Урок-проект Н. Носов Живая шляпа

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы

учителя начальных классов

МАОУСШ п. Юбилейный

Сенченко О.М.

Формирование УУД на уроках чтения в начальной школе в УМК «Планета знаний»

Работа по новым стандартам - это, прежде всего, изменения в работе педагогов, новые задачи для них и новые требования.

Начальная школа призвана теперь решать целый ряд важнейших задач, среди которых успешное «включение» детей в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе совместной деятельности учителя и учащихся. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но привить две группы новых умений.

К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

Ко второй - формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

В Программе развития УУД выделены четыре блока:

1. Формирование личностных УУД
2. Формирование регулятивных УУД
3. Формирование коммуникативных УУД
4. Формирование познавательных УУД

Схема работы над формированием УУД указывается в Программе формирования УУД основной общеобразовательной программы учебного учреждения и тематическом планировании педагогов, способы учета уровня сформированности УУД - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в программах внеурочной деятельности.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого года обучения и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые формируются на уроках.

Как развивать универсальные учебные действия на уроке?

Моделирование уроков по новым стандартам - дело непростое, но сегодня - это требование времени. Учитель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности, которая наиболее востребована - учиться всю жизнь и способность к саморазвитию.

По новым стандартам, вместо привычных нам типов уроков, предусматриваются следующие типы уроков: «Урок открытия новых знаний» (с применением деятельностного метода), «Урок общей методологической направленности», «Урок рефлексии», «Урок развивающего контроля», «Урок - проект»

Урок, построенный по новым стандартам, имеет определённую модель.

Она состоит:

1. Из организационного этапа, цели которого - ориентировка в теме предстоящего урока, создание мотивации, активизация знаний или представлений учащихся по теме (Что я уже знаю об этом?) Кульминацией этого этапа становится совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности. Это своеобразное осмысление ребенком того, что он уже знает к тому, что еще можно было бы узнать для решения учебной задачи или поиска выхода из проблемной ситуации.

2. Основной этап урока - работа с информацией с целью ее осмысления, понимания, переживания для нахождения ответов на поставленные вопросы в начале урока. Процесс восприятия информации - процесс сугубо индивидуальный и прежде чем ребенок выйдет на уровень парной, групповой или фронтальной работы, ему необходимо предоставить возможность осмыслить учебную информацию в любом ее виде.

3. Третий этап базовой модели - это завершающая стадия урока. Ее цель - обобщение и рефлексия. Для обобщения следует вернуться к тем задачам, проблемам, которые были поставлены в начале урока, и дети должны дать ответ об их реализации, вычленив главные понятия и умения. Для осуществления рефлексии следует, вновь вернувшись к началу урока, выяснить на какие из вопросов (затруднений), которые возникли в начале урока, мы ответили, а какие остались без ответа.

Таким образом, базовая модель урока представляется как замкнутый круг: урок начался с формирования мотивации и закончился мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

Как вы заметили, нет традиционной формулировки темы. Детям дается какой-то посыл, возможно, игра или иллюстрация, которые создают проблемную ситуацию, и в процессе ученики сами называют тему, логически выходят на нее.

Для учителей всегда важен вопрос: «А как проверить, понимает ли ученик то, что читает?» Для этого ученик одновременно с учебным материалом получает набор заданий. То есть, ученик не просто читает учебник, а ищет в нем ответы, как выполнить то, или иное задание.

Приведу конкретный пример:

Литературное чтение во 2 классе

Тема урока - проекта: Могут ли оживать шляпы?

Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Цель деятельности педагога: познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова "Живая шляпа" и биографией автора.

Вид урока: - нестандартный, урок-проект.

Цели урока - проекта:

1. воспитывать и развивать ребенка через его познавательную деятельность;

2. реализовывать способности и замыслы ученика в продуктах его деятельности.

Задачи урока - проекта:

1. получить новые знания, применять их на практике;

2. формировать устойчивый познавательный интерес к чтению;

3. учить детей овладевать навыками ораторского искусства.

Этапы работы:

1. мотивационный;

2. планирующий;

3. информационно - операционный;

4. рефлексивно - оценочный.


Тип проекта: По доминирующей деятельности: прикладной (практико-ориентированный). По предметно-содержательной области: монопредметный. По продолжительности: краткосрочный. По количеству участников: групповой. По характеру контактов: внутриклассный.

Формирование УУД

1.Личностные УУД

• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,

• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы

2.Регулятивные УУД

Ученик развивает навыки:

• принимать и сохранять заданную учебную цель,

• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,

• адекватно понимать оценку взрослого,

• взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

3.Познавательные УУД

• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,

• обобщать полученные знания,

• использовать знаково-символическоое моделирование,

• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

4.Коммуникативные УУД

• слушать собеседника,

• задавать вопросы,

• контролировать действия партнёра,

• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.

Воспитательные:

- формировать навыки коллективной деятельности, сплочение детского коллектива;

Распределение учащихся по проектным группам:

1-ая группа - представление информации о Н. Н. Носове.

2-ая группа - (для тех, кто читал) составить картинный план

3-я группа - чтение произведения.

Оборудование:

1. выставка книг;

2. мультимедийный проектор;

3. учебник;

4. портрет Н. Н. Носова.

Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа, групповая работа.

Методы обучения:

  • проблемный;

  • частично-поисковый;

  • словесно-логический;

  • метод самостоятельной работы учащихся

  • метод групповой работы учащихся

Ожидаемые результаты:
• повышение активности на уроках;
• улучшение результатов обучения;
• развитие творчества у учащихся.

Ход урока:

1.Организационный момент

Необычный день у нас.

Гости к нам пожаловали в класс.

И гостям сказать нам надо?

Видеть Вас мы очень рады!

Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.

Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе: Улыбнитесь

2.Тема урока:

ЕШШЕЕНШЕШОЕЕШШСШЕОШШЕЕВЕШ - мысленно вычеркните буквы Е, Ш, прочитайте… Носов

«Яавиж апялш» - расшифруйте название произведения

3. Цели: (ставят дети)

Узнать, почитать, ответить на вопросы, узнать новое.

4. Словарная работа:

«Комод»- находим в словаре в конце учебника.

«Кочерга» - железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

5. Работа с 1 слайдом: Могут ли шляпы оживать?

6. 2 слайд: Определите жанр произведения по названию. (доказательство сказки) Оставляем вопрос (?)

7. Распределение на группы.

8. Задания: (самостоятельный выбор)

1-ая группа. (Кто знает это произведение) О Н.Н.Носове. Выставка книг.

2-ая группа. Читает произведение («цепочкой»)

3-я группа. (Кто хорошо знает содержание). Составляет картинный план. Собирает пословицы.

Волков бояться - страшит

Все хорошо, в лес не ходить

Робкого и тень что хорошо кончается

У страха глаза велики.

9. Работа в группах:

10. Физкультминутка:

11. Работа по содержанию: (отчёт о групповой работе)

- о Н.Н.Носове (дети и я)

- ответы на вопросы, чтение

- картинный план

- жанр (дать зачитать детям с последнего слайда)

( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.)

12. Первичная проверка содержания:

1. Тест по рассказу Николая Носова "Живая шляпа".

1) Кота в рассказе зовут:

а) Борька; б) Васька; в) Тишка.

2) Кот попал под:

а) платок; б) пальто; в) шляпу.

3) Спасаясь, от шляпы мальчики взяли:

а) лыжную палку; б) кочергу; в) доску.

4) Чем стреляли мальчики в шляпу:

а) морковкой; б) картошкой; в) огурцами.

5) Кто был под шляпой:

а) щенок; б) котенок; мышонок.

13. Взаимопроверка:

-Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Поменяйтесь листочками.

14. Оценивание работ (по пятибалльной системе)

15. Рефлексия:

- достижения цели;

- деятельности (рефлексивный экран);

- эмоционального настроения (шляпа)

16. Домашнее задание:

- чтение по ролям.

Урок-проект Н.Носов Живая шляпа

Самоанализ урока

Этапы логически последовательны друг за другом, изложение материала предполагает, что обучающиеся самостоятельно должны вывести тему урока, показать своё умение работать в группе, обсуждать вопросы, доказывать своё мнение, делать выводы.

Построение урока соответствует его содержанию и поставленной цели.

Весь урок подчинён формированию УУД, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Все виды деятельности тесно связаны между собой, и реализуются на всех запланированных этапах.

Например, познавательные УУД реализуются в ходе всего урока: ребята ищут ответы на вопросы, сравнивают , задания подобраны с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

Коммуникативные УУД красной нитью проходят через весь урок. Ребята учатся высказывать своё мнение, тактично говорить с товарищами в группе, учатся отвечать полным ответом, развивают свою речь.

Личностные УУД формируются так же на протяжении всего урока: осознание для чего я учусь, желание приобретать новые знания.

Регулятивные УУД реализуются в ходе всего урока: умение действовать по плану, умение контролировать результаты своей деятельности (в конце урока, когда ребёнок сам даёт себе оценку (как он поработал на уроке, что получилось и что не получилось).

Данный урок соответствует требованиям рабочей программы.

На уроке была поставлена проблемная ситуация: о жанре художественного произведения

Учителем на уроке использовались разные методы: словесные, наглядные, практические, проблемные (метод создания проблемной ситуации).

«Найдите слова, объясните , докажите своё мнение, оцени работу других, сравни своё мнение с мнением ребят.»

На уроке было проведена самостоятельная работа (тест).

На уроке сочеталась индивидуальная, фронтальная и групповая работа.

Наглядный материал использовался в достаточной степени, презентация сочеталась с ходом урока.

Навыки самоконтроля и самооценки у обучающихся ещё недостаточно сформированы: некоторые завышают свою оценку, другие - занижают. Хотя оценку в группах выставили все объективно.

Учитель при проведении данного урока учитывает уровень актуального развития обучающихся и зону их ближайшего развития: все заданные вопросы и задания соответствуют развитию обучающихся.

На данном уроке в системе развиваются речь, память, мышление, воображение, внимание.

На уроке учитель поддерживает эмоциональную атмосферу урока, физминутка так же способствует эмоциональной разрядке.

Домашнее задание доступно

Вывод: Урок достиг поставленных целей учителем.

Урок-проект Н.Носов Живая шляпа

Урок-проект Н.Носов Живая шляпа

© 2010-2022