- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики по теме: Число и цифра 5
Урок математики по теме: Число и цифра 5
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Воронина В.В. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
БОУ ШМР «СОШ №1 им. адмирала А.М. Калинина»
Урок математики в 1 классе
по теме:
Число и цифра 5
Учитель : В.В. Воронина
2012- 2013 уч. год
Цели:
- сформировать понятие числа как количественной характеристики множества предметов;
- распознавать множества из 5 предметов;
- учить обозначать число 5 цифрой 5;
- обучить правильному написанию цифры 5;
- сформировать понятие «пятый» , научиться пользоваться количественными и
порядковыми числительными в пределах 5;
- совершенствовать навыки счёта предметов, развивать математическую речь;
- закрепить знания о нумерации;
- развивать внимание;
- формировать УУД: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, демонстрационные таблички
с печатной и письменной цифрами 5, смайлики , сигнальные пособия для работы в парах, наборные пособия с раздаточным материалом, счётные палочки, тесьма,
таблички с обозначением частей задачи, листочки достижений, наборы геометричес-
ких фигур, закладки в подарок, учебники математики, рабочие тетради, цветные ка-
рандаши.
Ход урока:
-
Организационный момент: (Слайд 1)
- Сегодня у нас в гостях Цифрознайкин- большой знаток математики. Он хотел
бы сегодня проверить ваши знания по математике , а также узнать, чему вы сегодня научитесь на уроке математики. Он рад встрече с вами, у него хорошее
настроение. А какое настроение у вас? ( покажите смайлик)
-
Устный счёт:
а) Сравнить количество предметов в каждой паре и линией соединить каждую
пару с подходящей сравнительной записью: (Слайд 2)
2 яблока и 2 персика 2 3
3 персика и 1 клубничка 4 3
4 клубнички и 3 ялока 3 1
2 персика и 3 вишни 2 2
б) Разложить 6 клубничек на 3 тарелки так, чтобы на каждой тарелке клубничек
стало разное количество; (Слайд 3)
в) Разложить 6 яблок на 2 тарелки так, чтобы на одной тарелке было яблок на 2 больше , чем на другой ( Слайд 4)
Итог по устному счёту: Молодцы! Цифрознайкину понравилось, как вы считали
устно. Оцените себя, как вы работали. (на шкале листа достижений)
Физминутка.
-
Работа по выведению темы и цели урока:
-Отгадайте загадки Цифрознайкина:
а ) Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят
В печке вязаной сидят. ( пальцы в варежке)
б) 5 ступенек- лесенка,
На ступеньках- песенка. (ноты)
- Какое число называлось в каждой загадке?
- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Число и цифра 5) (Слайд 5)
А, чтобы эту тему раскрыть, какую цель на уроке мы должны достичь?
( Познакомиться с числом и цифрой 5) (Слайд 6)
Чтобы эту цель достичь, мы должны на уроке решить 4 учебные задачи:
Научиться
- получать число 5;
- находить группы предметов из 5 предметов;
- познакомиться с цифрой 5 и научиться писать цифру 5;
- распознавать геометрические фигуры с пятью вершинами и пятью сторонами.
Где в жизни нам могут пригодиться знания о числе и цифре 5?
-
Работа по теме:
а) Решаем первую задачу:
По иллюстрации с квадратами: Сколько в ряду квадратов? (4) Что следует сде-
лать, чтобы квадратов стало на 1 больше? ( добавляю 1 квадрат)
Сколько стало квадратов? (5)
б) Проследим получение числа 5 по задаче №1 в учебнике на стр. 84:
Чтение задач по частям ( выставляю таблички Задача, Условие, Вопрос)
Как будем решать задачу? (4+1=5) Табличка - Решение
Какой у задачи ответ? (5 грибов стало) Ставлю табличку Ответ.
Стало грибов больше или меньше? Почему? Сколько стало грибов? Как получи-
ли 5?
Кто научился получать число 5? Эту задачу мы решили. Самооценка.
б) Решаем вторую задачу:
По иллюстрации на стр.84 учебника: Найдём, чего здесь 5. (5 деревьев, 5 ежей,
5 птиц, 5 цветков на ландыше, 5 грибов)
Какую задачу решали? Кто научился находить группы предметов из 5 предметов
Самооценка. (по шкале листка достижений) Эту задачу мы решили.
в) Решаем 3-ю задачу:
Вы назвали много групп предметов. По сколько предметов в каждой группе?
Число предметов- 5 обозначается в математике цифрой 5. (Показываю печатную
и письменную цифры 5) Похожи ли они?
Каким элементом отличаются? А вот так изображается цифра 5 при написании
индекса на почтовых отправлениях (показ на табличке)
Кто знает стихи про цифру 5?
Рассказывают 2 ученицы:
А потом пошла плясать
По бумаге цифра 5.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Налитая, симпатичная,
Цифра- самая отличная!
На что похожа цифра 5? (Слайд 7)
Сведения из истории: знаменитый математик Пифагор числу 5 отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. А древние люди считали число 5 символом риска, независимости, энергичности, непредсказуемости.
Посмотрим, какое место занимает это число в числовом ряду.
Где число 5 стоит в ряду чисел? Назовите соседей числа 5.
Конструирование цифры 5 (в парах):
1 в. - из кусочков тесьмы печатную цифру 5;
2 в.- из счётных палочек цифру 5 для написания индекса.
Проверка выполнения работы по слайду: у кого такие цифры получились?
(Слайд 8)
Письмо цифры 5:
Объяснение написания учителем на доске, показ, обведение в воздухе.
Письмо цифры 5 в тетрадях: 1стр.- 1 и 2 элементы,
2 стр.- 3-й элемент; 3- я строчка- цифра 5. После написания выбрать самую краси
вую цифру.
Кто запомнил сведения о числе 5 и научился писать цифру 5?
Самооценка. Эту задачу мы решили.
г)Формирование понятия «пятый»: (слайд 9)
К какой сказке вы видите иллюстрацию на слайде ? (к сказке «Репка»)
Проследим, как число 5 используется для обозначения порядка предметов при
счёте.
- Сколько героев тянут репку? Кто 1-й? Кто 2- й? Кто 3- й? 4- й? 5- й? 6- й?
Кто стоит за Жучкой? Которая она идёт по счёту?
Здесь числительное «пятый» обозначает не количество предметов , а порядок предметов при счёте.
д) Решаем 4- ю задачу:
Работа в тетради: стр. 30
- назовите фигуры, отмеченные точкой (четырёхугольники);
- сколько их? (раскрашивают жёлтым цветом)
- сколько нераскрашенных фигур осталось?
- отметить синим цветом вершины этих фигур, стороны обвести зелёным цветом.
Сколько у этих фигур вершин? Сторон? (записывают в квадратики)
Все эти фигуры, у которых 5 вершин и 5 сторон, называются пятиугольники.
Слайд 10
Конструирование из заготовленных 4- х фигур: (фигуры на доске)
Работа в парах.
- Составить из набора фигур сначала квадрат, а затем достроить его до 5- угольни
ка. Сверка с доской. У кого получился такой 5- угольник?
Что мы узнали о 5 - угольниках? Кто научился распознавать фигуры с пятью вершинами и пятью сторонами? Самооценка. Эту задачу мы решили.
-
Итог урока:
Расскажите Цифрознайкину, какая была тема нашего урока. Какую ставили цель?
Закончите предложения по слайду: (Слайд 11)
Я узнал…
Я повторил…
Я запомнил…
Я удивился…
Оцените, как вы работали на протяжении всего урока. Самооценка. Покажите смай-
ликом, какое у вас в конце урока настроение. Я думаю, что сейчас у вас оно будет
ещё лучше: Цифрознайкин вам дарит волшебные закладки с царицей отметок-
«пятёркой» и желает вам скорее подружиться с ней. Удачи вам!
Спасибо за работу. Урок окончен!