Рабочая программа по предмету Литературное чтение ОС 2100 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

(для четырёхлетней начальной школы)

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл., рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

I. Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с руским языком - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения - формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

II. Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

приобщение к литературе как искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс - «Капельки солнца»; 2-й класс - «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс - «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс - «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло… Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Во 2-м классе «сквозные герои» учебника - второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий - знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе - это игра-путешествие.

уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2-3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре класса в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения) или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Взаимосвязь результатов освоения предмета можно системно представить в виде схемы.

Рабочая программа по предмету Литературное чтение ОС 2100 2 класс

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития - формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

VI. Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Круг детского чтения.

Техника чтения.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.

Круг детского чтения чтения

2-й класс -136 ч (4 часа в неделю)

«Там, на неведомых дорожках…» (23 ч).

Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

Сказочные человечки (27 ч).

Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные богатыри (13 ч).

Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка мудростью богата…» (20 ч).

Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка - ложь, да в ней намёк…» (21 ч).

Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое обыкновенное чудо» (31 ч).

Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения - чтение целыми словами;

правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

скорость чтения - установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.

Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

2-й класс

Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия.

Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

2-й класс

Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чём захотелось подумать).

Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления о том, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

Высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

2-й класс

Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

Тема и основная мысль произведения.

Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создаёт (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).

Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

2-й класс

Обучение:

подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

Развитие умения писать работы по итогам чтения - сочинения-миниатюры о сказочных героях.

Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3-7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок; иллюстрирование, инсценирование.

Приложение

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится сводная таблица предметных требований.

Таблица предметных требований

по литературному чтению (программный минимум) (1−4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

овладение функциональной грамотностью;

овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

приобщение к литературе как к искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

2 класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану

размышлять о характере и поступках героя;

высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чём думал, что чувствовал автор);

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Часов

Название темы/урока

План

Дата

23

Раздел 1. « Там, на неведомых дорожках…» ( 23 ч )

02.09

Вводный урок. Приглашение в большой мир Заходер. « Моя Вообразилия литературы. ( Знакомство с новым учебником. Б.», « Сказочка» )

03.09

Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом

04.09

Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б. Заходер « Сказочка»

08.09

Русские народные сказки. Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»

09.09

Народная сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». «Законы» волшебной сказки

10.09

Как сказки сказываются

11.09

Народная» сказка П. Ершова ( сказка «Конек - Горбунок»

15.09

Сказочный мир П. Ершова ( сказка «Конек - Горбунок»)

16.09

Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конек - Горбунок»

17.09

Добрым молодцам урок» ( А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

18.09

Герои «Сказки о рыбаке и рыбке»

22.09

Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

23.09

Авторская сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

24.09

«Какова работа, такова награда» ( В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

25.09

От сказки народной к сказке авторской ( сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» )

29.09

Как сказы сказываются ( П. Бажов «Серебряное Копытце» )

30.09

Чему учат сказы и сказки ( П. Бажов «Серебряное Копытце» )

01.10

Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса»

02.10

Добро побеждает зло ( сказка «Мальчик золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» )

06.10

«Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» - это сказка

07.10

Всех скороговорок не перескороговоришь

08.10

Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1

09.10

Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок


Раздел 2 "Сказочные человечки"(28ч)

13.10

Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка» )

14.10

Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон « Шляпа Волшебника». Вступление 1-я часть

15.10

Тайны шляпы Волшебника (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть)

16.10

Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3-4-я части)

20.10

Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника»

21.10

Опасное путешествие Бильбо (Дж. Р. Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи», ч. 1 и 2)

22.10

Путешествие продолжается (глава «Пауки и мухи», ч. 3 и 4)

23.10

Отважный сказочный герой БильбоБэггинс (5-6-я части главы «Пауки и мухи» )

27.10

Отважный сказочный герой БильбоБэггинс (7-8-части главы «Пауки и мухи»)

28.10

Авторская сказочная повесть Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит»

29.10

Смешная история (А Милн «Винни Пух», глава 3

30.10

Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух» (глава 3)

10.11

Главный герой повести А. Милна «Винни Пух»

11.11

Песенки сказочных человечков

12.11

Уроки Мальвины (А. Н. Толстой «Приключения Буратино».Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино»)

13.11

Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно»)

17.11

Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино»

18.11

Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино»

19.11

Сказочный герой Чиполлино и его семья. ( Дж. Родари " Приключения Чиполлино" )

20.11

Чиполлино приходит на помощь ( Дж. Родари "Приключения Чиполлино " )

24.11

Чиполлино- настоящий герой ( Дж. Родари " Приключения Чиполлино " )

25.11

Фантазии Астрид Линдгрен ( " Малыш и Карлсон, который живёт на крыше ". Части 1-2)

26.11

Кто же такой Карлсон? ( А. Линдгрен " Малыш и Карлсон…" ( Часть 3 )

27.11

Обобщение по разделу .Проверочная работа № 2

01.12

Сочинение- рассказ о сказочном человечке

02.12

Внеклассное чтение. Любимые герои- сказочные человечки

03.12

Внеклассное чтение. Любимые герои- сказочные человечки

04.12

Внеклассное чтение. Любимые герои- сказочные человечки



Раздел 3. " Сказочные богатыри " ( 14 ч)

08.12

Введение в раздел. Отрывок из поэмы А. С. Пушкина " Руслан и Людмила "

09.12

Былина как фольклорный жанр

10.12

Богатырская " Сказка про Илью Муромца "

11.12

Илья Муромец - богатырь земли Русской

15.12

Илья Муромец - любимый народный богатырь. ( Отрывок из былины " Илья Муромец и Святогор ")

16.12

Сравнение богатырской сказки и былины

17.12

Чем силен человек? ( киргизская сказка " Дыйканбай и дев ")

18.12

Богатырская сказка киргизского народа " Дыйканбай и дев ")

22.12

Кому счастье помогает? ( дагестанская сказка " Богатырь Назнай ")

23.12

" Богатырь " Назнай

24.12

Повторение по теме " Былины и богатырские сказки "

25.12

Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой " Пираты ". Проверочная работа № 3

12.01

Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой ( сценарий урока внеклассного чтения)

13.01

Повторение по теме "Сказочные богатыри"



Раздел 4. " Сказка мудростью богата " ( 20 ч )

14.01

Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе" Что мне всего дороже? "

15.01

Как мудрость в жизни помогает ( татарская сказка " Мудрый старик")

19.01

Чему учит бытовая сказка ( татарская сказка " Мудрый старик")

20.01

Киргизская сказка о мудрых людях ( " Мудрая девушка")

21.01

Герои киргизской сказки " Мудрая девушка"

22.01

Русская сказка о мудрых людях ( " Мудрая дева " )

26.01

Мудрость ценят все народы. Русская сказка " Мудрая дева "

27.01

К чему приводит жадность ( долганская сказка " Как появились разные народы " )

28.01

Где правда, там и счастье ( корейская сказка " Честный мальчик " )

29.01

Что высмеивают сказки? Японская сказка " Добрый крестьянин " (1-я)

02.02

Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка " Ивовый росток" (2-я)

03.02

Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка " Три калача и одна баранка "

04.02

" Сказка о глупости " И. Франко

05.02

" Сказка - ложь, да в ней намёк…"( И. Франко " Сказка о глупости ")

09.02

Мудростью богаты . Русские народные пословицы и поговорки

10.02

Мудростью богаты . Русские народные загадки

11.02

Как придумать загадку? Литературные загадки

12.02

Обобщающий урок по разделу 4. Проверочная работа № 4

16.02

Зачем поют колыбельные песни

17.02

Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки?



Раздел 5. " Сказка - ложь, да в ней намёк" (19 ч)

18.02

Введение в раздел. Ю. Мориц" Слониха, слонёнок и Слон…"

19.02

Мудрые сказки о животных ( русская сказка " Лиса и рак ". Сказка братьев Гримм " Ёж и заяц")

24.02

Кто сильнее? ( Русская народная сказка " Напуганные медведь и волки" )

25.02

Как ум и хитрость силу побеждают (русская народная сказка « Напуганные медведь и волки»

26.02

Чего стоит ум? ( африканская сказка « Похождения дикого кота Симбы»

02.03

Чем силен Симба? ( африканская сказка « Похождения дикого кота Симбы»

03.03

Какие бывают развлечения? (сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

04.03

Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

05.03

Братец Кролик - главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну»

10.03

Какие вопросы задают сказки? (эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена».Латышская сказка «Как петух лису обманул»)

11.03

Современные сказки о животных. (А. Курляндский «Ну, погоди!»)

12.03

Как создаются мультфильмы (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!»)

16.03

Разные стихи о животных (Г. Сапгир «Песня», Л. Квитко «Смелые воробьи»)

17.03

Разные стихи о животных (Л. Квитко «Веселый жук», Ю. Мориц «Резиновый ежик»)

18.03

Авторские считалки

19.03

О чем говорят считалки? Б. Заходер «Считалия»

01.04

Сочиняем считалку

02.04

Обобщение по разделу 5. Колыбельные русских поэтов. Проверочная работа № 5

06.04

Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки



Раздел 6. «Самое обыкновенное чудо» (31 ч)

07.04

Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон»

08.04

Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть)

09.04

Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть)

13.04

Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3-4-я части)

14.04

Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5-6-я части)

15.04

Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5-6-я части)

16.04

Секрет счастья (Дж. Родари «Солнце и туча»)

20.04

Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала».В. Орлов «Я рисую море»)

21.04

Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала».В. Орлов «Я рисую море»)

22.04

Чудеса вокруг нас (В. Берестов «Честное гусеничное»)

23.04

Необычное в обычном мире (В.Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка»)

27.04

«Другие» сказки (В. Хмельницкий «Города», «Снег и скрипка»)

28.04

Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка»)

29.04

Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова (сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»)

30.04

Б. Сергуненков «Кот белый - кот черный»

04.05

«Другие» сказки (В. Хмельницкий «Города», «Снег и скрипка»)

05.05

Внеклассное чтение. Сказки - миниатюры

06.05

Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»)

07.05

Уроки творчества Дж. Родари

11.05

Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова (сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик»)

12.05

Веселые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева

13.05

Веселые стихи (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это - да! Это - нет!»

14.05

Уроки творчества Дж. Родари

18.05

Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце»)

19.05

Итоговая комплексная работа.

20.05

Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа № 6

21.05

Урок-отчет «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир»

25.05

Урок-праздник "Маленькая дверь в большой мир"

26.05

Интегрированная проверочная работа

27.05

Проверка техники чтения

28.05


Проверка техники чтения
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного

процесса

Литературное чтение. «Капельки солнца», 1 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс, 2011.-208с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Тетрадь по литературному чтению. 1 класс.- Изд. 3-е, испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2010.-64с. . (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»)

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина, Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 1-м классе. Методические рекомендации для учителя.-Изд. 3-е, перераб.- М.: Баласс, 2010.-192с. (. Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)



© 2010-2022