Выступление учителя на конурсе Учитель года 2016

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Говорят, что имя человека предопределяет его судьбу. С детства я люблю заниматься рукоделием. И однажды задумалась, откуда у меня это увлечение? Может быть это связано с именем? Оказывается, имя Екатерина в переводе с греческого языка звучит как фантазия, вымысел. Человек с таким именем обладает хорошо развитым воображением. Пофантазировав, я расшифровала свое имя по буквам так:

Е - единственная

К - качество, креативность, красота

А - актуальность

Т - технология, творчество, «ТЕМП» («темп» в настоящее время - это главный ориентир для развития системы образования Челябинской области)

Е - единичность

Р - рукоделие, рациональность, результативность

И - интерес, индивидуальность

В моем имени нет буквы «Ф» - ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), но зато есть буква

Н - новизна, нестандартность

Это те отличительные особенности моего опыта работы, которые в полной мере соответствуют духу и букве Федерального государственного образовательного стандарта

А - аккуратность

Значит, мне предначертано судьбой творить, фантазировать, самовыражаться через свою работу и работы учеников.

Я учитель начальных классов и считаю, что человек, работающий с детьми, должен обладать этими качествами. И пусть не каждому моему ученику дано создать что - либо неповторимое, надеюсь, что мои уроки научат их видеть прекрасное вокруг себя и ценить его.

Каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я не исключение.

Я выбрала тему для конкурса «Учитель года - 2016» - «Проектная деятельность на уроках технологии в начальной школе и ее роль в формировании УУД (универсальных учебных действий)

Целью своей педагогической деятельности ставлю научить детей самостоятельно мыслить, самим сопоставлять факты, искать информацию и развивать их творческие способности.

ФГОС второго поколения ставит задачи:

- формировать умения обучающихся организовывать свою учебную деятельность;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество между собой;

- научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным; заниматься проектной деятельностью.

Я предполагаю, что метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации, добывать знания самостоятельно и формирует комплекс УУД (универсальных учебных действий).

Для младших школьников можно представить следующую классификацию проектов:

- практико - ориентированный (нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешних заказчиков. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса.

Из опыта работы: учебное пособие, проект озеленения класса, подготовка и проведение концерта к празднику и т.д. )

- информационный ( направлен на сбор информации о каком - либо объекте с целью анализа, обобщения и представления широкой аудитории, из опыта работы: выпуск школьных газет, репортаж окружающей среды и прочее)

- творческий (разработка и реализация такого проекта наиболее сложна, но уже в 4 классе ученики справляются с такими проектами: театрализация, организация спортивных состязаний, выпуск книжек для 1 класса. Отличительной особенностью творческих проектов является то, что дети не копируют образец учителя, а пробуют свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета педагога, приобретают опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование), проявляют воображение, творчество, самостоятельность. Участвуя в нем, участники проекта берут на себя роли сценаристов, артистов, оформителей.

Мне хотелось бы остановиться на творческом проекте. Уроки технологии веду по программе «Перспектива». … (слайд с учеб. )Её особенность в том, что содержание предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.

Приведу пример разработки проекта «Детская площадка» с учащимися 3 класса, с помощью которого я реализую один из способов (кооперационный) группового воздействия.

- Работа над проектом начинается с организации и эмоционального настроя.

- Перед ребятами я ставлю проблемную ситуацию, прочитав стихотворение «А что у вас?». Ребята сами приходят к мысли, чтобы было весело во дворе, надо иметь интересную детскую площадку.

- Обсуждаем, какие бывают детские площадки, для чего они нужны.

- Составляем эскиз изделия в рабочих тетрадях (рисунки детей). Разбиваясь на группы, дети избирают главного проектировщика. Анализируя, ученики выбирают лучший эскиз.

По жеребьевке распределяют роли (на карточках написаны названия каждого изделия). Ребята сами подбирают материал, необходимый для работы ( в зависимости от того, какой достался им объект).

- По образцу заполняют таблицу в рабочей тетради и технологическую карту.

- Самостоятельно изучив план работы, они приступают к созданию своего объекта.

- Как и в каждом классе, у меня есть группа слабых ребят, я оказываю индивидуальную помощь, даю шаблоны. Но есть еще и творческая группа детей, которые выполнив свою работу, помогают слабым.

- Закончив работу над проектом, они приступают к оформлению его. Начинается дискуссия по расположению объектов на площадке, выбирают оптимально удобный вариант. Проявляют творчество, фантазию, воображение, вносят что - то новое (дети составили эскиз без мусорной корзины и без цветочной клумбы, а в процессе работы пришли к выводу, что мусорная корзина необходима для чистоты, а цветочная клумба для красоты. Таким образом, вместо упорядоченной системы действий используется неупорядоченный набор, т.е. дети сами строят свою «стратегию» решения проблемы.

- При завершении проходит защита проектов. Из каждой группы проектировщик представляет свой проект :

- название площадки

- где ее можно расположить

- где можно взять средства для детской площадки, к кому можно обратиться за помощью

- какие еще можно построить площадки ( для малышей, для подростков, детей - инвалидов)

В конце урока спрашиваю: (рефлексия) слайд

- Какие остались ассоциации?

- Что не получилось?

- За что хотите себя похвалить?

Работая над проектами я использую и другие технологии…

(индивидуальный проект) « Рисование пластилином», «Снеговик» из бумажных салфеток и ватных дисков Слайд

(групповой проект) «Новогодняя ёлка» , «Красавица Сова» из бумажных салфеток.

Мои ученики хотят быть похожими на своего учителя и с удовольствием участвуют в школьных, муниципальных, областных творческих конкурсах. Являются призерами и победителями.

А может и действительно, это моё имя повлияло на то, что я стала творческим учителем и с большим желанием принимаю участие в различных конкурсах.



  • Заключение

  • Итак, проектная деятельность ребёнка - это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни, значит соответствует требованиям ФГОС и образовательному проекту «ТЕМП». Проанализировав свою работу, я уверена, что метод проектов учит детей ориентироваться в мире информации, добывать знания самостоятельно, совершенствовать УУД .

  • Я познакомила вас с проектно - творческой деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет нам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей.



© 2010-2022