- Преподавателю
- Начальные классы
- Технология продуктивного чтения доклад
Технология продуктивного чтения доклад
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зюзина .М. |
Дата | 14.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технология продуктивного чтения.
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.
Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные - красным, регулятивные - оранжевым, познавательные - синим, коммуникативные - зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение - ребёнок с книгой.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
В содержание работы я включаю:
•Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
•Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
УУД:
•Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
•Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
•Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
•Слушать и понимать речь других.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Содержание работы:
•Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений;
•Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание;
•Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.
УУД:
•Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
•Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
•Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
•Ориентироваться в учебнике;
•Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•Выразительно читать и пересказывать текст;
•Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Содержание работы:
•Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.
•Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.
•Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
•Выполнение творческих заданий.
УУД:
•Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
•Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
• Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
•В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные формы и методы работы:
- Создание проблемно-поисковые ситуаций, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.
- Беседы-дискуссии, которые учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение.
- Использование приема устного словесного рисования.
- Словарная работа, особенно при чтении сложных текстов.
- Элементы драматизации.
- Создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению.
- Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
- Громкие чтения произведений, с последующим
обсуждением прочитанного и созданием своих иллюстраций к ним;
- Использование ИКТ для создания презентаций по творчеству писателей, по
основному содержанию произведений;
- Уроки читательского мастерства, с поощрением тех, кто много читает в свободное время дома.
Современный урок «Литературного чтения» должен быть таким, чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока у него началось его личностное вхождение в культуру, таковы требования ФГОС.
Я считаю, что на уроках литературного чтения более важным является нравственный аспект, а для этого нужно, чтобы мои второклассники
- думали над прочитанным;- сопереживали героям;- оценивали их поступки;- осмысливали их проблемы;- соотносили их жизнь со своим жизненным опытом;- старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.
Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.
Список литературы
1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010
2. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
3. Д. Фельдштейн « Образовательная система «Школа 2100»»