Методика исследования развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Р. Ф. Галлямовой

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика исследования развития временных представлений у детей

старшего дошкольного возраста Р.Ф. Галлямовой Цель: Выявить пробелы в знаниях старших дошкольников о названий частей суток, дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра; о названий и последовательности месяцев, времен года и того, какие месяцы составляют то или иное время года; в умении определять время с использованием календаря, песочных, механических и электронных часов; определять время по цикличности природных явлений.

Серия I. Цель: Исследование знания ребенком названий частей суток, умение определять их по цикличности природных явлений и деятельности человека. Материал: картинки с изображением человека спящего в темноте, делающего зарядку, спящего при дневном свете, занимающегося, смотрящего вечернюю передачу; картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток: звездное небо, луна; туман, рассвет; высокое солнце, резвящиеся животные; закат, закрывающиеся цветы, первая звезда. Задание 1: «Какие части суток ты знаешь? Перечисли их по порядку». Оценка: Соответствует норме: все части суток названы правильно, по порядку - 3 балла. Ниже нормы: части суток названы правильно, но не по порядку - 2 балла. Низкий уровень: неправильно названы ни части суток, ни их последовательность - 1 балл. Задание 2: «Сейчас я покажу тебе картинки с изображением человека. Разложи их по порядку. Как ты думаешь, в какое время суток это происходит?». Оценка: Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет - 3 балла. Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот - 2 балла. Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован - 1 балл. Задание 3: « Это картинки, на которых изображена природа. Разложи их по порядку. К какому времени суток относится каждая картинка? Почему?» Оценка: Соответствует норме: все части карточки разложены правильно, по порядку, ошибок в назывании частей суток нет - 3 балла. Ниже нормы: последовательность карточек правильная, ошибки в назывании частей суток или наоборот - 2 балла. Низкий уровень: карточки разложены не правильно, части суток не названы, ответ не обоснован - 1 балл.

Серия II. Цель: Выявить знание ребенком дней недели, их последовательности и умения определять какой день был вчера, сегодня, будет завтра. Материал: карточки со знаками-символами занятий или режимных процессов, относящихся к тому или иному дню недели. Задание 1. «Какие дни недели ты знаешь? Назови их». Оценка: Соответствует норме: ребенок назвал все дни недели и их порядок правильно - з балла. Ниже нормы: названия дней недели названы правильно, но порядок нарушен - 2 балла. Низкий: не знает названий дни недели и их последовательности. Задание 2. «Посмотри на эти значки. Каждый значок обозначает занятия, которые проходят у нас в определенные дни недели: кисточка - изо; цифра - математика; ручка - обучение грамоте; мяч - физкультура; нота - музыка; пустые карточки - выходные дни. Разложи их по порядку. Назови, в какой день проходит это занятие». Оценка: Соответствует норме: все выполнено правильно - 3 балла; Ниже нормы: Ребенок разложил все правильно, но с подсказкой воспитателя - 2 балла; Низкий: ребенок не справился с заданием - 1 балл. Задание 3. «Скажи, какое занятие будет сегодня. Положи на стол соответствующую карточку. Какой сегодня день недели? Справа от карточки положи символ занятия, которое будет завтра. Какой день недели будет завтра. В какой день недели у нас занятие по … (называют занятие, которое было вчера)? Это сегодня, завтра или было вчера?» Оценка: Соответствует норме: все задания выполнены правильно - 3 балла; Ниже нормы: Ребенок допустил 2-3 неправильных ответа или справился с заданием лишь с подсказкой воспитателя - 2 балла. Низкий: ребенок допустил более 2 ошибок или не справился не с одним заданием.

Серия III. Цель: Определить, знает ли ребенок названия месяцев и времен года, их последовательность и какие месяцы входят в определенное время года. Материал: картинки с изображением времен года, загадки о месяцах года, отрывки стихотворений карточки с названиями месяцев и иллюстрациями к ним, картинки с изображением праздников и карточки с изображением изменений в природе по сезонам, полоска с цифрами от 1 до 12. Задание 1. «Назови, какие времена года ты знаешь. Выбери карточки с изображениями этих времен года. Почему ты выбрал эти карточки». Оценка: Соответствует норме: Все выполнено правильно, ответы обоснованы - 3 балла. Ниже нормы: ребенок допустил ошибки или не смог обосновать ответы- 2 балла. Низкий - нет ни одного правильного ответа - 1 балл. Задание 2. «Перечисли все месяцы года. Посмотри на эти картинки. На них изображены праздники: Мамин День, День рождения, Сабантуй, Новый год, День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы, День Знаний, День Примирения и Согласия, День Независимости… Цифры на полоске означают месяцы по порядку. Разложи карточки под полоской так, чтобы каждый праздник «прошел» в свой месяц». Оценка: Соответствует норме: все выполнено правильно - 3 балла. Ниже нормы: допущено не более половины неправильных ответов - 2 балла. Низкий: более половины ответов не верны - 1 балл. Задание 3. «Перед тобой картинки с изображением времен года и месяцев. (Рассмотреть картинки, уточнить сезон или месяц на ней изображенный). Как ты знаешь в каждом сезоне (времени года) по три месяца. Сгруппируй картинки так, чтобы месяц соответствовал своему сезону. Желательно, чтобы месяцы шли по порядку». Оценка: Соответствует норме: все выполнено правильно, допускается не соблюдение очередности месяцев - 3 балла. Ниже нормы: ребенок выполнил задание с несколькими подсказками взрослого - 2 балла. Низкий: нет ни одного правильного ответа - 1 балл.



Серия IV*. Цель: Выявить умение определять время с использованием календаря и механических часов. Материал: модель календаря, песочные часы (1 мин), модель циферблата, счетные палочки (10 штук). Задание 1. «Посмотри на календарь и ответь на вопросы: Какое сейчас время года? Месяц? День недели?» Оценка: Соответствует норме: ответы правильные - 3 балла. Ниже нормы: ответы даны правильно, но с подсказкой воспитателя - 2 балла. Низкий: ответ не дан или дан неправильно - 1 балл. Задание 2. «Перед тобой часы. Скажи, сколько сейчас времени. Поставь стрелки часов так, чтобы было ровно 2 часа. Поставь стрелки часов так, что бы на них было 5 часов 30 минут». Оценка: Соответствует норме: все задания выполнены правильно - 3 балла. Ниже нормы: Ребенок не ответил на 1 вопрос - 2 балла. Низкий: ребенок не ответил на 2 вопроса или вообще не ответил правильно - 1 балл. Результаты оформляются в таблицу.

Ф.И

Серия I

Серия II

Серия III

Серия IV

итого

уровень 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2





























Итоговый уровень сформированности временных представлений дошкольников определяется по следующим критериям: 33 - 30 баллов - уровень соответствует норме; 29 - 21 - ниже нормы; 20 и ниже - низкий уровень. Уровни сформированности представлений о времени и его измерении: Уровень, соответствующий норме:

  1. знает и называет части суток;
  2. знает название дней недели их последовательность;
  3. определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
  4. определяет время с помощью механических и песочных часов;
  5. ориентируется в названиях и последовательности месяцев года;
  6. знает из каких месяцев состоит то или иное время года;
  7. умеет определять время года по цикличности природных явлений.
Уровень ниже нормы:
  1. затрудняется в назывании частей суток;
  2. затрудняется в назывании дней недели их последовательность;
  3. затрудняется в определении какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
  4. определяет время с помощью механических и песочных часов с подсказки воспитателя;
  5. путает названия и последовательность месяцев года;
  6. путает из каких месяцев состоит то или иное время года;
  7. затрудняется в определении времени года по цикличности природных явлений.
Низкий уровень:
  1. не знает и называет части суток;
  2. не знает название дней недели их последовательность;
  3. не определяет какой день недели был вчера, сегодня, будет завтра;
  4. не определяет время с помощью механических и песочных часов;
  5. не ориентируется в названиях и последовательности месяцев года;
  6. не знает из каких месяцев состоит то или иное время года;
  7. не умеет определять время года по цикличности природных явлений.

* Использование Серии IV в диагностике не обязательно, если воспитатель не включил в программу математического развития задачи ознакомления с календарем, песочными, механическими и электронными часами. Описанные задания разработаны на основе методики ознакомления со временем Т.Д. Рихтермана.

© 2010-2022