Доклад на тему: развитие коммуникативных способностей учащихся в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие коммуникативных способностей учащихся - одна из основных задач каждого учителя, решать которую уже необходимо с первых дней обучения ребенка в школе.

Сотрудничество - одна из основ современного обучения. Результаты учебного сотрудничества - новые способы действия, освоенные ребенком.

При совместной деятельности на уроке:

-возрастает объем усваиваемого материала, глубина его понимания

-меньше времени тратится на формирование понятий

-растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей

-учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся

-ученики получают большее удовольствие от занятий

-меняется характер взаимоотношений между учениками:

1.дети начинают лучше понимать друг друга

2.дети получают навыки необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей

Воспитательная работа учителя становится необходимым условием группового обучения, так как часто возникают конфликтные отношения между детьми

ПРАВИЛА

Приемы организации учебного сотрудничества

1.ДИСКУССИЯ

- общеклассная

- внутри групп

Дискуссия является основной формой работы развития коммуникативных способностей учащихся, в переводе с латинского означает обсуждение какого-нибудь спорного вопроса для выяснения разных точек зрения.

Задания:

-Задания, воспитывающие критичность мышления:

Например, «ЛОВУШКИ», когда учитель присоединяется к неправильному ответу учеников.

  • какое слово длиннее змей-червячок

  • слово четыре разделить пополам

  • сколько звуков в слове пять?

  • Какое слово длиннее усы-усики

  • Задания, не имеющие решения ( поставьте пальчик на схему слова Петя, а этой схемы в учебнике нет)

Задания, имитирующие позицию учителя:

  • выпиши слова с мягким согласным на конце

РЕЧЬ КОНЬ ПЛАЩ ЛЮБИШЬ ПРОЧЬ
МЯЧ ВЕЩЬ ВСТАТЬ СОЛЬ НАДЕНЬ

Задания, формирующие умения запрашивать у учителя информацию

  • задачи с недостающими данными

  • ситуация открытого незнания

РЕЧЬ МЯЧ - почему не пишем ь?

  • к какой части речи относится слово РАБОЧИЙ ?

  • дана схема , определите к какому слову она относится?

ОСИНА АКУЛА

Но не стоит путать дискуссию с фронтальной беседой. В дискуссии дети свободно обмениваются мнениями между собой. Очень важна диалогическая позиция педагога.

Факторы, тормозящие диалог на уроке:

- критичность учителя

-демонстрация себя

- нетерпимость к чужому мнению

- навязывание собственного мнения

- несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний

- отсутствие « эмоциональных поблажек» ( взгляд, жест,улыбка, зрительный контакт)

- неумение учителя быть хорошим слушателем

Необходимо избегать неэффективных словесных конструкций, тормозящих диалог. Например, риторических вопросов, вопросов закрытых, репродуктивных. Вопросы должны быть открытые, которые не предполагают однозначного ответа ( Как? Почему?), оценочные ( Как вы относитесь?), проблемные вопросы, поясняющие.

Учитель должен уметь выдержать паузу ожидания между вопросом учителя и ответом детей.

Правила совместного обсуждения:

  • все высказывания должны относиться к обсуждаемой теме

  • можно вносить поправки, развивать или подвергать сомнению суждения

  • допустимо ставить под вопрос неточные высказывания

  • все высказывания должны сопровождаться доказательством

МЕХАНИЗМ ОБЩЕКЛАССНОЙ ДИСКУССИИ

1.Дети начинают выдвигать свои версии

2.фиксация версий на доске ( с указанием авторства)

3.обсуждение версий

4.достижение кульминационной точки в обсуждении, позволяющей скоординировать все версии и прийти к правильному ответу

5. подведение итогов, обоснование правильного способа, версии, мнения

Одной из форм развития коммуникативных способностей учащихся является групповая работа.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В МАЛЫХ ГРУППАХ

В ходе групповой работы решается два вида задач:

*освоение предметного материала урока

*формирование отработанных навыков работы в группе

Общие правила организации групповой работы:

- детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык, не игнорируя мелочей, не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.

- вводя новую форму сотрудничества, необходимо дать ее образец, обсудить нормы и правила такого взаимодействия

По настоящему образец совместной работы будет освоен детьми после разбора 2-3 ошибок. Главный принцип разбора ошибок - разбирать не содержательную ошибку, а ход взаимодействия.

*говорить по очереди, а не одновременно.

* высказав свое мнение, спроси: « Как ты думаешь?»

* если все согласны, то можно действовать.

*отвечать на один поставленный вопрос

* все в группе должны отвечать за общее дело

* анализируя работу товарища, выскажи сначала, что хорошо

Количество участников малой группы оптимально 4 человека, работа в группе не должна продолжаться более 10 минут.

Нецелесообразно заставлять ученика объединяться, если ученик хочет работать один, но в ходе показать преимущества групповой работы.

ВАРИАНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГРУППЫ.

Общее правило. Малые группы формировать так, чтобы они не повторяли уже сложившиеся в классе группировки.

  1. группы формирует учитель (разноуровневые).Эффективно взаимодействуют разные дети в группе, с разными характерами, с разным уровнем знаний, но самых развитых нельзя часто садить со слабыми детьми. Необходимо им дать возможность себя проявить.

  2. по принципу случайности

  3. группы могут формировать лидеры

  4. учитель вместе с детьми

ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

*задания должно быть равномощно исключительно групповому поиску решения

* задания на уже открытый способ действия, когда ученику требуется утвердиться в своих знаниях

* задания, требующие оценить чье-либо решение, сделать вывод о правильном решении

РАЗЛИЧНЫЕ СТРУКТУРЫ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

«КОНВЕЙЕРНЫЙ ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Между детьми распределяется последовательность операций, то есть по цепочке

«КООПЕРАЦИОННЫЙ ТИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Используется при решении задач, требующих больших затрат времени

Например, пересказ произведения из 4 глав, каждый выбирает главу, а затем слушают пересказ друг друга.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Порождаем идеи, помогая друг другу, анализируем идею, ищем нужную.

Обсуждение идет по кругу, по часовой стрелке, иначе говоря круглый стол

Ход и результат работы лучше оформлять на большом листе А-4.

«ТРЕХШАГОВОЕ ИНТЕРВЬЮ»
Группа разбивается на пары. Детям предлагается взять интервью по теме, потом представить мнение друг друга в группе. Группа собирается вместе: все члены группы высказываются.

«1-2 - ВСЕ»

-Каждый член группы работает над подготовкой самостоятельно

-Члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах

-Пары представляют свои материалы на обсуждение группы.

-Группы готовят итоговый материал

«НОМЕРА» ( ЦВЕТА)

Учитель устанавливает порядок нумерации учеников в группе. Каждый ученик получает номер ( цвет).

Учитель дает задание.

После того, как работа завершена, учитель объявляет номер и один ученик от каждой группы отвечает на поставленный вопрос.

ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ В ГРУППЕ,
1этап.

-Распределение ролей ( секретарь, докладчик, оформитель)

Сначала распределяет учитель, а потом уже дети самостоятельно.

-выяснение понимания условия задачи

-определение способа работы над задачей

2этап. Основной

-сбор мнений

-обсуждение

-выбор решения

-проверка способа решения

3.этап заключительный

-оформление итогов работы

-подготовка к защите

ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

-при необходимости выслушать каждую группу, учителю надо зафиксировать на доске порядок окончания работы каждой из групп

-первой выступает та группа, которая первой закончила свою работу

-результат представлять в виде схем

-можно объединить похожие решения, а затем рассмотреть предложенные способы выполнения задания.

ПРИЕМЫ ОЦЕНКИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-самооценка

-взаимооценка

-индивидуальная оценка учеников

Для итоговых соревнований групп вполне допустимо использовать оценки в баллах.

© 2010-2022