- Преподавателю
- Начальные классы
- Модель работы с одаренными детьми в начальной школе
Модель работы с одаренными детьми в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Кондратова Н.В. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Модель работы с одаренными детьми в начальной школе. Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. Современная педагогика также выделяет работу с одаренными детьми одним из основных положений педагогической системы в рамках личностно-ориентированной педагогики. Эта проблема заинтересовала и меня, результатом чего явился поиск инновационных методов выявления и поддержки талантливых учащихся. Я создала собственную методическую систему обучения, отвечающую реальным запросам времени и условиям преподавания.
Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Цель: формирование единства знаний и умений, сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
-
Выявить одаренных детей с использованием различных диагностик.
-
Систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений.
-
Внедрить систему внеурочных занятий по предмету для формирования профессиональных интересов учащихся и развития практической. направленности предмета.
-
Совершенствовать систему работы с одаренными детьми.
-
Инициировать новые виды учебной деятельности учащихся.
Принципы работы с одаренными детьми:
-
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся - высший уровень).
-
Принцип добровольности.
-
Принцип развивающего обучения.
-
Принцип опережающего обучения.
-
Принцип комфортности в любой деятельности.
-
Возрастание роли внеурочной деятельности.
Одаренные дети:
* Имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
* Имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность
* Испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Основные направления работы с одаренными детьми
-
выявление одаренных обучающихся;
-
создание банка данных «Одаренные дети»;
-
разработка индивидуальных форм работы;
-
внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
-
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
-
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
Содержание работы с одаренными детьми
Диагностика:
1.Изучение диагностических методик.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального потенциала одаренных детей:
1. Организация консультативной помощи для обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
2. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
3. Знакомство обучающихся с новинками литературы.
4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
7. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
8. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
9. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.