- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Начальная школа XXI века)
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Начальная школа XXI века)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мазалова С.С. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ. 2 КЛАСС»
(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»)
Программа составлена на основе авторской:
Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение»
Структура документа
Рабочая программа включает:
- краткую пояснительную записку, содержащую статус документа, обоснование выбора данной авторской программы, общую характеристику предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета и место предмета в учебном плане «МОУ Гимназии № 7»;
- основное содержание - содержится в опубликованной авторской программе;
- планируемые результаты обучения;
- учебно-методическое обеспечение;
- разделы программы с характеристикой деятельности детей (УУД);
- календарно-тематическое планирование.
Программа полностью сохраняет содержание авторской программы, требования к уровню подготовки по литературному чтению за курс 2 класса.
Пояснительная записка
Статус документа Рабочая программа «Литературное чтение.2 класс» разработана:
- в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
- в соответствии с рекомендациями Примерной Основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
- на основе авторской программы «Литературное чтение», авторы Л.А. Ефросинина и М.И. Оморокова, приведённой в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и возможностями образовательной модели «Начальная школа XXI века»;
- в соответствии с особенностями МОУ «Гимназия №7» города Подольска, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Обоснование выбора программы Программа «Литературное чтение» под редакцией Л.А. Ефросининой, М.И, Омороковой выбрана МОУ «Гимназией №7» как неотъемлемая часть УМК «Начальная школа XXI века». Ценностные ориентиры программы близки идеям развития гармоничной личности в МОУ «Гимназия №7», данный курс развивает эмоциональную сферу личности ребёнка, обогащает духовный мир ученика, обеспечивает достижение необходимых личностных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.
Общая характеристика учебного предмета Цели обучения Основная цель курса литературного чтения в начальной школе - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт, развить читательские умения младшего школьника.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения(позицию читателя);
- систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова расширять круг чтения учащихся .создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню полготовки учащихся и обеспечивающее условия для овладения смысловым чтением и формирования универсальных учебных действий.
Решение этих задач должно обеспечить постепенный переход младшего школьника от этапа наивного чувственного отношения к литературному произведению к этапу понимания литературы как социально-художественного явления. Данный курс литературного чтения построен с учётом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребёнка.формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, ,а также универсальные учебные действия;
- дифференцированное обучение обеспечивает учёт индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчленённость» и «переплетённость» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идёт обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, к Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).
Место предмета в учебном плане МОУ «Гимназия №7» В учебном плане МОУ «Гимназия №7» изучение предмета литературное чтение во 2 классе - 136 часов из расчета 4 часа в неделю.
Результаты освоения курса «Литературное чтение»
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных , предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средства её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определение наиболее эффективных способов достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации;
- овладение навыками смыслового чтения текстов; осознанное построение речевого высказывания и составление текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогии и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям ;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения; изложение своей точки зрения и оценки событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление взаимного контроля в совместн6ой деятельности, адекватное оценивание собственного поведения и поведения окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием предмета «Литературное чтение»
Предметные результаты (с учётом специфики содержания предметной области «Филология») должны содержать:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении и успешности обучения по всем учебным предметам;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использование элементарных литературоведческих понятий;
- умение самостоятельно выбирать интересную литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Достижение вышеперечисленных результатов освоения образовательной программы характеризуется сформированностью у выпускника 2 класса умения учиться - овладение им универсальными учебными действиями (УУД), которые необходимы для постановки и решения любой учебной задачи.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
-
Учебник «Литературное чтение. 2 класс»: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. авт.-сост. Л. А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2013;
-
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013;
-
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: Рабочие тетради в 2-х частях для учащихся общеобразовательных учреждений. - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013
Для учителя:
- Программа. Литературное чтение. 1-4 классы (авторы Л.А. Ефросинина, М.И.Оморокова) М.: Вентана-Граф, 2013
- Методическое пособие «Литературное чтение. 2 класс» (автор Л.А.Ефросинина). М.: Вентана-Граф, 2013
- Словарь - справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина)
- Литературное чтение в начальной школе: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания в 2 ч. (автор Л.А. Ефросинина)
Электронные образовательные ресурсы:
- Литературное чтение. Электронное учебное пособие. Словарь-справочник «Книгочей» (автор Л.А. Ефросинина)
-
Литературное чтение. Электронный образовательный ресурс. 2 класс
(автор Л.А. Ефросинина)
-
Самостоятельно разработанные презентации (CD- ROM )
Дидактические материалы:
-
схемы;
-
таблицы
-
дидактические игры;
-
карточки заданий;
-
тесты.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
С ХАРАКТЕРИСТИКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ (УУД)
2 класс
Раздел программы
Содержание программы
Характеристика деятельности учащихся (основные универсальные действия) Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание) Восприятие на слух произведений литературы, вошедших в круг чтения. Восприятие и понимание содержания произведения, ответы на вопросы по содержанию. Чтение произведений разных жанров (загадок, сказок, былин, стихотворений, рассказов), понимание их содержания, ответы на вопросы, формулирование вопросов по содержанию и кратких высказываний о произведении и героях. Использование знаково-символических средств для получения информации о произведении: теме, жанре, авторе.
Понятия: жанр, тема, рассказ, сказка, загадка, фольклор, писатель, баснописец, поэт
Чтение вслух и молча (про себя) Чтение вслух целыми словами в темпе, соответствующем индивидуальным возможностям учащихся. Упражнения по отработке темпа чтения, необходимого для понимания содержания произведений. Усвоение орфоэпических норм: что - [што], конечно - коне[ш]но, -ого - -о[ва], сегодня - се[во]дня. Интонация в соответствии со знаками препинания (запятая, точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие). Чтение смысловых частей текста, абзацев. Чтение молча (про себя) отрывков, абзацев, смысловых частей (без речедвижения). Чтение молча небольших по объёму произведений разных жанров (загадки, песенки, сказки, рассказы) и понимание их содержания. Практическое освоение ознакомительного, изучающего, поискового и просмотрового видов чтения.
Знакомство с повествованием, описанием картин природы, поступков героев и их внешнего вида
Работа с разными видами текста Знакомство с текстами: учебным, художественным, научно-популярным. Структура текста: абзацы, части. Особенности текстов сказок, рассказов, стихотворений. Форма текста: стихотворная и прозаическая. Деление текста на части. Главная (основная) мысль. Иллюстрация к тексту: рассматривание иллюстрации и выбор соответствующего отрывка (абзаца или эпизода).
Понятия: текст, текст произведения, произведение, заголовок, фамилия автора, абзац, смысловая часть, главная мысль
Работа с текстом художественного произведения Практическое определение особенностей художественного произведения: эмоционально-нравственное содержание, образы и поступки героев, позиция автора, средства выразительности. Понимание заглавия произведения и его соответствия содержанию произведения.
Понятия: Родина, честь, честность, дружба, ложь, правда.
Формирование нравственных ценностей и этических норм при изучении фольклорных произведений и произведений детских писателей (В.А. Осеевой, Е.А. Пермяка, В.Ф. Одоевского, В.И. Даля, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова и других отечественных и зарубежных писателей). Восприятие и оценка содержания произведений с точки зрения морали (отношение к людям, животным, родной природе). Наблюдение и сравнение фольклорных произведений народов мира: жанр, тема, главная мысль, герои и их поступки. Понятие о герое произведения, героях положительных и отрицательных. Пересказ текста произведения по плану (кратко и подробно)
Работа с текстом научно-популярного произведения Практическое знакомство с научно-популярными произведениями: наличие точной информации о предмете, человеке, природе, животных; изложение фактической информации в доступной для читателя форме (сказки В.В. Бианки, В.Ф. Одоевского и др.). Деление текста на микротемы или части, выделение ключевых слов и предложений. Пересказ подробный и краткий по готовому плану
Работа с учебным текстом Чтение вступительных статей и выделение основных учебных задач. Работа с определениями литературоведческих понятий: выделение ключевых слов
Библиографическая культура Книга учебная, художественная. Аппарат книги: титульный лист, оглавление (содержание), словарик.
Типы книг: книга-произведение, книга-сборник. Выбор книг по теме, жанру и авторской принадлежности. Детские журналы «Мурзилка», «Миша» и др.
Говорение (культура речевого общения) Восприятие речи героев произведения, выделение её особенностей. Чтение диалогов и полилогов героев. Обсуждение произведения и поступков героев (диалог с учителем о произведении и героях). Ответы на вопросы учителя и одноклассников, формулирование вопросов по изучаемому произведению. Чтение по ролям и инсценирование произведения фольклора или детской литературы. Нахождение в речи обращений, слов приветствия и выражений вежливости. Монологическая речь автора, героев произведений. Построение монологов (высказываний) о произведении, книге, героях и их поступках (3-4 предложения).
Понятия: диалог, реплики героев, обращения, монолог, полилог
Письмо (культура письменной речи) Разножанровые произведения детской литературы как образцы письменной речи. Знакомство с произведениями в стихотворной и прозаической форме. Выделение в текстах произведений повествования, описания (предметов, портретов героев, явлений и картин природы). Употребление в письменной речи слов из произведений. Практическое знакомство с синонимами и антонимами. Выявление особенностей художественного слова
Воспринимать литературные произведения (чтение учителя или одноклассников или самостоятельное чтение). Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Сравнивать произведения разных жанров, произведения одного автора, произведения по темам и жанрам. Классифицировать произведения по теме (о Родине, о детях, о животных, о природе и т. д.), по жанру и теме, по авторской принадлежности. Моделировать обложку к изучаемому произведению (фамилия автора, заголовок, жанр и тема). Формулировать вопросы по содержанию произведения и высказывания о произведении и героях. Различать произведения по жанру (сказка, рассказ, стихотворение) и темам (о Родине, о детях, о природе, о животных). Использовать в речи слова: жанр, тема, заголовок, название произведения, герой произведения
Читать вслух целыми словами (с выделением ударного слога).
Упражняться в чтении многосложных слов по слогам (пример: при-гля-нув-ший-ся).
Учиться читать слова в соответствии с орфоэпическими нормами: что, чтобы, сегодня, конечно, первого и т. д. Читать выразительно загадки, сказки, небольшие рассказы, отрывки или абзацы по образцу в соответствии со знаками препинания с нужной интонацией (грустно, весело и т. д.). Овладевать умением читать молча абзацы, отрывки и небольшие по объёму произведения: читать и держать строку глазами, не шевеля губами. Определять жанр и тему прочитанного произведения, уметь правильно называть произведение (Сутеев. «Яблоко»). Пользоваться ознакомительным (первичным) чтением в работе с новым произведением, книгой. Использовать поисковое чтение для получения информации о герое, его поступках, а также о произведении и книге. Выделять в тексте описания картин природы, предметов, героев. Сравнивать повествование и описание в текстах произведений разных жанров
Различать учебный, художественный и научно-популярный тексты (практически). Выделять до чтения название произведения (фамилия автора, заголовок). Сравнивать тексты сказок, рассказов, стихотворений по форме и структуре. Характеризовать (аргументированно) структуру текста (части, абзацы, присказки, зачины). Соотносить иллюстрации с отрывком или эпизодом из текста. Использовать в речи понятия: текст, произведение, абзац, часть, название произведения, часть текста, главная мысль
Объяснять соответствие заглавия содержанию произведения. Выделять особенности художественного текста: образность, эмоциональность, авторская позиция в оценке героев и их поступков, чувства (любовь, ненависть, дружба и т. п.). Понимать и находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям, выделять его речь и её языковые особенности. Осознавать и объяснять понятия: Родина, честь, дружба, правда, честность и т. д.
Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали. Рассказывать о героях произведений и выражать своё отношение к ним. Составлять высказывание (2-3 предложения) о произведении, о герое. Оценивать героев: описание, речь, отношение к другим героям и т. д. Сравнивать фольклорные произведения по жанру, теме, сюжету. Сравнивать сказки литературные и фольклорные. Классифицировать произведения по темам, жанрам и авторской принадлежности. Определять положительных и отрицательных героев, аргументировать своё мнение. Воспроизводить текст произведения (пересказ подробный и краткий)
Выделять особенности научно-популярного текста: наличие информации, отсутствие эмоционально-оценочных суждений в тексте. Сравнивать научно-популярные произведения по жанрам (сказка и рассказ) и темам. Пересказывать текст о предметах, животных, человеке или явлении природы, точно излагая факты. Собирать информацию и оформлять её в виде схем и таблиц
Читать учебные тексты и выделять необходимые сведения или учебные задачи. Характеризовать понятие и подтверждать примерами из текста (статьи, вывода)
Характеризовать книгу: название (фамилия автора и заглавие), определять тип книги (книга-произведение или книга-сборник), когда и где издана (титульный лист).
Определять жанр и тему книги. Моделировать обложки книг и находить книги по модели. Отбирать книги по заданной модели. Выбирать книгу по теме или жанру, по жанру и авторской принадлежности. Находить в детских журналах произведения по изучаемой теме, жанру или авторской принадлежности
Находить и выделять в тексте произведения диалоги и полилоги героев, обращения, реплики. Конструировать диалог с учителем и одноклассниками о произведении, героях. Формулировать вопросы о произведении, книге и ответы на них. Инсценировать отрывки из произведений. Читать по ролям диалоги и полилоги героев произведений. Находить в произведениях монологи автора, героев. Высказывать своё отношение о произведении, книге, героях произведений в виде монолога (3-4 предложения). Доказывать свою точку зрения. Пересказывать тексты произведений кратко или подробно по готовому плану. Использовать в речи литературоведческие понятия (диалог, реплика, монолог, обращения), слова-приветствия, выражения благодарности, вежливости
Читать самостоятельно небольшие по объёму произведения фольклора и детской литературы. Сравнивать художественные произведения в стихотворной и прозаической формах: по темам, жанрам, интонационному рисунку (темп и тон). Находить в текстах произведений повествования и описания и указывать их особенности.
Находить в авторском тексте слова и предложения, которые пропущены в отрывках текста, и вписывать их. Находить и вписывать пропущенные обращения, сравнения, эпитеты, синонимы Круг чтения Произведения фольклора народов России и мира. Народные сказки: русские, татарские, ненецкие и т. д. Сходство сюжетов и тем; особенности. Рассказы о родной природе, детях и животных детских писателей, писателей-классиков. Произведения отечественных и зарубежных писателей (И.А. Крылова, Л.Н. Толстого, В.И. Даля, В.Ф. Одоевского, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм). Художественная, научно-популярная, юмористическая и справочная детская книга; детские периодических издания:«Мурзилка»,«Геолёнок»и др. Сравнивать произведения фольклора народов мира, произведения фольклора и авторские произведения. Моделировать обложки к изученным произ-ведениям и объяснять особенности модели (тема, жанр, авторская принадлежность). Сравнивать басни И.А. Крылова, Л.Н. Толстого и Эзопа по форме и структуре. Классифицировать изученные произведения по форме (стихотворная и прозаическая), или жанру, или теме, или авторской принадлежности. Выбирать и читать книги по изучаемому разделу. Находить в детском журнале произведения по теме, жанру или авторской принадлежности; информацию об авторах Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Понятия: произведение, текст, жанр, тема, фамилия автора, заголовок (заглавие), название произведения (фамилия автора, заголовок), диалог, монолог, обращение, сравнение, синонимы, герой произведения, описание, повествование. Стихотворная и прозаическая форма произведения. Сказки народные и литературные (авторские). Виды народных сказок: о животных, бытовые и волшебные. Общее представление о басне, рассказе, стихотворении Ориентироваться в литературоведческих понятиях и использовать их в речи. Составлять модели разножанровых произведений, сравнивать модели по жанрам, темам, авторской принадлежности. Сравнивать произведения по форме текста. Классифицировать произведения по следующим признакам: авторская принадлежность (народные или литературные); тема, жанр Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Чтение по ролям художественных произведений: выбор роли и передача особенностей образа героя произведения (тон и темп, мимика, жесты). Инсценирование произведений, эпизодов, отрывков. Постановка «живых картин» отдельных эпизодов произведения. Словесное рисование воображаемых картин при слушании и чтении произведений. Пересказ от лица героя или автора. Рассуждение о произведении и героях, формулировка собственной точки зрения. Интерпретация позиции автора (точки зрения автора). Создание небольших историй, комиксов о героях или с героями изучаемых произведений. Оформление книг-самоделок с моделями, планами, рисунками и текстами детей Анализировать произведение, распределять роли в произведении, читать роль в соответствии с выбранным образом. Моделировать «живые картины» к отдельным эпизодам по типу стоп-кадра. Конструировать описание картин к отдельным эпизодам. Интерпретировать текст произведения: пересказывать от имени героя, автора. Высказывать свою точку зрения об изученных произведениях. Аргументировать своё отношение к героям положительным и отрицательным. Объяснять точку зрения автора и главную мысль произведения. Создавать индивидуально, в парах или группах истории о героях произведений, комиксы с героями произведений. Оформлять коллективно или в группах книжки-самоделки с материалами учащихся (моделями, книгами, рисунками и т. д.) Чтение: работа с информацией Информация: книга, произведение, автор произведения, жанр, тема. Сбор информации с опорой на аппарат книги (титульный лист, аннотация, предисловие/послесловие «Об авторе», «От автора»). Составление таблиц (имена героев, действия, позиция автора, мнение читателя). Чтение данных в таблице и использование их для характеристики героев, произведений, книг. Заполнение и дополнение схем об авторах, жанрах, темах, типах книг Усваивать информацию о книге, произведении (жанр, тема, авторская принадлежность) и пользоваться ею. Находить нужную информацию о книге в аппарате книги. Характеризовать произведение, героев по информации в таблице.
Заполнять таблицы, схемы, делать выводы, переводя табличную информацию в текстовую форму (суждение, аргументация, вывод)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» (136ч)
(УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА)»
2015-2016 уч.год
2 « Б» класс
№ п/п
Тема урока
Дата проведения
Примечание
план
факт
1 четверть (36 часов)
О нашей Родине (5 часов)
1
Стихотворения о Родине. Ф.Савинов. «Родина»
01.09-04.09
2
Стихотворения о Родине. И. Никитин. «Русь» (отрывок)
01.09-04.09
3
Рассказы о Родине. С.Романовский. «Русь» (в сокращении)
01.09-04.09
4
Литературное слушание. Произведения о Родине. С. Романовский. «Слово о Русской земле»
01.09-04.09
5
Стихи русских поэтов. А. Прокофьев «Родина»
07.09-11.09
Народная мудрость (6 часов)
6
Произведения фольклора. Русская народная песня «Я с горы на гору шла»
07.09-11.09
7
Загадки народные.
07.09-11.09
8 Литературное слушание. Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал» (в пересказе И.Карнауховой)
07.09-11.09
9
Былины. «Три поездки Ильи Муромца» (в пересказе А. Нечаева).
14.09-18.09
10
Малые жанры фольклора. Шутка, считалка, потешка, пословицы
14.09-18.09
11
Проверочная работа по теме "Народная мудрость"
14.09-18.09
О детях и для детей (13 часов)
12
Стихотворения о детях. А.Барто «Катя»
14.09-18.09
13
Произведения для детей. С.Баруздин. «Стихи о человеке и его словах»
21.09-25.09
14
Рассказы о детях. С.Баруздин. «Как Алешке учиться надоело»
21.09-25.09
15
Произведения о детях. Е.Пермяк. «Смородинка»
21.09-25.09
16
Произведения о детях. Н.Носов «Заплатка»
21.09-25.09
17
Разножанровые произведения для детей. Г.Сапгир. «Рабочие руки». Скороговорки
28.09-02.10
18
Басни. И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Л.Н.Толстой «Страшный зверь»
28.09-02.10
19
Литературное слушание. Рассказы о детях. М. Зощенко. «Самое главное»
28.09-02.10
20
Сказки о детях. В.Сутеев «Кто лучше?»
28.09-02.10
21
Произведения о детях и для детей. А.Митта. «Шар в окошке»
Е. Пермяк «Две пословицы»
05.10-09.10
22
Сказки для детей. Л.Пантелеев «Две лягушки»
05.10-09.10
23
Литературный диктант по теме «О детях и для детей» В.Сутеев «Снежный зайчик»
05.10-09.10
24
Литературное слушание. Произведения и книги о детях. В.Беспальков «Совушка»
05.10-09.10
Мир сказок (6 часов)
25
Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики»
12.10-16.10
26
Народные сказки. Русская народная сказка «У страха глаза велики»
12.10-16.10
27
Сказки зарубежных писателей. Братья Гримм «Маленькие человечки»
12.10-16.10
28
Сказки Х. -К. Андерсена. Х. -К.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
12.10-16.10
29
Литературные (авторские) сказки. Братья Гримм. «Семеро храбрецов»
19.10-23.10
30
Обобщение по теме «Мир сказок». Литературный диктант по теме «Мир сказок»
19.10-23.10
Уж небо осенью дышало… (6 часов)
31
Произведения об осени (о родной природе). А.Пушкин. «Уж небо осенью дышало…». Г.Скребицкий. «Осень» (отрывок)
19.10-23.10
32
Произведения об осени. Э. Шим. «Белка и Ворон». Е.Трутнева. «Осень»
19.10-23.10
33
Произведения об осени. Н. Сладков. «Эхо»
26.10-30.10
34
Разножанровые произведения о природе. Н.Рубцов. «У сгнившей лесной избушки…». Загадки. М.Пришвин. «Недосмотренные грибы»
26.10-30.10
35
Проверка начитанности и знания изученных произведений.
26.10-30.10
36
Литературное слушание. Произведения о природе. Э.Шим. «Храбрый Опёнок». К. Бальмонт. «Осень»
26.10-30.10
2 четверть (28 часов)
Снежок порхает, кружится… (18 часов)
37
Произведения о зиме. З. Александрова. «Зима».
09.11-13.11
38
Научно-познавательные и художественные произведения о природе.
С. Иванов «Каким бывает снег»
09.11-13.11
39
Рассказы о природе. И. Соколов-Микитов. «Зима в лесу»
09.11-13.11
40
Литературное слушание. Сказки о природе. Э. Шим. «Всем вам крышка». К. Ушинский. «Мороз не страшен»
09.11-13.11
41
Народные сказки. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
16.11-20.11
42
Рассказы и сказки о природе. М. Пришвин. «Деревья в лесу»
16.11-20.11
43
Стихотворения о зиме. И. Суриков. «Детство» (отрывок)
16.11-20.11
44
Литературное слушание. Литературные сказки. В. Даль. «Девочка Снегурочка»
16.11-20.11
45
Литературное слушание. Литературные сказки. В. Даль. «Девочка Снегурочка»
23.11-27.11
46
Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка»
23.11-27.11
47
Народные сказки. Русская народная сказка «Снегурочка»
23.11-27.11
48
Литературный диктант по теме «Снежок порхает кружится»
Произведения о детях. Н.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)
23.11-27.11
49
Н.Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)
30.11-04.12
50
Рассказы о животных. Г. Скребицкий, В. Чаплина «Как белочка зимует»
30.11-04.12
51
Рассказы и стихотворения о природе. И. Соколов-Микитов. «Узоры на снегу». И. Беляков. «О чем ты думаешь, снегирь?»
30.11-04.12
52
Литературное слушание. Произведения для детей. В. Одоевский «Мороз Иванович»
30.11-04.12
53
Произведения для детей. В. Одоевский «Мороз Иванович»
07.12-11.12
54
Коллективная творческая работа «Царство Мороза Ивановича»
07.12-11.12
Здравствуй, праздник новогодний! (10 часов)
55
Произведения о новогоднем празднике. С. Михалков «В снегу стояла ёлочка»
07.12-11.12
56
Литературное слушание. Сказки Х.-К.Андерсена. Х.-К. Андерсен «Ель» (в сокращении)
07.12-11.12
57
Произведения о детях и для детей. А. Гайдар. «Ёлка в тайге» (отрывок)
14.12-18.12
58
Произведения о детях и для детей. А. Гайдар. «Ёлка в тайге» (отрывок)
14.12-18.12
59
Стихотворения о Новом годе. С. Маршак. «Декабрь»
14.12-18.12
60
Произведения о Новом годе. С. Городецкий. «Новогодние приметы»
14.12-18.12
61
Проверка начитанности и знания изученных произведений по теме «Здравствуй, праздник новогодний!»
21.12-25.12
62
Урок-конкурс «Стихи о природе»
21.12-25.12
63
Библиотечный урок. Книги о Новом годе для детей.
21.12-25.12
64
Обобщение по теме «Здравствуй, праздник новогодний!»
21.12-25.12
3 четверть (40 часов)
О братьях наших меньших (12 часов)
65
Произведения о животных. Русская народная песня «Буренушка». В. Жуковский. «Птичка»
11.01-15.01
66
Разножанровые произведения о животных. К. Ушинский. «Кот Васька». Считалка, загадки. Е. Благинина. «Голоса леса»
11.01-15.01
67
Рассказы и стихотворения о животных. М. Пришвин. «Старый гриб»
11.01-15.01
68
Рассказы о животных. К.Ушинский. «Лиса Патрикеевна». П. Комаров. «Оленёнок»
11.01-15.01
69
Произведения о животных. В. Бианки. «Ёж-спаситель».Скороговорки
18.01-22.01
70
Присказки и сказки. М. Дудин. «Тары-бары…»
18.01-22.01
71
Литературное слушание. Произведения о животных. К. Ушинский «Плутишка кот»
18.01-22.01
72
Народные сказки. Русская народная сказка «Журавль и цапля»
18.01-22.01
73
Сказки народов России. Русская народная сказка «Зимовье зверей» (в обработке Л. Н.Толстого)
25.01-29.01
74
Авторские сказки. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» (отрывок)
25.01-29.01
75
Народные сказки. Русская народная сказка «Белые перышки»
25.01-29.01
76
Обобщение по теме «О братьях наших меньших». Литературный диктант по теме «О братьях наших меньших»
25.01-29.01
Лис Миккель и другие (зарубежные сказки) (13часов)
77
Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок»
01.02-05.02
78
Литературное слушание. Сказки народов мира. Украинская народная сказка «Колосок»
01.02-05.02
79
Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»
01.02-05.02
80
Сказки народов мира. Английская народная сказка «Как Джек ходил счастья искать»
01.02-05.02
81
Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»
08.02-12.02
82
Сказки народов мира. Норвежская народная сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе»
08.02-12.02
83
Литературное слушание. Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм. «Бременские музыканты»
08.02-12.02
84
Литературное слушание. Литературные зарубежные сказки. Братья Гримм. «Бременские музыканты»
08.02-12.02
85
Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»
15.02-19.02
86
Сказки народов мира. Английская народная сказка «Сказка про трех поросят»
15.02-19.02
87
Повторение изученных сказок по теме «Зарубежные сказки»
15.02-19.02
88
Библиотечный урок по теме: «Дорогами сказок»
15.02-19.02
89
Проверка начитанности и знания изученных произведений по теме «Зарубежные сказки»
22.02-26.02
Семья и я (15часов)
90
Произведения о семье. Л. Н.Толстой. «Лучше всех»
22.02-26.02
91
Фольклорные произведения о семье. Пословицы. Народная песня «Колыбельная»
22.02-26.02
92
Авторские колыбельные песни. М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…»
22.02-26.02
93
Рассказы о детях. Е. Пермяк «Случай с кошельком». С. Аксаков «Моя сестра»
29.02-04.03
94
Произведения о детях. В. Осеева. «Сыновья».Пословицы
29.02-04.03
95
Авторская колыбельная песня. А. Майков. «Колыбельная песня». Пословица
29.02-04.03
96
Литературное слушание. Произведения о семье. Л. Н.Толстой. «Отец и сыновья»
29.02-04.03
97
Разножанровые произведения о семье. А. Плещеев. «Дедушка»
Л. Воронкова. «Катин подарок»
07.03-11.03
98
Стихотворения о семье. Ю. Коринец. «Март». А. Плещеев. «Песня матери»
07.03-11.03
99
Сказки народов мира. Татарская народная сказка «Три сестры»
07.03-11.03
100
Литературное слушание. Произведения о семье. С. Михалков. «А что у вас?»
07.03-11.03
101
Стихотворения о семье.В. Солоухин. «Деревья»
14.03-18.03
102
Обобщение по теме «Семья и я». Литературный диктант по теме «Семья и я»
14.03-18.03
103
Произведения ко Дню Победы. С. Баруздин. «Салют»
14.03-18.03
104
Произведения ко Дню Победы. С. Михалков «Быль для детей»
14.03-18.03
4 четверть (32 часа)
Весна, весна красная… (24 часа)
105
Произведения о весне. Народная песня «Весна, весна красная!»
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие»
31.03-01.04.
106
Произведения о весне. А. Чехов. «Весной». А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…». Г.Скребицкий «Весна - художник»
04.04-08.04.
107
Произведения о весне. А. Чехов. «Весной». А. Пушкин. «Гонимы вешними лучами…». Г.Скребицкий «Весна - художник»
04.04-08.04.
108
Литературное слушание. Произведения о природе. Н. Сладков. «Снег и Ветер»
04.04-08.04.
109
Разноржанровые произведения о весне. С.Маршак. «Весенняя песенка». Э. Шим. «Чем пахнет весна»
04.04-08.04.
110
Стихотворения о природе. Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист!..»
11.04-15.04.
111
Произведения разных жанров о весне. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…»
11.04-15.04.
112
Литературное слушание. Произведения о животных. А. Куприн. «Скворцы» . Н. Сладков. «Скворец-молодец»
11.04-15.04.
113
Произведения о природе. Н. Сладков. «Апрельские шутки»
11.04-15.04.
114
Разножанровые произведения о природе. А. Барто. «Апрель»
18.04-22.04
115
Рассказы о природе. Г. Скребицкий. «Жаворонок»
18.04-22.04
116
Литературное слушание. Произведения фольклора. Заклички-веснянки.
18.04-22.04
117
Произведения фольклора. Загадки. Литературный диктант по теме «Весна, весна красная..»
18.04.-22.04
118
Разножанровые произведения о природе. В. Жуковский «Жаворонок»
25.04-29.04.
119
Разножанровые произведения о природе. О.Высотская. «Одуванчик»
М.Пришвин. «Золотой луг»
25.04-29.04.
120
Литературное слушание. Произведения о родной природе. П. Дудочкин. «Почему хорошо на свете»
25.04-29.04.
121
Рассказы и стихотворения о природе. Н. Сладков «Весенний гам».
А. Барто. «Воробей»
25.04-29.04.
122
Произведения для детей. М. Пришвин. «Ребята и утята»
02.05-06.05.
123
Литературное слушание. Сказки о животных. Б. Заходер. «Птичья школа»
02.05-06.05.
124
Комплексная контрольная работа
02.05.-06.05
125
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Произведения о природе.
02.05-06.05.
126
Произведения о природе. К. Ушинский. «Утренние лучи»
10.05-13.05
127
Стихотворения о природе. А. Барто «Весна, весна на улице…».
10.0.-13.05.
128
Библиотечный урок по теме: «Книги о родной природе»
10.05-13.05.
Там чудеса… (волшебные сказки) (8 часов).
129
Литературное слушание. Волшебные сказки. Русская народная сказка «Чудо-чудное, Диво-Дивное». Книги с волшебными сказками.
10.05-13.05.
130
Волшебные сказки. Русская народная сказка «Хаврошечка»
16.05-20.05.
131
Сказки А.С. Пушкина. А. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
16.05-20.05.
132
Литературное слушание. Волшебные сказки. Ш. Перро. «Кот в сапогах»
16.05-20.05.
133
Проверка начитанности и знания изученных произведений по теме «Там чудеса…»
16.05-20.05.
134
Литературное слушание. Мир сказок и чудес. Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес»
23.05-25.05
135
Резерв
23.05-25.05
136
Резерв
23.05-25.05
Согласовано на заседании
кафедры начальных классов
протокол № 1
от « 26 » августа 2015 года
Руководитель кафедры ___________/И.В.Наливкина/
Согласовано
Заместитель директора по УВР
__________/ О.М.Пискурева /
«28» августа 2015 года