Урок литературного чтения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-обобщение по сказке В.П. Катаева "Цветик-семицветик".

ТЕМА: В.П. Катаев - «Цветик - семицветик»

ЦЕЛЬ: В процессе чтения и анализа с детьми сказки «Цветик - семицветик» привести их к пониманию вечных ценностей жизни, научить их ценить простые человеческие радости; закрепить понимание о связи с окружающим миром и напомнить детям об ответственности каждого человека перед другими людьми.

ЗАДАЧИ:

1) произвести анализ языковых средств и образов

2) рассмотреть произведение в литературном контексте, выявить связи с традиционным фольклором

3) развить навыки выразительного чтения художественного текста

4) формирование умения устного словесного рисования и пересказа произведения.

МЕТОДЫ:

1) репродуктивный метод (слово учителя)

2) метод творческого чтения

3) эвристическая беседа

ПРИЕМЫ:

1) выразительное чтение

2) выборочное и сопоставительное чтение

3) устное, словесное рисование

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: портрет писателя, иллюстрации разных изданий к этому произведению; слайдовый материал с заданиями .

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. Проверка домашнего задания.(тема произведения, цель, пословицы)

( Беседа-опрос об авторе, главной героине сказки)

2.Слово о писателе и его книге:

Валентин Петрович Катаев (1897-1987) - один из крупнейших мастеров русской советской прозы. Родился в Одессе в семье учителя. Создал большое количество произведений, различных и по жанру, и по тематике, и по стилю. Им были написаны разные очерки, корреспонденции, повести: «Сын полка», «Белеет парус одинокий» и др.

3. Сегодня на уроке мы продолжаем работу по его произведению «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки.

Беседа с учащимися :

- Ребята, давайте прежде вспомним, чем же отличается данная сказка от народной сказки? Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Кто писал , сочинял народные сказки?

( Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора).

- Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества (УНТ). В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.

- Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их.

1)Волшебные сказки. 2) Бытовые сказки.3) Сказки о животных.

В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость.

- Ребята, мы прочитали с вами сказку «Цветик-семицветик». Понравилась вам сказка? Чем именно? Прослеживается ли связь сказки с фольклором? Найти в тексте, прочитать эти моменты.(выборочное чтение)

Да. Прослеживается, например: это необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток...» и др.

4.Задания по тексту: (устно, опрос)

Что вы узнали о девочке Жене? Прочитайте. (По сторонам зевает, вывески читает, ворон считает). Как вы понимаете выражение «считать ворон»? (ротозейничать, быть невнимательным, беспечным)

Почему цветок, который Жене дала старушка, называется «семицветик»?

Какую песенку надо спеть, чтобы исполнилось загаданное желание? Прочитайте. Кто запомнил песенку?

Перечислите, на что истратила девочка лепестки? (выборочное чтение)

Остался один лепесток. Что об этом пишет автор? Как вы думаете, с умом потратила Женя оставшийся лепесток? Жалко ли ей было тратить его не на себя? Найдите в тексте и прочитайте место, где об этом говорится. (Она на минуту прижала лепесток к глазам и запела тонким голоском, дрожащим от счастья )

Как вы думаете. Почему голосок Жени дрожал от счастья? (Она радовалась тому, что может вернуть мальчику здоровье, была счастлива счастьем другого человека.) Попробуйте пропеть песенку , чтобы передать радость девочки.

Найдите в конце произведения разговор Жени и Вити. Как называется в литературе разговор двух лиц? Прочитайте диалог по ролям. Подумайте, как должна говорить Женя, как-мальчик (Женя- смело, уверенно, без всякого страха; Витя- весело , но спокойно.)

5.Составим картинный план . (работа в группе) Давайте еще раз пробежимся по страницам сказки. Работа в группах. Составить план рассказа по иллюстрациям.

(на доске вывешивают иллюстрации из сказки по частям)

Озаглавьте иллюстрации предположением из текста (подчеркивают и записывают). Краткий пересказ по частям.

6.Домашнее задание.(Творческое задание)

Возьмите любой эпизод из сказки и придумайте свое продолжение. Имена героев оставьте прежними. Например: представьте, что Женя не встретила мальчика Витю. Какими были бы ее действия? Что сделала бы Женя?

7.Подведение итогов по уроку. Выставление оценок.

8.Вывод: Что такое счастье? Когда человек может быть счастливым? Все ли мы делаем для счастья наших близких и дорогих нам людей.



© 2010-2022