- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка конспекта урока по окружающему миру 1 класс Весна - пробуждение природы
Разработка конспекта урока по окружающему миру 1 класс Весна - пробуждение природы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Наумова М.А. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Весна - пробуждение природы».
Цель урока: познакомить с изменениями, происходящими в неживой и живой природе.
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
Предметные:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития;
- дать представление об изменениях в жизни растений и птиц с наступлением весны.
Метапредметные:
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально
Личностные:
- формирование основ экологической культуры
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
- Воспитывать чувство гордости за родной край.
Оборудование: учебник «Окружающий мир 1 класс часть 2» Вахрушев А.А; презентация, видео, карточки, лучики солнца
1. Организационно - мотивационный этап.
Цель: создание положительного эмоционального настроя на предстоящую деятельность, осмыслить тему урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
- Здравствуйте ребята, садитесь.
Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, откроем некоторые её тайны.
- Посмотрите внимательно на слайд и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Слайд 1) Видео с стихотворением про весну
- О каком времени года мы сегодня будем говорить на уроке? Давайте определим тему нашего урока.
-Действительно, мы будем говорить о весне. И тема нашего урока называется «Весна - пробуждение природы».
Приветствуют.
Смотрят и формулируют тему урока
Весна….
Личностные:
- формировать положительное отношение к учению.
- организация рабочего места
- умение настроиться на работу.
-
Актуализация первичного опыта, осуществляемая на этапе введения новой информации.
Цель: систематизировать опорные знания, формировать социальный опыт и особое отношение к уроку.
- Как вы понимаете слово «пробуждается»?
- Ребята, а какой вопрос хочется задать, исходя из темы нашего урока? (Благодаря чему природа пробуждается?)
Нам сегодня предстоит узнать: Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение?
Ребята, какие весенние месяцы вы знаете?
- (Слайд2)
Весна - пробуждение природы.
Запомните, месяц март получил свое название в честь бога Марса, апрель - значит даровитый, а май - в честь богини Майи. Ей люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.
- Нам пора отправляться в путешествие. А передвигаться мы будем необычным способом. Закройте все глазки и хлопните три раза в ладоши. Откройте глазки. (Слайд 3. Станция признаки весны) Мы оказались на первой станции «Признаки весны».
На столах у вас лежат карточки, вам нужно зачеркнуть те явления природы, которые не относятся к весне. Работаем в парах. (Слайд 4) Карточка № 1.
Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Тает снег и лёд. Распускаются первоцветы.
- Давайте проверим, что у вас получилось. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули. Давайте сверим со слайдом.
- Давайте перечислим все признаки, которые остались. - Давайте попробуем выделить самый главный признак. Почему тает снег, лед на реке? (День увеличивается и становится теплее) Особенно быстро сходит снег при дружной весне, под теплыми лучами весеннего солнца. На реках происходит быстрый подъём воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы - наводнение, которое приносит людям много бед.
- Нам пора отправляться дальше в путь, на другую станцию.. Закроем глазки и хлопните в ладоши три раза. Откройте глазки. Итак, наша станция называется (Слайд 5) «Секреты весны».
- Ребята, а как вы думаете, в чем состоит главная причина оживления в жизни растений? - А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны. Откройте 42 стр. посмотрите внимательно на три картиночки. Что вы видите 1,2,3 картинке?
1)Веточки в баночке без воды стоят на подоконнике 2)Ветки с водой стоят в холодильнике 3)Ветки в баночке с водой стоят на подоконнике -Почему распустили листочки только те веточки, которые стояли на подоконнике в воде? - Давайте сделаем вывод. Что необходимо растениям для того, чтобы распустили свои листочки? (Тепло и вода). Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, тогда природа оживет.
- А нам пора отправляться дальше. Закройте глазки хлопните три раза в ладоши. Откройте глазки. (Слайд 6)Посмотрите, мы оказались на станции «Вестники весны».
- А как узнать, что весна пришла?
- Солнце ярче светит.
- Тает снег.
- Дни становятся длиннее, ночи - короче.
- Весной всегда какое-то особое настроение.
- Весной все становится красивым и добрым.
- Мужчины дарят женщинам цветы.
- Прилетают птицы: - Послушайте загадку и отгадайте, что же это за вестники? Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку, Длинный клюв и два крыла… Прилетит - плохи дела. А кого паук боиться? Угадали? Это …(птица) - А какие птицы прилетают весной? - Как называют этих птиц? (Перелётные) - Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица…(грач)
- Молодцы! Давайте немного отдохнем! Физминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Приседать и вставать, (приседания)
Прыгать и скакать. (Прыжки)
Март, апрель, май
Выполняют работу в парах
Называют, сверяют
Коммуникативные:
- умение формулировать ответы на вопросы учителя
- умение оформлять свою мысль
- умение слушать и понимать других.
Регулятивные:
- принимать участие в обсуждениях какого-либо вопроса.
Познавательные:
- отличать новое от уже известного
Личностные:
- вносить свой вклад в работу для достижения общих целей
Регулятивные:
- высказывание своих мыслей по рисунку
-
Актуализация обогащаемого опыта, используемая на этапе усвоения нового учебного материала.
Цель: познакомить детей с весенними признаками, научить видеть их в реальной жизни.
- Ребята, в народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои народные приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.
Откройте учебник на 41 стр. (….) прочитай нам народную примету о граче.
-
Грач на горе - весна на дворе.
Как вы понимаете эту примету?
А какие еще приметы вы знаете? - Прочитай нам следующую народную примету: (зачитывают по очереди все приметы)
- Увидал скворца - знай: весна у крыльца
- Журавушка курлычет - о тепле весть подаёт
- Длинные сосульки - к долгой весне
- Снег скоро тает и вода бежит дружно - к мокрому лету
- Апрель с водой - май с травой
- Май холодный - год хлебородный
Хорошо! вы назвали приметы весны, а весна - это свет, радость, начало новой жизни.
Коммуникативные:
- участвовать в обсуждениях
- умение донести свою речь до других
Познавательные:
- умение ориентироваться в учебнике.
-
Актуализация полученных знаний и умений
Цель: систематизировать и научить применять на практике полученные знания.
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
- Ребята, мы с вами пополнили свой багаж знаний. А теперь нам пора возвращаться обратно. Давайте закроем глазки и хлопнем три раза. Открываем глазки. Вот мы и вернулись обратно
- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. Какие изменения происходят в природе весной и как они влияют на её пробуждение? - Теперь мы точно сможем на него ответить. (…)прочитай нам историю про медвежонка Винни Пуха на 44 стр. Слушаем внимательно. Медвежонок споткнулся, и все опилки в его голове перемешались, давайте поправим медвежонка и правильно расскажем о весне. Итак, кто поправит медвежонка? (рассказывают о весне) Молодцы!
- А сейчас давайте отдохнём и поиграем: Игра на внимание. Я называются месяцы. Если месяц летний, то вы машете руками себе в лицо. Если осенний, то - хлопаете. Если зимний, то вытягиваем руки вперед, Если весенний, то поднимаем руки вверх. Март, июнь, сентябрь, май, февраль, апрель, июль, декабрь, март, август, январь, март, октябрь.
(Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
-
Оценочно - рефлексивный этап.
Цель: формирование умения оценивать свою деятельность.
- Наш урок подходит к концу, скажите, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?
- Что нового узнали на уроке?
- По каким признакам вы узнаете весну? - Кому нравится весна? А почему?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
Ребята, как здорово, когда светит весеннее солнышко, мы ему очень рады, оно согревает нас. Ребята на партах у вас лежат лучики солнца белый и желтый. Выберите один.
Желтый - вам было интересно, и вы узнали новое
Белый - вы испытывали затруднения.
Давайте согреем друг друга лучиками солнца. Сейчас каждый выйдет к доске и приклеит лучик солнца.
Вот какое солнышко у нас получилось.
- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:
«Всё прекрасное на земле - от солнца, и всё хорошее от человека».
- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.