Все указанные рекомендации необходимо выполнять параллельно с работой психолога или социального педагога по адаптации детей к выполнению стандартных школьных требований.

Советы учителю. Как организовать учебную деятельность на уроках массовой школы для детей с ограниченными возможностями

Материал подготовила: заместитель директора по УВР

Мащенко А.Ю.

© 2010-2022