- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по литературному чтению «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Открытый урок по литературному чтению «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гусейнова Т.В. |
Дата | 19.05.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
ГБОУ СОШ №773 ЮВАО г.Москвы
( УМК Л.В.Занкова)
подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Гусейнова Татьяна Викторовна
27 ноября 2013года
Москва
Тип урока: Творческая мастерская
Тема урока: Развитие речи. Написание мини-сочинения про
маму.
Цель:
1. Формировать умения отбирать материал к сочинению в соответствии с главной мыслью.
2. Учить детей писать сочинение по плану и опорным словам в нужной последовательности, учить использовать языковые средства в соответствии со стилем речи.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся.
4. Воспитание у младших школьников чувства уважения и любви к самому близкому, верному, преданному человеку - маме.
Оборудование:
презентация к уроку, чтение подготовленных стихов о маме.
1.Организационный момент. Ситуация вхождения в урок.
Учитель:
Глубоко вздохнем, выдохнем и улыбнемся друг другу.
Я рада видеть вас в отличном настроении.
Начинаем наш урок русского языка.
Мы побываем сегодня на уроке в творческой мастерской.
Послушайте стихотворение С. Баруздина про слова:
слайд №1
Слова бывают разные.
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твердые и мягкие.
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые.
Но непременно ДЕЛО
Стоит за каждым словом.
2.Запишите самые главные слова для вас. Ситукация выбора.
1). Дети пишут слова самостоятельно.
2). Зачитывают слова , не повторяясь.
Учитель пишет на доске:
Мама
Папа
Школа
Родители
Жизнь
Любовь
Ответственность
красота
Учитель : А какое слово самое дорогое из этих слов? Почему?
Дети: МАМА-так как она дает нам жизнь!!!
Учитель : Послушайте , как красиво о маме говорит писательница Зоя Воскресенская: «Самое прекрасное слово на земле - МАМА! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, взгляд. И чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и счастливее жизнь! (УЧИТЕЛЬ ДЕЛАЕТ ПАУЗУ)
3). Подчеркни это слово любимым цветом
(Дети подчёркивают самостоятельно)
3. Послушайте стихотворение о маме Сергея Казакова:
слайд №2
Нет мире слов прекраснее , чем это,
Оно слетает первым с наших уст.
И столько в нем тепла, добра и света,
Что без него мир холоден и пуст.
Учитель : - Как вы понимаете вторую строчку стихотворения?
Дети:-Самое лучшее слово на земле-мама.
Учитель : - А последнюю?
Дети:-Если мамы не будет рядом с нами, нам будет плохо.
4. Звучит музыка!!! Рисунок. (песня «Моя мама лучшая на свете»)
Учитель : - Закройте глаза, вспомните маму и подумайте, что могли нарисовать про свою маму? С чем или с кем могли бы ее ассоциировать?
( Дети рисуют рисунок) Ситукация выбора.
Музыка заканчивается.
Учитель : -Что нарисовали?
( Дети рассказывают, что нарисовали солнышко ,ромашку, розу, тюльпан…и доказывают почему)
5. Запишите слова , которые ассоциируются со словом -МАМА!
(Дети пишут слова самостоятельно)
Проверка написанных слов.
Учитель пишет на доске:
солнце
любовь
радость
счастье
жизнь
ласка
доброта
тепло
цветы
букет роз
Учитель : -Подчеркните самое красивое слово!
6.Соня Максимова читает стихотворение « Не обижайте матерей!»
Учитель : -Какая главная мысль этого стихотворения?
Дети:-Как бы нас мама не наказывала , на нее нельзя обижаться.
7.Закончи предложения:
слайд №3
Моя мама самая….. (лучшая, красивая, добрая, ласковая)
Глаза у нее… (добрые, как бриллианты сияют)
Руки у мамы… (нежные , золотые)
А сердце мамы…. (доброе, любящее, самое доброе)
8.Чтение учителем отрывка В.А.Сухомлинского «Материнские глаза»
В.Сухомлинский « Материнские глаза»
Я закрываю глаза и вижу глаза материнские. Где бы я ни была, о чем бы ни думала - я вижу их везде. В них - и доброта, и ласка, и любовь. Я счастлива, когда у мамы радостные, добрые, улыбающиеся глаза. Вот я прихожу из школы, мама посмотрит мне в глаза, глянет, как я иду, как смотрю - и все видит, как у меня на душе, все ли у меня в порядке. А иногда в глазах материнских грусть, тревога, печаль, смятение. Иногда - укор, обида... Я отдала бы все свои радости, только бы в глазах материнских было спокойствие, только бы она не горевала и не страдала. Материнские глаза - это первое, что открылось мне в мире. Это первый лучик счастья и лучик мысли. Отчизна начинается с материнских глаз.
Учитель : -Не зная автора , что о нём можно сказать?
Дети: - Он очень любил свою маму.
9. Учитель : Выпишите слова о маме, которые вам понравились?
Учитель пишет на доске:
(доброта, ласка, любовь, спокойствие, лучик, счастье)
10. Физкультминутка про маму
слайд №4
-
Дружно маме помогаем, -маршируем
-
Пыль повсюду вытираем, - движение руками по кругу
-
Мы белье теперь стираем, движение руками вправо и влево
-
И полы мы подметаем. - движение руками вправо и влево
-
В магазин бегом бежим, - бег на месте
-
На диване посидим. -приседаем
-
Маму вечером встречаем, - разводим руками
-
Крепко-крепко обнимаем.- обнимаем себя
11.Искренние письменные ответы на вопросы:
Учитель : -Что хорошего вы сделали для своей мамы?
Дети: Помогаем ей, хорошо учимся, дарим подарки…. .
Учитель : -Чем огорчили ее?
Дети: Получали плохие оценки, обманул однажды, не выполнил просьбу мамы….
Учитель : В чем состоит счастье мамы?
Дети: Что мы у неё есть…
12. Чтение произведения В.А.Сухомлинского «Сказка о гусыне»
Учитель : -Кто такая гусыня?
Дети: Мама гусей.
В жаркий весенний полдень вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывает деткам большой мир. Этот мир был ярким, зелёным, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг…Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей…
Гусята слышали, как будто бы откуда - то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что -то страшное, а они в теплоте и уюте.
Потом всё стихло. Гусятам захотелось поскорее на зелёный луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не смогла это сделать. Гусята всё это видели, но мир снова стал прекрасным, радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчёлы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Что с тобой, мама?» И только один самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Всё хорошо, сын!» жёлтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Учитель : -В чем смысл этой сказки?
Дети: - Счастье матери , что дети бегали по траве.
13.Представьте себе цветочную поляну. У вас на парте лежат цветочки. Вы должны для своей любимой мамочки написать желание!
Дети подходят к доске и клеят свои желания.
(Желаю тебе, мамочка здоровья . Желаю быть всегда счастливой…..)
14.Учитель:-А теперь прочитайте внимательно свои записи и выберите тему своего мини-сочинения.
Дети:-Моя любимая мама.
слайд № 5
План сочинения
1.Вступление.
Моя мама самая…..
2.Основная часть.
Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные, , словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг.
Улыбка: красивая, милая, обаятельная.
Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк.
Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые, , устали не знают, приласкают, обогреют, всё умеют.
Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь.
3.Заключение.
-
Я люблю ….
Учитель : - Посмотрите внимательно на план сочинения.
- Выберите тему своего сочинения.
- Прочитайте всё, что вы написали во время урока.
-Перед вами план вашего рассказа.
- Сколько частей?
Дети:-3.
-Не забываем про красную строку!
-Не забудьте написать красиво и грамотно, чтобы маме было приятно прочитать о себе и порадоваться за вас.
Удачи всем!
14.Самостоятельное написание мини-сочинения.
15. Желающие дети могут прочитать свое сочинение.
16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
слайд №6
Придумать стихотворение про маму со словами:
уважаю
помогаю
поздравляю
желаю
17.Рефлексия:
слайд №7
Закончите любое из предложений:
Я сегодня узнал:
Мне было интересно:
Мне хотелось бы ещё:
Мне было трудно:
Я расскажу родителям:
Список использованной литературы:
1. Н.В. Нечаева. Русский язык .3 класс. Издательский дом Фёдоров. Издательство. Учебная литература ,2011.
2.В.А.Сухомлинский . Рассказы .Материнские глаза . Сказка о гусыне.
3.С.Баруздин . Стихотворение . Слова бывают разные.
4.С.А.Есенина . 50 мини-сочинений. 3 класс. Издательство. Грамотей , 2004.
5. З.Воскресенская . Рассказ. Мама.
6.С. Казаков . Стихотворение . Нет в мире слов…