- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок-проект Н. Носов Живая шляпа
Урок-проект Н. Носов Живая шляпа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Сенченко О.М. |
Дата | 06.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Из опыта работы
учителя начальных классов
МАОУСШ п. Юбилейный
Сенченко О.М.
Формирование УУД на уроках чтения в начальной школе в УМК «Планета знаний»
Работа по новым стандартам - это, прежде всего, изменения в работе педагогов, новые задачи для них и новые требования.
Начальная школа призвана теперь решать целый ряд важнейших задач, среди которых успешное «включение» детей в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе совместной деятельности учителя и учащихся. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но привить две группы новых умений.
К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.
Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
В Программе развития УУД выделены четыре блока:
1. Формирование личностных УУД
2. Формирование регулятивных УУД
3. Формирование коммуникативных УУД
4. Формирование познавательных УУД
Схема работы над формированием УУД указывается в Программе формирования УУД основной общеобразовательной программы учебного учреждения и тематическом планировании педагогов, способы учета уровня сформированности УУД - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого года обучения и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые формируются на уроках.
Как развивать универсальные учебные действия на уроке?
Моделирование уроков по новым стандартам - дело непростое, но сегодня - это требование времени. Учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована - учиться всю жизнь и способность к саморазвитию.
По новым стандартам, вместо привычных нам типов уроков, предусматриваются следующие типы уроков: «Урок открытия новых знаний» (с применением деятельностного метода), «Урок общей методологической направленности», «Урок рефлексии», «Урок развивающего контроля», «Урок - проект»
Урок, построенный по новым стандартам, имеет определённую модель.
Она состоит:
1. Из организационного этапа, цели которого - ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?) Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление ребенком того, что он уже знает к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации.
2. Основной этап урока - работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. Процесс восприятия информации - процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность осмыслить учебную информацию в любом ее виде.
3. Третий этап базовой модели - это завершающая стадия урока. Ее цель - обобщение и рефлексия. Для обобщения следует вернуться к тем задачам, проблемам, которые были поставлены в начале урока, и дети должны дать ответ об их реализации, вычленив главные понятия и умения. Для осуществления рефлексии следует, вновь вернувшись к началу урока, выяснить на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, мы ответили, а какие остались без ответа.
Таким образом, базовая модель урока представляется как замкнутый круг: урок начался с формирования мотивации и закончился мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.
Как вы заметили, нет традиционной формулировки темы. Детям дается какой-то посыл, возможно, игра или иллюстрация, которые создают проблемную ситуацию, и в процессе ученики сами называют тему, логически выходят на нее.
Для учителей всегда важен вопрос: «А как проверить, понимает ли ученик то, что читает?» Для этого ученик одновременно с учебным материалом получает набор заданий. То есть, ученик не просто читает учебник, а ищет в нем ответы, как выполнить то, или иное задание.
Приведу конкретный пример:
Литературное чтение во 2 классе
Тема урока - проекта: Могут ли оживать шляпы?
Н.Н.Носов «Живая шляпа»
Цель деятельности педагога: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова "Живая шляпа" и биографией автора.
Вид урока: - нестандартный, урок-проект.
Цели урока - проекта:
1. воспитывать и развивать ребенка через его познавательную деятельность;
2. реализовывать способности и замыслы ученика в продуктах его деятельности.
Задачи урока - проекта:
1. получить новые знания, применять их на практике;
2. формировать устойчивый познавательный интерес к чтению;
3. учить детей овладевать навыками ораторского искусства.
Этапы работы:
1. мотивационный;
2. планирующий;
3. информационно - операционный;
4. рефлексивно - оценочный.
Тип проекта: По доминирующей деятельности: прикладной (практико-ориентированный). По предметно-содержательной области: монопредметный. По продолжительности: краткосрочный. По количеству участников: групповой. По характеру контактов: внутриклассный.
Формирование УУД
1.Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель,
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
• адекватно понимать оценку взрослого,
• взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
• обобщать полученные знания,
• использовать знаково-символическоое моделирование,
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Воспитательные:
- формировать навыки коллективной деятельности, сплочение детского коллектива;
Распределение учащихся по проектным группам:
1-ая группа - представление информации о Н. Н. Носове.
2-ая группа - (для тех, кто читал) составить картинный план
3-я группа - чтение произведения.
Оборудование:
1. выставка книг;
2. мультимедийный проектор;
3. учебник;
4. портрет Н. Н. Носова.
Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа, групповая работа.
Методы обучения:
-
проблемный;
-
частично-поисковый;
-
словесно-логический;
-
метод самостоятельной работы учащихся
-
метод групповой работы учащихся
Ожидаемые результаты:
• повышение активности на уроках;
• улучшение результатов обучения;
• развитие творчества у учащихся.
Ход урока:
1.Организационный момент
Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
И гостям сказать нам надо?
Видеть Вас мы очень рады!
Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.
Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе: Улыбнитесь
2.Тема урока:
ЕШШЕЕНШЕШОЕЕШШСШЕОШШЕЕВЕШ - мысленно вычеркните буквы Е, Ш, прочитайте… Носов
«Яавиж апялш» - расшифруйте название произведения
3. Цели: (ставят дети)
Узнать, почитать, ответить на вопросы, узнать новое.
4. Словарная работа:
«Комод»- находим в словаре в конце учебника.
«Кочерга» - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
5. Работа с 1 слайдом: Могут ли шляпы оживать?
6. 2 слайд: Определите жанр произведения по названию. (доказательство сказки) Оставляем вопрос (?)
7. Распределение на группы.
8. Задания: (самостоятельный выбор)
1-ая группа. (Кто знает это произведение) О Н.Н.Носове. Выставка книг.
2-ая группа. Читает произведение («цепочкой»)
3-я группа. (Кто хорошо знает содержание). Составляет картинный план. Собирает пословицы.
Волков бояться - страшит
Все хорошо, в лес не ходить
Робкого и тень что хорошо кончается
У страха глаза велики.
9. Работа в группах:
10. Физкультминутка:
11. Работа по содержанию: (отчёт о групповой работе)
- о Н.Н.Носове (дети и я)
- ответы на вопросы, чтение
- картинный план
- жанр (дать зачитать детям с последнего слайда)
( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)
12. Первичная проверка содержания:
1. Тест по рассказу Николая Носова "Живая шляпа".
1) Кота в рассказе зовут:
а) Борька; б) Васька; в) Тишка.
2) Кот попал под:
а) платок; б) пальто; в) шляпу.
3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:
а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.
4) Чем стреляли мальчики в шляпу:
а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.
5) Кто был под шляпой:
а) щенок; б) котенок; мышонок.
13. Взаимопроверка:
-Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками.
14. Оценивание работ (по пятибалльной системе)
15. Рефлексия:
- достижения цели;
- деятельности (рефлексивный экран);
- эмоционального настроения (шляпа)
16. Домашнее задание:
- чтение по ролям.
Самоанализ урока
Этапы логически последовательны друг за другом, изложение материала предполагает, что обучающиеся самостоятельно должны вывести тему урока, показать своё умение работать в группе, обсуждать вопросы, доказывать своё мнение, делать выводы.
Построение урока соответствует его содержанию и поставленной цели.
Весь урок подчинён формированию УУД, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Все виды деятельности тесно связаны между собой, и реализуются на всех запланированных этапах.
Например, познавательные УУД реализуются в ходе всего урока: ребята ищут ответы на вопросы, сравнивают , задания подобраны с учётом индивидуальных возможностей учащихся.
Коммуникативные УУД красной нитью проходят через весь урок. Ребята учатся высказывать своё мнение, тактично говорить с товарищами в группе, учатся отвечать полным ответом, развивают свою речь.
Личностные УУД формируются так же на протяжении всего урока: осознание для чего я учусь, желание приобретать новые знания.
Регулятивные УУД реализуются в ходе всего урока: умение действовать по плану, умение контролировать результаты своей деятельности (в конце урока, когда ребёнок сам даёт себе оценку (как он поработал на уроке, что получилось и что не получилось).
Данный урок соответствует требованиям рабочей программы.
На уроке была поставлена проблемная ситуация: о жанре художественного произведения
Учителем на уроке использовались разные методы: словесные, наглядные, практические, проблемные (метод создания проблемной ситуации).
«Найдите слова, объясните , докажите своё мнение, оцени работу других, сравни своё мнение с мнением ребят.»
На уроке было проведена самостоятельная работа (тест).
На уроке сочеталась индивидуальная, фронтальная и групповая работа.
Наглядный материал использовался в достаточной степени, презентация сочеталась с ходом урока.
Навыки самоконтроля и самооценки у обучающихся ещё недостаточно сформированы: некоторые завышают свою оценку, другие - занижают. Хотя оценку в группах выставили все объективно.
Учитель при проведении данного урока учитывает уровень актуального развития обучающихся и зону их ближайшего развития: все заданные вопросы и задания соответствуют развитию обучающихся.
На данном уроке в системе развиваются речь, память, мышление, воображение, внимание.
На уроке учитель поддерживает эмоциональную атмосферу урока, физминутка так же способствует эмоциональной разрядке.
Домашнее задание доступно
Вывод: Урок достиг поставленных целей учителем.