Конспект внеурочного занятия по развитию речи Крепкая дружба

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Настоящая дружба

(Конспект внеурочного занятия по развитию речи)


Данилова Елена Витальевна,

заместитель директора по УВР

МБОУ НОШ с.Стерлибашево


Цель: формирование различных видов коммуникативных УУД посредством диалога; раскрытие сущности понятия «друг», «дружба», определение качеств настоящего друга, роль друзей в жизни человека; развитие стремления дружить с окружающими. Задачи:

  1. развитие умений слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу одноклассников и строить продуктивные взаимодействия и сотрудничество с ними и взрослыми;
  2. планирование учебного процесса: определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
  3. формирование умения ставить вопросы, проявлять инициативное сотрудничество в поиске информации;
  4. совершенствование умения разрешать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения данной проблемы; умение принимать решение и осуществлять его реализацию;
  5. вырабатывать умение работать с партнером в паре, в группе;
  6. формировать умения с достаточной полнотой и точностью выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  7. Совершенствование владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка, современных средств коммуникации.
1. Организационный момент. Приветствие. - Доброе утро, ребята! Здравствуйте, уважаемые коллеги и приглашенные гости! Я приветствую самых дружных детей на свете! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и послушайте песенку (Видеоролик) 2. Видеоролик «Дружба крепкая». Целеполагание. - Ребята, вы догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить? -На что будет направлена наша деятельность на занятии? - Как вы понимаете слова друг, дружба, дружить? (объяснения детей) Как изложить собственное мнение, свою точку зрения: (на доске) Я думаю,… Я считаю,…. Я полагаю,… По- моему,….. По моему мнению,…. На мой взгляд,…. Как мне кажется,…. С моей точки зрения,… Мне представляется… Думается… Я склонен думать, что…. Мое мнение такое (таково). На этот вопрос у меня следующее мнение. Я придерживаюсь следующего мнения… Я смотрю на это так… Моя точка зрения такова… У меня такая точка зрения… 3. Работа со словарями (в группах): 1) Этимологический словарь Друг- слово появилось в 11 веке от древнерусского «друг», «спутник», «приятель». 2) Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, ДРУГ*.1. Человек, который связан с кем-нибудь дружбой. 2. Сторонник, защитник кого-чего-нибудь. 3. Употребление как обращение к близкому человеку, а также как доброжелательное отношение вообще. ДРУГ**1.Друг друга, друг другу, друг другом - выручать друг друга, заботиться друг о друге, жить друг без друга не могут. ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общих интересах. ДРУЖЕЛЮБНЫЙ, ДРУЖЕСКИЙ, ДРУЖЕСТВЕННЫЙ. Проникнутый симпатией, расположением к кому-нибудь. ДРУЖИТЬ, ДРУЖИТЬСЯ. 1. Находиться с кем-нибудь в дружбе. 2. Любить что-нибудь, иметь пристрастие к чему-нибудь. ДРУЖИЩЕ. (разговорное), фамильярное обращение к близкому человеку, доброжелательное обращение вообще. ДРУЖНЫЙ. 1. Связанный дружбой, взаимным согласием, единодушный. 2. Происходящий единовременно, совместно. 3) Словарь синонимов и антонимов. Синонимы: Друг, товарищ, приятель, дружок (разг.), кореш, корешок (просторечие) Антонимы: Друг-враг, дружба-вражда, дружественно-враждебно, дружественный-враждебный, дружить-враждовать.. 4. Работа с пословицами. Составить с ними диалоги в соответствующих речевых ситуациях. (Работа в группах) 1) Собрать пословицу из данных слов и объяснить. другом, при удаче, с хорошим, в беде, веселей, легче, (С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде). 2) Написать недостающие слова в пословицах. Старый друг лучше двух новых. Нет друга, так ищи, а нашел - береги. Сам пропадай, а товарища выручай. 3) Исправить ошибки в пословицах. -Новых друзей наживай, а старых продавай. (Новых друзей наживай, а старых не забывай). -Не имей сто друзей, а имей сто рублей. (Не имей сто рублей, а имей сто друзей). -Человек без друзей, что дерево без ветвей. (Человек без друзей, что дерево без корней). 5. Дискуссия по определению значения пословицы Человек без друзей, что дерево без корней. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Что происходит с деревом, если высохнут его корни? (Дерево погибнет) -Что происходит с человеком, если у него нет друзей? (Человек, конечно, не погибнет, но он будет одинок, ему будет трудно решать жизненные проблемы в сложных ситуациях). 6. Составление диалога по сюжетным картинам. Работа в группах (каждая группа составляет диалог по данной картинке). 7. Инсценирование речевых ситуаций. Высказывание своей точки зрения по ним. - Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Внимательно посмотрите их и послушайте, о чём говорят участники диалогов. Как ведут себя ребята в разных ситуациях? Дайте оценку их поступкам. 1) Ситуация первая. Знакомьтесь: Маша и Даша. Маша: - Гулять пойдешь? Даша: - Да я еще задачу по математике не решила. Никак не получается, а еще сочинение по русскому языку писать. Маша: - Да не переживай! Я все решила, как всегда дам списать! Даша: - О! Ес! Ты настоящая подруга! Учитель: - Ребята, как вы считаете, можно ли назвать Машу настоящей подругой? - Как поступила Маша по отношению к своей подруге? - Как бы вы поступили на месте Маши? Вывод: настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу. 2) Еще одна ситуация. В ней участвуют Денис и Антон. Учитель. На самостоятельной работе по математике Денис обнаружил, что чернила в ручке закончились. Денис: - Ой, чернила в ручке закончились. Антон: - А у меня запасная ручка есть! Денис: - Будь другом, дай, а то мне Татьяна Николаевна двойку влепит!... Антон: -А что ты мне за это дашь? Денис: -Ну, денег дам. Ручка сколько стоит? Антон: -Да зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить всю неделю. Годится? Денис: - Да ладно, давай уж! Учитель: - Как вы считаете, Антон поступил как настоящий друг? - Как бы вы поступили на его месте? - Ребята, хотели бы вы иметь такого друга, как Антон? Вывод: настоящий друг должен быть бескорыстным. 3) Ситуация 3. Учитель: - А теперь посмотрим третью ситуацию. В ней участвуют Гриша и Вова. Друзья любят играть в футбол. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока. Вова: - Гриша, мячик принес? Гриша: - Конечно! Вова: - Давай пас! Гриша: - Лови! (Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик). Вова: - К сожалению, я не смог поймать мячик, и он угодил в окно. Учитель: - Так-так! Кто разбил окно? Гриша: - Это он бросил, я тут ни при чем! Учитель: - Ты бросил мячик? Гриша: - Ну, я. Учитель: - Давай мне дневник! Получишь выговор. Еще родителей в школу вызову, чтобы они вставили стекло. Безобразие! Вова: - Ну, что. В футбол играть будем? Гриша: - Да нет, что-то мне не хочется. Учитель: - Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? - Как бы вы поступили на месте Вовы? Вывод: друг познается в беде. 8. Составим правила настоящей дружбы, разрешив ситуации. Вы должны ответить на вопрос и сформулировать правила. 1) Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-м классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: «Коля, раз ты мне друг, то и ты должен заниматься дзюдо». - Правильно ли Володя понимает дружбу? - Как вы предложите поступить Володе? Правило 1. Уступай другу.
2) Вера получила приз на конкурсе чтецов. Её подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду. - Какой совет дадите Маше? Правило 2. Не завидуй другу, умей радоваться его успехам. 3) Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать. - Как на месте Коли поступил бы настоящий друг? Правило 3. Помогай другу, если он что-то не умеет делать - научи его. 4) По мнению Наташи, хорошая подруга-это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это. - Для кого выгодна такая дружба? - Какой совет дадите Наташе? Правило 4: Истинная дружба бескорыстна. 5) Петя с первого класса дружит с Алешей, они вместе гуляют, играют, ходят в кино. Петя часто называет Алешу «конопушкой», потому что на лице у Алеши много веснушек. Алеше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу. - Какой вы совет дадите Алеше? - Какой совет дадите Пете? Правило 5. Будь вежлив со своим другом, не давай ему прозвищ и кличек. 6) Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге. - Что посоветуете Зое? - Что посоветуете Рите? Правило 6. Если друг в чем-то не прав, скажи ему сразу об этом. Рефлексия по правилам дружбы. (Правила прочитать на экране). 9. Интервью учащегося и приглашенного. (Работа в группах по составлению вопросов интервьюирования гостей) 1) - Разрешите обратиться к Вам. Я, ……, ученик(ца) 3 класса, спецкор начальной школы с. Стерлибашево, хочу задать вопрос: Какое еще правило могли бы добавить в наш список? 2) - Я, ……, ученик(ца) 3 класса, спецкор начальной школы с. Стерлибашево. Мне хотелось узнать вашу точку зрения о составленных нами правилах дружбы. 1) - Я, ……, ученик(ца) 3 класса, спецкор начальной школы с. Стерлибашево. Можно Вас спросить вот о чем: какое правило самое ценное, на ваш взгляд, и почему? 10. Разбиение объектов на группы (классификация). (качества, которыми должен обладать и которыми не должен обладать друг). Определим нравственные качества настоящего друга. На листочках напечатаны качества личности. Вы должны разделить на две группы качества, которыми настоящий друг должен обладать и которыми не должен обладать.
Доброжелательность Равнодушие Бескорыстность Добросовестность Откровенность Подлость Эгоизм Хвастовство Вежливость Заботливость Вредность Скупость Честность Щедрость Драчливость Жадность Враждебность Самокритичность - Какими качествами должен обладать настоящий человек? 11. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Человек, с какими качествами, имеет больше настоящих друзей», используя данные слова-характеристики. 12. Рефлексия. - Подведем итог нашего занятия, о чем мы с вами говорили? - Кого вы считаете наиболее активным участником нашего занятия? - Какие виды работ вам больше запомнились? - Какой вывод вы сделали для себя? - Где и когда пригодятся знания об этих правилах? - Человек, с какими качествами, имеет больше настоящих друзей? - Дорожите крепкой дружбой, честной дружбой и будьте настоящими друзьями! - Итогом сегодняшней работы предлагаю вам составить «букет успеха»: 1) Если вы считаете, что хорошо работали на занятии, то возьмите цветочек; 2) Если вы затруднялись в чем-то, то возьмите зеленый листик; 3) Если же вы совсем ничего не поняли, возьмите стебелек. - Посмотрите, в нашем букете только оранжевые цветочки и зеленые листочки. А стебельков совсем не видно. Какой красивый букет! Это значит, что мы хорошо потрудились. Если вы будете соблюдать все правила настоящей дружбы, то вы будете настоящим другом и найдете себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесете во взрослую жизнь. - Завершить наше занятие хотелось бы «Песенкой о дружбе». - Спасибо за плодотворную работу на занятии.


© 2010-2022