Технология продуктивного чтения доклад

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология продуктивного чтения.

Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, может применяться на уроках окружающего мира, истории и даже иностранном языке.

Цель технологии: формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;

Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;

Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные - красным, регулятивные - оранжевым, познавательные - синим, коммуникативные - зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение - ребёнок с книгой.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

В содержание работы я включаю:

•Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

•Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

УУД:

•Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

•Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;

•Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

•Слушать и понимать речь других.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Содержание работы:

•Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений;

•Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание;

•Уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Озаглавливание этой части.

УУД:

•Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

•Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

•Ориентироваться в учебнике;

•Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

•Выразительно читать и пересказывать текст;

•Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Содержание работы:

•Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.

•Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.

•Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

•Выполнение творческих заданий.

УУД:

•Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

•Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

• Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

•Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

•В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные формы и методы работы:

- Создание проблемно-поисковые ситуаций, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов.

- Беседы-дискуссии, которые учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение.

- Использование приема устного словесного рисования.

- Словарная работа, особенно при чтении сложных текстов.

- Элементы драматизации.

- Создание рисованных «диафильмов» по прочитанному произведению.

- Литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;

- Громкие чтения произведений, с последующим

обсуждением прочитанного и созданием своих иллюстраций к ним;

- Использование ИКТ для создания презентаций по творчеству писателей, по

основному содержанию произведений;

- Уроки читательского мастерства, с поощрением тех, кто много читает в свободное время дома.

Современный урок «Литературного чтения» должен быть таким, чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока у него началось его личностное вхождение в культуру, таковы требования ФГОС.

Я считаю, что на уроках литературного чтения более важным является нравственный аспект, а для этого нужно, чтобы мои второклассники

- думали над прочитанным;- сопереживали героям;- оценивали их поступки;- осмысливали их проблемы;- соотносили их жизнь со своим жизненным опытом;- старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Уроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

Список литературы

1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010

2. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010

3. Д. Фельдштейн « Образовательная система «Школа 2100»»

© 2010-2022