- Преподавателю
- Начальные классы
- Советы учителю. Как организовать учебную деятельность на уроках массовой школы для детей с ограниченными возможностями
Советы учителю. Как организовать учебную деятельность на уроках массовой школы для детей с ограниченными возможностями
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шумакова С.И. |
Дата | 12.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Артемовская общеобразовательная школа І-ІІІ ступени № 5
с профильным обучением
Артемовского городского совета Донецкой области
Советы учителю.
Как организовать учебную деятельность на уроках массовой школы для детей с ограниченными возможностями
г. Артемовск, 2011 г.
Индивидуальный подход к особенностям ребенка может помочь избежать пустой траты сил и средств и крушения надежд, которые слишком часто бывают последствием плохого преподавания и привычки «ровнять всех под одну гребенку» в обучении
(Декларация Саламанки, 1994 г).
Общие принципы и правила работы учителя: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Как организовать учебную деятельность для детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе
1.Учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы, т.е. предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов.
2.Модификацию можно определить как некое изменение задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями. Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.
3.Необходимые изменения способов подачи информации и модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося. Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том, в чем именно они нуждаются.
4. Какие коррективы или изменения можно внести в:
а) учебники -
-
обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения;
-
обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и тот же текст;
-
предоставление краткого содержания глав учебников;
-
обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня;
-
использование маркеров для выделения важной информации;
-
использование предложений с пропущенными словами;
-
обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий;
-
использование учетных карточек для записи главных тем;
-
предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
-
указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
-
обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами, основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей;
б) учебную программу -
-
сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
-
сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
-
альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
-
четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
-
акцентирование внимания на задании (например, "Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");
-
предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).
в) работу в классе -
-
наличие индивидуальных правил для учащихся;
-
оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;
-
поддержание тишины во время интенсивных занятий;
-
отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
-
обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
-
близость учеников к учителю;
-
использование кабины для индивидуальной работы;
-
наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;
-
использование альтернативы кроссвордам;
-
сохранение достаточного пространства между партами.
г) обучение и задания -
-
использование указаний как в устной, так и в письменной форме;
-
поэтапное разъяснение заданий;
-
последовательное выполнение заданий;
-
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
-
обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;
-
демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача;
-
близость к учащимся во время объяснения задания.
д) виды деятельности -
-
подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
-
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
-
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
-
обеспечение помощи при передвижении.
е) письменные задания -
-
использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
-
использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
-
обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;
-
дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
-
обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
-
разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;
ж) оценку знаний -
-
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
-
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
-
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
-
акцентирование внимания на хороших оценках;
-
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
-
оценка переделанных работ;
-
использование системы оценок достижений учащихся.
з) учебные дисциплины -
-
разрешение использовать калькулятор;
-
группирование сходных проблем;
-
размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями (например, от 4 до 6 заданий на странице);
-
использование малого количества заданий для получения оценки;
-
использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;
-
предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;
-
обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;
-
поэтапное представление проблемных заданий;
-
использование визуальных пособий (картинок, графиков).
к) поведение -
-
организация учебного дня;
-
распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;
-
обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;
-
использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
-
использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила (например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
-
свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
-
составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства, позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника;
-
предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться в так называемом "безопасном месте", когда этого требуют обстоятельства;
-
разработка кодовой системы (слова), которое даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
-
игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
Все указанные рекомендации необходимо выполнять параллельно с работой психолога или социального педагога по адаптации детей к выполнению стандартных школьных требований.
Материал подготовила: заместитель директора по УВР
Мащенко А.Ю.