Урок чтения на тему: Русская народная песенка Козёл 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нурлатская специальная (коррекционная) школа-интернат VΙΙΙ вида»


Урок чтения на тему:

«Козёл» русская песенка»

3 класс

Урок чтения на тему: Русская народная песенка Козёл 3 класс


Назарова Т. М.

2014-2015

Открытый урок чтения в 3а классе

в соответствии с ФГОС

Работу выполнила:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Назарова Татьяна Михайловна

Октябрь, 2014г.

Тема урока: «Козёл» Русская песенка

Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом: учиться отвечать на вопросы по тексту, определять литературный жанр произведения.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; строить понятные для партнера высказывания, воспитывать умение дружно, согласованно работать с одноклассниками в парах; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: средствами художественного произведения формировать у учащихся умения видеть хорошие поступки; давать нравственно-этическую оценку героям рассказа, высказывать при этом своё отношение, мнение и позицию к событиям, происходящим в тексте;

Учить детей анализировать своё поведение через поступки литературных персонажей.



Тип урока: комбинированный. Тема: «Козёл» (Русская песенка). Цель: познакомить с содержанием произведения, заинтересовать учащихся чтением через разнообразные виды деятельности. Задачи:

  1. Образовательная:
-совершенствовать навык правильного слогового чтения, -умения работать над содержанием текста, используя вопросы; -продолжать учить пересказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Коррекционно-развивающая: - развитие мыслительных процессов: -произвольного внимания, фонематического, зрительного восприятия; -развитие коммуникативной компетенции (умение оформлять свои мысли в устной речи)

- развитие речевой деятельности: расширять и активизировать словарный запас

Воспитательная: воспитание уважения к истокам культуры своего народа,
Оборудование: мультимедийная система; учебник Чтение 3 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида (автор составитель С. Ю. Ильина), М. 2011 г.; иллюстрации, книги «Сказки, загадки, потешки, пословицы, скороговорки». Толковый словарь русского языка С. Ожегова, В. Даля.









Ход урока.
1. Организационный этап:
Организация положительных мотивов на начало урока. Левая рука вверх Правая рука вверх Руки в стороны, накрест В стороны, вниз Две ладоши хлопают Ноги быстро топают Тук, тук, тук Делаем большой круг Руки вверх Пальцы сжали, разжали Руки медленно вниз опустили
Сядут те, у кого день рождения в сентябре, в октябре, в ноябре. Сядут те, у кого день рождения чётное число, а потом нечётное число. Отчет дежурного: число, день недели, урок. Слайд 1 - Назовите, время года? - Назовите осенние месяцы? - Вам нравится урок чтения? - Почему вам нравится урок чтения? Слайд 2

Девиз: «Чтение - лучшее учение»

Пожалуйста, прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что у нас сегодня всё получится. ΙΙ этап. Мотивация учебной деятельности учащихся: а) Артикуляционная гимнастика Чтобы наш язык хорошо работал выполним для этого следующие задания: 1) «Улыбка» - губы растянуты в улыбке так, чтобы зубы не были видны. 2) «Заборчик» - верхние и нижние зубы обнажены в улыбке. 3) «Почистить зубки» - при закрытом рте круговыми движениями провести языком между губами и зубами. 4) «Часики» - узким кончиком языка тянуться попеременно к уголкам рта. 5) «Футбол» - рот закрыт, языком упираться попеременно, то в одну щеку, то в другую. Бро - бро - бро - делайте добро. Слайд 3 д) Скороговорка: прочитать, расскажите друг другу Утром рано два барана заиграли в барабаны б) Дыхательное упражнение: - Мы подуем далеко, - Мы подуем близко, - Мы подуем высоко, - Мы подуем низко.

IIIэтап. Проверка домашнего задания.

Что было задано на дом?

Хоровое рассказывание шведской песенки. Работа в парах. Рассказ песенки друг другу по одному куплету.

С каким произведением работали?

IV этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 4

Назовите раздел, по которому читаем произведения

«Верные помощники»

Ученики рассказывают, что такое «Устное народное творчество»

Vэтап. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Рассмотрите картинки. Кто изображен на иллюстрациях? Что делают герои?

Как вы думаете, кто главный герой? Почему?

Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Как оно называется, мы узнаем, отгадав загадку.

(Слайд 4.)

Загадка

1.С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова… (Коза)

Слайд 5.

Сформулируйте тему урока.

Тема урока: «Козёл» Русская песенка ( песенка отличается тем, что в ней присутствуют повторы куплетов)

Узнаем, чему будем учиться на уроке. Попытаемся сформулировать цель урока Для этого закончим предложения:

Будем развивать читательские умения работы с…(текстом) Учиться отвечать на … (вопросы)

Задачи:

определять в героях положительные … (качества)

Давать оценку… (героям песенки)

Vэтап. Первичное усвоение знаний.

Слушание в грамзаписи «Козёл. Русская песенка»

Слайд 6.

Работа над восприятием текста.

Эмоционально-оценочная беседа

- понравилось произведение?

- какой момент вам особенно понравился?

Почему?

Оправдались ли наши предположения, что козёл трудолюбивый.

Козёл. Как пишется это слово с буквой «о» или «а»? Как перенести это слово с одной строки на другую? Ко - зёл. Это домашнее или дикое животное?

Физкультминутка

Слайд 7.

Словарная работа: Какие слова были непонятными?

«при- у- жах- нул- ся - очень сильно испугался» чтение слова по слогам

Работа со словарями С. Ожегова, В. Даля

5. Вторичное закрепление. Чтение песенки. Работа над содержанием текста по вопросам стр.42 Игра: «Голова - хвост» (учитель начинает слово, а ученики продолжает читать дальше) е) выборочное чтение: соотнеси иллюстрацию с текстом ё) пересказ текста: что было сначала, потом, чем закончилась ж) чтение по ролям з) словесное рисование Какую картинку вам хотелось бы нарисовать к этому тексту?

7. Физкультминутка для глаз (бабочка на указке)

Работа с карточкой №1. Работа в паре.

Найти и подчеркнуть слова, характеризующие козла.

Найти и отметить кружочком слова, характеризующие зайца.

Найти и отметить х слова, характеризующие лису.

Работа с карточка №2.

Групповая работа по рядам. Вам нужно собрать пословицу, которая выражает главную мысль песенки. Образуйте круг со своей группой, обсудите, какая получится пословица.

Представьте себя артистами на сцене: изобразите козла, зайца, лису.

8. Итог урока: с каким произведением вы познакомились на уроке?

Кто герой этого произведения? Герой положительный, отрицательный? Какие качества героя вы взяли себе в пример?

Рефлексия:

Сейчас вы оцените свою работу. Перед вами лежат осенние листья. Поставьте себе оценку на листочке и покажите. Что вы ощущаете, когда хорошо выполните работу? (удовлетворение, хорошее настроение, вдохновение на другие дела.)

Я сегодня узнал…

Мне понравилось..

Мне пригодится в жизни…

Мне было не очень интересно…

9. Домашнее задание: выразительное чтение песенки стр.42-43

10. Оценки учащихся и классу: аргументировано







Содержание урока соответствует программе УМК «Планета знаний», которая предполагает не только ориентацию образования на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных возможностей.

Главные задачи, которые я ставила перед собой, были следующие:

Образовательная: обобщение знаний учащихся о жанрах устного народного творчества; обогащение словарного запаса учащихся, формирования творческой фантазии.

Развивающая: развитие коммуникативной компетентности (умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить публичное выступление, отвечать на вопросы, оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры);

- развитие информационной компетентности (умение точно излагать полученную информацию обобщать, группировать факты по признаку, представлять результат своей деятельности в доступной, понятной манере, делать выводы на основе обобщения знаний);

- развитие интереса к предмету, чтению,

- развитие памяти, артистических способностей,

Воспитательная: - воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к детскому фольклору, истории русского народа.

На уроке я разнообразила виды работы:

- фронтальная работа (повторение знаний об устном народном творчестве и его жанрах);

-самостоятельная работа (подготовка сообщений, изготовление учебных пособий)

- индивидуальная работа (инсценировка и театрализация позволяют отработать творческие умения детей и развить их эмоциональность);

- работа в группах (игра «Собери пословицу» развивает коммуникативные навыки, пополняет словарный запас детей);

-домашнее задание носит творческий характер, способствует закреплению знаний о жанрах устного народного творчества.

На уроке использую игровые технологии и технологию проектного обучения.

Игровые технологии. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, учить логически мыслить и фантазировать. Она даёт заряд хорошего настроения и делает учебный процесс интересным и увлекательным. Игра помогает воспитывать чувство коллективизма, сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей (работа в группах).

Технология проектного обучения. УМК «Планета знаний» предлагает учащимся выполнение проектной деятельности. Работа над проектами способствует расширению кругозора учащихся по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески. В первом и втором классах работа над проектами носит исключительно добровольный характер. Роль учителя - консультировать, координировать работу учащихся, стимулировать их деятельность. Роль родителей - оказание помощи детям.

В конце урока провожу рефлексию, которая помогает мне понять, эмоциональный тонус урока (общение детей друг с другом, а также отдельных рабочих групп) и сделать вывод, что многообразие форм работы, смена мыслительных действий, позволяют мне решить поставленные на уроке задачи.

Конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по УМК «Планета знаний» с компьютерной поддержкой.

Тема: «Устное народное творчество»

Тип проекта: ролево-игровой, творческий.

Продолжительность: 1 месяц.

Участники: ученики 2 класса.

Практическая значимость: получение информации из различных источников, расширить представления детей об устном народном творчестве.

Теоретическая значимость: знакомство с устным народным творчеством (песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д.).

Цели:

- расширить кругозор учащихся по народному творчеству;

- извлекать информацию, относящуюся к теме;

- сотрудничать друг с другом при выполнении проекта.

Работа над проектом:

Учащимся предлагается поучаствовать в проекте «Устное народное творчество». Учитель поясняет цели данной работы, обсуждает с учениками конечный результат, методы и приёмы его достижения.

Согласившись на участие, ребята включаются в работу. Выполнение проекта проходит поэтапно. Учитель консультирует, предлагает, направляет.

Этапы:

1-й этап: изучение соответствующей темы на уроках литературного чтения;

2-й этап: выставка книг - произведения разных народов, разных жанров;

3-й этап: выставка рисунков на тему «Русские народные сказки», «Нарисуй пословицу»;

4-й этап: выставка поделок, связанных с содержанием фольклорного произведения;

5-й этап: работа в группах (каждая группа готовит задания: подбирают загадки, изготавливают книжки-малышки «Загадки», «Пословицы», инсценируют русскую народную потешку «Тень- тень-потетень», инсценируют русскую народную сказку «Колобок».

6-й этап: защита проекта по теме «Устное народное творчество»

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Веселья вам да радости!

- Давно мы вас ждём-поджидаем, праздник не начинаем.

- Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка.

- Удобно ли вам, гости дорогие? Всё ли слышно? Всем ли место хватило?

- Если все готовы - отправляемся в путешествие по необычной стране. Тема нашего урока: «Устное народное творчество», на котором вы продемонстрируете своё творчество и работу над проектами.

Слайд №1

- Сегодня у нас урок, на котором вам не понадобятся учебники, а только ваши знания и смекалка.

- Давайте вспомним, что такое устное народное творчество, как вы его понимаете?

Слайд №2

- Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (фольклор)

- Какие жанры устного народного творчества вам знакомы? Перечислите их. Молодцы!

Слайд №3

- Посмотрите на схему нашего путешествия. Путешествовать мы будем по станциям.

- Какие сказочные средства передвижения вы знаете? (Ковёр-самолет, метла, ступа, летучий корабль).

- На чем ездил Емеля? (На печи)

- Мы тоже с вами будем путешествовать на печи.

Слайд №4.

- Кто помнит заклинание, которое произносил Емеля?

- Чтобы добраться до первой станции, нам тоже необходимо произнести это заклинание.

По щучьему веленью, по нашему хотенью, ступай печь на первую станцию «Загадки».

Слайд №5

- Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то угадать.

- Для этого конкурса загадки подготовила 1-ая группа. Послушаем.

Слайд №6

- Загадка - вид устного народного творчества. Вопрос или задание, которое требует разгадки.

- Загадки были на Руси в глубокой древности.

- Загадки - это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят взрослые и дети.

- В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа.

Большой подсолнух в небе,

Цветёт он много лет,

Цветёт зимой и летом,

А семечек всё нет. (Солнце)

Слайд № 7 - появляется солнце, затем следующие отгадки.

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок,

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка. (Одуванчик)

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт. (Петух)

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт. (Кошка)

У кого из зверей

Хвост пушистее и длинней? (лиса)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает,

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

- Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции вам придётся хорошенько подумать.

Произносим заклинание и отправляемся на станцию «Пословицы»

Слайд № 8

Послушайте ребят 2-ой группы.

Слайд №9

- Пословица - это краткое образное выражение с поучительным смыслом, например: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

- Каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.

- Ребята 2-ой группы подготовили для нас трудное задание.

Игра «Собери пословицу». Для каждой пословицы найти концовку, один человек из группы прочтёт полученную пословицу и объяснит смысл.

(Каждой группе раздаются конверты с разрезанными пословицами, их необходимо собрать.)

Слайд №10

-Справились с пословицами, отправляемся в путь дальше.

- Проговариваем заклинание и попадаем на станцию «Потешки»

Слайд №11

- Послушаем ребят 3-ей группы.

Слайд №12

ПОТЕШКА - жанр устного народного творчества. Потешка учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом и является главным, ведет за собой жест.

Ребята покажут своё задание. (Инсценировка русской народной потешки «Тень-тень, пототень…»

Тень-тень, потетень,

Выше города плетень.

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялась лиса:

- Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

- Поди догоняй-ка!

Похвалялся медведь:

- Могу песни я петь!

Похвалялись ежи:

- У нас шубы хороши!

Физминутка! (под р.н.)

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной!

Эх, раз, ещё раз,

Поклонимся мы сейчас.

Начинаем перепляс,

Постараемся для вас!

- Молодцы! А сейчас мы попадём на самую любимую всеми станцию «Сказочная».

Слайд №13 Я уверена, что её любят не только дети, но и взрослые.

Проверим, как вы знаете сказки. Внимание на экран, игра «Угадай сказку»

Слайд № 14, 15,16,17,18,19.

А теперь, посмотрим, как выполнила своё задание 4-ая группа.

Инсценировка сказки «Колобок».

К о л о б о к

Автор: Жил старик со своей старушкой

В маленькой лесной избушке.

Попросил однажды дед:

Дед: - Испеки-ка на обед

Колобок румяный, вкусный!

Раньше ты пекла искусно.

Автор: По сусеку помела

Крылышком старушка.

Горсти две муки нашла-

Больше-то не нужно.

Соль добавила, песок,

Ложки две сметаны.

Славный вышел Колобок,

Пышный да румяный.

Бабка: - Погоди-ка, дед, чуток.

Пусть остынет Колобок!

Автор: Непоседе-Колобку

Стыть бы на окошке.

Но решил он

Колобок: - Убегу! Разомнусь немножко!

Автор: Прыг с окошка - и в лесок.

Вот ведь шалунишка!

На тропинке Колобок

Повстречал зайчишку.

Зайчик: - Я полакомлюсь тобой!

Я с утра не кушал.

Колобок: Что ты? Погоди, косой!

Песенку послушай:

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

Велика зайчишке честь -

Колобок румяный съесть!

Автор: Прикатился по дороге

Волку серому под ноги.

Облизнулся серый волк-

В колобках он знает толк…

Волк: - Как ты кстати, Колобок!

Я голодный очень.

Съем-ка я тебя, дружок,-

Буду сыт до ночи!

Колобок: - Что ты, что ты, серый волк?!

Ты меня не кушай!

Сядь-ка лучше на пенек,

Песенку послушай:

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

Обманул зайчишку славно,

От тебя уйду подавно!

Автор: Вдруг навстречу сам Потапыч.

Зарычал он, поднял лапу.

Медведь: - Подойди-ка, Колобок!

Я перекушу чуток!

Колобок: - Что ты, что, ты, косолапый?!

Опусти свою ты лапу…

Лучше песенку мою

Ты послушай, я спою:

Колобок я, непоседа,

Испекли меня для деда,

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

Убежал от зайца я

И от злого волка.

И, Топтыгин, от тебя

Мне уйти не долго!

Автор: Покатился кувырком

Через чащу прямиком…

Долго ль, коротко ль катился -

На опушке очутился.

Как беде тут не случится,

Коли хитрая лисица

На опушке той сидела,

Рыжий хвост на солнце грела.

Лиса: - Как пригож ты, Колобок!

Как румян да весел!

Говорят, что ты, дружок,

Знаешь много песен…

Колобок: - Колобок я, непоседа,

Испекли меня для деда

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

От медведя я ушел,

И от волка с зайцем,

И лисе за Колобком

Тоже не угнаться.

Автор: Колобок ей песню спел,

Укатиться прочь хотел.

Но надумала лисица

Глуховатой притвориться:

Лиса: Глуховата я чуток…

Ближе подойди, дружок.

Сядь ко мне ты на носок,

Громче спой еще разок.

Колобок: - Колобок я, непоседа,

Испекли меня для деда

На сметанке я мешен,

На окошке я стужен.

Я ушел от стариков,

Прыг с окна - и был таков!

От медведя я ушел,

И от волка с зайцем,

И лисе за Колобком

Тоже не угнаться.

Автор: Тут же песню Колобок

Громче спел еще разок.

Но хитрющая плутовка

Снова притворилась ловко:

Лиса: - Ах, поешь ты так чудесно!

Не расслышала я песню…

Сядь ко мне на язычок

И в последний спой разок!

Автор: Простодушный Колобок

Прыг лисе на язычок…

Глупый! Разве ж это дело?!

А лисица - гам! - и съела…

Чтобы лисам хитрым, злым

Не попасться в сети,

В лес нельзя ходить одним,

Дорогие дети!!!

(Если остаётся время. Сказочный герой (мягкая игрушка) подготовил для вас задание: дан отрывок из сказки , определить название сказки.)

Итог урока:

А теперь оценим работу наших групп по подготовке проектов. Приготовьте свои ладошки, по силе хлопков мы определим как ребята справились со своим заданием проекта.

Итак:1 группа - проект «Загадки»

2 группа - проект «Пословицы»

3 группа - Инсценировка р.н.потешки «Тень-тень, потетень»

4 группа - Инсценировка р.н.сказки «Колобок»

По силе аплодисментов мы узнали, что все отлично справились с заданиями проекта «Устное народное творчество».

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Произведения устного народного творчества есть у каждого народа. Это его живая память. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Рефлексия:

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску).

- Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое).

- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали - прикрепите красное яблоко.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается - желтое.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленое, надо немного созреть.

- Посмотрите, какое красивое сказочное дерево у нас получилось. Я рада, что вам было интересно и познавательно на нашем уроке.

Спасибо за урок.

Предварительный просмотр:



© 2010-2022