Использование критического мышления в начальных классах

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахИспользование критического мышления в начальных классахНаучно-практическая конференция педагогов МО

"Нижнеудинский район"




Применение технологии критического мышления в начальной школе

из опыта работы учителя начальных классов

МБУ СОШ №48

Титовой Галины Дмитриевны













г. Нижнеудинск 2014г.


Содержание


Введение………………………………………………………………4

Глава -1

Технология критического мышления

1.1 Что такое критическое мышление……………………………… 6

1.2.Основоположники ТРКМ……………………………………….. 8

1.3.Актуальность и новизна ТРКМ………………………………….8

1.4.Цели и задачи ТРКМ……………………………………………..9

Глава -2

Структура и характеристика стадий урока с применением ТРКМ

2.1.Структура урока с применением ТРКМ………………………11

Глава - 3

Приёмы, используемые на уроках с применением ТРКМ

3.1.Приём «Таблица - З Х У»………………………………………...13

3.2. Приём «Прогнозирование»……………………………………... 15

3.3.Приём «Концептуальная таблица»………………………………16 3.4.Приём «Ассоциация»…………………………………………......17

3.5.Приём «Дерево предсказаний»……………………………….. ...17

3.6.Приём «Лови ошибку»……………………………………….. ….17

3.7. Приём «Чтение - суммирование в парах»………………………18

3.8.Приём «Чтение с пометами»………………………………….......18

3.9.Приём «Работа с вопросником»……………………………… ….19

3.10.Приём «Уголки»………………………………………………….19 3.11.Приём Взаимоопрос»…………………………………………….19

3.12 Приём «Написание творческих работ»…………………………20

3.13. Приём «Создание викторины»………………………………….20

3.14. Приём «Синквейн»………………………………………….. ….20

3.15. Приём «Логическая цепочка»…………………………………...21

3.16. Приём «Кластер»…………………………………………………21

3.17. Приём «Чтение с остановками»…………………………… ……21

Глава - 4

Выводы и результаты.

4.1.Учебная деятельность………………………………………… ……23

4.2.Внеурочная деятельность……………………………………. ……25

Заключение………………………………………………………………29

Литература…………………………………………………………. …...30

Приложения

Приложение №1………………………………………………………… 31

Приложение №2…………………………………………………… …..37

Приложение №3…………………………………………………… …..44

Приложение №4………………………………………………………..46

Приложение №5…………………………………………………… ….48

Приложение №6………………………………………………………..49

Приложение №7……………………………………………………….51

Приложение №8…………………………………………………… …52





Введение


.

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.
Л. Выгодский

Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не
критическое мышление.
Д. Дьюи

Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна.
К.Поппер

Критика была бы, конечно, ужасным орудием для всякого,

если бы, к счастью, она сама не подлежала критике же. В.Г. Белинский

Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования [ФГОС , 2010: стр. 5]. Стандарты второго поколения разработаны с учетом принятого международным сообществом современного понимания состава и содержания результатов образования выпускников школы. Поэтому требования стандарта ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в когнитивной области в рамках отдельных предметов, но и на результаты освоения межпредметных учебных умений, универсальных учебных действий, а также личностные результаты. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Современная жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д. Поэтому ученику важно не только получать знания, но и уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения; связывать жизненный опыт с новой информацией, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, ученые в свои труды. Сейчас разработана масса различных педагогических технологий, направленных на воспитание личности, отвечающей требованиям современного общества.












Глава 1 -Технология критического мышления

  1. Что такое критическое мышление
Сейчас разработана масса различных педагогических технологий, направленных на воспитание личности, отвечающей требованиям современного общества. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Критическое мышление - способность ставить новые вопросы, выдвигать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Для достижения личностных результатов важным компонентом развития школьников считается формирование критического мышления. Критическое мышление - очень важная и нужная форма мышления. Жизненно необходимая. Можно утверждать, что мы, чтобы не попасть впросак, стараемся критически мыслить всегда. Критическое мышление - это своеобразный интеллектуальный «фильтр», который позволяет нам спасаться не только от неизбежных информационных ошибок, но и от возможных интеллектуальных неприятностей. Но вот всегда ли он работает правильно? Чтобы быть в этом уверенным, необходимо правильно понимать и суть критического мышления, и его уместность, и его «технологические» возможности. Наверное, одно из самых больших заблуждений здесь то, что с помощью критического мышления, или критики, мы хотим добиться гораздо большего, чем это возможно на самом деле. Только вот насколько? Чтобы не потерпеть публичное фиаско, чтобы проявить мудрость и не попасть в досадное положение, надо очень точно и полно понимать, что же это такое - «критическое мышление».

Приведу цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление». В своей статье Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г.Холланд, США, дал определение критическому мышлению. Во-первых, критическое мышление - это мышление самостоятельное. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем . которые надо решить. В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию. Таким образом, критическое мышление-это: *Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт. *Отправная точка для развития творческого мышления.
1.2. Основоположники технологии критического мышления
Технология развития критического мышления разработана американскими учёными Чарльзом Темплом, Куртом Мередитом и Джинни Стил. Адаптирована к российской образовательной системе Ириной Муштавинской (кандидат педагогических наук), Игорем Загашевым (кандидат педагогических наук), Сергеем Заир-Беком (кандидат педагогических наук, исполнительный директор программы развития критического мышления посредством чтения и письма)
1.3. Актуальность и новизна ТРКМ

Технология является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитания базовых навыков человека открытого информационного пространства. «Переложенные» на язык практики идеи технологии звучат следующим образом:

  • дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
  • роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
  • критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить;
  • существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
1.4.Основные цели и задачи ТРКМ

Технология развития критического мышления направлена на достижение и решение следующих целей и задач.

Цель ТРКМЧП
- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в учебной жизни.
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать).

Задачи ТРКМЧП :

  • Формирование нового стиля мышления
  • Развитие базовых качеств личности
  • Развитие аналитического, критического мышления
Теории, на которых базируется ТРКМ (технология развития критического мышления): 1. Конструктивизм - развитие осуществляется в процессе активного конструирования знания субъектом обучения. 2. Теория схем - ученик в процессе познания видоизменяет, модифицирует свои схемы, представления. Значит необходимо развивать умение осознавать эти схемы, работать с ними. 3. Ответный критицизм читателя - для осмысления текста учащимся необходимо озвучивать своё мнение, самим конструировать смысл сообщения. 4. Метокогнитивное обучение - процесс познания должен быть осознанным. Эта осознанность осуществляется в виде рисунков, графиков, проговаривания.


























ГЛАВА -2 Структура и характеристика стадий урока с применением ТРКМ 2.1.Три стадии урока при использовании ТРКМ В технологии развития критического мышления посредством чтения и письма существуют три основные стадии, которые соответствуют трём компонентам обучения, выделенным Ж.Пиаже и его последователями: вызов, осмысление, рефлексия. 1 стадия -«Вызов»
2 стадия -«Осмысление»
3 стадия -«Рефлексия»
На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечен в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе - обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели. Иными словами можно сказать, что на этом этапе определяется тема урока. происходит актуализация имеющихся знаний по теме, выясняется, что дети уже знают об этом или думают, что хотят узнать, или что нужно узнать, и для чего это нужно знать. С этой целью используются разные приемы обучения, например составление кластера или ассоциации, в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями или явлениями. Роль учителя на этом этапе невелика, дети должны чувствовать себя комфортно. На этой стадии используется прием «мозгового штурма», который активизирует внимание всех учеников (и слабых, и сильных). У детей появляется интерес к предмету разговора. На стадии вызова у учащихся есть возможность, используя свои предыдущие знания, строить прогнозы, самостоятельно определить цели познавательной деятельности на данном уроке. Вторая стадия - осмысление (поиск ответов), поиск ответов на вопросы, поставленные в начале урока. Ребенок больше работает самостоятельно, в парах или группах. Если что-то не понятно, то он может обратиться за помощью к учителю. Это этап познания, где учащиеся получают возможность познакомиться с новой информацией, идеями или понятиями, связать их с уже имеющимися знаниями, активно отслеживая своё понимание По сути дела, на этой стадии происходит изучение нового материала.. Для этого используются самые разнообразные приемы: чтение текста с остановками; составление таблиц, , дневников двойной записи;, изложение в паре, «инсерт» - чтение текста с пометками и т. д. Третья стадия - размышление (рефлексия) - позволяет выяснить, насколько ребенок понял тему. Задаются как закрытые (выражающие одно мнение), так и открытые (выражающие несколько мнений) вопросы. Ответы должны быть по возможности полными и расширенными. Учащиеся осмысливают все то, что они изучали на уроке, выражают мысли и понятия через информацию, которую они получили. Эта стадия реализуется также с помощью различных приемов (стратегий): групповой дискуссии, написания мини-сочинения или эссе, пятистишия - синквейна, кластера («пучок»), дискуссионной карты, авторского стула. Происходит целостное осмысление, обобщение и присвоение полученной информации, выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного. Раньше мы это называли - закрепление вновь изученного материала Авторы отмечают, что данная структура урока является как процессом обучения, так и изучением процесса познания самими учащимися. Эти три стадии могут плавно переходить одна в другую, но они должны присутствовать на каждом уроке, так как это позволяет увидеть сложный мыслительный процесс, который начинается с информации, а заканчивается ее осмыслением, принятием решения. Каждому этапу работы на уроке присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.

ГЛАВА - 3 Приёмы, используемые на уроках с применением ТРКМ (из опыта работы) По новым стандартам я начну работать только с этого 2014 - 2015 учебного года. Готовя себя к работе по ФГОСам, начиная с 2012 - 2013 учебного года, я много внимания уделяла изучению теоретического аспекта по данной теме, прошла курсы профессиональной подготовки, посещала уроки коллег. Мне стало очень интересно, и я начала пробовать на практике применять некоторые педагогические технологии. В стандарте нового поколения очень много различных педагогических технологий, но я считаю, что технология критического мышления занимает ведущее место в обучении и развитии школьника как личности. Я расскажу, какие приёмы технологии критического мышления я применяю в своей практике, на каких этапах урока, и какой результат у меня получился. 3.1. Таблица «Знаю - хочу знать - узнал» Этот приём необходимо применять на стадии «Вызова»,т.е. на стадии погружения в тему урока. Перед учащимися ставятся вопросы: Что вы знаете об этом? Что узнали нового? Что вы считаете нужным узнать? Ответы вписываются в первые две колонки таблицы. Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идет обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. Данный приём я применяю на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Например: Тема: Склонение имён существительных Вопросы по теме для заполнения таблицы Что я знаю об имени существительном? Что я нового узнал об имени существительном? Что мне хотелось бы ещё узнать об этой части речи?

Что я знаю об имени существительном? Что я нового узнал об имени существительном? Что бы я хотел ещё узнать об этой части речи? Имя существительное - это самостоятельная часть речи. Имена существительные изменяются по падежам. Как изменяются по падежам существительные множественного числа? Имя существительное обозначает предмет. Изменение имени существительного по падежам называется склонением. Как изменяются имена собственные? Имя существительное отвечает на вопрос: Кто это? или Что это? Всего шесть падежей (Именительный, Родительный, Дательный , Винительный, Творительный, Предложный. Какими членами предложения могут быть имена существительные в косвенных падежах? Имена существительные бывают одушевлёнными и отвечают на вопрос Кто? и неодушевлёнными и отвечают на вопрос Что? Какие вопросы ставятся к каждому падежу. Есть ли имена существительные, которые по падежам не изменяются? Имена существительные бывают собственными (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, сёл, деревень, улиц и т.д.) и пишутся с большой буквы и нарицательными. Существуют слова-помощники к каждому вопросу каждого падежа. Существительные делятся на три склонения.

Применение данного приёма на уроках окружающего мири и литературного чтения (Приложение №1) 3.2. Прием прогнозирование Данный приём развивает мышление, воображение, устную и письменную речь, творческие способности детей, обучает учащихся работать с разными источниками информации, создаёт условия для саморазвития и самореализации каждого ученика. В основу этого приёма положены наводящие вопросы учителя. Приём прогнозирования применяется на всех стадиях урока. (Приложение №2 ) 3.3 Приём «Концептуальная таблица» Данный приём ценен тем, что помогает учащимся увидеть не только , чем отличаются объекты друг от друга, что общего между объектами, но это незаменимое и необходимое орудие для прочного и быстрого запоминания информации . Его тоже можно применять на всех стадиях урока. Этот приём применялся мною на уроках литературного чтения ,окружающего мира и русского языка в 3 и 4 классах. Например, в 4 классе на уроке «Окружающего мира» Тема: «Водоёмы родного края»
Линия сравнения
Уда Застрянка Уватчик Голубые озёра Есть исток и устье + + + _ Вода проточная + + + _ Вода стоячая - - - + Приносит пользу + + + + Много рыбы +++ ++ + -+ Нуждается в охране + + + + На уроках литературного чтения и русского языка.(Приложение №3)

3.4. Приём «ассоциация» Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании , обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. ( Почему именно так называется? Прошу сформулировать свои догадки.)

3.5. Дерево предсказаний Этот прием помогает строить предположения по поводу, например ,развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.( Приложение №4) Главными задачами второго этапа осмысление является активное получение информации, соотнесение нового и уже известного. Задача учителя на этом этапе - установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового 3.6. Приём: «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает найти допущенные ошибки. Ошибки в задании 2 уровней: 1) явные, которые легко выявляются уч-ся, исходя из личного опыта и знаний; 2) скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Уч-ся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.
  1. Затем изучают новый материал, возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить вначале урока
Данный приём применяю на стадии «Осмысления».(Приложение №5) 3.7. Прием «Чтение - суммирование в парах» Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали 3.8. «Чтение с пометами» Этот прием помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста: v- это я знал ; + - это новое для меня; ! - этим я удивлен; * - это было интересно. Этот приём используется при работе с текстами про животных и с научно-познавательными текстами

3.9. «Работа с вопросником» Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего. 3.10.. «Уголки» При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения. 3.11. «Взаимоопрос» Один из способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков На этапе рефлексия учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, свое эмоциональное отношение к героям произведений, свое понимание художественного образа.На этом этапе я использую следующие приёмы.



3.12. «Написание творческих работ» Детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу (Приложение №6) 3.13. «Создание викторины» Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего - «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы. 3.14. «Синквейн» Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Как это делать: Тема: «Понятие о глаголе» Составляем синквейн Название (обычно существительное)._Глагол __________________________
Описание (обычно прилагательное) _Важный, необходимый_
Действия ( три глагола)._Изменяется, действует, двигается .
Чувство (фраза)_Находится в постоянном движении . Синоним-суть : Действие предмета. Применение данного приёма на других уроках (Приложение №2) 3.15. «Логическая цепочка» После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов (Приложение №7) )3.16. «Кластер» Дети выделяют смысловые единицы текста и графически их оформляют в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Выделяем центр - это тема, от неё отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. 3.17. «Чтение с остановками» 1. Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти-семи страниц Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Данный прием можно применять на всех стадиях технологии. Схема реализации: А) Рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этой книгой Здесь необходимо быть максимально искренними. Вступление должно быть не слишком длинным - не более трех-четырех минут. Если учитель не готов к выражению своих чувств, то лучше ограничатся краткой информацией о личности автора. Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт вопросы, которы побуждали бы учеников к критическому мышлению (" Что заставило героя поступить именно так?«, «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?») При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным. (Приложение №2)





Глава - 4 Выводы и результаты работы с применением ТРКМ 4.1. Учебная деятельность Применение данных приемов на разных уроках позволило мне добиться очень хороших результатов, как в учебной так и во внеурочной деятельности моих учеников, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Применение приемов технологии РКМЧП (синквейн, пометки на полях, кластер, тонкие и толстые вопросы, чтение с остановкой и др.) позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно - следственные связи.
Развитие умения работать с информацией:

Уровень развития Умение систематизировать материал Умение устанавливать причинно-следственные связи 3 класс 4 класс 3 класс 4 класс Допустимый 30,4% 71,2 % 30,9% 60,2% Средний 32,9% 24,8% 40,4% 35,8% Низкий 36,7% 4 % 28,7% 4%

Промежуточный контроль показал возрастание качества успеваемости учащихся, а также формирование навыка самостоятельности, творческой активности. С предлагаемыми контрольными работами дети справляются без затруднений в более короткие сроки, чем дети других классов, показывает устойчивые результаты (КО -81%, успеваемость- 100%). В результате такой кропотливой работы большинство ребят научились пользоваться памятками, слаженно работать в группах и учитывать мнения других, пользоваться различными словарями, справочниками, интернет- ресурсами, как дополнительными источниками информации для ответов на вопросы. Избавляясь от подсказок, они помогают друг другу через вопрос. Учащиеся перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ. Результативность деятельности проявилась в том, что многие учащиеся в процессе обучения освоили опыт анализа собственной деятельности, научились критически относиться к своим действиям и оценивать поступки не только своих сверстников и других людей ,но и свои собственные. Учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения, во внеклассных мероприятиях, в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, смотрах и других мероприятиях. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки. За два последних учебных года достижения по учебным предметам обучающихся моего класса можно представить диаграммой..


2012 -2013 2013-2014 -2014 Русский язык68% Русский язык 81% Математика 64% Математика 83% Чтение 62% Чтение 91% Окр. Мир 64% Окр. Мир85%
4.2.Внеурочная деятельность Отрадно отметить, что к концу четвёртого года обучения улучшилась активность моих учащихся во внеурочной деятельности. Учащиеся моего класса стали активными участниками в общественной деятельности не только в рамках класса и школы, но в течение этого времени они были активными участниками муниципальных, областных, Всероссийских, международных очных и заочных конкурсов и олимпиад. Две ученицы уласса стали стали лауреатами премии Губернатора (Худоногова Надя и Милько Женя. Достижени учащихся отражены (Приложение №8)




Заключение
Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок - человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки. Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать травильное решение, умея отстаивать собственное мнение Я уверена, что развивая критическое мышление на каждом уроке, во внеурочной деятельности, мы воспитаем такую личность. Ведь критическое мышление - это здоровое сомнение в чём-то. Передо мной стоит задача - работать на конечный результат, учить детей, чтобы ребёнок умел найти главное. Авторы говорят, и я с ними согласна, что мы даём ребёнку не рыбу, а удочку, т.е. что он сам «поймает». «Каждый получает ровно столько, сколько вкладывает сам». В изменяющемся мире для учащихся необходимо уметь анализировать информацию и решать, что является главным, уметь выразить своё отношение к новым идеям и знаниям, давать понятие чему-то новому, отвергать неуместную и ненужную информацию. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний. Обучение критическому мышлению - это нелёгкая задача. Нет какого-то перечня шагов, которые ведут к критическому мышлению. Но существуют, по мнению авторов технологии, определённые условия и подходы, развивающие критическое мышление: - учащиеся должны располагать временем и возможностью практики в критическом мышлении;
- ученики должны поощряться в ходе учебного процесса;
- должны быть приняты разнообразные идеи и мнения;
- в классе должна быть создана атмосфера, в которой нет насмешек, иронии над чьим-либо мнением;
- учитель должен верить в способности каждого ученика. Таким образом, учащиеся, мыслящие критически, вовлеченные в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить себя и правильно осознать себя в окружающем их мире. Но роз без шипов не бывает. Хотелось бы остановиться и на тех проблемах, которые возникают при овладении этой технологией. Одна из них - это дефицит времени, как и у любого другого учителя. Очень много усилий требует разработка и составление карточек для работы в группах, не всегда учащиеся обеспечены необходимыми текстами, приходится делать много ксерокопий. Но, кроме технических трудностей, выступает еще одна - не все учащиеся пока еще достаточно активны, сохраняется желание остаться в стороне, наблюдать за происходящим со стороны. Часть учащихся ждёт, чтобы был дан «правильный ответ», нет ещё ответственности за своё обучение. Поэтому важно вовлекать каждого в процесс познания и самопознания. Но я уверена, что со временем большинство проблем будет решено, так как эта технология - технология развития критического мышления через чтение и письмо - получает всё большее распространение, за ней - возможность воспитания будущего гражданина, самостоятельной, творческой личности.
В одной притче говорится: "Жил мудрец, который  знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях  бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая  или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мёртвая -  выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих  руках". В наших руках дети, наша задача - чтобы каждый ребенок почувствовал себя любимым и счастливым, нужным, значимым и успешным  на каждом уроке. Я считаю, что это помогает учителю осуществить применение приёмов технологии развития критического мышления. 



.












ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ НА КАЖДЫЙ УРОК
1. Ничего не сообщайте в готовом виде, новое ученик открывает в систематическом выполнении упражнений. 2. Начинайте задания в общей формулировке, это вам поможет: - увидеть, на что способен учащийся в этой деятельности; - создать ситуацию помощи менее успевающим учащимся через сильных; - сформулировать задание более конкретно. 3. Держите паузу после постановки задания. 4. Не спешите с оценкой ответа, чтобы не прерывать ученика. 5. Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного. 6. Приучайте обосновывать свои ответы без напоминания. 7. Приучайте слушать ответы учащихся, одноклассников. 8. Приучайте самостоятельно воспринимать задания на слух, без дополнительного объяснения, на какие моменты нужно обратить внимание. 9. Правильное выразительное чтение на любом уроке. 10. Продумывайте варианты ответов учеников и вашу реакцию на ответы











Литература
  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во «Бонфи», 2002. - 239 с.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. - М.: Просвещение, 2004. - 236 с.
3.Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина - М.: ИТиИП РАО, 2004. - 524 с. 4.Технологии открытого образования: Сборник научно-методических материалов Московского открытого образовательного проекта / Под. ред. Н.П.Дерзковой - М.: АПКиПРО, 2










Приложение №1 Таблицы по ТРКМ -З Х У Предмет - Литературное чтение - 4 класс Тема: Устное народное творчество Вопросы по теме для заполнения таблицы Что я знаю об устном народном творчестве? Что я нового узнал об устном народном творчестве? Что мне хотелось бы ещё узнать об устном народном творчестве?

Что я знаю об устном народном творчестве? Что я нового узнал об устном народном творчестве? Что бы я хотел ещё узнать об устном народном творчестве? Народные сказки - это произведения УНТ. К произведениям УНТ относятся загадки, пословицы, поговорки, частушки, народные песни, притчи, небылицы, считалки, загадки. Как развивается УНТ в наши дни Автором произведений УНТ является народ. У каждого народа есть свои произведения УНТ Больше узнать о легендах и былинах Произведения УНТ могут изменяться .Произведения УНТ отражают то историческое время, в котором оно было создано Какие темы затрагиваются в произведениях современного УНТ Произведения УНТ богаты пословицами, поговорками
Произведения УНТ -это фантазия народа
В произведениях УНТ выражены народные мечты, чаяния. Это многожанровые произведения



Русский язык -3 класс. Тема: Правописание частицы НЕ с глаголом.
Вопросы для учащихся: Что я знаю о глаголе? Что я нового узнал по теме «Правописание частицы НЕ с глаголом» ? Что я ещё хотел бы узнать по этой теме? Что я знаю о глаголе?
Что я нового узнал по теме «Правописание частицы НЕ с глаголом» ?
Что я ещё хотел бы узнать по этой теме?
Глагол-это самостоятельная часть речи. Частица НЕ - это отрицательная частица. В каких случаях вместо частицы НЕ употребляется частица НИ? Глагол обозначает действие предмета. Частица НЕ пишется с глаголом раздельно. Может ли глагол в предложении быть не сказуемым, а другим членом предложения? Глагол отвечает на вопросы: Что делать?, Что сделать?, Что будет делать? Частица НЕ пишется с глаголом слитно только в тех случаях, когда без НЕ слово не употребляется (негодовать, ненавидеть и т.д.)
Начальная форма глагола -это неопределённая форма глагола, которая называется инфинитив.

Глагол изменяется по лицам и числам.

В предложении чаще всего глагол является главным членом предложения -сказуемым.


Урок - Окружающий мир - 3класс Тема:» Режим дня» Вопросы для учащихся: Что я знаю о режиме дня? Что я нового узнал о режиме дня? Что бы я хотел ещё узнать о режиме дня?
Что я знаю о режиме дня? Что я нового узнал о режиме дня?
Что бы я хотел ещё узнать о режиме дня?
Режим дня бывает в больницах, в санаториях, в детских садах По режиму живут даже в тюрьме, в космосе, простые люди, учёные, министры и президенты. Как правильно организовать мой режим дня, чтобы на всё хватало времени Режим - это когда всё расписано по времени Расписание работы транспорта, магазинов и предприятий - это тоже режим. Почему несоблюдение режима питания ведёт к заболеванию желудка За нарушение режима строго наказывают в армии Режим помогает правильно организовать своё время, помогает организму избегать стрессов Зачем режим дня преступникам в тюрьме, ведь они всё равно там сидят наказанные
У людей, живущих по режиму, на всё хватает времени, у них крепче здоровье, потому что их жизнь течёт размеренно, организм принимает пищу в одно и то же время, у них спокойный сон, и они меньше болеют, Режим необходим всем людям, независимо от возраста. В каком возрасте человек может почувствовать последствия несоблюдения режима?



Урок «Русский язык» - 4 класс Тема: Склонение имён существительных
Вопросы по теме для заполнения таблицы Что я знаю об имени существительном? Что я нового узнал об имени существительном? Что мне хотелось бы ещё узнать об этой части речи?

Что я знаю об имени существительном? Что я нового узнал об имени существительном? Что бы я хотел ещё узнать об этой части речи? Имя существительное - это самостоятельная часть речи. Имена существительные изменяются по падежам. Как изменяются по падежам существительные множественного числа? Имя существительное обозначает предмет. Изменение имени существительного по падежам называется склонением. Как изменяются имена собственные? Имя существительное отвечает на вопрос: Кто это? или Что это? Всего шесть падежей (Именительный, Родительный, Дательный , Винительный, Творительный, Предложный. Какими членами предложения могут быть имена существительные в косвенных падежах? Имена существительные бывают одушевлёнными и отвечают на вопрос Кто? и неодушевлёнными и отвечают на вопрос Что? Какие вопросы ставятся к каждому падежу. Есть ли имена существительные, которые по падежам не изменяются? Имена существительные бывают собственными (имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, сёл, деревень, улиц и т.д.) и пишутся с большой буквы и нарицательными. Существуют слова-помощники к каждому вопросу каждого падежа. Существительные делятся на три склонения.











Приложение №2

Приём прогнозирования, синквейн, чтение с остановками

Урок литературного чтения
Тема: «Иван Андреевич Крылов , басня «Ворона и лисица»
Приём: "Чтение с остановками", "Прогноз"
Цель урока: 1. Познакомить учащихся басней И.А. Крылова"Ворона и лисицах ". 2. Проанализировать ситуацию на основе выбора нравственных категорий. 3. С помощью интерпретационных вопросов, прогнозирования содержания произведения, ключевых слов, чтения с остановками стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. Оборудование: кроссворд, ребусы, загадки, рисунки (ворона, лисица, ворона на дереве с сыром в клюве, ворона в слезах), словарь по теме урока, портрет автора, тексты с басней.


Ход урока: На стадии вызова

  1. Учащимся предлагаются ребусы и музыкальные фрагменты. Слова, полученные в ходе расшифровки, становятся ключевыми словами кроссворда.
а) вОрона, б) В рыженькой шубке с пушистым хвостом, Как пламя мелькнула она под кустом.(Лисица) в) Бывает он грубым, ласковым, низким. До боли знакомым, родным, очень близким. Он есть у тебя и есть у меня, Льётся он трелью у соловья. (Голос) г) Музыкальный фрагмент карканья вороны. д) Возьми его с головы и замени одну букву - получишь то, что хвалила лиса.
2. Рассказ об авторе, выставка сборников басен И.А.Крылова. Басня -это литературный жанр. Это произведение авторское. Что это значит? Это значит её написал автор. Автор басни Иван Андреевич Крылов.Иван Иван Андреевич Крылов родился 12 февраля( 2февраля по старому стилю) 1769 года. Точное место Ивана Андреевича неизвестно, возможно это Москва, Троицк или Запорожье..
Отец - Андрей Прохорович Крылов (1736-1778). Служил в драгунском полку, начав службу с рядовых. Отличился при защите Яицкого городка во время восстания Пугачева. Умер в звании капитана в бедности. Мать - Мария Алексеевна. Осталась после смерти мужа с двумя малолетними детьми на руках. Неграмотная, но наделенная природным умом, следила за образованием сына. Иван Крылов обучался дома грамоте, арифметике и молитвам..
1777 год - начало обучения Ивана Андреевича. Сумев удивить местного помещика своими стихами, получает разрешение обучаться вместе с его детьми. Самостоятельно изучает литературу, математику, французский и итальянские языки.
В 1809 году издается первая книга басен Ивана Андреевича Крылова. 1819 - изданы 6 томов басен Ивана Крылов.
27 марта 1820 года Крылову вручен орден св. Владимира 4-й степени.
В 1823 Российская академия вручает Ивану Андреевичу золотую медаль. В этом же году переживает два инсульта.
21 ноября (9 ноября по старому стилю) 1844 года Иван Андреевич Крылов умирает от скоротечного воспаления легких. По одной из версий, причиной смерти был заворот кишок от переедания. 3.Используя слова кроссворда, сочините басню, предположив её сюжет.
(Работа в группах)
  1. Презентация басен (по группам).
А) Первая группа представила басню следующего содержания. Вороне с неба прилетел кусочек сыра. Схватив его, она полетела в гнездо, чтобы накормить маленьких воронят. Вдруг она увидела лису. Ворона испугалась и спряталась в дупле дятла. А лиса унюхала запах сыра, ходила-ходила под деревом, так голодная и пошла домой. Б) Вторая группа - Подружились ворона и лиса. Вместе ели, вместе пили, вместе радость и беду делили. Пошли они однажды добывать себе пропитание. Лиса по земле промышляет, ворона по небу летает. И вот видит ворона на дереве между веточек кусок сыра .Схватила она его и от радости тут же и съела, совсем забыв про свою подруженьку. Вспомнила тогда, когда от сыра уже ничего не осталось. А лиса тем временем утащила петуха, забралась в кусты и тоже съела всё до последней косточки. Встретились вечером, сделали вид, что от голода еле ноги тащат и пошли спать.
А как же всё было на самом деле? Интересно узнать?
Осмысление. Чтение первой части и беседа по содержанию с использованием прогноза.
I часть текста: Вороне где-то Бог послал кусочек сыра….
О ком или о чём Вы узнали из этой части? Как понимаете выражение: Бог послал? Какой момент этой части может насторожить Вас? Почему? Попробуйте предположить, что может произойти дальше.
II часть текста: На ель ворона взгромоздясь, Позавтракать совсем уж было собралась. Да призадумалась. А сыр во рту держала. Оправдался ли Ваш прогноз? Кто хочет уточнить значения слов?( Взгромоздясь, Бог послал) Кто может объяснить их?

Словарь: взгромоздясь 1)неуклюже ; 2) с большим трудом (разг.; неодобр.); 3) с большим трудом преодолела препятствие на высоту Бог послал-1) посчастливилось 2) улыбнулась удача, 3) повезло Что может произойти дальше?
III часть текста: На ту беду лиса близёхонько бежала. Вдруг сырный дух лису остановил. Лисица видит сыр. Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит. Как вы можете объяснить слова: пленил, сырный дух, плутовка,близёхонько? Как вы думаете, что может произойти дальше? Подтвердилось ли ваше предположение? Словарь: Близёхонько - очень близко, рядом, Сырный дух - запах, аромат сыра, Пленил - соблазнил, очень понравился. Плутовка -хитрая, лживая, коварная, обманщица. Как вы думаете, как развернутся дальше события? Оправдалось ли ваше предположение? 4-я часть: И говорит так сладко, чуть дыша. -Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие пёрышки! Какой носок! И.верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Ежель при красоте такой и петь ты мастерица - Так ты б была у нас царь-птица!
Что вы можете сказать о повадках лисы? Что позволяет вам так думать? Как оценивает поведение лисы автор? Из чего это видно? Какое впечатление у вас складывается о лисе? А о вороне? Что произойдёт дальше? Оправдался ли ваш прогноз? Словарь Ангельский голосок - самый красивый голос, Царь-птица - царица среди всех птиц, самая важная и красивая , повелительница.
5-я часть - Вещуньина с похвал вскружилась голова. От радости в зобу дыханье спёрло. И на приветливы лисицыны слова- Ворона каркнула во всё воронье горло. Сыр выпал. С ним была плутовка такова. Как вы объясните выражение -«Вещуньина с похвал вскружилась голова»? А «От радости в зобу дыханье спёрло»? Что вы можете сказать про ворону? А почему? А про лису? А чем вызваны у вас такие впечатления? Какие отрицательные черты характера высмеивает автор в образе вороны? А в образе лисы? Благодаря чему лисе удалось завладеть сыром? А почему лиса осталась без завтрака? Какие чувства испытывает лиса? А ворона? А автор? Совпадают ли ваши чувства с чувствами автора.? Среди кого ещё можно встретить такие отрицательные черты характера? Как вы думаете, для чего это делает автор? Можно ли дальше развивать события? Оправдался ли ваш прогноз? Рефлексия 1.Ролевое чтение басни. Работа в парах. А) Подобрать прилагательные к образу лисы. Б) Подобрать прилагательные к образу вороны. Под музыку учащиеся составляют синквейны. Темы даются на выбор : «Плутовка», «Хитрость», «Ворона», «Лесть». В результате получились такие пятистишия. Плутовка Хитрющая, коварная. Крадётся, вынюхивает, обманывает. Не жди от неё ничего хорошего. Лиса-воровка.
Плутовка Предусмотрительная, льстивая. Лицемерит, обдуривает, ворует. Держи с ней ухо востро. Подвох.
Плутовка Двуличная, лживая. Мошенничает, надувает, объегоривает. Обводит всех вокруг пальца. Лохотронщица. Ворона Неуклюжая, тщеславная. Слушает, радуется, восхищается. Прежде думай, потом делай. Глупость. Ворона Глупая, бездарная. Не думает, доверяет, обольщается. Сначала думай - потом делай. Бедолага. Лесть Приятная, опасная. Ласкает, обезоруживает, слепит. Лесть лестью,а честь честью. Горький сахар. Лесть. Сладкая, коварная. Заблуждает, обманывает, удивляет. Лучше горькая правда, чем лесть. Двуличность.
Приложение №3 Концептуальные таблицы Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: »Литературные жанры»
Линия сравнения Сказка Стихотворение Повесть Тема произведения обязательна + + + Развитие сюжета + _ + Наличие литературных героев + _ + + Произведение обязательно чему-то учит. + _ + + Всегда заканчивается добром +

_ _ Обязательное наличие рифмы

_ + + _+




Тема «Главные и второстепенные члены предложения»

Линия сравнения Главные члены предложения Второстепенные члены предложения


В предложении их вовсе может не быть
_ + Это подлежащее и сказуемое + _ Это грамматическая основа предложения + _ В простом предложении их может быть несколько _
+ В сложном предложении их обязательно два или несколько + _






Приложение №4 Приём :»Дерево предсказаний» Урок: «Окружающий мир» - 4 класс Тема: «Природа родного края»

















































































Приложение №5 Приём «Лови ошибку» Урок «Русский язык» - 3класс Тема: «Безударная гласная, проверяемая ударением» Задание 2-х уровневое : Вставьте пропущенные буквы. У нас по… крыл…цом ж…вут …ж… .По в…ч…рам вся с…м…я выходит гулят… . Взрослые …ж… достают из-под з…мли к…ре…ки и …дят. Мален…кие …жата в это время …грают, р…звятся .Однажды к старому …жу по…б…жала с…бака. Ё… св…рнулся в клубок. Учащиеся быстро вставляют пропущенные орфограммы (правописание Ь.ЖИ-ШИ. звонкая и глухая согласная) Чтобы вставить пропущенную безударную гласную, нужно обратиться к учебнику.



















Приложение №6

Приём «Создание творческих работ»

Урок: «Окружающий мир»

Тема: Поверхность родного края» - 4 класс

Задание: Продолжи рассказ.

В таёжном царстве

Вам приходилось хоть раз бывать в тайге? Если нет, то обязательно побывайте. Зимой вы увидите …

Слова - помощники :загадочные следы, свежий воздух, лёгкий ветерок, таинственные шорохи ,своя особая жизнь.

Задание: «Собери рифму»

Сибирскую природу люблю.

День и в ясный непогоду в и.

В и в проливной мороз ливень.

Тебя мой люблю родной край.

В результате работы ребята получили четверостишие:

Люблю сибирскую природу

И в ясный день и в непогоду.

В мороз и в ливень проливной.

Люблю тебя, мой край родной!

Творческие работы моих учеников

Лебедева Екатерина

Переезд

Ох, уж этот переезд!

Нет злосчастней его мест.

Он шлагбаум опустил -

Всё движенье перекрыл.

И сидит в авто народ.

На чём свет его клянёт.

Члек Дарья

Вот берёзка в платочке, как девчонка стоит.

А над ней кедр могучий тихо кроной шумит.

Что-то шепчет и шепчет кладовая - тайга.

И несёт свои воды Сибирячка - Уда.

Исаченко Анастасия

Французы гордятся Парижем.

Москвичи прославляют Москву.

Я же скромный свой город любимый

Всей душою, всем сердцем люблю.

И пусть нет в нём метро и проспектов,

А всё больше из брёвен дома.

Я люблю тебя, Малая Родина,

Нижнеудинская земля!





Приложение № 7

Приём «Логическая цепочка»

Урок «Литературное чтение» - 4 класс

Тема: Виктор Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Данный приём применяется после чтения произведения.

Учащимся предлагаю план, в котором нарушена последовательность событий. Необходимо восстановить логическую цепочку рассказа.

План

1.Вредная кондукторша.

2. Дворник вдруг из ворот выходит.

3.Сумку я спрятал.

4.На строительных лесах.

5.Разговор с шофёром.

6.Встреча с экскаваторщиком.

7.Ну почему так скучно?

(Ответ: 3,5,4.1.2,6,7)

















Приложение №8

2012-2013 учебный год
ОЧНЫЕ КОНКУРСЫ
Школьный уровень- Конкурс классных уголков- 1 место Конкурс «Осень и фантазия» - 1 место Конкурс стенных газет, посвящённых Дню учителя -1 место Конкурс «Ученик года-2013» - 1и 2 место. Акция «Сотвори добро» - 1 место. Конкурс «Отцы и дети» -1 место.
Муниципальный уровень «Байкальская сказка» - 1 место (Худоногова Надя). Смотр художественной самодеятельности -1 место Члек Даша)
Международный уровень
Конкурс - фестиваль «Экологический фольклор народов мира»-1 место (Члек Даша),2 место - (Худоногова Надя), 3 место -(Лебедева Катя).
Заочные дистанционные конкурсы и олимпиады.
Областной уровень
«Я живу в Сибири»
Всероссийский уровень
Международный уровень

2013-2014 учебный год
ОЧНЫЕ КОНКУРСЫ
Школьный уровень- Конкурс классных уголков- 1 место Конкурс «Осень и фантазия» - 1 место Конкурс стенных газет, посвящённых Дню учителя -1 место Конкурс «Ученик года-2013» - 1и два 2 места. Акция «Сотвори добро» - 1 место. Конкурс «Отцы и дети» -1 место, 2 место, 3 место Научно-практическая конференция -победители -(Члек Дарья и Ращупкин Алексей). Тотальный диктант -4 (Ращупкин А.,Постарнаков М., Лебедева К.,

Муниципальный уровень «Суперсемейка» - 1 место (Семья Лапардиных в номинации «Визитная карточка»). Смотр художественной самодеятельности -1 место( Коронотова Елена) Малые олимпийские игры -3 место (Беленков Саша). Тотальный диктант -4 участника. Предметная олимпиада: Литературное чтение -1 место (Худоногова Надя), участник (Лебедева Катя). Русский язык -3 место (Ращупкин Алексей), участник (Постарнаков Максим) Математика - участник (Члек Дарья) Научно-практическая конференция - участники (Члек Дарья и Ращупкин Алексей). Международный уровень
Конкурс - фестиваль «Эклогический фольклор народов мира»-1 место (Лебедева Катя, Члек Дарья).
,2 место - (Худоногова Надя, Исаченко Анастасия), 3 место - (Коронотова Елена), участники - (Зайцева Лада , Судницын Сергей.)
Заочные дистанционные конкурсы и олимпиады.
Областной уровень
«Я живу в Сибири»
Всероссийский уровень
Международный уровень































© 2010-2022