Этикет и культура здоровья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






«ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ»



Предлагаемая программа развивает в детях такие полезные качества, как:

  1. умение считаться с интересами и вкусами людей;
  1. доброжелательность по отношению к окружающим;
  1. умение анализировать свои поступки, оценивать свои ошибки;
  1. умение организовать свой отдых дома и на природе;
  1. бережное отношение к природе;
  1. забота о здоровье.
На уроках используются методы активного обучения:
  1. ролевые игры;
  1. анализ ситуации;
  1. игры - упражнения на развитие внимания, памяти, сообразительности, мышления;
  1. игры - путешествия;
  1. экскурсии.
На уроках используются детские подвижные игры, психологические упражнения, адаптированные для младших школьников, а также стихи, сказки, рассказы.


1класс


АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ


1 урок. Тема: «Что такое этикет»
Этикет - это правила поведения и речи в данном обществе и в данное время. Три ступеньки - знание, привычка, умение.

2 урок. Тема: «Зачем быть вежливым»
Вежливость - необходимое проявление общей культуры. Секреты вежливости. Как важно быть воспитанным.

МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ


3 урок. Тема: «Мы школьниками стали»


Правила поведения в школе. Бережное отношение к школьным вещам.


4 урок. Тема: «Творить добро»


Каждый ребенок верит в волшебство, остается научиться творит добро.


5 урок. Тема: «Уважай друг друга»
Не ссориться и не обижать друг друга. Деловое взаимодействие школьников в ситуации урока. Доброжелательное отношение к соседу по парте. Вежливость в деловом общении школьников.


6 урок. Тема: «Разрешите мне сказать»
Правила этикетного поведения на уроке. Вопросы к учителю. Вежливый диалог учителя и ученика.




КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ


7 урок. Тема: «Знакомство»
Этикетные правила знакомства. Знакомство с новым учителем, с родителями друга, со сверстниками. Речевые реакции на знакомство.
8 урок. Тема: «Умение вежливо слушать»
Слушание как вид речевой деятельности. Этикет говорящего и слушающего. Умение не перебивать.

9 урок. Тема: «Участие к человеку»
Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. Задушевный разговор между друзьями.

ДОМ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
10 урок. Тема: «Разговор с младшим как разговор сильного со слабым»
Заботливое отношение к младшим членам семьи. Формулы внимания. Контактные этикетные формулы совета, просьбы, согласия, разрешения, пожелания.


11 урок. Тема: «У постели больного»
Беседа у постели больного. Добрые слова и добрые поступки. Соблюдение правил гигиены. Гостинцы для больного. Поведение в доме, где есть больной.

12 урок. Тема: «Почему ты плачешь, бабушка?»
Заботливое отношение к старшему поколению (бабушки, дедушки). Внимательное отношение к ним. Формы внимания.

13 урок. Тема: «Как поделить печенье?»
Жадность и щедрость. Забота о ближнем. Равнодушие. Что выбрать? Всегда ли мы правы?


14 урок. Тема: «Тихий вечер»
Общение в кругу семьи в вечернее время. Пожелание добрых снов. Приготовления ко сну. Спокойное поведение перед сном.
15 урок. Тема: «Пригласительный билет»
Подготовка к празднику, оформление билета, приготовление сюрпризов.

УРОКИ ЗДОРОВЬЯ:

«СВЕТ МОЙ ЗЕРКАЛЬЦЕ! СКАЖИ…»


16 урок. Тема: «Как ты сидишь»
Основные опорные точки. Освещение.

17 урок. Тема: «Ты учишь уроки»
Выполнение домашнего задания. Переменка дома.

18 урок. Тема: «Успевайки» и «неуспевайки».
3 секрета «успеваек».

19 урок. Тема: «Верный помощник «успеваек». Режим для школьника».


Режим дня школьника.






20 урок. Тема: «Память»
Разные виды памяти. Как улучшить память.

21 урок. Тема: «Утро»
Тон утреннего поведения. Поведение членов семьи перед уходом из дому. Доброе настроение, добрые слова.

22 урок. Тема: «Про орехи, репку и зубную щетку»
Гигиена полости рта. Уголок Мойдодыра.

23 урок. Тема: «Твой «домашний стадион»
Оборудование «домашнего стадиона». Что необходимо иметь школьнику дома.
24 - 25 уроки. Тема: «Что ты можешь, ученик начальной школы?»
Старшие члены семьи довольны - помощники растут. Физическая работа. Похвала.


ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.


26 урок. Тема: «Разговор с животными и о животных»
Беседа о животных, их повадки, роль в жизни человека. Забота о животных, сострадание. Уход за животными.


27 урок. Тема: «Лесные уроки вежливости»
Правила поведения в лесу. Доброе отношение к природе.


28 урок. Тема: «Экскурсия в лес»
Практическое занятие.

29 урок. Тема: «Что мы видели в лесу?»


Сочинение.


30 урок. Тема: «Кто в тереме живет?»
Разговор о птичьих домиках.

31 урок. Тема: «Итоговое занятие».




В основе программы 1класса лежит доброе отношение к людям (это и тактичность, деликатность, вежливость и умение использовать принятые в обществе приветствия формы благодарности, оказание услуг старшим и т.д.) Культура внешнего вида означает, прежде всего, привычку к безупречной чистоплотности, хорошие манеры, хороший вкус в отношении одежды, причёски. Давно доказано, как положительно влияет на психическое здоровье ребенка общение с живой природой. С детских лет необходимо воспитывать доброе отношение к природе.

2класс


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ


1 урок. Тема: «О вежливости»
Вежливость - необходимое проявление общей культуры. Ситуации приветствия и прощания.

2-3 урок. Тема: «Поведение на перемене»
Правила поведения во время школьной перемены. Формулы общения просьбы, извинения, благодарности. Разговор на перемене. Тематика разговоров.

4 урок. Тема: «Поведение в столовой»
Правила поведения за столом. Разговоры. Благодарность, похвала, просьба. Речевое общение с работниками столовой.

5 урок. Тема: «Поведение в гардеробе»
Поведение школьника вне класса: в коридоре, в гардеробе. Общение с работниками школы. Ситуация взаимопомощи.

6 урок. Тема: «Дома после школы»
Взаимоотношение детей и родителей. Обязанности детей по дому. Культура общения в семье.

7-8 уроки. Тема: «Поведение в общественном транспорте»
Умение войти, выйти, оплатить проезд. Правила общения с другими пассажирами.


9-10 уроки. Тема: «Этикет и …парикмахерская, поликлиника, магазин, библиотека»
Освоение предметной ситуации. Речевое поведение. Формы общения, просьбы, извинения, благодарности.

УРОКИ ЗДОРОВЬЯ

«ЛЮБИТЬ КРАСОТУ ПРИРОДЫ»


11 урок. Тема: «В поход без магнитофона»
Организация похода. Игры на свежем воздухе.

12 урок. Тема: «В бой с простудой»
Выполняй все законы закалки. Ртуть очень ядовита!

13 урок. Тема: «Ласковое солнце, свежий воздух»
Загорать надо уметь, а делать это можно даже в тени. Регулярное проведение зарядки.

14 урок. Тема: «По грибы, по ягоды»
Прежде чем положить грибок в кузовок, убедись, что он съедобный.

15 урок. Тема: «Как бы аппетитно они не выглядели…»
Лесные ягоды.

16 урок. Тема: «Босиком! Босиком!»
Хождение босиком - отличное закаливание.

17 урок. Тема: «Чтоб не случилось беды»
Беседы о детском травматизме.

18 урок. Тема: «Нету глаз в запасе лишних»
Опасные ситуации в детских играх.

19 урок. Тема: «Не теряться»
Оказание первой помощи при порезах, ожогах, обморожениях, укусах, ушибах.

20 урок. Тема: «Наказание за незнание»
Отравление организма. Беседа школьного врача.

МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ


21 урок. Тема: «Дал слово - держи»
Нечеткие, необязательные люди часто подводят при выполнении важных заданий.
22 урок. Тема: «Дружба»
Помощь товарищу. Чем вредны дурные привычки. Что такое настоящая дружба.

23 урок. Тема: «Подумаем вместе»
Помоги другу расстаться с вредными привычками и дружба станет крепче.

24 урок. Тема: «С кем бы ты хотел дружить?»


Разговор о друзьях. Почему он стал твоим другом? Преданность друзей.

25 урок. Тема: «Не мед, а ко всему льнет»
Слова - сорняки, которые встречаются в нашей речи.

26 урок. Тема: «А ты поступи по-другому».


Разговор о том, каким должен быть гость.


27 урок. Тема: «Как относиться к людям»


Во все времена о добром сердце люди слагали песни и сказки. Но рядом может оказать человек со злым и равнодушным сердцем.

28 урок. Тема: «Порадовать близких - это так просто»


Всегда ли дети могут заметить грустные глаза мамы?

Лекарство для мамы от грусти и слез.


29 урок. Тема: «Сочиняем стихи»


Некоторые правила поведения в стихах.


30 урок. Тема: «Итоговое занятие».



Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем - то. Однако наш повседневный быт дает немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо. Помочь ребенку в этом смогут уроки этики. Говорят: «со стороны виднее». А это значит, что наши внешние проявления отношения к людям должны быть на высоте.

3класс


АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ.


1 урок. Тема: «Речь»
Речь письменная и устная. Значение речи в жизни человека.

2 урок. Тема: «Культура речи»
Признаки речевой культуры человека. Взгляд на речь со стороны. Критика речи.

3 урок. Тема: «Настоящий мужчина»
Его поведение, речь. Выдержка, силы, вежливость - признаки мужского достоинства.

4 урок. Тема: «Деловой человек»
Подготовка к школе, необходимые и лишние вещи в ранце.

5 урок. Тема: «Скороговорки»
Речь ученика на уроке. Обязательные качества звучащей речи: отчетливость, четкость, ясность, громкость как основные признаки этикетной речи.

УРОКИ ЗДОРОВЬЯ.

ВНЕШНИЙ ВИД.


6 урок. Тема: «Внешний вид ученика»
Кто опрятен - тот приятен. Нет людей некрасивых, есть люди ленивые.

7 урок. Тема: «А ты не забыл носовой платок?»
История происхождения платка и его необходимость.

8 урок. Тема: «Над яствою не чавкай…»
Показания к житейскому обхождению. Для чего существуют правила поведения за столом.

9 урок. Тема: «Когда и что»
Определенные часы для приема пищи.

10 урок. Тема: «Пить хочется»
Роль воды в жизни человека. Правила приема воды.

11 урок. Тема: «Береги пищу»
Будет хлеб - будет и жизнь. Помощь в приготовлении пищи. После еды вымой посуду.

12 урок. Тема: «А ты умеешь мыть руки?»
Мы - не белоручки. Восемь правил. Что показал микроскоп.

13 урок. Тема: «Подстриги и причешись»
Книга рекордов. Уход за волосами и ногтями.

14 урок. Тема: «От сандалий до кроссовок»
Происхождение обуви.

15 урок. Тема: «От шкуры до школьной формы»
Немного из истории одежды. Одежда современного школьника.


ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ


16 урок. Тема: «Не пробовать, не начинать»
Почему курение вредит человеку.

17 урок. Тема: «Детям особенно вредно! Детям опасно!».
Какой вред могут причинить алкогольные напитки.

18 урок. Тема: «Когда родители сердятся»
Забота родителей о детях. Споры в семье. Что делать, если родители тебя не понимают.

19 урок. Тема: «Гость в дом - радость в дом»


«Кто в гости не ходит, к себе не зовет, тот недобрым слывет»


20 урок. Тема: «Жду гостей»


Изготовление пригласительных открыток.

Чем можно занять гостей, чтобы никому не пришлось скучать.


21 урок. Тема: «У тебя в гостях подруга (друг)»


Будь приветливым.

Какие качества должны быть у хозяева, когда у него в гостях подруга (друг).


22 урок. Тема: «Чтобы гости не скучали».
Разучивание детских игр и проведение конкурсов.

23 урок. Тема: «Каким должен быть гость»
Скромность, аккуратность и вежливость украшают человека, большого и маленького. И всегда приятно, если к вам приходит гость с такими качествами.

24 урок. Тема: «Если будешь ссориться - если будешь драться»
Разговор о ссорах, драках. Драться можно только тогда, когда защищаешь кого-то. Или когда - то самому приходится защищаться.

25 урок. Тема: «На день рождения к другу»


Подарок выбери такой, чтобы доставить радость.

Как вести себя с другими приглашенными.


26 урок. Тема: «Прощание с гостем».


О чем нельзя забывать, прощаясь с кем-либо.



РАЗГОВОР.

РАЗНООБРАЗИЕ РАЗГОВОРОВ.


27 урок. Тема: «Разговор по телефону»
Проигрывается несколько ситуаций детьми.

28 урок. Тема: «Разговор с незнакомым на улице»
Формы привлечения внимания, обращения к незнакомцу. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать? Где находится…?)

29 урок. Тема: «Обращения к взрослым знакомым»
Разговор со знакомым. Обращение по имени, отчеству. Выбор темы для беседы по ситуации.


30 урок. Тема: «Итоговое занятие»
Основной задачей взрослого является укрепление веры ребенка в свои силы, в свои возможности, его способность преодолеть возникающие трудности.

4класс

АЗБУКА ЭТИКИ. 1 урок. Тема: «Этикет: история и современность.» Этикет- это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Историческое развитие внешней культуры человека.
2 урок. Тема: «Этикет история и современность.» Прием гостей. Формы приглашения и количество приглашенных. Содержание и цель встречи. Умение направлять беседу в русло интересное всем. Сервировка стола.
3 урок. Тема: «Школьный этикет.» Обобщение правил поведения в школе (на уроке, на перемене, в столовой)
4 урок. Тема: «Обязанности ученика в школе и дома.» Без определенных обязанностей человек не может строить свою жизнь, у ребенка тоже есть свои обязанности в школе и дома.
5-6 уроки. Тема: «Устав- основной закон школы.» Закрепление основных правил и обязанностей школьника. Учеба является правом и обязанностью ученика. Права предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности.

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
7 урок. Тема: «Нравственные отношения в коллективе.» Дать понятие «уважение», отношения между людьми, основное правило Библии.
8 урок. Тема: «Нравственные отношения в семье.» Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево».Ответственность друг за друга.
9-10 уроки. Тема: « Речевой этикет.» В общении с людьми всегда проявляется степень уважения, вежливости, совести. Показать детям, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому..


11 урок. « Культура общения.» Необходимо показать ребенку, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражаются в общении с другими людьми.

12 урок. Обобщающий.


МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.
13-14 уроки. « Моя малая Родина.» Родина необходима человеку и она начинается с его дома. Любовь к Родине- это возвышенное чувство, которое помогает человеку выжить.
15 урок. Тема: «Человек и его имя.» Показать как относились к имени и отчеству на Руси цари. Почему нужно бережно и уважительно относиться к своей фамилии, своему отчеству и имени. Почему и как нужно уважать имя, отчество и фамилию других людей.
16 урок. Тема: «Твои поступки и твои родители.» Добро живет в людях и в добрых поступках каждый день; необходимо понимать и ценить добрые поступки, заботу и внимание своих родителей.
17 урок. Тема: «Моя мама самая лучшая.» Забота. Чуткость. Сострадание. Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.
18 обобщающий урок.

ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ…
19 урок. Тема: «Мода и школьная одежда.» Школьная одежда не должна быть. Мода- явление временное и требовать от родителей модных нарядов нескромно.
20 урок. Тема: «Мода и школьная одежда.» Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.

21 урок. Тема: «Деловая игра.»
22 урок. Тема: «Обобщение.»
23 урок. Праздник. «Вежливость на все времена.»

УРОКИ ЗДОРОВЬЯ.

ТЫ И ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ.
24-25 уроки. Тема: «Человек в природе.» Бережное отношение к природе и ее обитателям. Борьба за охрану природы и окружающей среды. Общаясь с природой надо охранять свое здоровье.
26 урок. Тема: «Ты и твое здоровье.» Оказание первой помощи в экстренных ситуациях. Беседа со школьным врачом. 27 урок. Тема: «Ты и твое здоровье.» Питание детей. Встреча с врачом диетологом.
28 урок. Тема: «Вежливое отношение к природе.» Невежливое отношение к природе приносят вред всем.
29 урок. Тема: «Человек в природе и его здоровье.» Природа. Здоровье. Экология. Охрана природы. Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.
30 урок. Тема: «Как ты растешь.» Самочувствие и настроение ребенка зависят от состояния его здоровья. Изменения которые происходят в организме детей.
31 урок. Тема: «Что ты знаешь о себе.» Дети получают представление о важности таких показателей физического развития и здоровья, как рост, масса тела, частота пульса в покое и после нагрузки. Работоспособность детей.



32 урок. Тема: «Как ты познаешь мир.» Дети получают представление об основных органах чувств, об особенностях познания окружающего мира при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д.
33 урок. Тема: «Обобщение.»


Программа 4 класса помогает детям овладеть основами эффективной социальной адаптации, т. е. гармоничного существования в обществе. Детям дается представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, умение оценить свое состояние, поступки, поведение других людей. Важнейшая задача педагогов и родителей обучить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья. Дети за 4 года обучения, по данному предмету, привыкают к безупречной чистоплотности, хорошим манерам, у них развивается вкус в отношении одежды, прически и т. д. Примером изучения на занятиях становится собственная жизнь учащихся, где в реальной жизни у детей появляется возможность использовать знания полученные на уроках этики.


















Уроки этики воспитывают детей добрыми, жизнерадостными, учат добиваться того, чтобы у них развивалось стремление к здоровому и красивому быту, к красивым человеческим отношениям. Большое значение в этом имеет внешний вид. Стремление детей к чистоте и опрятности должно закрепляться в их реальных действиях, иначе оно заглохнет. Не приспособленный к быту человек очень страдает вследствие того, что с детства у него не развивали внимания к этой стороне жизни. Большое значение в жизни людей имеют праздники. Они приносят живые, радостные впечатления от общения с близкими, друзьями, дают возможность почувствовать жизнь наиболее яркой, интересной, вдохновляют людей. Уроки этики учат детей правилам гостеприимства, умению встречать гостей, приглашать их к столу, вести общий разговор, оказывать внимание всем присутствующим и т. п. Праздники, рождающие желание сделать хорошее, приятное своим близким и друзьям, должны воспитать в детях стремление к красивым человеческим отношениям. Вместе с тем следует помнить, что уроки этикета не самоцель, что это одно из средств, помогающих тому, чтобы жизнь людей была более красивой, чтобы в детях развивались здоровые, духовные качества. Послушаем В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет". С возрастом круг общения детей расширяется, ситуации общения усложняются. Рекомендуемая программа обучения помогает детям адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками. Обучая детей культуре общения, мы благотворно влияем на развитие их характера, их отношений с окружающими помогаем им свободно и без страха войти в мир общения.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Кожан С. « Формула чудес или вежливость на все времена».
  1. Коростылев Н. «Уроки здоровья для больших и маленьких». М. «Детская литература» 1991г.
  1. Богуславская Н.Е. «Веселый этикет».
  1. Новогородцева Н.В. «Развитие речи детей».
  1. Бушелева Б.В. «Этикет».
  1. Михалков С.В. «Все начинается с детства».
  1. Розеншталь Д.Э. «Культура речи».
  1. Дорохов А.А. «Как вести себя. Беседы о вежливости и правилах поведения». М.: «Педагогика» 1970г.
  1. Васильева - Гангнус Л. « Азбука вежливости».
  1. Сытин Н. «Животворящая сила, или Помоги себе сам» ТОО «Лейла» 1993г.
  1. Журналы «Начальная школа».
  1. Блюхер Ф.Н. «Дидактические игры и занимательные упражнения в 1классе - М. «Просвещение» 1964г.
  1. Васильева - Гангнус Л. «Азбука вежливости» М. «Педагогика» 1988г.
  1. Трофименко В., Ромин А. «Поговорим об этикете» М. Изд-во «Московская правда» 1991г.
  1. Минскин Е.М. «От игры к знаниям». М. «Просвещение» 1982г.
  1. Волина В.В. «Учимся играть». М. «Новая школа» 1994г.

17. Хихачева Л. Школа этикета. Екатеринбург.1997.

СОДЕРЖАНИЕ.


·

Пояснительная записка



2 стр.

·

Поурочная учебная программа 1 класс


6 стр.

·

Поурочная учебная программа 2 класс


12 стр.

·

Поурочная учебная программа 3 класс



17 стр.

·

Поурочная учебная программа 4 класс


22 стр.

Литература 29 стр.

© 2010-2022