Конспект урока по русскому языку 2 «в» класс. Тема: Распознавание однокоренных слов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку 2 «в» класс. Тема: Распознавание однокоренных слов.Конспект урока по русскому языку 2 «в» класс.

Тема: Распознавание однокоренных слов.

Цель: - развитие умений находить корень в слове;

- распознавать группы однокоренных слов;

- отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем ( сходных по звучанию слов)

Этапы урока.

Ход урока.

Формирование УУД,ТОУУ ( технология оценивания учебных успехов)

I.. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, ребята.

- Покажите какое у вас сегодня настроение. Я надеюсь, что ваше хорошее настроение будет до конца урока

Минутка чистописания ( в тетради)

- В тетради какую запись должны сделать дальше?

- Напишите число и « Классная работа»

1. Мини-опрос.

- Есть такое определение в стихах:

Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.

- Назовите основные понятия прошлого урока. (Корень, однокоренные слова.)

- Расскажите свои сказки про корень. А если встретятся однокоренные слова, мы их запишем.

- Что такое корень слова?

- Назовите однокоренные слова с корнем -кос- на основе задания № 1, тема 9 в Рабочей тетради.

- Докажите, что в слове космос нет корня кос-. (Это общая часть, но нет общего смысла со словами коса, косить, косарь, значит, космос - это не однокоренное слово, в нём нет корня -кос-.)

2. Словарная работа.

- Подберите однокоренные слова к данным:

I вариант - томат.

II вариант - карандаш.

- Выделите корень, поставьте ударение, подчеркните опасные места.

Вопросы к отвечающему ученику:

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе выполнить задание?

- Ты сделал всё правильно или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с помощью товарища?

- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Опрос с опорой на домашнее задание.

- Что такое корень слова?

- Что такое однокоренные слова?

- Сколько действий надо выполнить, чтобы найти корень слова (вспомни правило в учебнике)?

- Назовите порядок действий, чтобы правильно выделить корень, по заданию № 9, тема 9 в Рабочей тетради (2, 3, 1).

П. - Найдите корень в слове учитель, используя все три действия (подобрать, объяснить, выделить). Воспользуйтесь подсказкой в тестовом задании № 3, тема 9 в Рабочей тетради. Назовите правильный вариант ответа в этом задании.

Ученики должны назвать перечисленные в задании однокоренные слова, найти слово, через которое можно объяснить слово учитель, и выделить общую часть уч.

- Прочитайте группы однокоренных слов в упр. 101, «Дидактический материал».

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания

1. Проблемная ситуация (по учебнику в упр. 118).

После выделения двух групп однокоренных слов задаём вопрос:

- Одинаковый ли корень в словах бережок, побережье и бережёт? Почему?

- Чем они похожи и чем различаются? (Похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными.)

- Какую задачу будем решать на уроке (основной вопрос урока)?

- Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем?

- Составим план урока.

Какие слова можно назвать однокоренными?

Нахождение по заданному корню однокоренных слов.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

2. Открытие нового знания.

На основе упр. 119.

1. - Что общего у слов? (Есть общая часть кол.)

- Можно ли назвать эти слова однокоренными, потому что у них есть общая часть? (Нет, должен быть и общий смысл.)

- Есть ли у каких-то слов общий смысл? (Колокол и колокольчик.)

- Как это доказать? Ваши предложения.

Выслушиваются мнения учеников.

- Нужно определить значение через какое-то из этих или родственных слов: колокольчик - маленький колокол, похожий на колокол, через другие слова объяснить нельзя.

- Ответьте на вопрос: как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем (со сходным по звучанию)?

- Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.

- Прочитайте текст в рамке и сравните со своими выводами.

2. - Обозначьте в словах колокол и колокольчик корень.

- У всех ли получилось одинаково? (Кол- - колокол.)

- Как же правильно выделить корень?

- Прочитайте рекомендацию, которую дают авторы учебника, и найдите ответ на наш вопрос.

(Колокол, колокольчик, колокольный - объясняю через слово колокол, значит, корень колокол.)

1. Работа в Рабочей тетради.

Самостоятельное выполнение трёх тестовых заданий № 5, 6, 8, тема 9, с последующей самопроверкой (опора на ключи, которые учитель может записать на доске и показать после выполнения заданий всеми учениками).

2. Работа по учебнику.

Упр. 120 - развивается умение выделять группы однокоренных слов.

3. Словарно-орфоэпическая работа.

На доске записаны слова:

Алфавит, арбуз, магазин, звонит, звонят, позвонишь, позвонят.

- Запишите слова. Поставьте ударение.

- Проверьте себя по учебнику. Учитель может сам указать, где искать нужный материал: «Произноси эти слова правильно», а может организовать поиск.

- Где мы обычно находим в учебнике справочные материалы? (В конце книги.)

- Пролистайте учебник в конце и найдите название памятки, которая может вам помочь.

- Как называется эта памятка? Найдите и прочитайте в учебнике те слова, которые у вас записаны.

- Что вы заметили общего в постановке ударения в этих словах? (Ударение падает на последний слог.)

- Назовите слова, которые обозначают предметы. Поставьте к ним вопрос. Подчеркните букву безударного гласного. Можно ли её проверить? Как называются такие слова? (Словарными.)

- Прочитайте правильно остальные слова (звонит, звонят, позвонишь, позвонят). Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

- Подчеркните букву безударного гласного в корне. Можно ли её проверить?

Упр. 121 - развитие умения подбирать однокоренные слова к слову звон. Ученики называют слова, включая те, которые были в орфоэпическом задании.

4. «Игра в учителя».

Упр. 122 - развивается умение находить ошибки в группах однокоренных слов.

Сначала ученики находят ошибки в учебнике и зачёркивают эти слова. Затем проводится коллективная проверка, и дети самостоятельно записывают слова, выделяют корень.

5. Дополнительный материал: игра «Третий лишний».

Упр. 103 («Дидактический материал»).

- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений - применение знания.

1. Игра «Рассели жильцов».

На доске два домика. В первом живут родственники с корнем

-лёд-, а во втором - с корнем -винт-.

- Дома стоят рядом, и в оба дома одновременно приехали родственники. Они потерялись и очень ждут от вас помощи.

I вариант - -лёд-. Можно организовать работу в парах.

II вариант - -винт-.

Ледник, винтик, ледовый, заледенеть, завинтил, винтовой, ледокол, леди, вино.

- Какие слова «остались на улице»? Почему?

2. Работа в Рабочей тетради.

Выполнение задания № 3, тема 9.

- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

1. Работа в Рабочей тетради.

Самостоятельное выполнение трёх тестовых заданий № 5, 6, 8, тема 9, с последующей самопроверкой (опора на ключи, которые учитель может записать на доске и показать после выполнения заданий всеми учениками).

2. Работа по учебнику.

Упр. 120 - развивается умение выделять группы однокоренных слов.

3. Словарно-орфоэпическая работа.

На доске записаны слова:

Алфавит, арбуз, магазин, звонит, звонят, позвонишь, позвонят.

- Запишите слова. Поставьте ударение.

- Проверьте себя по учебнику. Учитель может сам указать, где искать нужный материал: «Произноси эти слова правильно», а может организовать поиск.

- Где мы обычно находим в учебнике справочные материалы? (В конце книги.)

- Пролистайте учебник в конце и найдите название памятки, которая может вам помочь.

- Как называется эта памятка? Найдите и прочитайте в учебнике те слова, которые у вас записаны.

- Что вы заметили общего в постановке ударения в этих словах? (Ударение падает на последний слог.)

- Назовите слова, которые обозначают предметы. Поставьте к ним вопрос. Подчеркните букву безударного гласного. Можно ли её проверить? Как называются такие слова? (Словарными.)

- Прочитайте правильно остальные слова (звонит, звонят, позвонишь, позвонят). Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

- Подчеркните букву безударного гласного в корне. Можно ли её проверить?

Упр. 121 - развитие умения подбирать однокоренные слова к слову звон. Ученики называют слова, включая те, которые были в орфоэпическом задании.

4. «Игра в учителя».

Упр. 122 - развивается умение находить ошибки в группах однокоренных слов.

Сначала ученики находят ошибки в учебнике и зачёркивают эти слова. Затем проводится коллективная проверка, и дети самостоятельно записывают слова, выделяют корень.

5. Дополнительный материал: игра «Третий лишний».

Упр. 103 («Дидактический материал»).

- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

ΙV. Итог урока.

- Что надо уметь, чтобы правильно выделить корень в словах? 4 4

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?

- Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение). 4 4

- Что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Кто сегодня получил отметку в дневник?

- За что?

V. Домашнее задание.

Деятельность учеников:

- Наблюдать над однокоренными словами.

- Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

- Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

- Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).

Деятельность учеников:

- Наблюдать над однокоренными словами.

- Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

- Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

- Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).


© 2010-2022