Урок литературного чтения на тему «Рассказы Е. И. Чарушина о животных» (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок: литературное чтение. Класс: 2

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема: Рассказы о животных Е.И. Чарушина «Томка испугался» и «Томкины сны»

Цель: познакомить с рассказами о животных «Томка испугался» и «Томкины сны». Е. И. Чарушина Задачи: предметные

  • выявить отношение автора к герою; жанровую принадлежность текстов (рассказ); обнаружить и различить персонажей рассказов и его героя; прививать любовь к чтению;
метапредметные
  • осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладевать навыком смыслового чтения текстов в соответствии с заданием или проблемными вопросами, поставленными учителем или возникшим на уроке; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, установления причинно-следственных связей, построения умозаключений; формировать умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока. Работа с выставкой книг

-Посмотрите на выставку книг, Представьте книги, которые здесь находятся.

-Что объединяет все эти книги? Для кого они написаны? (детские)

Эти книги можно разделить на 2 группы. На какие? Какие книги мы отнесём в 1 группу, а какие во 2 группу?

стихи рассказы

(поэты) (писатели)

( рассказы одного автора)

- Кто автор книг 2-ой группы?

-Посмотрите на обложки книг. Глядя на них, скажите: о ком или о чём писал автор в своих рассказах? (о природе и животных)

-Какое произведение Чарушина вы читали в 1 классе? (Волчишко).

- Кто хотел бы ещё познакомиться с рассказами этого замечательного писателя?(значок)

-Давайте определим главную цель урока: познакомиться с рассказами Е. И. Чарушина о животных -

А с какими рассказами читаем хором!

«Томка испугался» и «Томкины сны».

3. Обобщение знаний о писателе.

Вступительное слово учителя.

Евгений Иванович Чарушин прожил недолгую жизнь - всего 64 года, но для читателей оставил много замечательных произведений о природе. Он не просто писал о природе, о животных, он сначала изучал и наблюдал повадки животных и только потом создавал свои рассказы.

-Каким ещё был Чарушин, прослушайте сообщения.

СООБЩЕНИЯ

Итак, Евгений Иванович Чарушин был не только писателем, но и (дополняем фразу) ХУДОЖНИКОМ-иллюстратором собственных и чужих книг. Особенно ему нравилось рисовать детёнышей разных животных.

Потом поработаете с выставкой и найдёте в книгах рисунки самого автора.

4. Просмотровое предположение по рассказу «Томка испугался»

- Прочитайте про себя название рассказа, просмотрите иллюстрацию и сделайте предположение: о ком или о чем пойдёт речь в рассказе.



5 Работа по теме урока. Знакомство с произведением. (работа с учебником)


-Давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник на стр. 112-113. При чтении отмечайте слова, значение которых вам непонятно. (Уморился, бунчит, покрутился спросонья, загрызать Вывод: предположение верно: рассказ про щенка Томку. Значение каких слов вам оказалось непонятно? Замените слова близкими по смыслу: уморился, бунчит, спросонья, загрызать - Кто рассказал нам эту историю? Автор-рассказчик) -Кто герой произведения? Вы хорошо представляете себе щенка охотничьей собаки с отвислыми ушами? Давайте рассмотрим иллюстрацию, она поможет нам представить главного героя. -Что мы о нём узнали? Щенок какой?

Выберите нужные слова-характеристики: Щенок какой?

Любознательный, храбрый, немного трусливый глупый, умный, игривый, ленивый, осторожный, грустный.

-Найдите подтверждение в тексте.


- На сколько частей можно разделить этот рассказ? (2) О чём они?

  1. часть - О том, что Томку взяли на охоту, а он заснул.

  2. часть - О том, как Томка пытался загрызть корову.

Зачитаем рассказ и найдём границы первой части.

Найдите в тексте подтверждение, что это щенок, а не взрослая собака? (Томка бегал, лаял, быстро заснул. Так взрослые охотничьи собаки не поступают. Обычно тихо выслеживает добычу)

- Прочитаем 2 часть рассказа.

6. Задание в учебнике. Миша говорит, что и здесь видно, что Томка ещё маленький и глупый. Вы согласны с мнением Миши? Сможете подтвердить свою точку зрения?

(Томка не знает, что это за зверь такой корова, он не знает далеко она или близко).

7. Задание в учебнике

-Маша говорит, что, наоборот, здесь видно, что Том ка умненький и осторожный. Может Маша тоже права? На какие строчки обратили внимание Маша во второй части рассказа?
8. Игра «Вопрос-ответ» в виде перестрелки.




8. Физкультминутка Учитель: Представьте, что каждый из вас - щенок Томка и выполняете только его действия. Будьте внимательны, не попадитесь в ловушки!

  1. Проснулся.
  2. Покрутился спросонья.
  3. Увидел корову и побежал к ней.
  4. Страшно стало ему.
  5. Побежал потише.
  6. Нюхает.
  7. Да как Томка замычит.
  8. Шевельнулась корова.
  9. Побежал от коровы щенок.

( Дети выполняют движения, изображая действия щенка). - Оцените свои действия: вы всегда были внимательны? Какие действия выполнять не нужно было?
Маленький щенок Томка один из самых любимых героев Чарушина. Он смешной, глупенький и любимый «просто так» «ни за что». О нём он написал много рассказов. Познакомимся с ещё одним рассказом Е. Чарушина, «Томкины сны». Прочитаем 1 часть рассказа. (до слов…Обступили они Томку») -Кто рассказал нам эту историю про Томку? (Автор-рассказчик). -О чём просили ребята автора? Что их заинтересовало? Как ответил автор? (Автор не знает точно, он предположил). Озаглавьте эту часть! (Почему Томка лает, когда спит)

-Прочитаем 2 часть. О чём она? Чему учились ребята? Как они смогли догадаться, что снится щенку? (Они стали фантазировать и смотреть на мир глазами щенка). -Правильно ли они расшифровали Томкино поведение во сне? (Возможно ему снилось что-то другое, скорее всего что-то связанное с охотой). -Верят ли они сами в то, что нафантазировали? Подтвердите словами из текста. - Почему ребята решили, что щенок видит небольшого зайчонка? (Он залаял тоненьким голоском) - Что предположили ребята, когда Томка зарычал, залаял? (медведь) Как они поступили и почему? Как бы вы озаглавили эту часть рассказа? (Как щенок познакомился с огромной коровой, Вот такой оказалась встреча, Вот какой урок получил щенок, Томка открывает мир.) Послушайте разговор автора-рассказчика с ребятами и подумайте писатель гордится героем или подшучивает над ним? (Смеётся потому что он ещё маленький и многого не понимает)
Рефлексия. Подведение итогов урока. -С какими произведениями мы познакомились? - Что нового узнали? -Чему научили вас произведения Е. И. Чарушина?
-Выполнили мы главную цель урока? Расскажем методикой «5 пальцев»
Оценки за работу. .




III. Домашнее задание .

По выбору:

1.

У. с. 114-115

чтение по ролям и пересказ

2.

Т .с. 38 № 20

Прочитать другие рассказы писателя Е.И. Чарушина, постараться увидеть, как проявляется в них мастерство писателя описывать повадки животных.



© 2010-2022