Скороговорки. Проект по внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования Администрации « Город Кедровый»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г.Кедрового

(МБОУ СОШ №1г. Кедрового)


1-ый мкр., д. 61, г. Кедровый, 636615

Тел./факс (38250) 35-413. E-mail: [email protected]











«Путешествие в скороговорию»


Коллективный проект учеников 1 «Б» класса

МБОУ СОШ № 1 г. Кедрового

Руководитель: Борисенко Елена Петровна




















г.Кедровый 2015 г.

Путешествие в Скороговорию.

Тип проекта: поисково - творческий.

Тип проекта по предметной области: внепредметный.

Тип проекта по форме: коллективный.

Тип проекта по временным рамкам: долгосрочный.

Постановка проблемы: при помощи скороговорок можно ли научиться быстро, выговаривать и четко проговаривать?

Цель проекта: развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников.

Задачи: собрать и проанализировать литературу о скороговорках, изучить скороговорки, чистоговорки, трудноговорки; научиться работать над скороговорками; получить первые знания работы над проектом.

Ресурс: заинтересованность родителей совместной деятельностью «учитель - ученик - родитель»

Продукт: сборник «Чтобы четко говорить, надо все изобразить», презентация «Путешествие в Скороговорию».

Педагогический продукт: «Рекомендации по работе со скороговорками».

Актуальность.

Для развития речи младших школьников могут быть использованы различные методики, в том числе методика скороговорения. Актуальность работы по данному проекту обусловлена тем, что 50 процентов первоклассников имеют логопедические проблемы, обусловленные речевым недоразвитием. При работе по данному проекту учтены потребности младших школьников в познании, эмоциональном освоении действительности, высокой речевой и игровой активности, преодолевании препятствий, создании яркой, неожиданной картины мира.

Скороговорение дает следующие результаты:

  • Концентрация внимания;

  • Положительный настрой;

  • Снятие эмоционального напряжения;

  • Артикуляционная подготовка.
Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, осознанию ими речевой ответственности перед другом, изменению отношения к слову, его звуковой и эмоциональной наполняемости, дарит эстетическую радость.
Механизм реализации проекта Реализация проекта происходит в рамках образовательного учреждения при тесном взаимодействии с родителями, обучающимися 1 класса, библиотекарем, учителем. Аннотация проекта: Организационный этап: работа началась во время обсуждения рассказа на уроке литературного чтения, выявили проблему, что не всегда мы говорим четко и внятно. Обсудили с ребятами, а надо ли нам это? Решили, что это нужно обязательно для общения. Решили принять участие в проекте. Ученики согласились с тем, что если они (с помощью взрослых) смогут решить свою проблему как можно научиться говорить четко, то смогут и другим детям подсказать, каким путем идти и это будет полезным результатом работы в проекте. Так как в проекте сначала задумывают, каким должен быть результат (продукт), то на следующем этапе ученики стали придумывать этот полезный продукт. Решили, что выполнят иллюстрации к скороговоркам. Но сначала нужно ответить на ряд вопросов: Зачем нам нужно правильно говорить? Легко ли научиться говорить правильно? Как этому учатся? Для чего это нужно? И чем могут помочь при этом скороговорки? Обо всем этом тоже полезно будет узнать другим детям. В каких продуктах могут рассказать об этом? Решили, что сделают альбом любимых скороговорок. На первом этапе дети искали информацию в печатных источниках, вторая группа в сети интернет. Большую помощь оказывали родители. Затем участники проекта решили проанализировать и систематизировать найденный материал и обсудили вопросы:
  • Почему мы говорим по разному?
  • Зачем нам нужно говорить правильно?
  • Могут ли нам помочь скороговорки?
Состоялось обсуждение полученной информации. Ребята делились впечатлениями, полученными знаниями. На следующем этапе обсуждался план деятельности по созданию всех этих продуктов. Работа по созданию альбома вызвала интерес у всех ребят. Они вместе выбирали рисунки для создания альбома скороговорок. На протяжении всей деятельности происходило оценивание участниками проекта своей работы и работы товарищей, осуществлялась взаимопомощь. Тема проекта соответствует государственному стандарту начального общего образования по литературному чтению. Содержание проекта включает следующие темы: «Работа над скороговорками», «Иллюстрирование скороговорок». Дидактические цели (ожидаемый результат):
  • Развитие умения видеть проблему и наметить пути ее решения;
  • Развитие умений работать с информацией, как средством удовлетворения запросов познания и развития творческих способностей;
  • Формирование практических жизненно полезных навыков;
  • Развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников.

  • Умение оценивать собственные действия и действия своих товарищей.

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос: В чем суть скороговорок?

Проблемные вопросы: Как происходит обогащение речи человека при работе со скороговорками? Какими способами можно научиться скороговорению? Что такое скороговорка? Этапы проведения проекта:

  1. Подготовительный.
    • Выбор темы и ее конкретизация (актуальность)
    • Определение цели и формулирование задач;
    • Поиск источников информации и определение списка литературы;
    • Разработка проекта;
    • Изучение опыта проектной деятельности.
  2. Поисково - исследоватальский этап:
  • Определение источников информации;
  • Письмо обращение к родителям с просьбой включиться в работу проекта.
  • Изучение методик работы над скороговорками;
  • Проведение поисково- исследовательской деятельности.
  1. Трансляционно-оформительский этап:
  • Работа над презентацией «Путешествие в Скороговорию»;
  • Работа над альбомом «Чтобы четко говорить, надо все изобразить»;
  • Оформление проекта;
  • Работа над текстом защиты проекта.
  1. Заключительный этап:
Защита проекта. Публичное выступление.
Обращение к родителям обучающихся 1 «Б» класса.

Уважаемые родители!

Мы, учащиеся 1 «Б» класса, начинаем работать над проектом «Путешествие в страну Скороговорию», приглашаем Вас, принять участие в работе, помогите нам собрать скороговорки, научиться работать над скороговорками.

Надеемся , что наша совместная работа даст возможность ощутить гордость за богатство русского языка, почувствовать звенящую силу родной речи, создаст пространство творчества и радости от совместной работы и результата труда.

Мы начинаем сбор информации о скороговорках. По окончании работы над проектом мы составим сборник «Чтобы четко говорить, надо все изобразить» (формат А 4).

С уважением, ваши дети и учитель.

Сценарий защиты проекта:

1-й ученик: Скороговорки изучили:

Мы на истинном пути!

Представляем вам сегодня,

Проекта скромные труды

2-й ученик : Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие в страну «Скороговорию».( 1 слайд) Кто хочет разговаривать Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было все понятно.

1-й ученик: Для любого человека, в какой бы стране он ни родился и ни жил, к какому бы народу он ни принадлежал, важно знать свое родное слово, чувствовать его и понимать. Ведь именно через слова, через родной язык мы учимся понимать и любить нашу жизнь, окружающую природу и всех людей.

2- й ученик: Цель нашего проекта: развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников. (2 слайд) Гипотеза: Мы предположили, что скороговорки полезны и актуальны в современном мире. 3-й ученик: Что же такое скороговорка? Первым, кто обратил внимание на их самобытность, был известный русский собиратель фольклора Владимир Иванович Даль. Собирая пословицы для своей знаменитой книги «Пословицы русского народа», он записал и много интересных скороговорок. Обратимся к научной литературе: Определение из Толкового словаря В. И. Даля: "Скороговорка - частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Например:

  • Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: Ха-ха-ха-ха.

4-й ученик: Мы обратились к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова: Скороговорка - это специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстропроговариваемая шуточная прибаутка. (3 слайд)
5-й ученик: Слово скороговорка составлено из основ двух слов СКОРО и ГОВОРИТЬ. Скороговорки учат: четкому и внятному произношению, помогают овладеть техникой речи. (4 слайд) Главное правило хорошего произношения: Чтобы говорить быстро, надо научится говорить медленно. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. ( 7 слайд) Четыре черненьких, чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. (8слайд) На опушке в избушке Живут старушки болтушки, У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют Старушкам сапожки. (9 слайд) Попугай. Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай! (10 слайд)
6 уч. Чтобы четко говорить надо все изобразить. Наши рисунки (11 слайд) Михаил Васильевич Ломоносов говорил: « Всем , кто хочет добиться успеха, нужно начать с чистоты выговора, с развития силы и крепости в голосе.» Поймали удачу, поймали успех, Веселое настроение и чуточку везения. Успеха всем мальчишкам, Успеха всем девченкам, Успеха всем родителям и педагогам зрителям!


Обзор литературы: 1. В.Даль. Пословицы русского народа: Том 2. - М.: Художественная литература, 1984. 2. Русский фольклор/ Сост. В.Аникин. - М.: Художественная литература, 1986. 3. Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок/ Сост. В.Аникин. - М.: Детская литература, 1975. 4. М.Мельников. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. 5. Тридцать три Егорки: Русские народные скороговорки/ Сост. Г.Науменко. - М.: Детская литература, 1989. 6. На Буяне, славном острове: Сборник русского фольклора/ Сост. и обраб. Н.Колпаковой. - М.: Детская литература, 1978. 7. В.Селивёрстов. Речевые игры с детьми. - М.: Владос, 1994. 8. 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок/ Сост. Е.Новикова, А.Лебедева. - М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1999. 9. Народное красное слово: 9Сборник загадок, пословиц и поговорок, побасенок, присказок, сказок-шуток и песен: Фольклор Пензенской области/ Сост. А.Анисимова. - Пенза: Пензенское книжное издательство, 1959. rebenok-mama.ucoz.ru/forum/29-1413-1 edu.rin.ru/html/2377.html umka.by/library/skorogovorki.html




7

© 2010-2022