Открытый урок по литературному чтению «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СОШ №773 ЮВАО г.Москвы

Открытый урок по литературному чтению «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Открытый урок по литературному чтению «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Открытый урок по литературному чтению «Мы в ответе за тех, кого приручили»

( УМК Л.В.Занкова)

подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

Гусейнова Татьяна Викторовна

27 ноября 2013года

Москва

Тип урока: Творческая мастерская

Тема урока: Развитие речи. Написание мини-сочинения про

маму.

Цель:

1. Формировать умения отбирать материал к сочинению в соответствии с главной мыслью.

2. Учить детей писать сочинение по плану и опорным словам в нужной последовательности, учить использовать языковые средства в соответствии со стилем речи.

3. Развивать устную и письменную речь учащихся.


4. Воспитание у младших школьников чувства уважения и любви к самому близкому, верному, преданному человеку - маме.

Оборудование:

презентация к уроку, чтение подготовленных стихов о маме.




1.Организационный момент. Ситуация вхождения в урок.

Учитель:

Глубоко вздохнем, выдохнем и улыбнемся друг другу.

Я рада видеть вас в отличном настроении.

Начинаем наш урок русского языка.

Мы побываем сегодня на уроке в творческой мастерской.

Послушайте стихотворение С. Баруздина про слова:

слайд №1

Слова бывают разные.

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые.

Но непременно ДЕЛО

Стоит за каждым словом.

2.Запишите самые главные слова для вас. Ситукация выбора.

1). Дети пишут слова самостоятельно.

2). Зачитывают слова , не повторяясь.

Учитель пишет на доске:

Мама

Папа

Школа

Родители

Жизнь

Любовь

Ответственность

красота

Учитель : А какое слово самое дорогое из этих слов? Почему?

Дети: МАМА-так как она дает нам жизнь!!!

Учитель : Послушайте , как красиво о маме говорит писательница Зоя Воскресенская: «Самое прекрасное слово на земле - МАМА! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, ее ласка, взгляд. И чем больше твоя любовь к маме, тем радостнее и счастливее жизнь! (УЧИТЕЛЬ ДЕЛАЕТ ПАУЗУ)

3). Подчеркни это слово любимым цветом

(Дети подчёркивают самостоятельно)

3. Послушайте стихотворение о маме Сергея Казакова:

слайд №2

Нет мире слов прекраснее , чем это,

Оно слетает первым с наших уст.

И столько в нем тепла, добра и света,

Что без него мир холоден и пуст.

Учитель : - Как вы понимаете вторую строчку стихотворения?

Дети:-Самое лучшее слово на земле-мама.

Учитель : - А последнюю?

Дети:-Если мамы не будет рядом с нами, нам будет плохо.

4. Звучит музыка!!! Рисунок. (песня «Моя мама лучшая на свете»)

Учитель : - Закройте глаза, вспомните маму и подумайте, что могли нарисовать про свою маму? С чем или с кем могли бы ее ассоциировать?

( Дети рисуют рисунок) Ситукация выбора.

Музыка заканчивается.

Учитель : -Что нарисовали?

( Дети рассказывают, что нарисовали солнышко ,ромашку, розу, тюльпан…и доказывают почему)

5. Запишите слова , которые ассоциируются со словом -МАМА!

(Дети пишут слова самостоятельно)

Проверка написанных слов.

Учитель пишет на доске:

солнце

любовь

радость

счастье

жизнь

ласка

доброта

тепло

цветы

букет роз

Учитель : -Подчеркните самое красивое слово!

6.Соня Максимова читает стихотворение « Не обижайте матерей!»

Учитель : -Какая главная мысль этого стихотворения?

Дети:-Как бы нас мама не наказывала , на нее нельзя обижаться.

7.Закончи предложения:

слайд №3

Моя мама самая….. (лучшая, красивая, добрая, ласковая)

Глаза у нее… (добрые, как бриллианты сияют)

Руки у мамы… (нежные , золотые)

А сердце мамы…. (доброе, любящее, самое доброе)

8.Чтение учителем отрывка В.А.Сухомлинского «Материнские глаза»

В.Сухомлинский « Материнские глаза»

Я закрываю глаза и вижу глаза материнские. Где бы я ни была, о чем бы ни думала - я вижу их везде. В них - и доброта, и ласка, и любовь. Я счастлива, когда у мамы радостные, добрые, улыбающиеся глаза. Вот я прихожу из школы, мама посмотрит мне в глаза, глянет, как я иду, как смотрю - и все видит, как у меня на душе, все ли у меня в порядке. А иногда в глазах материнских грусть, тревога, печаль, смятение. Иногда - укор, обида... Я отдала бы все свои радости, только бы в глазах материнских было спокойствие, только бы она не горевала и не страдала. Материнские глаза - это первое, что открылось мне в мире. Это первый лучик счастья и лучик мысли. Отчизна начинается с материнских глаз.

Учитель : -Не зная автора , что о нём можно сказать?

Дети: - Он очень любил свою маму.

9. Учитель : Выпишите слова о маме, которые вам понравились?

Учитель пишет на доске:

(доброта, ласка, любовь, спокойствие, лучик, счастье)

10. Физкультминутка про маму

слайд №4

  • Дружно маме помогаем, -маршируем

  • Пыль повсюду вытираем, - движение руками по кругу

  • Мы белье теперь стираем, движение руками вправо и влево

  • И полы мы подметаем. - движение руками вправо и влево

  • В магазин бегом бежим, - бег на месте

  • На диване посидим. -приседаем

  • Маму вечером встречаем, - разводим руками

  • Крепко-крепко обнимаем.- обнимаем себя

11.Искренние письменные ответы на вопросы:

Учитель : -Что хорошего вы сделали для своей мамы?

Дети: Помогаем ей, хорошо учимся, дарим подарки…. .

Учитель : -Чем огорчили ее?

Дети: Получали плохие оценки, обманул однажды, не выполнил просьбу мамы….

Учитель : В чем состоит счастье мамы?

Дети: Что мы у неё есть…

12. Чтение произведения В.А.Сухомлинского «Сказка о гусыне»

Учитель : -Кто такая гусыня?

Дети: Мама гусей.

В жаркий весенний полдень вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывает деткам большой мир. Этот мир был ярким, зелёным, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг…Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей…

Гусята слышали, как будто бы откуда - то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что -то страшное, а они в теплоте и уюте.

Потом всё стихло. Гусятам захотелось поскорее на зелёный луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья, но не смогла это сделать. Гусята всё это видели, но мир снова стал прекрасным, радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчёлы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Что с тобой, мама?» И только один самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Всё хорошо, сын!» жёлтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

Учитель : -В чем смысл этой сказки?

Дети: - Счастье матери , что дети бегали по траве.

13.Представьте себе цветочную поляну. У вас на парте лежат цветочки. Вы должны для своей любимой мамочки написать желание!

Дети подходят к доске и клеят свои желания.

(Желаю тебе, мамочка здоровья . Желаю быть всегда счастливой…..)

14.Учитель:-А теперь прочитайте внимательно свои записи и выберите тему своего мини-сочинения.

Дети:-Моя любимая мама.

слайд № 5

План сочинения

1.Вступление.

Моя мама самая…..

2.Основная часть.

Глаза: ясные, чистые, добрые, лучистые, чудесные, , словно звёздочки горят, озаряя всё вокруг.

Улыбка: красивая, милая, обаятельная.

Голос: самый добрый и родной, нежный и ласковый, как первый весенний ручеёк.

Руки: добрые и ласковые, тёплые, нежные, красивые, , устали не знают, приласкают, обогреют, всё умеют.

Сердце: верное и чуткое, неравнодушное, в нём никогда не гаснет любовь.

3.Заключение.

  • Я люблю ….

Учитель : - Посмотрите внимательно на план сочинения.

- Выберите тему своего сочинения.

- Прочитайте всё, что вы написали во время урока.

-Перед вами план вашего рассказа.

- Сколько частей?

Дети:-3.

-Не забываем про красную строку!

-Не забудьте написать красиво и грамотно, чтобы маме было приятно прочитать о себе и порадоваться за вас.

Удачи всем!

14.Самостоятельное написание мини-сочинения.

15. Желающие дети могут прочитать свое сочинение.

16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

слайд №6
Придумать стихотворение про маму со словами:

уважаю

помогаю

поздравляю

желаю

17.Рефлексия:

слайд №7

Закончите любое из предложений:
Я сегодня узнал:
Мне было интересно:
Мне хотелось бы ещё:
Мне было трудно:
Я расскажу родителям:

Список использованной литературы:

1. Н.В. Нечаева. Русский язык .3 класс. Издательский дом Фёдоров. Издательство. Учебная литература ,2011.

2.В.А.Сухомлинский . Рассказы .Материнские глаза . Сказка о гусыне.

3.С.Баруздин . Стихотворение . Слова бывают разные.

4.С.А.Есенина . 50 мини-сочинений. 3 класс. Издательство. Грамотей , 2004.

5. З.Воскресенская . Рассказ. Мама.

6.С. Казаков . Стихотворение . Нет в мире слов…


© 2010-2022