Рабочая программа по спецкурсу «Основы логики»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Содержание



Пояснительная записка ………………………………………………………. 2

Содержание программы «Основы логики» 3, 4 класс …………………….. 10

Учебно-тематический план 3, 4 класс ……………………………………… 12

Список литературы …………………………………………………………...15

Приложение …………………………………………………………………. .16









Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.

А.З. Зак



Нормативно-правовая и документальная основа:

  • Закон Российской Федерации « Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
  • Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. О внесении изменений ФГОС НОО утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 г. N 189.

Пояснительная записка Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Важнейшим периодом в развитии и формировании человека является обучение его в начальной школе. В это время закладываются основы умственного развития детей, создаются предпосылки для подготовки самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, способного сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, оценивать их и выбирать наиболее рациональный, выделять главное и делать обобщенные выводы, применять полученные знания на практике. Необходимым условием интеллектуальной грамотности такого человека является овладение логическими приемами и операциями, как важнейшими факторами, обеспечивающими эффективность его дальнейшего обучения в школе, успешность в профессиональной подготовке и жизни.



Актуальность Предметом нашего поиска являются методы развития индивидуальной техники мышления учащихся, воображения, памяти, интуиции, творческого начала в мыслительной деятельности. Особо остро стоит проблема преемственности в обучении учащихся при переходе их из начальной школы на среднюю ступень обучения. Возрастающий уровень сложности учебного материала требует индивидуальной техники мышления. В этот период качественно изменяются, перестраиваются все сферы личности ребенка. Начинается эта перестройка с интеллектуальной сферы, прежде всего - с мышления. Процесс целенаправленного формирования теоретических мыслительных действий анализа, планирования, рефлексии у детей в младшем школьном возрасте создает предпосылки для развития теоретического мышления, обеспечивающего более глубокое познание сущности и закономерностей явлений окружающей действительности, предотвращающего появление негативных характеристик мышления - не критичности и догматичности, что в свою очередь служит эффективным средством адекватной социальной адаптации. Таким образом, организация специальных занятий, направленных на развитие действий теоретического мышления - анализа, планирования и рефлексии у детей младшего школьного возраста, выступает как актуальная задача, которая обусловливает необходимость создания настоящей программы развивающего курса «Основы логики». Целесообразность и оригинальность курса Данный курс придерживается взгляда, согласно которому своевременное, разумно дозированное, системное введение элементарных приемов логики уже в начальных классах содействует структуризации учебного материала базовых дисциплин при его усвоении, созданию общих моделей мыслительной деятельности, значительному расширению кругозора, увеличению объема памяти, обобщению чувственного опыта и развитию абстрактного мышления учащихся. Логические категории и практические умения, предназначенные для усвоения в данном курсе, представляют собой структурную сетку - каркас операционной стороны мышления. Осваивая эту универсальную логическую основу мыслительных действий, школьники получают представление о важнейших понятиях, ключевых взаимосвязях, существенных признаках общих и конкретных явлений не только по самой логике, но и по другим учебным дисциплинам. Учащиеся могут использовать их как интерзнания и интерумения, облегчающие и значительно повышающие эффективность присвоения знаний и на стадиях знакомства с новым материалом, решения познавательных задач, «складирования» важнейшей информации в память, и на стадии ее извлечения из хранилища. Образовательная состоятельность курса видится именно в прикладном значении логики, ее интеграционной функции; в умении применять логические операции как мыслительный инструментарий при решении познавательных задач и способности переносить приобретенные знания из одной учебной ситуации в другую. Задания и упражнения даются с учетом знаний, умений, навыков, приобретаемых школьниками параллельно на уроках русского языка, чтения, математики, окружающего мира. Таким образом, направленность обучения имеет опережающе-закрепляющий характер. Интегрированная основа курса дает возможность включать в содержание уроков иллюстративный материал факультативных предметов - иностранного языка, риторики и др. Курс органически сочетает адресные задания, влияющие на становление как наглядно-образного, так и словесно-логического мышления школьников, позволяя гармонически развивать способности детей.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Отличительные особенности данной программы 1. Данный учебный комплект представляет собой не набор отдельных заданий, а системный учебный курс, рассчитанный на 2 года обучения со взаимосвязанными темами, выверенными заданиями возрастающей сложности. Упражнения чередуются таким образом, что распределяют мыслительную нагрузку на левое (преимущественно логическое) и правое (преимущественно образное) мышление. 2. Данная программа позволяет давать знания и развивать у детей такие умения, которые обычно не входят в содержание стандартных программ начального обучения. Это знакомство с эффективными способами запоминания - приемами мнемотехники, ассоциациями, знаковыми планами текстов. Изучение типов логических задач и общих способов их решения, алгоритма сравнения понятий, проведения обобщения и деления понятий. Расширение опыта разгадывания и составления загадок, написания мини-сочинений разных типов текста, докладов по заданной логической основе 3. Игровая форма позволяет не директивно формировать важнейшие психические процессы. Занятия вызывают у детей большой интерес, массу положительных эмоций и всегда имеют значимый интеллектуальный результат. 4. Игры и познавательные задания игрового характера способствуют созданию благоприятного эмоционального микроклимата в детском коллективе; повышению самооценки детей; снижению тревожности.
Ориентация на логическое, а не на механическое запоминание текста, использование приема типизации при решении логических задач позволяет значительно уменьшать психические затраты и экономить время при выполнении заданий.
Реализация программы данного курса обоснована рядом особенностей, связанных с психологическими характеристиками младшего школьного возраста. В основу разработанной программы положены следующие принципы:

1. Принцип создания развивающей ситуации. Является основополагающим для данной программы. Для реализации принципа программа предусматривает организацию мыслительной деятельности школьников на занятиях следующим образом:


  • Коллективный разбор исходной для данного занятия задачи определенного класса. В процессе учебного диалога с учителем и сверстниками, учащиеся анализируют условия задач, выделяют в них существенные отношения данных, фиксируют данные посредством построения моделей, предлагают возможные способы решения задачи и обсуждают их, выбирая правильные. Смысл такого разбора состоит в том, чтобы побудить детей к высказываниям и обсуждению разных точек зрения по поводу сходства и различия в способах и условиях решения. При этом создаются дополнительные условия для углубления понимания детьми условий задач, расширения осознания ими своих действий и улучшения умений планировать мыслительную деятельность.
  • Самостоятельное решение детьми серии задач, аналогичных исходной.
  • Коллективный разбор под руководством учителя результатов решения задач в итоге самостоятельной работы. Подробно обсуждаются все предложенные способы решения.
  • Самостоятельное сочинение детьми задач, аналогичных исходной.
  • Коллективное обсуждение под руководством учителя предложенных детьми задач.

2. Принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста.

3. Принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности логических задач.

4. Принцип доступности. Отношения предметов и их свойств в логических задачах, составляющих основное содержание данной программы, представлены в конкретной форме, в виде известных жизненных ситуаций, что активизирует познавательный интерес детей, побуждает к размышлениям. Кроме этого, для решения данных задач не требуется специальных знаний, так как они построены на неучебном материале, что позволяет любому ребенку вне зависимости от уровня его знаний по школьным предметам действовать вполне успешно.

Данная программа разработана на основе авторской программы: «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников» А. З. Зака - М.: Новая школа, 1996, работающего в направлении развивающего обучения школьников. Л.Ф.Тихомирова. Упражнение на каждый день: логика для дошкольников и школьников. Ярославль, « Академия развития», 2001 год. А.П. Тонких. Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль, «Академия развития», 1997 год.

Методологической основой программы являются следующие положения

1. Образовательный уровень - учащиеся 3-4 классов.
2. Уровень освоения - базовый.
3. Ориентация содержания - практическая.
4. Характер освоения - развивающий.
5. Возраст обучающихся - 8-10 лет.
6. Форма организации учебно-воспитательного процесса - урок.
7. Периодичность - 1 урок в неделю.
8. Условия вхождения в программу - учебный план.
9. Срок освоения учебно-развивающего материала - 2 года.
10. Продолжительность одного урока - 40 минут.

11. Количество часов в году - 34 часа

Программа разработана для учителей общеобразовательных учреждений и педагогов дополнительного образования.

Цель курса "Основы логики":
- способствовать формированию и развитию нестандартного мышления, расширению кругозора, культуры речи, стимулированию познавательных интересов и обучению учащихся учиться с увлечением.

Задачи курса "Основы логики":

1. организация практической деятельности и познавательной активности.

2. Развитие у детей:
а) Компонентов теоретического мышления: б)Умения анализировать условия задач и выделять в них существенные отношения данных; в)Умения планировать решение задач, действовать в уме; г)Умения рефлексировать способы решения задач; д)Умений и навыков преобразовывать условия логических задач в знаковые модели.
е)Умений и навыков действовать теоретическим способом при решении познавательных задач.

3. Воспитание у учащихся личностных качеств, необходимых для организации эффективного межличностного общения в группе, а также для организации учебного сотрудничества двух типов: "ученик-ученик", "ученик-учитель", организация практической деятельности и познавательной активности.
Для успешного обучения и понимания учащимися материала в среднем звене, у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления: 1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации; 2) высокий уровень раскованности мышления, активности: 3) высокий уровень организованности и целенаправленности.

В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов: уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.


Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД: - формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; - формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД: - овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации; - соблюдать нормы этики и этикета; - овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД: - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); - учиться аргументировать, доказывать; - учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование следующих умений:
- выделять свойства предметов; - обобщать по некоторому признаку, находить закономерность; - сопоставлять части и целое для предметов и действий; - описывать простой порядок действий для достижения заданной цели; - приводить примеры истинных и ложных высказываний; - приводить примеры отрицаний; - проводить аналогию между разными предметами; - выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ; -рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов: - развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности; - формировать личностный смысл учения; - формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД: - осваивать способы решения проблем поискового характера; - определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи; - осваивать формы познавательной и личностной рефлексии; Познавательные УУД; - осознанно строить речевое высказывание; - овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения; - учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД: - учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других; - формировать мотивацию к работе на результат; - учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений: - определять виды отношений между понятиями; - решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов; - находить закономерность в окружающем мире и русском языке; - устанавливать ситуативную связь между понятиями; - рассуждать и делать выводы в рассуждениях; - решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Регулярные занятия логическими упражнениями позволят научить детей: - описывать признаки предметов, слов и чисел; - узнавать предметы по заданным признакам, - определять различные и одинаковые свойства предметов, слов, чисел; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать предметы, слова, числа; - определять последовательность событий; - определять отношения между предметами типа род - вид; - давать определения тем или иным понятиям; - развивать мыслительные операции анализа и синтеза; - развивать речь, находчивость и сообразительность. У детей формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание). Формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний. К окончанию начальной школы у ребенка формируются трудолюбие, прилежание, дисциплинированность.
Формы и методы работы: В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также методы: Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом - исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы • групповой - организация работы в группах. • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах: тестирование; практические работы; творческие работы; самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания».


Педагогические технологии, методики, средства реализации программы


Название


Основные идеи


Ожидаемый результат


Практические работы


Развитие практических навыков и ориентировочных умений


Формирование информационных умений


Учебные тесты


Развитие основных психических качеств и ориентировочных умений


Умение работать в определенном темпе, самоконтроль


Устные упражнения


Развитие речи, расширение словаря, развитие интеллектуальных, организационных и коммуникативных умений


Формирование монологической речи


Дифференцированное обучение


Учет индивидуальных психологических особенностей, формирование правильной самооценки


Достижение образовательного стандарта в соответствии с реальными возможностями учащихся


Контрольные работы, карточки, задания


Развитие оценочных умений


Самореализация


Коллективные способы обучения


Развитие коммуникативных умений, коллективистских качеств


Умение вести беседу, участвовать в дискуссиях


Дидактические игры


Применение знаний, умений и навыков в измененных ситуациях


Коммуникативная культура, интерес к познанию


Диалог


Развитие речи, коммуникативных и интеллектуальных умений


Коммуникативная культура, формирование монологической речи


Проектирование


Развитие аналитических умений


Проектная культура
Стержневыми идеями курса являются идеи, присущие всем наукам: индукция, упорядочивание, симметрия, мера, моделирование жизненных ситуаций. На этих же идеях строится курсы наук основной и старшей школ. Эти идеи внедряются через систему проблемно-развивающих заданий, требующих от учащихся умения применять одновременно счёт, логику и симметрию, комбинаторику и упорядоченный счёт и т.д. Полученные умения и навыки позволят учащимся начальной школы успешно осваивать науки в дальнейшем.


Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: - степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; - поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; - результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; - косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру.
Критерии оценки результатов тестов. 80 - 100% - высокий уровень освоения программы; 60-80% - уровень выше среднего; 50-60% - средний уровень; 30-50% - уровень ниже среднего; меньше 30% - низкий уровень.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: • «зачёт/незачёт» («удовлетворительно/неудовлетворительно»), оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на опорном учебном материале; • «хорошо», «отлично» - оценками, свидетельствующими об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
Содержание программы 3 класса (34 часа)
I Оперирование признаками предметов - 4ч. Анализирование зрительного образа. Работа со свойствами предметов. Узнавание объекта на основе описания отдельных признаков. Сочетание признаков разных предметов.
II. Анализ и синтез -7ч. Анаграммы. Зашифрованные слова. «Занимательные» модели. Превращение слов. Решение кроссвордов. Шарады. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Метаграммы. III . Отношения-3ч. Классификация. Обобщение. Род-вид.
IV Определение- 4ч.
V Множества-7ч. Понятие множества. Элемент множества. Принадлежность и непринадлежность к множеству. Пустое множество. Объединение и перечисление множеств. Сказочные задачи. VI Игры и головоломки-5ч. Задачи-шутки. Игры со счетными палочками. Забавные исчезновения. Лаиринты. Ребусы.
VII Логические задачи, тест -4ч.
Содержание программы 4 класса (34часа) I. Оперирование признаками предметов - 2 ч. Нахождение общих и различающих признаков объекта. Узнавание объекта по описанию возможных действий с ним.
II. Классификация - 2 ч. Классификация и соединение слов в предложении.
III. Описание и определения - 8 ч . Связное описание. Художественное описание. Разные формы описаний: контекстуальные иносказания, шифры. Адекватные описания. Вид и род. С деления и алгоритмы. Ошибки в определениях.
IV. Дедукция Умозаключения. Логические рассуждения. Логические выводы. Умозаключения разного вида. Опровержение. Доказательство. V. Геометрические множества - 10 ч. Точка, обозначение точки. Линия. Отрезок, обозначение отрезка. Ломанная, обозначение ломанной. Треугольник. Луч. Окружность, круг.
VI. Логические задачи -5 ч.
VII. Установление закономерности, тест -2 ч.




Учебно - тематический план

3 класс (34 часа)

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Виды деятельности обучающихся

I Оперирование признаками предметов (4 часа)

1

Учимся анализировать зрительный объект.

1 ч.

Стартовый тест

2

Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков.

1 ч.

Устный рассказ

3.

Учимся сочетать признаки разных предметов: «Что лишнее»

1 ч. Обсуждение

4.

Учимся работать со свойствами предметов.

1 ч.


Обсуждение

II. Анализ и синтез -7ч.

5.

Анаграмма.

1ч. Стартовый тест

6.

«Зашифрованные слова».

1ч. Учебный диалог

7.

«Занимательные модели».

1 ч. Учебный диалог

8.

«Превращение слов».

1 ч. Обсуждение

9.

Решение кроссвордов, шарад.

1 ч. Самостоятельная работа

10.

Омонимы. Синонимы. Антонимы.

1 ч. Самостоятельная работа

11.

Метаграммы, танграммы.

1 ч. Творческая работа

III . Отношения-3ч.

12.

Классификация

1 ч.

Учебный диалог

13.

Обобщение.

1 ч. Устный рассказ

14.

Род-вид

1 ч. Обсуждение

IV Определение- 4ч.

15-17.

Составление определений. Нахождение ошибок в определениях.

3 ч. Стартовый тест.

18.

Заполни пропуски в определениях.

1 ч. Чтение и анализ текста

V Множества-7ч.

19 -20.

Понятие множества. Элементы множеств.

2 ч. Стартовый тест.

21.

Принадлежность и не принадлежность к множеству.

1 ч. Чтение и анализ текста

22.

Пустое множество.

1 ч. Обсуждение

23.

Общие элементы множеств.

1 ч. Практическая работа

24.

Объединение и пересечение множеств.

1 ч. Обсуждение

25.

Сказочные задачи.

1 ч. Чтение и анализ текста

VI Игры и головоломки-5ч.

26.

Задачи-шутки.

1 ч. Самостоятельная работа

27.

Игры со счетными палочками.

1 ч. Самостоятельная работа

28.

«Забавные превращения».

1 ч. Обсуждение

29.

Ребусы.

1 ч. Самостоятельная работа

30.

Лабиринты.

1 ч. Обсуждение

VII Логические задачи, тест -4ч.

31-33.

Логические задачи

3 ч. Стартовый тест.

34.

Тест

1 ч. Итоговый тест

Итого 34 часа

Учебно - тематический план

4 класс (34 часа)

п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

Виды деятельности обучающихся

I. Оперирование признаками предметов - 2 ч.

1

Нахождение общих и различающих признаков объектов

1

Стартовый тест

2

Узнавание объекта по описанию возможных действий

1

Учебный диалог

II. Классификация - 2 часа

3

Классифицирование и соединение слов

в предложении

1

Чтение и анализ

4

Поиск общих свойств предметов

1

Обсуждение

III. Описание и определение - 8 часов

5

Описание

1

Стартовый тест

6

Различные виды описаний

1

Чтение и анализ

7

Адекватные описания

1

Чтение и анализ

8-9

Рассмотрение определения через род и вид

2

Чтение и анализ

10

Неточные и точные описания (алгоритм)

1

Обсуждение

11

Ошибки в определениях

1

Обсуждение

12

Антонимы

1

Самостоятельная работа

IV. Дедукция - 5 часов

13

Умозаключения

1

Стартовый тест

14

Логические рассуждения

1

Устный рассказ

15

Логические выводы

1

Устный рассказ

16

Умозаключения разного вида

1

Анализ текста

17

Опровержение Доказательство

1

Обсуждение

V. Геометрические множества - 10 часов

18

Гонка. Обозначение точки

1

Стартовый тест.

19

Внутренние и внешние точки

1

Самостоятельная работа

20-21

Линия. Отрезок Обозначение отрезка

2

Самостоятельная работа

22

Ломаная Обозначение ломанной

1

Самостоятельная работа

23-24

Треугольник. Виды треугольника

2

Обсуждение

25

Луч

1

Самостоятельная работа

26-27

Окружность и круг

2

Самостоятельная работа.

VI. Логические задачи и упражнения - 5 часов

28-32

Логические задачи

5

Стартовый тест. Чтение и анализ

VII. Установление закономерности, тест - 2 часа

33-34

Закономерности

тест

2

Обсуждение

Итоговый тест

Итого 34 часа

Список литературы

  1. Бетенькова Н.М.. Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Книга для учителя. - М.: Просвещение АО « Учебная литература », 1995 год.

  2. Волина В.В. Учимся играя: Книга для педагогов и родителей. - М.: Новая школа, 1994 год.

  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Узнай, угадай, раскрась: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Академия развития, 1997 год.

  4. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, 1996 год.

  5. Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников: Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2000 год.

  6. Максименко Н.А.Занимательные сказочные задачи на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов. - Волгоград: Учитель, 2006 год

  7. Махров В.Г., Махрова В.Н. Математические задачи-сказки: Пособие для учащихся начальных классов. - М.: ЭНАС- КНИГА, 2006 год.

  8. Никольская И.А., Семенов Е.Е. Учимся рассуждать и доказывать: Учебное пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1989 год.

  9. Рогалевич Н.Н. 282 Задания для успешной подготовки детей к школе: Учебное пособие для педагогов и родителей. - М.: АСТ, Харвест, 2007 год.

  10. Русанов В.Н. Математический кружок младших школьников: Книга для учителя. - Оса: Росстани-на-Каме, 1994 год.

  11. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра. Математика: Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2006 год.

  12. Тихомирова Л.Ф. Упражнение на каждый день: логика для дошкольников и школьников: Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1999 год.

  13. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики: Пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997 год.


Приложение 1

Методические рекомендации по работе с программой

Для того чтобы занятие по «Основам логики» были особенно интересны, можно включить в занятия давно полюбивших детьми героев мультфильма «Простоквашино», которые будут изучать вместе с детьми новый предмет.

Каждый герой курса несет свою смысловую нагрузку.

Задания в курсе разделены по уровням сложности.

Шарик предлагает учащимся самые легкие задания.

Матроскин - более сложные.

Дядя Федор - творческие и самые сложные.

Галчонок - задает домашние задания, которые мы предлагаем проверить родителям (или учителю).

Познакомить с героями курса можно и организовав небольшое театрализованное представление.

Логистик ставит перед детьми проблемные ситуации, дает определение основных логических понятий: "ощущение", "восприятие", "представление", "понятие", "суждение" и т. д. Любое определение логического понятия в курсе дается с помощью текста и голоса.


Приложение 2

Структурные компоненты занятий

I. Вводная часть. Содержание программы включает специальные упражнения, повышающие работоспособность, эффективность умственной деятельности, активизирующие внимание и память. Продолжительность вводной части - 5 минут. Рекомендуемый комплекс упражнений:

1. "Колечко". Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. "Кулак - ребро - ладонь". Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз.

3. "Лезгинка". Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.

4. "Ухо-нос". Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно опустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

II. Основная часть. Содержание основной части: сюжетные логические задачи, формирующие компоненты теоретического мышления.

Этапы основной части:

1. Разбор исходной задачи определенного вида. При этом условие задачи преобразовывается в знаковую модель, в которой положительные суждения графически изображаем прямой линией, отрицательные пунктиром.

2. Самостоятельное решение учащимися задач, аналогичных исходной (самостоятельное сочинение задач, аналогичных исходной).

3. Разбор результатов самостоятельной работы.

Продолжительность основной части урока - 30-35 минут.

III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Рефлексия, обсуждение тех трудностей, с которыми столкнулись учащиеся на занятии. Продолжительность заключительной части - 5 минут.

Приложение 3



Тестовые материалы для оценки планируемых результатов освоения программы

3 класс Входной тест

1. Вспомните логические операции.

а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:

мальчик, девочка, бабушка - … .

сметана, кефир, майонез - … .

Земля, Луна, Венера, Юпитер - … .

дуб, баобаб, береза, осина - … .

предательство, доброта, честность - … .


б) Сравнение.
Солнце - Луна:

сходство - ________________________________________________________________ различие - ________________________________________________________________

в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.

1 группа

2 группа

3 группа

г) Аналогия.

Вверх - вниз Говорил - …
Думать - размышлять Ломать - …
Брюки - штанина Рубашка - …

1 2 3 - 2 3 4 3 4 5 - …

3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У Я М Л О Н И У А К Т Р К


3 класс
Тест

1. Исключи лишнее понятие, назови общий признак оставшихся элементов.

Коза, корова, лось, лошадь - … .

в, з, ш, д - … .

Апельсин, груша, малина, яблоко - … .

Юбка, брюки, полотенце, пальто - … .

Добрый, жадный, честный, голодный - … .


2. Напиши основание классификации (по какому признаку разделили слова?).

Ель ромашка шиповник
Клен ландыш смородина
Береза колокольчик сирень

3.Раздели на группы. Дай группам название.

Слон, муравей, бабочка, волк сокол, курица, мышь, пчела, страус.

4.Произведи классификацию по основанию: материал изделия.

Посуда

Произведи классификацию самостоятельно.


Геометрические фигуры

Исправь ошибки в классификации.

Согласные звуки делятся на звонкие и мягкие.

Деревья делятся на хвойные и фруктовые.

Водоемы делятся на океаны и моря.

Вычеркни то, что не является классификацией, а является делением целого на части.

Люди делятся на детей и взрослых.

Машины делятся на грузовые и легковые.

Год делится на зиму, лето, осень, весну.

Горы делятся на старые и молодые.

Меры веса - это тонна, центнер, килограмм, грамм.

Час состоит из минут и секунд.


3 класс Тест
Назови не менее трех признаков (свойств):

а) автомобиля; b) слова автомобиль; с) числа 343.

Впиши ответы:
_________________________________________________________________;
_________________________________________________________________;
_________________________________________________________________.


Напиши три слова, состоящие из четырех слогов.

Впиши ответ: ________________________________________________ .


Напиши три числа, каждое из которых четное и делится на 3.

Ответ: _________________________________ .


Чем похожи и чем отличаются: а) кошка и собака; b) дятел и комар; с) ласточка и самолет; d) самолет и вертолет?

Ответы впиши в таблицу:
Сходство: Различие:
_а)_________________ a)_________________
_b)_________________ b)_________________
_c)_________________ c)__________________
_d)_________________ d)__________________ .


Какой предмет лишний: чашка, стакан, зонтик, тарелка, блюдце?

_____________________________________________________________________________

Ответ подчерки и объясни.


Запиши числа 62, 25, 27, 49: а) в порядке убывания; b) по убыванию последней цифры;

Ответы:

____________________________________________________________________________;

____________________________________________________________________________ .


* Разгадай загадку:
Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет,
На все садится,
Тепла боится.
Ответ: ______________ .


3 класс
Тест

Назови общим словом: сапоги, туфли, валенки, кроссовки, ботинки.

Ответ: ________________ .


Зачеркни лишнее; все остальное назови общим словом:

Утка, ласточка, петух, индейка, гусь; _________________________________

8, 17, 24, 32, 2; _________________________________

Сказка, рассказ, сказание, рассказывать, подсказка. _________________________________


Укажи родовое понятие:

Пятиугольник, семиугольник, семнадцатиугольник; _________________________________

Пятиугольник, круг, квадрат; ________________________________

Пчела, муха, бабочка; _________________________________

Ель, береза, сосна, клен. ________________________________


Заполни таблицу.

Род

Виды

Птица

Ворона

2)

3)

Металл

1)

2)

3)

Нечетное число

1)

2)


3)

Глагол

1)

2)

3)

Имя собственное

1)

2)

3)



Итоговый тест за курс 3 класса

Напиши название предмета, который имеет данные признаки:

быстрая, бурная, горная, … .

крупный, вкусный, круглый, грецкий, … .

летняя, теплая, звездная, … .

меткая, поучительная, мудрая, … .


Вычеркни неверные сравнения.

У зайца длинные уши, а у страуса сильные ноги.

Курица - домашняя птица, а лебедь - дикая.

В сказке говорится про зверей, а в рассказе много юмора.

Остров омывается водой со всех сторон, а полуостров - с трех сторон.

Выполни классификацию следующих слов. Основание классификации - вид орфограммы. Резкий, зеленый, местность, жидкость, поздний, взглянул, пятерка.

1

2

3

Дай группе слов родовое понятие.

Яблоко, желудь, шишка - … .

Тополь, кошка, мухомор - … .

Шелк, ситец, вельвет - … .


Пронумеруй понятия от более узкого к более широкому.

Животные, кот Тиша, звери, домашние звери, кошки.


Что это?

… - движение воздуха с определенной скоростью в каком-либо направлении.
… - одна сторона листа.
… - знаки, с помощью которых записываются числа.


Составь определение.

Чемодан - это … .


Напиши противоположное понятие.

Замерз - … .

Огорчить - … .


Напиши следствие указанной причины.

Федя и Петя не умеют уступать друг другу, поэтому … .

Напиши причину указанного следствия.

Автобус не приехал вовремя, потому что … .


Напиши вопрос, на который можно ответить: хвойные.

Входной тест 4 класс

Логика - это наука о том, как нужно …, …, … .


Назови одним словом, исключив лишнее.

Злость, радость, восторг - … .

Пингвин, журавль, верблюд - … .

Тюмень, Киев, Москва - … .

Желудок, позвоночник, череп - … .


Сравнение.

Сравнить - это значит найти признаки … и … .


Классификация.


Сходство

Различие

Книга

Тетрадь

Аналогия.

Продолжи по аналогии:

Побежал, подарок, походка;

701, 6002, 50003, … .

Маленький, умненький, кисленький, … .


Расшифруй слова:

А Г И К Л О - … Е М А В И Н И Н - …
П Т А Я М Ь - … Ш Л Ы М Е Е Н И - …

4 класс
Тест «Отношения между понятиями»
Определи вид отношений между понятиями и продолжи по аналогии.
Дятел - птица Учитель - … Часы - …
Улыбнулся - нахмурился Упрямый - … Заболел - …
Книга - страница Здание - … Рассказ - …
Чай - кофе Ручка - … Землетрясение - …
Кровь - кислород Яблоко - … Овца - …
Ноябрь - декабрь Утро - … 1/7 - …
Грубость - обида Шутка - … Дождь - …

Напиши аналогичную пару:

Стол - мебель Китай - …
Машина - кузов Паровоз - …
Глаза - картина Уши - …

Широкий - бескрайний Безымянный - …
Лето - июль Рубашка - …

Выполни аналогичное задание.

А) Лук - связка лука.

сыр - … чай - …
бензин - … песок - …
суп - … клей - … молоко - …

Б) Лиса - хищный зверь - зверь - животное - живая природа.
Ель - … - … - … - … .
Апельсин - … - … - … - … .

В) Подчеркни две фразы, наиболее близкие по смыслу.

Вымыть посуду.

Передохнуть.

Справиться с напряжением.

Находиться в отпуске.

Тянуть лямку.

Гнуть спину.

Испытывать судьбу.

Потерять почву под ногами.


4 клас

Задание на внимание. Исправь ошибки там, где они есть.

Старые лебеди склонила над ним горые шеи.

Зимой в саду расцвели яблони.

Внизу над ними расстилалась пустыня.

В ответ я киваю ему рукой.

Солнце доходило до верхушек деревьев и тряталось за ними.

Сорняки шипучи и плодовиты.

Настоле лежала карта нашего города.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Кораблю медленно подплывал к берегу, на котором везли обезьянку.

Дети страдали от недоедания пищи.


Закончи фразеологизмы:

Ни к селу, … . В час по … .

Как снег … . Совать нос … .

… из мухи … .


Продолжи пословицы.

Январь - году начало, зиме … .

… всякий молод.

Красна птица пером, а человек … .

Крепкую дружбу … .

Мал золотник, да … .

Подчеркни фразы, наиболее близкие по смыслу.

Вести честную игру.

Играть со смертью.

Быть хозяином своей судьбы.

Играть по правилам.


Объясни смысл следующих фразеологизмов:

с минуты на минуту;

утереть нос;

перемывать кости;

говорить в глаза.


Вспомни и запиши фразеологизмы, которые мы говорим о :

полной темноте;

том, кто сам не пользуется т и другим не дает;

делах, которые идут успешно, удачно;

том, что одно плохое портит много хорошего.

У шпиона обнаружена шифровка. В ней зашифрована секретная информация, Расшифруй ее.

Верные друзья обещали мне ежедневно брать около магазина большие арбузы.

Для рифмовки поэты иногда используют слова созвучные, но с разным ударением, например:

Я под синим пулогом
На холме полугом.


Найди такие слова для стихотворения Я. Козловского:

На двери замка ни … .

Живет щегол здесь - первый … .

И утром белка из …
Ему готовит гоголь-моголь.



4 класс
Тест
Внимательно прочитай прилагательные, запомни их и запиши рядом с данными существительными:

дом бабочка
книга лекарство
класс дорога
аппетит взгляд
лето кресло

Составь как можно больше вопросов, соединив два понятия ситуативной связью.

Хлеб - ручка.
а) …

б) …
Вымыть посуду. В мгновение ока.

Передохнуть. Пока еще не поздно.

Справиться с напряжением. Лучше поздно, чем никогда.

Находиться в отпуске. В два счета.

Оцени событие с положительной и отрицательной сторон.


Учитель поставил «двойку» за плохое поведение на уроке.

Объясни смысл следующих сравнений:

Медвежья услуга - … .

Заячья душа - … .

Волчьи законы - … .


Найди синонимы и подчеркни их.

Больной, необычный, усталый, странный, далекий.

Шалить, играть, драться, баловаться, кричать.

Бежать, сидеть, лететь, мчаться, гнаться.


Угадай многозначное слово.

Помещение в гостинице ( … ) один выпуск газеты или журнала.

Часть книги ( … ) часть дерева.

Древнее оружие ( … ) овощ.

Сфера общения ( … ) геометрическая фигура.

Часть литературного произведения ( … ) руководитель учреждения.


Подбери антонимы к данным словосочетаниям:

Свежая газета - …
Свежая рубашка - …
Свежий воздух - …
Свежие новости - …

К каждой паре существительных подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим - в переносном.

____________________________ хвост, холод.

____________________________ характер, перстень.

____________________________ нервы, труба.

____________________________ жизнь, конфета.


Реши анаграммы и исключи лишнее слово.

К О Х Й Е К СНИНЕТ ОЖИВТ Л У Ф О Б Т

4 класс Конкурс эрудитов
Закончи фразеологизмы.

Ни в зуб … .

Как снег … .

Ждать у моря … .

Язык … .


Вставь в скобки слово из трех букв, которое служило бы окончанием первого и началом второго. Например: ВОК ( ЗАЛ) ПЫ.

ГОР ( … ) ОЛАД. КАБ ( … ) ОШКО. ЗА ( … ) ЕЦ.


За 15 минут автомат упаковывает 40 коробок. Сколько коробок он упакует за час?


В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты( определения): красна девица, добрый молодец и др.


Какие эпитеты употребляются со словами:

Ночь Сокол
Вода Леса

Горы Поле
Солнышко Реки


Пятеро друзей обменялись между собой фотографиями. Сколько всего было роздано фотографий? Ответ поясни.


Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков.


^ Вставь на свое место ( изменяя где нужно форму падежа, рода и числа) слова-синонимы старинный, давний, старый, ветхий, в отрывок текста:


… человек обыкновенно любит вспоминать … происшествия и рассказывать о … обычаях; а если он скуп и жаден, то в сундуке его найдешь много … вещей.


В стихотворении А.А.Фета «Береза» две соседние строки противоречат одна другой, так как в них употребляются контрастные слова (антонимы). Найди и подчеркни эти слова.


Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят.
И радостен для глаза
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы (заря)
Я наблюдать за ней.
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.


Исключи лишнее слово, предварительно решив анаграммы.

Ю К И Л Т Л Ю Т А Н Ь П ОЗАР А Л И Ф К А


Вставь пропущенное слово в паре по аналогии с первой парой:

Квадрат - куб; d) Жара - зной;
Треугольник - …; Смелый - …;

Дуб - дерево; e) Дерево - ствол;
Стакан - …; Человек - …;

Река - озеро; f) Молоко - сыр;
Яблоко - …; … - печенье.


Какие из двух приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

Куй железо, пока горячо.

Один в поле не воин.

Лес рубят - щепки летят.

Не все золото, что блестит.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.


Конкурс «Представьте себе…»
- Представьте, что у каждого из Вас в руках топорик, с помощью которого Вы легко можете рассечь или расколоть геометрическую фигуру. Мысленно ударьте топориком по объемному телу. (Учитель показывает на модели.) Оно распадется на две половинки. Форму какой фигуры имеет срез или, по научному говорят, сечение

  • Цилиндра?

  • Конуса?

  • Куба и прямоугольного параллелепипеда?

  • Шара? (Раздать детям объемные тела.)


Ответы:
А. Если расколоть цилиндр так, как колют дрова, то в сечении будет прямоугольник.
Если распилить цилиндр, положив его «на бок», то - круг.
Если распилить «наискосок», то - овал. Овал, по-научному, эллипс.

Б. А сейчас снова представим, что мы рассекаем конус.
Получатся такие фигуры: треугольник, круг, эллипс.

В. Какие фигуры образуются, если рассечь куб? Квадрат.

Формы каких геометрических фигур могут иметь сечения прямоугольного параллелепипеда? Прямоугольник, квадрат.

Г. Любое сечение шара имеет форму круга. Если рассекать шар ближе к центру, то круги будут больше, если дальше от центра, то круги будут меньше.

Конкурс «Вид фигуры»
- На рисунке изображен вид фигуры спереди и вид фигуры сверху. Какая это фигура?



© 2010-2022