Развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чтобы дарить ребенку искорку
знаний, учителю надо впитать
море света.
В.А.Сухомлинский

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие таких качеств личности, как мышление, внимание, память и воображение. В этом возрасте начинается социальное и личностное развитие ребёнка, его вхождение в жизнь общества. Исходя из теории Л. С. Выготского, развитие младшего школьника как личности определяется процессом обучения. Модернизация начального образования связана с новым статусом младшего школьника как субъекта учебной деятельности. Учебно-методический комплект развивающей системы Л. В. Занкова, по которому я работаю более двадцати лет, учитывает данные факторы.

Для того чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности необходимо, на мой взгляд, выполнение нескольких условий, первым из которых является умение обучающихся ставить цель: сначала учебную, затем жизненную и видеть перспективы её решения.

В течение нескольких лет я работаю над проблемой развития творческого мышления на уроках, изучаю научную и методическую литературу по этому вопросу, обмениваюсь опытом с коллегами.

Признаки одарённости ребёнка - это особенности, которые выделяют его среди других, в чём-то поднимают над общим уровнем при прочих равных условиях. Мои ученики - это юные таланты, которые отличаются не только высокими способностями по тем или иным предметам, но и уверенностью в себе, сильной волей, высокими моральными качествами, нравственностью.

Я чувствую удовлетворение от своей работы, когда вижу, что из просто одарённых ребят вырастают Личности. «Нет ничего такого гениального у человека, чего бы не было в зародыше у обыкновенного. Нужны лишь некоторые условия, терпение и труд», - писал академик Б. Кедров.

Моя задача - помочь ребёнку раскрыть его таланты, потому что успех - самый лучший воспитатель, который даст уверенность в собственных силах.

Вот уже несколько лет я занимаюсь учебными исследовательскими проектами младших школьников. Главная идея метода проектов - направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

В 2012-2013 учебном году я и ученик 4 класса Медведев Никита представили экологический проект: « Каким воздухом мы дышим?»

на вторую муниципальную научно-практическую конференцию младших школьников « Первые шаги в науку». Наш проект был признан лучшим среди представленных работ и отмечен Диплом лауреата.

Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет мне не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом мои ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде. Темы проектной работы тесно связаны с одной или несколькими дисциплинами учебного плана, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Выполнение проектной работы даёт обучающимся неограниченные возможности для раскрытия своего творческого потенциала, превращает учеников в исследователей, даёт им огромный эмоциональный заряд.




II муниципальная научно-практическая конференция младших школьников

«Первые шаги в науку»








СЕКЦИЯ: Естественных наук

НОМИНАЦИЯ: Опытно-экспериментальная

НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: « Каким воздухом мы дышим?»

Ф.И.О. АВТОРА: Медведев Никита Александрович

КЛАСС: 4

ОУ: МБОУ «Гимназия №1»

Ф.И.О. НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: Шорохова Вера Витальевна









АБДУЛИНО

2013 год


Введение. На уроках Окружающего мира в 3 классе, я готовил сообщение по теме «Воздух». Чистый воздух - одно из главных богатств нашей природы. Из нашего школьного окна отчётливо видны две заправочные станции, которые заправляются бензином и газом. Я подумал «Сколько же вредных веществ выбрасывают в атмосферу?» Наша школа расположена в 700метрах от Федеральной трассы Оренбург- Казань. Как вы знаете это оживлённая транспортная магистраль. Выхлопные газы не минуют нашу школу. Я стал задумываться «Каким воздухом мы дышим?» Этот вопрос настолько заинтересовал меня, что я захотел узнать об этом поподробнее. Цель: выявить и изучить причины загрязнения воздушной среды на территории прилежащей к гимназии. Гипотеза: предполагаем, что мы дышим чистым воздухом.

В соответствии с указанной целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить теоретический материал по проблеме исследования.
  • Провести подсчет транспортных средств на дорогах прилежащий к гимназии.
  • Оценить загрязнение территории и снежного покрова

Методы исследования: теоретические (изучение научной литературы), аналитический (расчет транспорта, построение таблиц) и загрязнение территории и снежного покрова, наблюдение.















1.Теоретическая часть

Для того, чтобы ответить на вопрос«Каким воздухом мы дышим?», нам нужно узнать поподробнее, что такое Воздух.

1.1.ВОЗДУХ-СМЕСЬ ГАЗОВ
Тысячелетия ученые стараются раскрыть секреты воздуха, который нас окружает. И только 200 лет назад люди узнали, наконец, из чего состоит воздух. Прежде не различали отдельных газов - все газы считались воздухом. Теперь учеными установлено, что воздух всегда разный. Но какой бы он не был, в нем всегда есть его главные составные части: это азот, кислород, углекислый газ и инертные газы.
Кислород - самый распространенный газ в воздухе. Огонь уничтожает кислород, который нужен для его горения. Когда кислород не может поддерживать пламя огня, ни одно живое существо не может пребывать в этом воздухе.
Учеными было установлено, что две трети части воздуха составляет - азот. Слово «азот» означает - «безжизненный». Ученые назвали этот газ «удушливым». Этот газ не поддерживает дыхание. Но он является частью воздуха.
Есть еще много других газов, которые содержатся в воздухе, но в очень маленьких количествах. Эти газы являются составными частями воздуха: неон, гелий, водород и многие другие.



1.2. ВОЗДУХ - ПОМОШНИК ЧЕЛОВЕКА
В наше время люди поняли, что воздушный океан, что окружает нас, оказался богатейшим источником драгоценного сырья. И люди научились им пользоваться.
В больницах есть кислородные палаты, туда кладут больных и лечат их кислородом. Воздух помогает в работе печатных станков, на которых печатают интересные книги и газеты. Без воздуха не будут работать доильные аппараты на молочных фермах. Воздушными тормозами пользуются машинисты тепловозов, водители автобусов и троллейбусов. Без воздуха мы не услышим звучание музыкальных инструментов потому, что всякий звук есть результат колебания воздушной волны. Сжатый воздух помогает добывать нефть, он приводит в действие многие инструменты, которыми пользуется человек. Наверное, у каждого дома есть красивые вазы, графины или игрушки, и это тоже помог человеку сделать воздух. Воздух заполняет купол парашюта.

Воздух в акваланге дает возможность наблюдать жизнь моря под водой. Воздух уносит ракеты за пределы земли, и помогает самолетам парить в воздушном пространстве.
Лампочки, экраны телевизоров, микроскопов, рентгеновские аппараты не будут работать если из них не выкачать воздух, то есть надо создать вакуум.
Воздух помогает опускать на дно людей, когда нужно сделать какую-нибудь работу под водой. Например, построить опору для моста.

Воздух - главное, чем живет все живое на земле: люди, животные, растения. Без еды человек может обходиться пять недель, без воды - пять дней, а без воздуха - самое большее пять минут.
В наше время по улицам города проезжают тысячи автомобилей и засоряют воздух выхлопными газами. Над крупными городами, где много заводов и фабрик ученые обнаружили в воздухе более четырехсот вредных веществ.

















2.Практическая часть 2.1Исследование. Для проведения исследования нами были выбраны три улицы: Комсомольская, Промышленная, Федеральная трасса Оренбург - Казань. Выбор способа исследования воздушной среды по количеству транспорта, по снегу. Объекты наблюдения район МБОУ «Гимназия№1» Микроисследование 1. Цель: провести подсчёт транспортных средств.

Исследование проводилось в зимне-весенний период (февраль, март). В течение 15 минут проводил подсчёт количества машин на данных участках. Вывод: Исходя после проведённого подсчета транспортных средств, наиболее интенсивное движение происходит по улице Комсомольской-63 машины, на Федеральной трассе -48 машин. Наименьший поток на Промышленной -40 машин. Мы провели примерный подсчёт транспортных средств на данных участках в течение 12 часов и получили следующие результаты: по улице Комсомольской - 3024 машины, на Федеральной трассе - 2304 машины, на Промышленной - 1920 машины.

Годовой выхлоп одного автомобиля: оксид углерода - 800 кг, различные углеводороды -более 200 кг, оксиды азота -40 кг, если в среднем скорость автомобиля 80 -90 км/час превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300 - 350 человек. Микроисследование 2. Цель: определить загрязнения снежного покрова на выбранных участках. Мы взяли 3 пробирки. В 1пробирку поместили снег с улицы Промышленной, во 2 пробирку поместили снег с Федеральной трассы и в 3 пробирку поместили снег с Комсомольской улицы. Когда мы занесли пробирки в класс, снег растаял. Мы увидели, что в 1 пробирке чистая вода, во второй небольшой осадок, а в 3 пробирке большой осадок, так как много примеси. Вывод: По изучение снежного покрова показали, что наиболее низкий уровень загрязнения имеет снег по улице Промышленная. Среднюю степень загрязнения показали пробы снега с противоположной стороны школы -это Федеральная трасса, наиболее высокую степень загрязнения имеет снег по улице Комсомольская





Заключение. Изучив со всех сторон вопрос «Каким воздухом мы дышим?» и проведя несколько микроисследования, я наконец-то ответил на все интересующие меня вопросы и сделал выводы:

  • Расположение гимназии соответствует санитарно - гигиеническим нормам.

  • Влияние транспорта наименьшее - на загрязнение окружающей среды в районе гимназии.

  • Зеленых насаждений на территории гимназии недостаточно для выработки кислорода, необходимого для учащихся ежедневно находящихся в гимназии.

Гипотеза подтвердилась частично, мы не можем однозначно сказать, что дышим чистым воздухом.

Предлагаем:

  • для улучшения экологической обстановки произвести посадку деревьев

  • Посадить: берёзу, шиповник, боярышник, рябину.


Чистый воздух имеет огромное значение в жизни людей. Естественный чистый воздух имеет определенный газовый состав: азот, кислород, аргон, углекислый газ. Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха городов. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходим для дыхания троих человек.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Дорохов, «Легкий, тяжелый, жидкий» М., «Детская литература», 2008 г.
2. Е. Мар, «Воздух которым мы дышим», М., «Детская литература», 2010 г.
3. Л. Гальперштейн, «Забавная физика», М., «Детская литература», 2007 г.
4. Л. Зазнобина и Л. Ковенко, «Моя первая книжка о превращениях в природе», М., Издательский дом «Дрофа», 2010 г.
5. «Что? Зачем? Почему?», Большая книга вопросов и ответов, М., «Эксмо», 2009 г.


© 2010-2022