Урок литературного чтения Он живой и светится

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения. 3 класс.


Учитель начальных классов МБОУ «Климовская школа» Мальцева Л.И.
Тема: В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Цели: - формировать навыки аналитико-эстетической работы с литературным произведением; - совершенствовать навык чтения; - познакомить с биографией В. Ю. Драгунского; - через работу с литературным произведением воспитывать любовь к природе и всему живому в ней; - развивать устную речь и литературно - творческие способности учащихся. Оборудование: портрет В. Ю. Драгунского, карточки со словами-характеристиками героев, иллюстрации к произведению, презентация.
I. Организационный момент. Начнём урок с разминки, У всех прямые спинки. Глаза следят по сторонам: То буква здесь, то буква там. Слушаем внимательно, Работаем старательно!
II. Проверка домашнего задания.

  1. Начинаем урок чтения. Вспомните название раздела, над которым мы работаем. ("Люби живое").
- О чем повествуют произведения, включенные в данный раздел? (О животных, о дружеских взаимоотношениях людей и животных, о бережном отношении к живой природе.) - Над каким произведением мы работали на прошлом уроке? ("Капалуха"). - Кто его автор? (Виктор Петрович Астафьев).
  1. К сегодняшнему уроку вы готовили выразительное чтение отрывка. Опрос учащихся.
  2. Какие «Уроки из прочитанного» вы увидели и усвоили?
Ответы учащихся. Выставление отметок по домашнему заданию. III. Актуализация знаний.
1) Прочитайте загадку и отгадайте её (слайд):
То погаснет, то зажжется Ночью в роще огонёк. Угадай, как он зовётся? Золотистый…(светлячок)
2) Речевая разминка с физминуткой. - Присядьте и прочитайте загадку шепотом. - Встаньте и прочитайте громко. - Прочитайте загадку скороговоркой, хлопая в ладоши. - Прочитайте выразительно, сопровождая чтение жестами, соответствующими содержанию загадки. - Садитесь.
3) Сообщение о светлячках (cлайды). Светлячки, или светляки, - представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка.
4) Разгадайте ребус: найди неповторяющиеся буквы, сложи из них фамилию. (Драгунский) (Слайд).
Д Б Р А В Г Е У Н С К Ж Е И В Й Ж З Б З

5) Рассказ учителя о творчестве Драгунского (слайд). Виктор Юзефович Драгунский родился в ноябре 1913 года в городе Нью-Йорке, где жили его родители. В 16 лет юноше, мечтавшему о театре, пришлось работать бакенщиком, шорником (шить конскую сбрую), лодочником. Позднее он был цирковым клоуном, актёром театра и кино, руководителем маленького сатирического театра. Во время ВОВ Драгунский был ополченцем, хотя его и не брали по болезни. Виктор Юзефович работал для детей. Он часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в школах. Часто получал письма от детей и старался на них отвечать. Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попадал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле - не с Денисом Кораблёвым, литературным героем, а с Денисом Драгунским - сыном писателя. Правда, Денис Драгунский вырос, теперь он взрослый человек и сам пишет книги, а Дениска Кораблёв так и остался мальчишкой.
IV. Постановка задач урока
Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Сформулируйте их. Учащиеся находят соответствие выражений на слайде: - работать характеризовать героев - учиться над выразительным чтением рассказа - определить главную мысль рассказа
V. Словарная работа:
В тексте вам встретятся слова:
  • Брынза
  • Моментально
  • Бублик
  • Гватемала, Барбадос
Попробуйте объяснить их значение.


VI. Работа над новым текстом.
1) Чтение рассказа учащимися «цепочкой» до слов… «я её домой возьму»…(стр. 104) 2) Прослушивание окончания рассказа в исполнении артистки Л. Голубкиной. 3) Проверка осмысления содержания прочитанного. Работа в парах. - А сейчас вам предстоит работа в парах. Вы видите листочек с вопросами в тестовой форме. Работая вместе дружно, советуясь, вспомните содержание рассказа и выберите правильные ответы на вопросы. Правильный вариант ответа отметьте плюсом. Карточка с вопросами.
  1. О чём думал мальчик, когда ждал маму?
А) где мама могла задержаться Б) чем ему заняться В) куда пропал его друг
  1. О чём стал просить пришедший во двор друг Мишка у Дениски?
А) дать повозить самосвал по двору Б) дать самосвал домой В) дать немного поиграть
  1. Почему Дениска отказал другу?
А) это была самая любимая игрушка Б) мама не разрешала давать свои игрушки В) это был подарок папы
  1. Как Мишка всё-таки получил самосвал?
А) отобрал Б) выменял В) уговорил Проверка проводится коллективно.
VII. Физкультминутка
Мы весёлые жучки Золотые светлячки Мы жужжим, жужжим, жужжим, В небо улететь хотим Мы с цветочков пьём нектар Солнечный медовый дар. VIII. Работа над содержанием текста.
1) Чтение и анализ первой части рассказа (до слов "И в это время во двор вышел Мишка"). - О чем рассказал Дениска в этой части? - Почему автор разделил эту часть рассказа на три абзаца? - Что Дениска думает о маме в начале и в конце первой части? - С какой целью автор вводит в размышления Дениски описание двора, облаков? - В первом издании рассказа после первых двух абзацев стояли точки. Затем Драгунский заменил точки многоточием. Как вы думаете, почему? (Деление на абзацы подчеркивает смену настроения Дениски. В первом абзаце звучит грусть и сочувствие маме, которой, по мнению сына, тоже плохо, ее задержали какие-то дела. Но постепенно сгущается тьма, становится неуютно, страшно, даже облака кажутся похожими на бородатых стариков. Облака, дома, увиденные глазами Дениски, помогают читателю почувствовать одиночество героя. Многоточие в конце каждого абзаца подчеркивает, как медленно тянется время, создает ощущение недосказанности. Постепенно в душе Дениски рождается обида на маму, ему кажется, что дела, задержавшие ее, не так уж и важны.) - Какие чувства нужно выразить при чтении первой части рассказа, какой отклик вызвать у слушателя? Выразительное чтение первой части рассказа.
2) Чтение и анализ второй части рассказа (до слов "Тут Мишка говорит..."). - Одиночество Дениски нарушено. Во дворе появляется Мишка - его лучший друг. Стало ли Дениске легче при появлении друга? Подтвердите свое мнение текстом. (Легче Дениске не стало. Мишка не замечает его состояния, он слишком увлечен самосвалом, задает один вопрос за другим, не получает ответа, но это его не смущает.) - Я прочитаю вам небольшой отрывок, чуть-чуть изменив его. Сравните мой вариант с авторским и подумайте: влияют ли эти изменения на смысл рассказа? "Я сказал: - Нет, домой не дам. Подарок. Папа подарил". (Пропущены два последних слова: "перед отъездом". Это очень важные слова. Оказывается, и папа уехал, Дениска совсем один. Мишкина просьба только усиливает одиночество Дениски.) - Попробуем провести еще один стилистический эксперимент. Обратите внимание на то, как автор делит текст на абзацы: " Мишка надулся и отодвинулся от меня. На дворе стало еще темнее. Я смотрел на ворота, чтобы не пропустить, когда придет мама. Но она все не шла. Видно, встретила Тетю Розу, и они стоят и разговаривают, и даже не думают про меня. Я лег на песок". - Можно ли начать второй абзац с предложения: "На дворе стало еще темнее". Что изменится при этом? ( В авторском варианте предложение "На дворе стало еще темнее" передает состояние Дениски: еще хуже стало у него на душе, потому что Мишка надулся, обиделся на него. Если изменить границу абзаца, то это предложение лишь объяснит, почему Дениска боялся пропустить маму - было темно.) - Дениска вновь размышляет о том, почему не пришла мама. Прочитайте эти строчки, сравните их с теми предположениями о причинах опоздания мамы, которые Дениска делал в начале рассказа. (Теперь Дениска не сочувствует маме, а обижается на нее, думает, что он всеми забыт, никому не нужен.) - Какой фразой Драгунский передает горечь, тоску, охватившую мальчика? ("Я лег на песок". Дениске самому трудно назвать свои чувства, но эта фраза о многом скажет вдумчивому читателю. "Лег на песок" - это жест отчаяния. В этом немом одиночестве особая сила выразительности.) - Попробуйте выразить те чувства, которые испытал Дениска с начала рассказа до этого эпизода с помощью цветовой шкалы, на которой каждый оттенок чувства обозначен оттенком цвета. (Вероятно, дети предложат разные цвета, важно показать, что постепенно цвет становится более насыщенным, темным, в тот момент, когда Дениска лег на песок, цвет черный - это самое безотрадное настроение.) - Прочитайте выразительно эту часть рассказа.
3) Работа над характеристиками героев - Каким показывает автор Дениску в этой части? ( любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал) - Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы").
  • - О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков)
- О чём они говорили? (Мишка предлагал обменять Денискин самосвал на марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался) - А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы) - Какой характеристикой мы можем дополнить образ Дениски? (дорожит подарками - не отдавал подарок папы, терпеливый - долго ждал маму, глядя на ворота) - Найдите предложение, где показана реакция Мишки на отказ Дениса отдать самосвал. (Мишка надулся и отодвинулся от меня) - Подумайте, какие качества характерны для Мишки? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; настырным и бестактным- любым путем хотел завладеть игрушкой, получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; невежливым, не говорил вежливое слово "пожалуйста", а получив игрушку, не сказал даже спасибо; нечестным: предлагал за новую игрушку лопнувший круг) - Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость») - Как вы считаете, можно ли назвать Мишку добрым и почему? - Какими словами заканчивается 2-я часть? («… тогда увидишь») - Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски")
  • - О чём говорится в третьей части рассказа? (описание светлячка и реакции Дениски на него)
- Где она заканчивается? («И я забыл про всех на белом свете») - Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка) - Как вы думаете, почему? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой - был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала) - Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех:) - Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение) - Как озаглавите эту часть? ("Светлячок", "Встреча со светлячком", "Живое чудо", "Крошечная звездочка в коробке")
  • - Кто является действующими лицами в последней части рассказа? (мама и Дениска)
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка) - Как вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.) - Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. ("Лучше любого самосвала на свете").
4) Выборочное чтение. Найдите в тексте предложения, соответствующие иллюстрациям (на доске)
5) Работа в группах.
  • Составление характеристик героев рассказа (на слайде все характеристики перемешаны, вам нужно выбрать их для каждого героя)
Добрый, невежливый, любящий сын, бестактный, любит собирать марки, бескорыстный, любит машины, настырный, чувствительный, надежный, нежный, умеет ценить настоящую красоту, корыстный, любит живую природу. Дениска:
  • добрый
  • любящий живую природу
  • любящий сын
  • умеет ценить настоящую красоту
  • бескорыстный
  • чувствительный
  • верный
  • надежный
  • нежный
Мишка:
  • невежливый
  • любил собирать марки
  • любил машины
  • неравнодушен к механическим игрушкам
  • настырный
  • бестактный

6) Чтение в лицах. - Прочитайте по ролям разговор мальчиков. Попробуйте интонацией передать чувства мальчиков. - Прочитайте конец рассказа, разговор мамы и Дениски. Попробуйте передать чувства мальчика при чтении. IX. Рефлексия. Подведение итогов. Выполнили ли мы задачи, которые ставили в начале урока? (определение главной мысли произведения, составление характеристик героев, работа над выразительным чтением отрывков)
  1. -Давайте попробуем решить вот такой проблемный вопрос. Прочитайте его на слайде.
Читают на слайде: можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями и возможны ли дружеские отношения между ними? Мнения учащихся. - А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка - дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.) - Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным) - Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только возможна, но и может быть полезной.
  1. - Подводя итог нашему разговору, составьте синквейн со словом «друзья». Работать будете в группах.

  • я узнал…
  • было интересно…
  • я понял, что…
  • мне захотелось…

X. Итог урока. XI. Домашнее задание. Прочитать стр. 102-106, подготовить выразительное чтение отрывка. По выбору: - нарисовать иллюстрацию к тексту, - придумать другой заголовок рассказа.
© 2010-2022