УМК Школа России, Окружающий мир 2класс, программа

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы НОО, образовательной программы НОО МБОУ СОШ №3 г.Озёры Московской области, авторской программы А.А. Плешакова и ориентирована на работу по предметной линии учебников системы «Школа России». В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Содержание учебного предмета Человек и природа. Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края. Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края. Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное отношение человека к растениям. Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу. Общее представление о строении тела человека. Характеристика от-дельных внутренних органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Человек и общество. Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Наша родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Президент РФ - глава государства. Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др. Россия на карте; государственная граница России. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи, театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 ч в неделю, 68 ч (34 учебные недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. • Человечество как многообразие народов, культур, религий. • Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям1.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты У обучающегося будут сформированы: • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации - русского языка2; • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе); • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев; • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей; • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни; • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям; • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран; • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики; • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов; • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми; • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.



Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя); • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы); • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока; • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем; • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем; • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников; • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки; • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц; • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков; • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду); • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов; • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками; • формулировать ответы на вопросы; • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий; • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий; • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых; • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

Предметные результаты Обучающийся научится: • находить на карте Российскую Федерацию, Москву ‒ столицу России; • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся; • различать государственные символы России ‒ флаг, герб, гимн; • приводить примеры народов России; • сравнивать город и село, городской и сельский дома; • различать объекты природы и предметы рукотворного мира; • оценивать отношение людей к окружающему миру; • различать объекты и явления неживой и живой природы; • находить связи в природе, между природой и человеком; • проводить наблюдения и ставить опыты; • измерять температуру воздуха, воды, тела человека; • определять объекты природы с помощью атласа-определителя; • сравнивать объекты природы, делить их на группы; • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка; • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе; • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки; • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь; • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей; • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение; • различать виды транспорта; • приводить примеры учреждений культуры и образования; • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий; • различать внешнее и внутреннее строение тела человека; • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены; • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу; • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу; • соблюдать основные правила противопожарной безопасности; • правильно вести себя при контактах с незнакомцами; • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников; • приводить примеры семейных традиций; • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах; • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; • ориентироваться на местности разными способами; • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору; • различать водоёмы, узнавать их по описанию; • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте; • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны; • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ3 Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов, изучают дополнительные предметы - физику и химию, что помогает углубить и расширить знания по данному предмету. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать свою работу.

Учебно-методическое обеспечение 1. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2014. 2. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2013. 3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. Е. Соловьева. - М. : Просвещение, 2013. 4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2014. 5. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 2 класса нач. шк. / А. А. Плешаков. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2015. 6. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2015. 7. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. - М. : Просвещение, 2015. 8. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2014.

9


© 2010-2022