Разработка урока развития творческого мышления Понятие о фантазировании

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОНЯТИЕ О ФАНТАЗИРОВАНИИ.
Цель: создать в классе психологическую атмосферу, свободную от обычных ограничений, связанных с традиционным конвергентным мышлением; довести до детей основную мысль урока что фантазированию можно научиться. Оборудование урока: карточки для развития зрительной памяти, цветные карандаши, альбомы с заданиями, кассета с релаксирующей музыкой.
Ход занятия С сегодняшнего урока мы начинаем учиться новому типу мышления. А кто знает что такое мышление? Вот и мы с вами будем учиться мыслить не обычно а про творчески. Когда мы будем решать какую-нибудь проблему или выполнять какое-либо задание с помощью этого мышления, мы сможем предложить много различных вариантов ответов и способов решения. Да существуют задачи и вопросы, которые имеют только один ответ, но есть и такие которые имеют сотни возможных ответов, каждый из которых будет правильным. Например, сейчас я спрошу вас как называется город в котором мы живем. Все вы отвечаете одним словом, а существуют ли другие варианты? Да, действительно нет, А сейчас я спрошу, каковы все возможные способы, которыми вы сегодня могли бы добраться в школу (ответы) Вспомните, я сказала все возможные способы, которыми вы могли бы добраться . Я не ограничивала вас, Напрягите сбое воображение и придумайте все в самые фантастические и сказочные способы попадания в школу.) например на метле Бабы-Яги Ваши ответы не должны быть обязательно осуществимыми и реальными. Фантазируйте, сочиняйте! Я буду от вас принимать любой ответ. Учимся придумывать из ряда вон "выходящие идеи» Согласны? А теперь продолжаем фантазировать, Дорога в школу, (идеи детей) Запись их на доске. -Чья идея вам больше всего понравилась? Хотели бы вы так добираться до школы? -А теперь представьте что у вас изменился рост. Например вы стали мальчик - с - пальчик,. Как теперь будете добираться до школы? -А теперь вы - Гулливеры? Что же теперь будете делать? - Но вот вы превратились в кого-нибудь Каждый придумает сам и нам через 5 минут расскажет, Должно быть очень интересно! Кто желает высказаться,, на этих занятиях никого не заставляем.
Беседа «Легко ли выдумывать?» (7-8 минут) Чтение отрывка из рассказа Н. Носова «Фантазеры»: «Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет. - Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка. - Девяносто пять. А тебе? - А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький. - А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой. - А я, когда был большой, мог реку переплыть, - говорит Мишутка. - А я море мог переплыть! - Подумаешь, море! Я океан переплывал! - А я раньше летать умел! - А ну, полети! - Сейчас не могу - разучился. - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила. - Врешь! - Нет, правда! - Почему же ты не умер? - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой. - Безголовы? - Конечно, без головы. Зачем мне голова? - Как же ты шел без головы? - Так и шел. Будто без головы ходить нельзя! - Почему же ты теперь с головой? -- Другая выросла. «Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему захотелось соврать получше Мишутки. - Ну, это что! - сказал он. - Вот я был раз в Африке, и меня там крокодил съел! - Вот так соврал! -рассмеялся Мишутка. - Вовсе нет. - Почему же ты теперь живой? - Так он же меня потом выплюнул. Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит: - Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики... - Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это. - Ничего подобного. Я не про это. - Ну ладно. Ври дальше. - Вот иду я, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепешку. -Ха-ха-ха! Вот это враки! - А вот и не враки! - Как же ты мог раздавить автобус! - Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил. - Ну, это неудивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал. -Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка. - Не веришь? Честное слово! - На чем же ты летал? - На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам! -Что же ты там на Луне видел? - Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел. - Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал! -Конечно, летал. - Почему же ничего не видел? - А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся... - А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне. Тут подошел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит: - Вот врут-то! И вам не стыдно? - А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем. - Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие! - А ты думаешь, легко выдумывать? - Чего проще! - Ну выдумай что-нибудь...» Предложение Мишутки и Стасика переадресовывается детям: «Выдумайте что-нибудь!» Если «что-нибудь» выдумать трудно, можно предложить придумать что-то конкретное (нового зверя, одежду, игрушку или что однажды видели, что однажды случилось...). При обобщении учитель предлагает детям ответить на вопрос, трудно или легко выдумывать (чтобы было и интересно, и что-то новое).
ФИЗМИНУТКА
Беседа о фантазировании - А почему Мишка и Стасик так разговаривали, зачем им это было нужно? - Многие люди любят читать и смотреть о том, чего не бывает: дети - сказки, взрослые - фантастику... Как вы думаете, почему? - Назовите известные вам сказки (можно использовать игру с мячом). - Как узнать, где сказка, а где рассказ - «не-сказка»? Варианты ответов: - В сказках животные и предметы разговаривают. - В сказках есть волшебство и волшебники, сказочные герои... Чтобы наглядно продемонстрировать отличие сказки от «не-сказки», учитель рассказывает несколько сказок, убрав из них волшебство. Детям предлагается узнать, какую «сказку» рассказывает учитель, и ответить на вопрос: «Осталась ли сказка?» Например: - Снесла курочка яичко. И была у деда с бабой вкусная яичница на завтрак... - Пошла девочка в лес, на нее напал волк и съел... - Во время урагана девочка перенеслась вместе с домиком в другой город, потом за ней приехали родители и забрали домой... Затем задание «наоборот»: попробовать из рассказа сделать сказку, добавив в него волшебство (можно выполнять задание по группам). Желательно, чтобы исходный сюжет давал учитель. Например: - Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошел в школу... - Сели дети смотреть телевизор. Посмотрели и выключили... - Пошла мама в магазин. Купила хлеб, масло, сметану и вернулась домой... - Наступила осень, с деревьев облетели все листья... Возможны самые разнообразные варианты продолжения - от введения сказочных героев (навстречу ему Кощей...) и оживления (а телевизор говорит: «Надоело, что вы на меня все время смотрите, я стесняюсь...») до изменения привычной обстановки, привычных действий. После обсуждения предложенных вариантов делаются выводы: легко ли придумать сказку, хотят ли дети этому научиться. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Ответить на вопросы: «Может ли мышь быть больше слона? Если да, то в каких случаях? Нарисовать в альбомах.
Перед тобой два силуэта волшебниц. Сделай так, чтобы одна из них стала доброй, а другая - злой. Разработка урока развития творческого мышления Понятие о фантазировании
Анализ работ.
Релаксация. Можно обратить внимание детей на то, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать ее лучше и интереснее. Но для того чтобы появилось что-то новое, его вначале нужно придумать.
Подведение итогов занятия.





© 2010-2022