Урок математики по теме: Число и цифра 5

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БОУ ШМР «СОШ №1 им. адмирала А.М. Калинина»





Урок математики в 1 классе

по теме:

Число и цифра 5
















Учитель : В.В. Воронина


2012- 2013 уч. год



Цели:

- сформировать понятие числа как количественной характеристики множества предметов;

- распознавать множества из 5 предметов;

- учить обозначать число 5 цифрой 5;

- обучить правильному написанию цифры 5;

- сформировать понятие «пятый» , научиться пользоваться количественными и

порядковыми числительными в пределах 5;

- совершенствовать навыки счёта предметов, развивать математическую речь;

- закрепить знания о нумерации;

- развивать внимание;

- формировать УУД: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, демонстрационные таблички

с печатной и письменной цифрами 5, смайлики , сигнальные пособия для работы в парах, наборные пособия с раздаточным материалом, счётные палочки, тесьма,

таблички с обозначением частей задачи, листочки достижений, наборы геометричес-

ких фигур, закладки в подарок, учебники математики, рабочие тетради, цветные ка-

рандаши.

Ход урока:


  1. Организационный момент: (Слайд 1)

- Сегодня у нас в гостях Цифрознайкин- большой знаток математики. Он хотел

бы сегодня проверить ваши знания по математике , а также узнать, чему вы сегодня научитесь на уроке математики. Он рад встрече с вами, у него хорошее

настроение. А какое настроение у вас? ( покажите смайлик)


  1. Устный счёт:

а) Сравнить количество предметов в каждой паре и линией соединить каждую

пару с подходящей сравнительной записью: (Слайд 2)

2 яблока и 2 персика 2 3

3 персика и 1 клубничка 4 3

4 клубнички и 3 ялока 3 1

2 персика и 3 вишни 2 2

б) Разложить 6 клубничек на 3 тарелки так, чтобы на каждой тарелке клубничек

стало разное количество; (Слайд 3)

в) Разложить 6 яблок на 2 тарелки так, чтобы на одной тарелке было яблок на 2 больше , чем на другой ( Слайд 4)

Итог по устному счёту: Молодцы! Цифрознайкину понравилось, как вы считали

устно. Оцените себя, как вы работали. (на шкале листа достижений)

Физминутка.


  1. Работа по выведению темы и цели урока:

-Отгадайте загадки Цифрознайкина:

а ) Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят

В печке вязаной сидят. ( пальцы в варежке)

б) 5 ступенек- лесенка,

На ступеньках- песенка. (ноты)

- Какое число называлось в каждой загадке?

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? (Число и цифра 5) (Слайд 5)

А, чтобы эту тему раскрыть, какую цель на уроке мы должны достичь?

( Познакомиться с числом и цифрой 5) (Слайд 6)

Чтобы эту цель достичь, мы должны на уроке решить 4 учебные задачи:

Научиться

- получать число 5;

- находить группы предметов из 5 предметов;

- познакомиться с цифрой 5 и научиться писать цифру 5;

- распознавать геометрические фигуры с пятью вершинами и пятью сторонами.

Где в жизни нам могут пригодиться знания о числе и цифре 5?


  1. Работа по теме:

а) Решаем первую задачу:

По иллюстрации с квадратами: Сколько в ряду квадратов? (4) Что следует сде-

лать, чтобы квадратов стало на 1 больше? ( добавляю 1 квадрат)

Сколько стало квадратов? (5)

б) Проследим получение числа 5 по задаче №1 в учебнике на стр. 84:

Чтение задач по частям ( выставляю таблички Задача, Условие, Вопрос)

Как будем решать задачу? (4+1=5) Табличка - Решение

Какой у задачи ответ? (5 грибов стало) Ставлю табличку Ответ.

Стало грибов больше или меньше? Почему? Сколько стало грибов? Как получи-

ли 5?

Кто научился получать число 5? Эту задачу мы решили. Самооценка.

б) Решаем вторую задачу:

По иллюстрации на стр.84 учебника: Найдём, чего здесь 5. (5 деревьев, 5 ежей,

5 птиц, 5 цветков на ландыше, 5 грибов)

Какую задачу решали? Кто научился находить группы предметов из 5 предметов

Самооценка. (по шкале листка достижений) Эту задачу мы решили.

в) Решаем 3-ю задачу:

Вы назвали много групп предметов. По сколько предметов в каждой группе?

Число предметов- 5 обозначается в математике цифрой 5. (Показываю печатную

и письменную цифры 5) Похожи ли они?

Каким элементом отличаются? А вот так изображается цифра 5 при написании

индекса на почтовых отправлениях (показ на табличке)

Кто знает стихи про цифру 5?

Рассказывают 2 ученицы:

А потом пошла плясать

По бумаге цифра 5.

Руку вправо протянула,

Ножку круто изогнула.

Налитая, симпатичная,

Цифра- самая отличная!

На что похожа цифра 5? (Слайд 7)

Сведения из истории: знаменитый математик Пифагор числу 5 отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. А древние люди считали число 5 символом риска, независимости, энергичности, непредсказуемости.

Посмотрим, какое место занимает это число в числовом ряду.

Где число 5 стоит в ряду чисел? Назовите соседей числа 5.

Конструирование цифры 5 (в парах):

1 в. - из кусочков тесьмы печатную цифру 5;

2 в.- из счётных палочек цифру 5 для написания индекса.

Проверка выполнения работы по слайду: у кого такие цифры получились?

(Слайд 8)

Письмо цифры 5:

Объяснение написания учителем на доске, показ, обведение в воздухе.

Письмо цифры 5 в тетрадях: 1стр.- 1 и 2 элементы,

2 стр.- 3-й элемент; 3- я строчка- цифра 5. После написания выбрать самую краси

вую цифру.

Кто запомнил сведения о числе 5 и научился писать цифру 5?

Самооценка. Эту задачу мы решили.

г)Формирование понятия «пятый»: (слайд 9)

К какой сказке вы видите иллюстрацию на слайде ? (к сказке «Репка»)

Проследим, как число 5 используется для обозначения порядка предметов при

счёте.

- Сколько героев тянут репку? Кто 1-й? Кто 2- й? Кто 3- й? 4- й? 5- й? 6- й?

Кто стоит за Жучкой? Которая она идёт по счёту?

Здесь числительное «пятый» обозначает не количество предметов , а порядок предметов при счёте.

д) Решаем 4- ю задачу:

Работа в тетради: стр. 30

- назовите фигуры, отмеченные точкой (четырёхугольники);

- сколько их? (раскрашивают жёлтым цветом)

- сколько нераскрашенных фигур осталось?

- отметить синим цветом вершины этих фигур, стороны обвести зелёным цветом.

Сколько у этих фигур вершин? Сторон? (записывают в квадратики)

Все эти фигуры, у которых 5 вершин и 5 сторон, называются пятиугольники.

Слайд 10

Конструирование из заготовленных 4- х фигур: (фигуры на доске)

Работа в парах.

- Составить из набора фигур сначала квадрат, а затем достроить его до 5- угольни

ка. Сверка с доской. У кого получился такой 5- угольник?

Что мы узнали о 5 - угольниках? Кто научился распознавать фигуры с пятью вершинами и пятью сторонами? Самооценка. Эту задачу мы решили.

  1. Итог урока:

Расскажите Цифрознайкину, какая была тема нашего урока. Какую ставили цель?

Закончите предложения по слайду: (Слайд 11)

Я узнал…

Я повторил…

Я запомнил…

Я удивился…

Оцените, как вы работали на протяжении всего урока. Самооценка. Покажите смай-

ликом, какое у вас в конце урока настроение. Я думаю, что сейчас у вас оно будет

ещё лучше: Цифрознайкин вам дарит волшебные закладки с царицей отметок-

«пятёркой» и желает вам скорее подружиться с ней. Удачи вам!

Спасибо за работу. Урок окончен!


© 2010-2022