Конспект урока Магнитное поле. Постоянные магниты

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационная карта урока

Учебный предмет: физика, 8 класс

Тема: "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли".

Цель: Изучение свойств магнитного поля постоянного магнита, его проявление в природе.

Задачи:

Обучающая: дать понятия- постоянный магнит, полюса постоянного магнита, силовые линии магнитного поля, магнитное поле Земли; рассмотреть свойства постоянных магнитов.

Развивающая: совершенствовать познавательные процессы, умения проведения экспериментов, анализировать, сравнивать, делать умозаключения, логически излагать мысли.

Воспитательная: продолжить формирование воспитания аккуратности при проведении физического эксперимента, чувства само- и взаимоуважения при работе в парах, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический, фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока); индивидуальная (публичное выступление с показом презентации).

Средства обучения: учебник Физика -8 А.В. Перышкин, компьютер, диск из серии "Электронные уроки и тесты" по физике под названием "Магнитное поле".

Оборудование: на столах у учащихся два полосовых магнита, баночка с металлическими опилками, картон, компас, штатив с муфтой и лапкой, нить, образцы дерева, железа, стекла.

Тип урока: комбинированный (с применением ИКТ)

Технология:- проектно-исследовательская (разновидность проектной технологии). При выполнении исследовательской работы наиболее эффективно происходит формирование у учащихся основных компетентностей, таких как готовность к решению проблем (формулирует проблему), технологическая (планирует свою деятельность, ученик анализирует результаты и процесс деятельности; представляет результаты наглядно.), информационная (умение проанализировать литературные источники и выделить нужную информацию, умение зафиксировать полученную информацию из разных источников в единую систему), письменная и устная коммуникация (ученик умеет доступно изложить результаты исследований с соблюдением норм публичной речи и регламент), социальная (ученик продемонстрировал умение сотрудничать с членами группы в процессе исследования).

Считаю, что особенностью современного урока является то, что педагогический процесс должен быть деятельным. Учитель должен помочь организовать самостоятельный поиск познания, а модель обучения должна выглядеть примерно так: учитель создает информационно - образовательную среду, в которой ученики выбирает индивидуальную траекторию обучения в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями. Я стараюсь так организовывать педагогический процесс, чтобы ученика поставить в положение первооткрывателя, что учителю знакомо, но ново для ученика.

План урока:

1.Организационный момент

2. Создание проблемной ситуации.

3.Актуализация опорных знаний.

4.Изучение нового материала.

5. Первичная проверка и закрепление новых знаний.

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Этапы учебного занятия

Образовательные задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Подготовка учащихся к работе на уроке

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку

Приветствуют учителя, готовят свое рабочее место

2

Целепологание

Создание проблемной ситуации Выдвижение гипотезы.

Для создания настроя на работу учитель использует прием эмоционального стимулирования, читает стихотворение (через компьютер демонстрирует "Северное сияние"):

"Ах, как играет Север
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета"

…И задает проблемный вопрос : -А почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?

Внимательно слушают и мысленно представляют о том, о чем говорится в стихотворении.

Выдвигается гипотеза, Идет обсуждение ситуации, предлагаются различные версии,

2. Формулировка темы урока. Проведение фронтального опыта.

Учебно - познавательная

- умение работать с физическим оборудованием

- анализировать.

Чтобы вовлечь учащихся в познавательный процесс учитель обращается к их субъективному опыту: Предлагает посмотреть на предложенные картинки и ответить на вопрос: что объединяет эти картинки?

1. Поднесите карандаш к железным скрепкам.

-Что вы наблюдаете?
2. Возьмите магнит и поднесите к железным скрепкам. Что вы наблюдаете?
И снова учитель подводит учащихся к теме урока через проблемный вопрос:

- Почему к магниту притягиваются скрепки, а к карандашу - нет?

Сегодня на уроке мы будем изучать тела и явления, которые помогут ответить на вопрос.

Делают опыты. Отвечает на вопросы учителя.

Формулируют тему урока, записывают её в тетрадь "Постоянные магниты. Магнитное поле Земли."

3. Постановка цели урока

Учитель обращается к субъективному опыту учеников. Подводит к постановке целей урока.

Понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.

Магнит… Это слово для вас не является новым. Мы уверены, что вы играли с магнитами и о компасе знаете не понаслышке.

Но что же собой представляют магниты - об этом вы узнаете на уроке - это и есть цель нашего урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя. Формулируют цели урока.

4. Актуализация опорных знаний

Подготовить к восприятию новых знаний,

Чтобы вовлечь учащихся в самостоятельную работу в парах, учитель предлагает рассмотреть ситуации, которые помогут лучше понять и осмыслить новый материал:

1. Представьте, что вы туристы и заблудились. Как вы найдете правильную дорогу?

2. Перелетные птицы летают на большие расстояния. Как они не сбиваются с пути?

Отвечают на поставленные учителем вопросы, выдвигают свои гипотезы, предположения.

3

Изучение нового материала

Выделить главные и существенные признаки понятия, явления.

Подведение итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, опорный конспект)

Учитель использует активную форму изучения нового материала- исследовательскую работу - предлагает провести эксперименты и получить новый продукт.

- Вид магнитного поля полосового магнита

-Вид магнитного поля дугообразного магнита.

-Вид магнитного поля одноименных полюсов магнита и разноименных полюсов магнитов.

-Как взаимодействуют магнитные полюса магнитов?

-Что всегда имеют магниты на своих концах? (стр.138 абзац 4 - учебник Физика-8, А.В.Перышкин;)

После выполнения работы учитель организует беседу. В ходе обсуждения учащиеся приходят к новым знаниям, а учитель проводит их коррекцию.

О проявлении магнитного поля в природе учитель предлагает учащимся прослушать информацию, предварительно подготовленную учащимися класса заранее, о магнитном поле Земли и его влиянии на человека.

После завершения работы учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос, поставленный в начале урока:

-Почему на Земле есть Северное сияние, а на Луне, Марсе нет?

-Почему к магниту притягиваются скрепки, а к карандашу - нет?

Практическая работа выполняется учащимися всего класса.

Учащиеся комментируют результаты своих экспериментов,

Составляют опорный конспект и записывают выводы в тетради.

Учащиеся слушают и смотрят презентацию.

Отвечают на проблемный вопрос.

ФИЗМИНУТКА

4.

Первичная проверка и закрепление новых знаний

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Учитель предлагает задачи качественного характера по новому материалу из материалов ЕГЭ и ГИА.

  • А ну-ка ответь и обоснуй!

1. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?

2. На рисунке изображен полосовой магнит АВ и его магнитное поле. Какой из полюсов северный и какой южный?

Конспект урока Магнитное поле. Постоянные магниты

3. Северный магнитный полюс земли расположен у … географического полюса, а южный у …

4. Одноименными или разноименными полюсами образован магнитный спектр, изображенный на рисунке?

Конспект урока Магнитное поле. Постоянные магниты





Сдай экзамен!

ГИА 2010 г.
На рисунке представлена картина линий магнитного поля, полученная с помощью железных опилок от двух полосовых магнитов. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?

  1. 1 - северному полюсу, 2 - южному

  2. 2 - северному полюсу, 1 - южному

  3. и 1, и 2 - южному полюсу

  4. и 1, и 2 - северному полюсу

Конспект урока Магнитное поле. Постоянные магниты

ЕГЭ, 2010г

К магнитной стрелке (северный полюс затемнен, см. рисунок), которая может поворачиваться вокруг вертикальной оси, перпендикулярной плоскости чертежа, поднесли постоянный полосовой магнит.

При этом стрелка

  • 1)повернется на 90° против часовой стрелки 2)повернется на 90° по часовой стрелке

  • 3)повернется на 180°

  • Конспект урока Магнитное поле. Постоянные магниты4)останется в прежнем положении

Учащиеся самостоятельно выполняют задания с последующей проверкой.

Участвуют в обсуждении вопросов, которые вызывают затруднения, применяют знания в измененной ситуации, в практической деятельности.

5

Итог урока

Учитель предлагает учащимся сказать о полезности изученного материала и определить уровень достижения цели, проанализировав результаты своей работы.
Что сегодня на уроке: самое трудное; самое важное; самое интересное.

Учитель дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы: Вам знакомы телефон, телеграф, радио, магнитофон, телевидение, компьютер - во всех данных приборах используется магнит (уже усовершенствованный - электромагнит).

Где применяются электромагниты и что они собой представляют - об этом вы узнаете на следующем уроке ( заинтересовывает на следующий урок).

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Учащиеся работают по ОК, определяют уровень достижения цели.

6.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель задает домашнее задание для всех учащихся §59, 60. Л .№ 1477, 1476.

Творческое задание по выбору:

  1. Мини-реклама «Я выбираю компас!»

  2. Мини-сочинение «Если исчезнет магнитное поле Земли».

Предлагаемая литература:

  1. Энциклопедия юного физика.

  2. Блудов "Беседы по физике

  3. Интернет

Учитель благодарит всех за урок.

Принимают и записывают информацию о домашнем задании


© 2010-2022