- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока Магнитное поле. Постоянные магниты
Конспект урока Магнитное поле. Постоянные магниты
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Романова В.Б. |
Дата | 12.02.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Информационная карта урока
Учебный предмет: физика, 8 класс
Тема: "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли".
Цель: Изучение свойств магнитного поля постоянного магнита, его проявление в природе.
Задачи:
Обучающая: дать понятия- постоянный магнит, полюса постоянного магнита, силовые линии магнитного поля, магнитное поле Земли; рассмотреть свойства постоянных магнитов.
Развивающая: совершенствовать познавательные процессы, умения проведения экспериментов, анализировать, сравнивать, делать умозаключения, логически излагать мысли.
Воспитательная: продолжить формирование воспитания аккуратности при проведении физического эксперимента, чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический, фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока); индивидуальная (публичное выступление с показом презентации).
Средства обучения: учебник Физика -8 А.В. Перышкин, компьютер, диск из серии "Электронные уроки и тесты" по физике под названием "Магнитное поле".
Оборудование: на столах у учащихся два полосовых магнита, баночка с металлическими опилками, картон, компас, штатив с муфтой и лапкой, нить, образцы дерева, железа, стекла.
Тип урока: комбинированный (с применением ИКТ)
Технология:- проектно-исследовательская (разновидность проектной технологии). При выполнении исследовательской работы наиболее эффективно происходит формирование у учащихся основных компетентностей, таких как готовность к решению проблем (формулирует проблему), технологическая (планирует свою деятельность, ученик анализирует результаты и процесс деятельности; представляет результаты наглядно.), информационная (умение проанализировать литературные источники и выделить нужную информацию, умение зафиксировать полученную информацию из разных источников в единую систему), письменная и устная коммуникация (ученик умеет доступно изложить результаты исследований с соблюдением норм публичной речи и регламент), социальная (ученик продемонстрировал умение сотрудничать с членами группы в процессе исследования).
Считаю, что особенностью современного урока является то, что педагогический процесс должен быть деятельным. Учитель должен помочь организовать самостоятельный поиск познания, а модель обучения должна выглядеть примерно так: учитель создает информационно - образовательную среду, в которой ученики выбирает индивидуальную траекторию обучения в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями. Я стараюсь так организовывать педагогический процесс, чтобы ученика поставить в положение первооткрывателя, что учителю знакомо, но ново для ученика.
План урока:
1.Организационный момент
2. Создание проблемной ситуации.
3.Актуализация опорных знаний.
4.Изучение нового материала.
5. Первичная проверка и закрепление новых знаний.
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Этапы учебного занятия
Образовательные задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Организационный момент
Подготовка учащихся к работе на уроке
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку
Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место
2
Целепологание
Создание проблемной ситуации Выдвижение гипотезы.
Для создания настроя на работу учитель использует прием эмоционального стимулирования, читает стихотворение (через компьютер демонстрирует "Северное сияние"):
"Ах, как играет Север
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета"
…И задает проблемный вопрос : -А почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?
Внимательно слушают и мысленно представляют о том, о чем говорится в стихотворении.
Выдвигается гипотеза, Идет обсуждение ситуации, предлагаются различные версии,
2. Формулировка темы урока. Проведение фронтального опыта.
Учебно - познавательная
- умение работать с физическим оборудованием
- анализировать.
Чтобы вовлечь учащихся в познавательный процесс учитель обращается к их субъективному опыту: Предлагает посмотреть на предложенные картинки и ответить на вопрос: что объединяет эти картинки?
1. Поднесите карандаш к железным скрепкам.
-Что вы наблюдаете?
2. Возьмите магнит и поднесите к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?
И снова учитель подводит учащихся к теме урока через проблемный вопрос:
- Почему к магниту притягиваются скрепки, а к карандашу - нет?
Сегодня на уроке мы будем изучать тела и явления, которые помогут ответить на вопрос.
Делают опыты. Отвечает на вопросы учителя.
Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли."
3. Постановка цели урока
Учитель обращается к субъективному опыту учеников. Подводит к постановке целей урока.
Понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.
Магнит… Это слово для вас не является новым. Мы уверены, что вы играли с магнитами и о компасе знаете не понаслышке.
Но что же собой представляют магниты - об этом вы узнаете на уроке - это и есть цель нашего урока.
Ученики отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока.
4. Актуализация опорных знаний
Подготовить к восприятию новых знаний,
Чтобы вовлечь учащихся в самостоятельную работу в парах, учитель предлагает рассмотреть ситуации, которые помогут лучше понять и осмыслить новый материал:
1. Представьте, что вы туристы и заблудились. Как вы найдете правильную дорогу?
2. Перелетные птицы летают на большие расстояния. Как они не сбиваются с пути?
Отвечают на поставленные учителем вопросы, выдвигают свои гипотезы, предположения.
3
Изучение нового материала
Выделить главные и существенные признаки понятия, явления.
Подведение итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, опорный конспект)
Учитель использует активную форму изучения нового материала- исследовательскую работу - предлагает провести эксперименты и получить новый продукт.
- Вид магнитного поля полосового магнита
-Вид магнитного поля дугообразного магнита.
-Вид магнитного поля одноименных полюсов магнита и разноименных полюсов магнитов.
-Как взаимодействуют магнитные полюса магнитов?
-Что всегда имеют магниты на своих концах? (стр.138 абзац 4 - учебник Физика-8, А.В.Перышкин;)
После выполнения работы учитель организует беседу. В ходе обсуждения учащиеся приходят к новым знаниям, а учитель проводит их коррекцию.
О проявлении магнитного поля в природе учитель предлагает учащимся прослушать информацию, предварительно подготовленную учащимися класса заранее, о магнитном поле Земли и его влиянии на человека.
После завершения работы учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока:
-Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?
-Почему к магниту притягиваются скрепки, а к карандашу - нет?
Практическая работа выполняется учащимися всего класса.
Учащиеся комментируют результаты своих экспериментов,
Составляют опорный конспект и записывают выводы в тетради.
Учащиеся слушают и смотрят презентацию.
Отвечают на проблемный вопрос.
ФИЗМИНУТКА
4.
Первичная проверка и закрепление новых знаний
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.
Учитель предлагает задачи качественного характера по новому материалу из материалов ЕГЭ и ГИА.
-
А ну-ка ответь и обоснуй!
1. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?
2. На рисунке изображен полосовой магнит АВ и его магнитное поле. Какой из полюсов северный и какой южный?
3. Северный магнитный полюс земли расположен у … географического полюса, а южный у …
4. Одноименными или разноименными полюсами образован магнитный спектр, изображенный на рисунке?
Сдай экзамен!
ГИА 2010 г.
На рисунке представлена картина линий магнитного поля, полученная с помощью железных опилок от двух полосовых магнитов. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?
-
1 - северному полюсу, 2 - южному
-
2 - северному полюсу, 1 - южному
-
и 1, и 2 - южному полюсу
-
и 1, и 2 - северному полюсу
ЕГЭ, 2010г
К магнитной стрелке (северный полюс затемнен, см. рисунок), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси, перпендикулярной плоскости чертежа, поднесли постоянный полосовой магнит.
При этом стрелка
-
1)повернется на 90° против часовой стрелки 2)повернется на 90° по часовой стрелке
-
3)повернется на 180°
-
4)останется в прежнем положении
Учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой.
Участвуют в обсуждении вопросов, которые вызывают затруднения, применяют знания в измененной ситуации, в практической деятельности.
5
Итог урока
Учитель предлагает учащимся сказать о полезности изученного материала и определить уровень достижения цели, проанализировав результаты своей работы.
Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.
Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы: Вам знакомы телефон, телеграф, радио, магнитофон, телевидение, компьютер - во всех данных приборах используется магнит (уже усовершенствованный - электромагнит).
Где применяются электромагниты и что они собой представляют - об этом вы узнаете на следующем уроке ( заинтересовывает на следующий урок).
Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
Учащиеся работают по ОК, определяют уровень достижения цели.
6.
Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Учитель задает домашнее задание для всех учащихся §59, 60. Л .№ 1477, 1476.
Творческое задание по выбору:
-
Мини-реклама «Я выбираю компас!»
-
Мини-сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли».
Предлагаемая литература:
-
Энциклопедия юного физика.
-
Блудов "Беседы по физике
-
Интернет
Учитель благодарит всех за урок.
Принимают и записывают информацию о домашнем задании