- Преподавателю
- Начальные классы
- Этикет и культура здоровья
Этикет и культура здоровья
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гертье Е.В. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ»
Предлагаемая программа развивает в детях такие полезные качества, как:
- умение считаться с интересами и вкусами людей;
- доброжелательность по отношению к окружающим;
- умение анализировать свои поступки, оценивать свои ошибки;
- умение организовать свой отдых дома и на природе;
- бережное отношение к природе;
- забота о здоровье.
- ролевые игры;
- анализ ситуации;
- игры - упражнения на развитие внимания, памяти, сообразительности, мышления;
- игры - путешествия;
- экскурсии.
1класс
АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ
1 урок. Тема: «Что такое этикет»
Этикет - это правила поведения и речи в данном обществе и в данное время. Три ступеньки - знание, привычка, умение.
2 урок. Тема: «Зачем быть вежливым»
Вежливость - необходимое проявление общей культуры. Секреты вежливости. Как важно быть воспитанным.
МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ
3 урок. Тема: «Мы школьниками стали»
Правила поведения в школе. Бережное отношение к школьным вещам.
4 урок. Тема: «Творить добро»
Каждый ребенок верит в волшебство, остается научиться творит добро.
5 урок. Тема: «Уважай друг друга»
Не ссориться и не обижать друг друга. Деловое взаимодействие школьников в ситуации урока. Доброжелательное отношение к соседу по парте. Вежливость в деловом общении школьников.
6 урок. Тема: «Разрешите мне сказать»
Правила этикетного поведения на уроке. Вопросы к учителю. Вежливый диалог учителя и ученика.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
7 урок. Тема: «Знакомство»
Этикетные правила знакомства. Знакомство с новым учителем, с родителями друга, со сверстниками. Речевые реакции на знакомство.
8 урок. Тема: «Умение вежливо слушать»
Слушание как вид речевой деятельности. Этикет говорящего и слушающего. Умение не перебивать.
9 урок. Тема: «Участие к человеку»
Речевые формы утешения. Помощь и участие в различных ситуациях. Задушевный разговор между друзьями.
ДОМ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
10 урок. Тема: «Разговор с младшим как разговор сильного со слабым»
Заботливое отношение к младшим членам семьи. Формулы внимания. Контактные этикетные формулы совета, просьбы, согласия, разрешения, пожелания.
11 урок. Тема: «У постели больного»
Беседа у постели больного. Добрые слова и добрые поступки. Соблюдение правил гигиены. Гостинцы для больного. Поведение в доме, где есть больной.
12 урок. Тема: «Почему ты плачешь, бабушка?»
Заботливое отношение к старшему поколению (бабушки, дедушки). Внимательное отношение к ним. Формы внимания.
13 урок. Тема: «Как поделить печенье?»
Жадность и щедрость. Забота о ближнем. Равнодушие. Что выбрать? Всегда ли мы правы?
14 урок. Тема: «Тихий вечер»
Общение в кругу семьи в вечернее время. Пожелание добрых снов. Приготовления ко сну. Спокойное поведение перед сном.
15 урок. Тема: «Пригласительный билет»
Подготовка к празднику, оформление билета, приготовление сюрпризов.
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ:
«СВЕТ МОЙ ЗЕРКАЛЬЦЕ! СКАЖИ…»
16 урок. Тема: «Как ты сидишь»
Основные опорные точки. Освещение.
17 урок. Тема: «Ты учишь уроки»
Выполнение домашнего задания. Переменка дома.
18 урок. Тема: «Успевайки» и «неуспевайки».
3 секрета «успеваек».
19 урок. Тема: «Верный помощник «успеваек». Режим для школьника».
Режим дня школьника.
20 урок. Тема: «Память»
Разные виды памяти. Как улучшить память.
21 урок. Тема: «Утро»
Тон утреннего поведения. Поведение членов семьи перед уходом из дому. Доброе настроение, добрые слова.
22 урок. Тема: «Про орехи, репку и зубную щетку»
Гигиена полости рта. Уголок Мойдодыра.
23 урок. Тема: «Твой «домашний стадион»
Оборудование «домашнего стадиона». Что необходимо иметь школьнику дома.
24 - 25 уроки. Тема: «Что ты можешь, ученик начальной школы?»
Старшие члены семьи довольны - помощники растут. Физическая работа. Похвала.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА.
26 урок. Тема: «Разговор с животными и о животных»
Беседа о животных, их повадки, роль в жизни человека. Забота о животных, сострадание. Уход за животными.
27 урок. Тема: «Лесные уроки вежливости»
Правила поведения в лесу. Доброе отношение к природе.
28 урок. Тема: «Экскурсия в лес»
Практическое занятие.
29 урок. Тема: «Что мы видели в лесу?»
Сочинение.
30 урок. Тема: «Кто в тереме живет?»
Разговор о птичьих домиках.
31 урок. Тема: «Итоговое занятие».
В основе программы 1класса лежит доброе отношение к людям (это и тактичность, деликатность, вежливость и умение использовать принятые в обществе приветствия формы благодарности, оказание услуг старшим и т.д.) Культура внешнего вида означает, прежде всего, привычку к безупречной чистоплотности, хорошие манеры, хороший вкус в отношении одежды, причёски. Давно доказано, как положительно влияет на психическое здоровье ребенка общение с живой природой. С детских лет необходимо воспитывать доброе отношение к природе.
2класс
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
1 урок. Тема: «О вежливости»
Вежливость - необходимое проявление общей культуры. Ситуации приветствия и прощания.
2-3 урок. Тема: «Поведение на перемене»
Правила поведения во время школьной перемены. Формулы общения просьбы, извинения, благодарности. Разговор на перемене. Тематика разговоров.
4 урок. Тема: «Поведение в столовой»
Правила поведения за столом. Разговоры. Благодарность, похвала, просьба. Речевое общение с работниками столовой.
5 урок. Тема: «Поведение в гардеробе»
Поведение школьника вне класса: в коридоре, в гардеробе. Общение с работниками школы. Ситуация взаимопомощи.
6 урок. Тема: «Дома после школы»
Взаимоотношение детей и родителей. Обязанности детей по дому. Культура общения в семье.
7-8 уроки. Тема: «Поведение в общественном транспорте»
Умение войти, выйти, оплатить проезд. Правила общения с другими пассажирами.
9-10 уроки. Тема: «Этикет и …парикмахерская, поликлиника, магазин, библиотека»
Освоение предметной ситуации. Речевое поведение. Формы общения, просьбы, извинения, благодарности.
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ
«ЛЮБИТЬ КРАСОТУ ПРИРОДЫ»
11 урок. Тема: «В поход без магнитофона»
Организация похода. Игры на свежем воздухе.
12 урок. Тема: «В бой с простудой»
Выполняй все законы закалки. Ртуть очень ядовита!
13 урок. Тема: «Ласковое солнце, свежий воздух»
Загорать надо уметь, а делать это можно даже в тени. Регулярное проведение зарядки.
14 урок. Тема: «По грибы, по ягоды»
Прежде чем положить грибок в кузовок, убедись, что он съедобный.
15 урок. Тема: «Как бы аппетитно они не выглядели…»
Лесные ягоды.
16 урок. Тема: «Босиком! Босиком!»
Хождение босиком - отличное закаливание.
17 урок. Тема: «Чтоб не случилось беды»
Беседы о детском травматизме.
18 урок. Тема: «Нету глаз в запасе лишних»
Опасные ситуации в детских играх.
19 урок. Тема: «Не теряться»
Оказание первой помощи при порезах, ожогах, обморожениях, укусах, ушибах.
20 урок. Тема: «Наказание за незнание»
Отравление организма. Беседа школьного врача.
МЫ ЖИВЕМ СРЕДИ ЛЮДЕЙ
21 урок. Тема: «Дал слово - держи»
Нечеткие, необязательные люди часто подводят при выполнении важных заданий.
22 урок. Тема: «Дружба»
Помощь товарищу. Чем вредны дурные привычки. Что такое настоящая дружба.
23 урок. Тема: «Подумаем вместе»
Помоги другу расстаться с вредными привычками и дружба станет крепче.
24 урок. Тема: «С кем бы ты хотел дружить?»
Разговор о друзьях. Почему он стал твоим другом? Преданность друзей.
25 урок. Тема: «Не мед, а ко всему льнет»
Слова - сорняки, которые встречаются в нашей речи.
26 урок. Тема: «А ты поступи по-другому».
Разговор о том, каким должен быть гость.
27 урок. Тема: «Как относиться к людям»
Во все времена о добром сердце люди слагали песни и сказки. Но рядом может оказать человек со злым и равнодушным сердцем.
28 урок. Тема: «Порадовать близких - это так просто»
Всегда ли дети могут заметить грустные глаза мамы?
Лекарство для мамы от грусти и слез.
29 урок. Тема: «Сочиняем стихи»
Некоторые правила поведения в стихах.
30 урок. Тема: «Итоговое занятие».
Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем - то. Однако наш повседневный быт дает немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо. Помочь ребенку в этом смогут уроки этики. Говорят: «со стороны виднее». А это значит, что наши внешние проявления отношения к людям должны быть на высоте.
3класс
АЗБУКА ВЕЖЛИВОСТИ.
1 урок. Тема: «Речь»
Речь письменная и устная. Значение речи в жизни человека.
2 урок. Тема: «Культура речи»
Признаки речевой культуры человека. Взгляд на речь со стороны. Критика речи.
3 урок. Тема: «Настоящий мужчина»
Его поведение, речь. Выдержка, силы, вежливость - признаки мужского достоинства.
4 урок. Тема: «Деловой человек»
Подготовка к школе, необходимые и лишние вещи в ранце.
5 урок. Тема: «Скороговорки»
Речь ученика на уроке. Обязательные качества звучащей речи: отчетливость, четкость, ясность, громкость как основные признаки этикетной речи.
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ.
ВНЕШНИЙ ВИД.
6 урок. Тема: «Внешний вид ученика»
Кто опрятен - тот приятен. Нет людей некрасивых, есть люди ленивые.
7 урок. Тема: «А ты не забыл носовой платок?»
История происхождения платка и его необходимость.
8 урок. Тема: «Над яствою не чавкай…»
Показания к житейскому обхождению. Для чего существуют правила поведения за столом.
9 урок. Тема: «Когда и что»
Определенные часы для приема пищи.
10 урок. Тема: «Пить хочется»
Роль воды в жизни человека. Правила приема воды.
11 урок. Тема: «Береги пищу»
Будет хлеб - будет и жизнь. Помощь в приготовлении пищи. После еды вымой посуду.
12 урок. Тема: «А ты умеешь мыть руки?»
Мы - не белоручки. Восемь правил. Что показал микроскоп.
13 урок. Тема: «Подстриги и причешись»
Книга рекордов. Уход за волосами и ногтями.
14 урок. Тема: «От сандалий до кроссовок»
Происхождение обуви.
15 урок. Тема: «От шкуры до школьной формы»
Немного из истории одежды. Одежда современного школьника.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
16 урок. Тема: «Не пробовать, не начинать»
Почему курение вредит человеку.
17 урок. Тема: «Детям особенно вредно! Детям опасно!».
Какой вред могут причинить алкогольные напитки.
18 урок. Тема: «Когда родители сердятся»
Забота родителей о детях. Споры в семье. Что делать, если родители тебя не понимают.
19 урок. Тема: «Гость в дом - радость в дом»
«Кто в гости не ходит, к себе не зовет, тот недобрым слывет»
20 урок. Тема: «Жду гостей»
Изготовление пригласительных открыток.
Чем можно занять гостей, чтобы никому не пришлось скучать.
21 урок. Тема: «У тебя в гостях подруга (друг)»
Будь приветливым.
Какие качества должны быть у хозяева, когда у него в гостях подруга (друг).
22 урок. Тема: «Чтобы гости не скучали».
Разучивание детских игр и проведение конкурсов.
23 урок. Тема: «Каким должен быть гость»
Скромность, аккуратность и вежливость украшают человека, большого и маленького. И всегда приятно, если к вам приходит гость с такими качествами.
24 урок. Тема: «Если будешь ссориться - если будешь драться»
Разговор о ссорах, драках. Драться можно только тогда, когда защищаешь кого-то. Или когда - то самому приходится защищаться.
25 урок. Тема: «На день рождения к другу»
Подарок выбери такой, чтобы доставить радость.
Как вести себя с другими приглашенными.
26 урок. Тема: «Прощание с гостем».
О чем нельзя забывать, прощаясь с кем-либо.
РАЗГОВОР.
РАЗНООБРАЗИЕ РАЗГОВОРОВ.
27 урок. Тема: «Разговор по телефону»
Проигрывается несколько ситуаций детьми.
28 урок. Тема: «Разговор с незнакомым на улице»
Формы привлечения внимания, обращения к незнакомцу. Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать? Где находится…?)
29 урок. Тема: «Обращения к взрослым знакомым»
Разговор со знакомым. Обращение по имени, отчеству. Выбор темы для беседы по ситуации.
30 урок. Тема: «Итоговое занятие»
Основной задачей взрослого является укрепление веры ребенка в свои силы, в свои возможности, его способность преодолеть возникающие трудности.
4класс
АЗБУКА ЭТИКИ. 1 урок. Тема: «Этикет: история и современность.» Этикет- это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Историческое развитие внешней культуры человека.
2 урок. Тема: «Этикет история и современность.» Прием гостей. Формы приглашения и количество приглашенных. Содержание и цель встречи. Умение направлять беседу в русло интересное всем. Сервировка стола.
3 урок. Тема: «Школьный этикет.» Обобщение правил поведения в школе (на уроке, на перемене, в столовой)
4 урок. Тема: «Обязанности ученика в школе и дома.» Без определенных обязанностей человек не может строить свою жизнь, у ребенка тоже есть свои обязанности в школе и дома.
5-6 уроки. Тема: «Устав- основной закон школы.» Закрепление основных правил и обязанностей школьника. Учеба является правом и обязанностью ученика. Права предоставленные государством, накладывают на человека определенные обязанности.
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ.
7 урок. Тема: «Нравственные отношения в коллективе.» Дать понятие «уважение», отношения между людьми, основное правило Библии.
8 урок. Тема: «Нравственные отношения в семье.» Дать понятия «семья», «родители», «бабушка», «дедушка», «сестры», «братья», «родословное дерево».Ответственность друг за друга.
9-10 уроки. Тема: « Речевой этикет.» В общении с людьми всегда проявляется степень уважения, вежливости, совести. Показать детям, что в общении главным является не столько речь, сколько тон голоса, позы, жесты, которые придают речи особые оттенки, выражающие отношение одного человека к другому..
11 урок. « Культура общения.» Необходимо показать ребенку, что каждый человек индивидуален, но он живет среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависят от них самих и выражаются в общении с другими людьми.
12 урок. Обобщающий.
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА.
13-14 уроки. « Моя малая Родина.» Родина необходима человеку и она начинается с его дома. Любовь к Родине- это возвышенное чувство, которое помогает человеку выжить.
15 урок. Тема: «Человек и его имя.» Показать как относились к имени и отчеству на Руси цари. Почему нужно бережно и уважительно относиться к своей фамилии, своему отчеству и имени. Почему и как нужно уважать имя, отчество и фамилию других людей.
16 урок. Тема: «Твои поступки и твои родители.» Добро живет в людях и в добрых поступках каждый день; необходимо понимать и ценить добрые поступки, заботу и внимание своих родителей.
17 урок. Тема: «Моя мама самая лучшая.» Забота. Чуткость. Сострадание. Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.
18 обобщающий урок.
ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ…
19 урок. Тема: «Мода и школьная одежда.» Школьная одежда не должна быть. Мода- явление временное и требовать от родителей модных нарядов нескромно.
20 урок. Тема: «Мода и школьная одежда.» Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Мода и этикет. Модная одежда и отношения ребят в классе.
21 урок. Тема: «Деловая игра.»
22 урок. Тема: «Обобщение.»
23 урок. Праздник. «Вежливость на все времена.»
УРОКИ ЗДОРОВЬЯ.
ТЫ И ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ.
24-25 уроки. Тема: «Человек в природе.» Бережное отношение к природе и ее обитателям. Борьба за охрану природы и окружающей среды. Общаясь с природой надо охранять свое здоровье.
26 урок. Тема: «Ты и твое здоровье.» Оказание первой помощи в экстренных ситуациях. Беседа со школьным врачом. 27 урок. Тема: «Ты и твое здоровье.» Питание детей. Встреча с врачом диетологом.
28 урок. Тема: «Вежливое отношение к природе.» Невежливое отношение к природе приносят вред всем.
29 урок. Тема: «Человек в природе и его здоровье.» Природа. Здоровье. Экология. Охрана природы. Правила поведения в походе, на отдыхе, на пляже. Отношение к животным.
30 урок. Тема: «Как ты растешь.» Самочувствие и настроение ребенка зависят от состояния его здоровья. Изменения которые происходят в организме детей.
31 урок. Тема: «Что ты знаешь о себе.» Дети получают представление о важности таких показателей физического развития и здоровья, как рост, масса тела, частота пульса в покое и после нагрузки. Работоспособность детей.
32 урок. Тема: «Как ты познаешь мир.» Дети получают представление об основных органах чувств, об особенностях познания окружающего мира при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д.
33 урок. Тема: «Обобщение.»
Программа 4 класса помогает детям овладеть основами эффективной социальной адаптации, т. е. гармоничного существования в обществе. Детям дается представление о ценности здоровья, формирует навыки здорового образа жизни, умение оценить свое состояние, поступки, поведение других людей. Важнейшая задача педагогов и родителей обучить детей простейшим способам общения, развить умение строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, оценивать ситуации, которые могут быть опасны для здоровья. Дети за 4 года обучения, по данному предмету, привыкают к безупречной чистоплотности, хорошим манерам, у них развивается вкус в отношении одежды, прически и т. д. Примером изучения на занятиях становится собственная жизнь учащихся, где в реальной жизни у детей появляется возможность использовать знания полученные на уроках этики.
Уроки этики воспитывают детей добрыми, жизнерадостными, учат добиваться того, чтобы у них развивалось стремление к здоровому и красивому быту, к красивым человеческим отношениям. Большое значение в этом имеет внешний вид. Стремление детей к чистоте и опрятности должно закрепляться в их реальных действиях, иначе оно заглохнет. Не приспособленный к быту человек очень страдает вследствие того, что с детства у него не развивали внимания к этой стороне жизни. Большое значение в жизни людей имеют праздники. Они приносят живые, радостные впечатления от общения с близкими, друзьями, дают возможность почувствовать жизнь наиболее яркой, интересной, вдохновляют людей. Уроки этики учат детей правилам гостеприимства, умению встречать гостей, приглашать их к столу, вести общий разговор, оказывать внимание всем присутствующим и т. п. Праздники, рождающие желание сделать хорошее, приятное своим близким и друзьям, должны воспитать в детях стремление к красивым человеческим отношениям. Вместе с тем следует помнить, что уроки этикета не самоцель, что это одно из средств, помогающих тому, чтобы жизнь людей была более красивой, чтобы в детях развивались здоровые, духовные качества. Послушаем В.Солоухина: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже и не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся, и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет". С возрастом круг общения детей расширяется, ситуации общения усложняются. Рекомендуемая программа обучения помогает детям адаптироваться к новым условиям, преодолевать трудности, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками. Обучая детей культуре общения, мы благотворно влияем на развитие их характера, их отношений с окружающими помогаем им свободно и без страха войти в мир общения.
ЛИТЕРАТУРА
- Кожан С. « Формула чудес или вежливость на все времена».
- Коростылев Н. «Уроки здоровья для больших и маленьких». М. «Детская литература» 1991г.
- Богуславская Н.Е. «Веселый этикет».
- Новогородцева Н.В. «Развитие речи детей».
- Бушелева Б.В. «Этикет».
- Михалков С.В. «Все начинается с детства».
- Розеншталь Д.Э. «Культура речи».
- Дорохов А.А. «Как вести себя. Беседы о вежливости и правилах поведения». М.: «Педагогика» 1970г.
- Васильева - Гангнус Л. « Азбука вежливости».
- Сытин Н. «Животворящая сила, или Помоги себе сам» ТОО «Лейла» 1993г.
- Журналы «Начальная школа».
- Блюхер Ф.Н. «Дидактические игры и занимательные упражнения в 1классе - М. «Просвещение» 1964г.
- Васильева - Гангнус Л. «Азбука вежливости» М. «Педагогика» 1988г.
- Трофименко В., Ромин А. «Поговорим об этикете» М. Изд-во «Московская правда» 1991г.
- Минскин Е.М. «От игры к знаниям». М. «Просвещение» 1982г.
- Волина В.В. «Учимся играть». М. «Новая школа» 1994г.
17. Хихачева Л. Школа этикета. Екатеринбург.1997.
СОДЕРЖАНИЕ.
·
Пояснительная записка
2 стр.
·
Поурочная учебная программа 1 класс
6 стр.
·
Поурочная учебная программа 2 класс
12 стр.
·
Поурочная учебная программа 3 класс
17 стр.
·
Поурочная учебная программа 4 класс
22 стр.
Литература 29 стр.