Конспект урока по математике Сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 10

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

Учебный предмет: математика.

Класс: 1 «Б». Тема: Закрепление вычислительных навыков. Сложение и вычитание натуральных чисел в пределах 10.


Ход урока:

  1. Организационный момент

Внимание, девочки и мальчики!

Приготовьте ручки, разомните пальчики.

Мы будем сегодня считать,

Складывать и вычитать.

И задачи, задачи решать!

  1. Устный счёт

У: По традиции начнём урок с устного счёта. Поработаем с нашей любимой таблицей «Числа 1-100». Какие числа из этой таблицы мы уже хорошо изучили? Д: Числа от 1 до 10 (или числа первого десятка). У: Назовите самое маленькое число в таблице. Д: 1. У: Назовите самое большое число в таблице. Д: 100. У: Как можно назвать одним словом числа от 1 до 9? Д: Однозначные. У: Почему они так называются? Д: Они записываются одной цифрой. У: А как называются числа от 10 до 99? Д: Двузначные. У: Как же будет называться число 100? Д: Трёхзначное. Учитель вызывает к доске ученика и задаёт вопросы по таблице. У: Покажи и назови все круглые числа. Почему эти числа называются круглыми? Сколько в числе 30 десятков? А сколько в числе 60 десятков? Выходит второй ученик. У: Покажи и назови все чётные числа третьего десятка. Покажи и назови все нечётные числа пятого десятка. Найди, пожалуйста, число 63. Между какими числами оно находится? Сколько в числе 63 десятков? А сколько единиц? У: Молодцы, ребята! Мы пока ещё не работали с двузначными числами в учебнике, но благодаря этой таблице уже познакомились с ними. В дальнейшем нам будет гораздо легче изучать двузначные числа. А сейчас я попрошу вас положить перед собой наши деревянные палочки. Поработаем с ними. Отложите, пожалуйста, в сторону 3 десятка. Как мы это делаем? Д: Откладываем 3 пучка по 10 штук. У: Добавьте к ним 5 единиц. Что мы делаем? Д: Докладываем 5 палочек. У: Какое получилось число? Кто мне его покажет в таблице? (35) У: Уберите 1 пучок. Сколько осталось десятков? Д: 2 десятка. У: А единиц? Д: 5 единиц. У: Покажите мне это число в таблице. Д: 25 У: А теперь я вам показываю число. А вы выложите мне его с помощью палочек. Учитель показывает число (44). Дети выкладывают 4 пучка и 4 отдельные палочки. У: Сколько в этом числе десятков? А сколько единиц? Д: 4 десятка и 4 единицы. У: Какое число я вам сейчас показываю? Учитель держит перед собой 2 пучка и 3 палочки. Д: Число 23 У: Сколько в нём десятков? Д: 2 десятка. У: А сколько единиц? Д: 3 единицы. У: Молодцы! Спасибо. Пока уберём все палочки в правый угол стола. А теперь придвиньте к себе ближе разрезные карточки с цифрами. Поработаем с другой таблицей. Я показываю вам пример, вы показываете мне результат. Ученики работают с табличными случаями сложения и вычитания чисел в пределах 10.
  1. Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться, Два - согнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - за парту тихо сесть.
  1. Решение задач.
У: А сейчас пришло время решать задачи. Мы это очень любим. Перед вами рисунок к задаче (учитель вывешивает на доску рисунок к задаче). Составьте, пожалуйста, задачу по этому рисунку. Дети предлагают несколько задач (выслушиваются 2-3 варианта). У: Решим Машину задачу. Маша, иди к доске. А вы в тетрадях посередине записывайте: «Задача 1». Рисунок у нас есть на доске. Мы не будем его рисовать в тетрадях. А сразу после слова задача запишем решение. Маша, напомни нам свою задачу. Д: «У Коли было 8 яблок. 4 яблока он отдал Вите. Сколько яблок осталось у Коли?». У: О чём говорится в задаче? Д: О яблоках. У: Что нам известно? Д: У Коли было 8 яблок, 4 яблока он отдал. У: Что не известно? Что нужно узнать?

Д: Сколько яблок осталось? У: Как мы это узнаем? Д: Нужно 8 - 4 = 4. У: Почему мы вычитаем? Д: Коля отдал яблоки, у него стало меньше, чем было. У: А какое слово нам подсказывает, что нужно вычитать? Д: В вопросе слово «осталось», подсказывает, что нужно вычитать. У: Записываем решение: 8 - 4 = 4 (я.) Что осталось сделать? Д: Записать ответ. У: Как ответим на вопрос задачи? Д: Осталось 4 яблока. У: Пишем: 4 яблока. Садись, Маша. Что у меня на следующей карточке? Д: Чертёж. У: Составьте, пожалуйста, по этому чертежу задачу. Выслушиваются 2 - 3 варианта. У: Решим задачу, составленную Артёмом. Выходи, Артём к доске. Записываем в тетрадях слово «Задача 2». Напомни, Артём, нам свою задачу. Д: «У Миши 7 самолётов, а у Андрея 4 самолёта. На сколько больше самолётов у Миши, чем у Андрея?» У: О чём говорится в задаче? Д: О самолётах. У: Что нам известно? Д: У Миши 7 самолётов, а у Андрея 4 самолёта. У: Что не известно? Что спрашивается в вопросе задачи? Д: На сколько больше самолётов у Миши, чем у Андрея? У: Как узнать, на сколько одно число больше другого? Д: Нужно из большего числа вычесть меньшее. У: Какое из чисел больше? Какое меньше? Как запишем решение? Д: 7 - 4 =3 (с.) У: Как ответим на вопрос задачи? Д: У Миши на 3 самолёта больше. У: Что запишем в ответе? Д: На 3 больше. У: А если бы был другой вопрос: «На сколько меньше самолётов у Андрея, чем у Миши?», изменилось бы решение. Д: Нет. У: Почему? Д: Чтобы узнать, на сколько одно число меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее. У: А что изменилось бы? Д: Ответ: на 3 меньше. У: У меня есть ещё одна карточка. Что на ней? Д: Краткая запись. У: Составьте по этой краткой записи задачу. Дети предлагают 2 - 3 варианта. У: Решим задачу Лизы. Выходи Лиза к доске. А вы записывайте «Задача 3». Напомни нам, Лиза, задачу.

Д: «У Лены в книге 6 сказок, а у Оли в книге на 2 сказки больше. Сколько сказок у Оли?»

У: О чём говорится в задаче? Д: О сказках. У: Что известно из условия задачи? Д: У Лены 6 сказок в книге, а у Оли на 2 сказки больше. У: Что нужно узнать? Д: Сколько сказок у Оли? У: Как мы это узнаем? Что значит на 2 больше? Д: Это сколько же (6) и ещё 2. У: Что будем делать? Д: 6 + 2 = 8 (с.) У: Записываем решение. Можем теперь ответить на вопрос задачи? Д: Да. У Оли в книге 8 сказок. У: Пишем ответ: 8 сказок

  1. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя.) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны.) Ветер тише, тише, тише, (Дети приседают.) Деревцо всё выше, выше. (Дети встают на носочки, тянутся вверх).
  1. Повторение изученного материала
У: А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Разделимся на 2 команды. 1 и 2 ряды - первая команда. Придумайте себе название. 3 и 4 ряды - вторая команда. Ваше название, подумайте. Игра будет необычной. В этой игре каждый игрок должен принести своей команде какое-то количество очков. Я каждому игроку дам карточку с заданием. Задания у игроков будут разные. Внимание, вам нужно постараться выполнить задание и быстро, и правильно. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков. Послушайте, первые парты, вам нужно решить цепочку примеров и записать конечный результат в последнее окошечко. Приступайте. Учитель раздаёт задание первым партам. Они начинают его выполнять. У: Вторые парты, вам нужно сравнить выражения, т.е. поставить знаки >,< или =. Приступайте. Раздаются карточки. У: Третьи парты и Серёжа, а вам нужно поставить в окошко нужный знак: + или -. Приступайте. Дети выполняют задания. Пока вторые и третьи парты решают, проверяются ответы первых парт, и так по порядку. За каждый правильный ответ учитель выставляет по 1 баллу командам. В конце подсчитывается общее количество баллов и называется команда - победитель.
  1. Итог урока.
У: Вспомним, что мы делали на уроке? Мы сегодня на уроке решали задачи. Какими помощниками мы пользовались при составлении задач? Д: Рисунком, чертежом, краткой записью. У: А какие задания мы выполняли во время игры? Д: Решали примеры. Сравнивали выражения. Подставляли нужные знаки. У: Спасибо за урок.


© 2010-2022