- Преподавателю
- Начальные классы
- Скороговорки. Проект по внеурочной деятельности
Скороговорки. Проект по внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борисенко Е.П. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Отдел образования Администрации « Город Кедровый»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Кедрового
(МБОУ СОШ №1г. Кедрового)
1-ый мкр., д. 61, г. Кедровый, 636615
Тел./факс (38250) 35-413. E-mail: [email protected]
«Путешествие в скороговорию»
Коллективный проект учеников 1 «Б» класса
МБОУ СОШ № 1 г. Кедрового
Руководитель: Борисенко Елена Петровна
г.Кедровый 2015 г.
Путешествие в Скороговорию.
Тип проекта: поисково - творческий.
Тип проекта по предметной области: внепредметный.
Тип проекта по форме: коллективный.
Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.
Постановка проблемы: при помощи скороговорок можно ли научиться быстро, выговаривать и четко проговаривать?
Цель проекта: развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников.
Задачи: собрать и проанализировать литературу о скороговорках, изучить скороговорки, чистоговорки, трудноговорки; научиться работать над скороговорками; получить первые знания работы над проектом.
Ресурс: заинтересованность родителей совместной деятельностью «учитель - ученик - родитель»
Продукт: сборник «Чтобы четко говорить, надо все изобразить», презентация «Путешествие в Скороговорию».
Педагогический продукт: «Рекомендации по работе со скороговорками».
Актуальность.
Для развития речи младших школьников могут быть использованы различные методики, в том числе методика скороговорения. Актуальность работы по данному проекту обусловлена тем, что 50 процентов первоклассников имеют логопедические проблемы, обусловленные речевым недоразвитием. При работе по данному проекту учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, преодолевании препятствий, создании яркой, неожиданной картины мира.
Скороговорение дает следующие результаты:
-
Концентрация внимания;
-
Положительный настрой;
-
Снятие эмоционального напряжения;
- Артикуляционная подготовка.
Механизм реализации проекта Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при тесном взаимодействии с родителями, обучающимися 1 класса, библиотекарем, учителем. Аннотация проекта: Организационный этап: работа началась во время обсуждения рассказа на уроке литературного чтения, выявили проблему, что не всегда мы говорим четко и внятно. Обсудили с ребятами, а надо ли нам это? Решили, что это нужно обязательно для общения. Решили принять участие в проекте. Ученики согласились с тем, что если они (с помощью взрослых) смогут решить свою проблему как можно научиться говорить четко, то смогут и другим детям подсказать, каким путем идти и это будет полезным результатом работы в проекте. Так как в проекте сначала задумывают, каким должен быть результат (продукт), то на следующем этапе ученики стали придумывать этот полезный продукт. Решили, что выполнят иллюстрации к скороговоркам. Но сначала нужно ответить на ряд вопросов: Зачем нам нужно правильно говорить? Легко ли научиться говорить правильно? Как этому учатся? Для чего это нужно? И чем могут помочь при этом скороговорки? Обо всем этом тоже полезно будет узнать другим детям. В каких продуктах могут рассказать об этом? Решили, что сделают альбом любимых скороговорок. На первом этапе дети искали информацию в печатных источниках, вторая группа в сети интернет. Большую помощь оказывали родители. Затем участники проекта решили проанализировать и систематизировать найденный материал и обсудили вопросы:
- Почему мы говорим по разному?
- Зачем нам нужно говорить правильно?
- Могут ли нам помочь скороговорки?
- Развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения;
- Развитие умений работать с информацией, как средством удовлетворения запросов познания и развития творческих способностей;
- Формирование практических жизненно полезных навыков;
-
Развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников.
-
Умение оценивать собственные действия и действия своих товарищей.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос: В чем суть скороговорок?
Проблемные вопросы: Как происходит обогащение речи человека при работе со скороговорками? Какими способами можно научиться скороговорению? Что такое скороговорка? Этапы проведения проекта:
- Подготовительный.
- Выбор темы и ее конкретизация (актуальность)
- Определение цели и формулирование задач;
- Поиск источников информации и определение списка литературы;
- Разработка проекта;
- Изучение опыта проектной деятельности.
- Поисково - исследоватальский этап:
- Определение источников информации;
- Письмо обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта.
- Изучение методик работы над скороговорками;
- Проведение поисково- исследовательской деятельности.
- Трансляционно-оформительский этап:
- Работа над презентацией «Путешествие в Скороговорию»;
- Работа над альбомом «Чтобы четко говорить, надо все изобразить»;
- Оформление проекта;
- Работа над текстом защиты проекта.
- Заключительный этап:
Обращение к родителям обучающихся 1 «Б» класса.
Уважаемые родители!
Мы, учащиеся 1 «Б» класса, начинаем работать над проектом «Путешествие в страну Скороговорию», приглашаем Вас, принять участие в работе, помогите нам собрать скороговорки, научиться работать над скороговорками.
Надеемся , что наша совместная работа даст возможность ощутить гордость за богатство русского языка, почувствовать звенящую силу родной речи, создаст пространство творчества и радости от совместной работы и результата труда.
Мы начинаем сбор информации о скороговорках. По окончании работы над проектом мы составим сборник «Чтобы четко говорить, надо все изобразить» (формат А 4).
С уважением, ваши дети и учитель.
Сценарий защиты проекта:
1-й ученик: Скороговорки изучили:
Мы на истинном пути!
Представляем вам сегодня,
Проекта скромные труды
2-й ученик : Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в страну «Скороговорию».( 1 слайд) Кто хочет разговаривать Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было все понятно.
1-й ученик: Для любого человека, в какой бы стране он ни родился и ни жил, к какому бы народу он ни принадлежал, важно знать свое родное слово, чувствовать его и понимать. Ведь именно через слова, через родной язык мы учимся понимать и любить нашу жизнь, окружающую природу и всех людей.
2- й ученик: Цель нашего проекта: развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников. (2 слайд) Гипотеза: Мы предположили, что скороговорки полезны и актуальны в современном мире. 3-й ученик: Что же такое скороговорка? Первым, кто обратил внимание на их самобытность, был известный русский собиратель фольклора Владимир Иванович Даль. Собирая пословицы для своей знаменитой книги «Пословицы русского народа», он записал и много интересных скороговорок. Обратимся к научной литературе: Определение из Толкового словаря В. И. Даля: "Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Например:
- Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.
4-й ученик: Мы обратились к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова: Скороговорка - это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстропроговариваемая шуточная прибаутка. (3 слайд)
5-й ученик: Слово скороговорка составлено из основ двух слов СКОРО и ГОВОРИТЬ. Скороговорки учат: четкому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи. (4 слайд) Главное правило хорошего произношения: Чтобы говорить быстро, надо научится говорить медленно. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. ( 7 слайд) Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. (8слайд) На опушке в избушке Живут старушки болтушки, У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют Старушкам сапожки. (9 слайд) Попугай. Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай! (10 слайд)
6 уч. Чтобы четко говорить надо все изобразить. Наши рисунки (11 слайд) Михаил Васильевич Ломоносов говорил: « Всем , кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора, с развития силы и крепости в голосе.» Поймали удачу, поймали успех, Веселое настроение и чуточку везения. Успеха всем мальчишкам, Успеха всем девченкам, Успеха всем родителям и педагогам зрителям!
Обзор литературы: 1. В.Даль. Пословицы русского народа: Том 2. - М.: Художественная литература, 1984. 2. Русский фольклор/ Сост. В.Аникин. - М.: Художественная литература, 1986. 3. Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок/ Сост. В.Аникин. - М.: Детская литература, 1975. 4. М.Мельников. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. 5. Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки/ Сост. Г.Науменко. - М.: Детская литература, 1989. 6. На Буяне, славном острове: Сборник русского фольклора/ Сост. и обраб. Н.Колпаковой. - М.: Детская литература, 1978. 7. В.Селивёрстов. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 1994. 8. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок/ Сост. Е.Новикова, А.Лебедева. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999. 9. Народное красное слово: 9Сборник загадок, пословиц и поговорок, побасенок, присказок, сказок-шуток и песен: Фольклор Пензенской области/ Сост. А.Анисимова. - Пенза: Пензенское книжное издательство, 1959. rebenok-mama.ucoz.ru/forum/29-1413-1 edu.rin.ru/html/2377.html umka.by/library/skorogovorki.html
7