- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа курса «Волшебный мир книг»
Программа курса «Волшебный мир книг»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Томилина О.С. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа курса «Волшебный мир книг».
СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ
Рабочая учебная программа разработана согласно Федеральному базисному учебному плану, утверждённому Приказом Минобразования и науки РФ от 09 марта 2004 г. №1312, при условии выполнения санитарно - эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 ), а также
-
Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г);
-
Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;
-
Приказа управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 №385 « О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014 - 2015 учебный год», письма управления образования и науки №ЮТ - 1064 от 16.04.2014 г.
-
Учебного плана МАОУ СШ №55 города Липецка «Лингвист»на 2014 - 2015 учебный год;
-
Календарного учебного графика на 2014 - 2015 учебный год;
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования 2014 - 2015 г.
Программа курса «Волшебный мир книг» это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических ).
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно- этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество , и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Актуальность. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остаётся для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитие индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя.
Цели:
-
расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
-
обогащение нравственно - эстетического опыта ребенка;
-
формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
-
формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.
Задачи:
Создавать на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
Расширить литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов;
Формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на 2014 - 2015 учебный год на курс «Волшебный мир книг» выделено 1 час в неделю.
С учётом этого составлено календарно - тематическое планирование на 35 часа. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.
Формы организации занятий:
1.Литературные игры.
2.Конкурсы - кроссворды.
3.Библиотечные уроки.
4.Путешествия по страницам книг.
5. Проекты.
6. Уроки - спектакли.
Формы подведения итогов.
Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:
1.Проверка техники чтения.
2.Проверка читательского кругозора.
3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ
-
Осознавать значимость чтения для личного развития.
-
Формировать потребность в систематическом чтении
-
Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
-
Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу
-
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
-
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.
-
Уметь самостоятельно работать с новым произведением.
-
Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх.
-
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные
-
Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги.
-
Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности.
-
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытием библиотечного фондом).
-
Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.
-
Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные
-
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
-
Оценить поведение героев с точки зрения морали, формировать свою эстетическую позицию.
-
Участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков.
-
Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.
ПРЕДМЕТНЫЕ
-
Находить книгу в открытом библиотечном фонде.
-
Выбирать нужную книгу по теме, жанру.
-
Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению.
-
Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.
-
Характеризовать книгу, определять тему и жанр.
-
Сравнивать книгу- сборник с книгой-произведением.
-
Слушать и читать книгу, понимать прочитанное.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.
Программа «Волшебный мир книг» построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость. Для того чтобы занятия были интересны, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Успех работы по данной программе зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы.
Круг чтения Народные сказки (5 ч) Русские сказки: «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна - лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».
Поэтические страницы (1 ч) А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Г. Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки», А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; О мужестве и любви (2 ч) Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте». «Зимы ждала, ждала природа…» (2 ч) С. Есенин «Разгулялась вьюга»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли», А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Авторские сказки (3 ч) Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется», А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Басни (4 ч) О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы. Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса». Братья наши меньшие (3 ч) А. Чехов «Белолобый»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга». Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка». О совести и долге (3 ч) А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; Сказки К. Паустовского. Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек», К. Паустовский «Тёплый хлеб». Весна пришла (4ч) Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; народные сказки. Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным», М. Пришвин «Лесная капель». И в шутку, и всерьёз (8 ч) Шутки-прибаутки; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; М. Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Для учащихся:
- Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч. - М., ACT, Астрель, 2013 г.
- Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, 2. - М., ACT, Астрель, 2013 г.
- Книги для дополнительной литературы
- Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Методическое пособие. - М., ACT, Астрель, 2009
- Интернет - ресурсы;
- Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методические пособие с электронным приложением.
- Персональный компьютер
- Интерактивная доска
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема занятия
Вид занятия
Характеристика
учебной деятельности учащихся
Народные сказки (5 ч.)
1
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка).
Урок - путешествие
Понятие «устное народное творчество». Инсценировка сказки.
2
Картинная галерея. В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»
Урок - беседа
Знакомство с произве-дениями В. М. Васнецо-ва, изучение творчества художника, сравнение литературных и худо-жественных произве-дений схожей тематики, выявление особенностей выразительных средств разных видов искусства
3
«Жаба-королева»
(литовская народная сказка)
Урок - путешествие
Знакомство с особенностями прибалтийских сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов, подготовка к устному пересказу
4
«Птица Кахна» (таджикская народная сказка)
Урок - путешествие
Знакомство с особенностями восточных сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов, составление плана текста
5
«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка).
Урок - путешествие
Знакомство с особенностями восточных сказок. Чтение и обсуждение сказки.
Поэтические страницы (1 ч.)
6
Г. Сапгир
«Сны»
Урок - конкурс
Уметь произносить на одном дыхании длительную паузу или четверостишие.
О мужестве и о любви (2 ч.)
7
Н. Г. Гарин-Михайловский
«Тема и Жучка»
Урок - беседа
Уметь анализировать произведение. Давать характеристику литературным персонажам.
8
Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца,
В. Каверина
Урок - беседа
Уметь работать с книгой: характеристика книги, составление отзыва о прочитанном литературном произведении, нравственная оценка поступков литературных героев
Зимы ждала, ждала природа… (2ч.)
9
С. Есенин
«Разгулялась вьюга...»
Урок - конкурс
Уметь выразительно читать стихотворения; правильно произносить и расставлять логическое ударение.
10
Ф. И. Тютчев
«Чародейкою Зимою...»
Картинная галерея.
Н. Крылов «Зима»
Урок - конкурс
Уметь выразительно читать стихотворения; правильно произносить и расставлять логическое ударение. Знать наизусть стихотворения русских писателей.
Авторские сказки (3 ч.)
11
Х.-К. Андерсен
«Стойкий оловянный солдатик»
Урок - беседа
Уметь выразительно читать незнакомый текст; определение авторского отношения к героям, умение использовать цитаты для доказательства своего мнения
12
Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена
Урок - викторина
Уметь составлять литературные отзывы, реклама понравившейся книги
13
С. Седов.
«Король красуется»
Урок - беседа
Чтение и обсуждение рассказа. Определение авторского отношения к героям, использование цитат для доказа-тельства своего мнения.
Басни (4 ч.)
14
О. Мандельштам
«Муха».
Эзоп «Мухи»,
«Кошка и мыши»
Урок - конкурс
Знакомство с особенностями басни . Умение их правильно читать. Правильно произносить слова и расставлять логическое ударение.
15
И. А. Крылов
«Две Бочки»
Урок - конкурс
Уметь сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Инсценировка басни.
16
И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»
Урок - конкурс
Уметь сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Инсценировка басни.
17
Читальный зал.
Басни. Пословицы.
Урок - конкурс
Инсценировка басни. Знать понятие «пословица». Уметь осознавать смысл пословиц.
Братья наши меньшие (3 ч.)
18
А. П. Чехов
«Белолобый».
Урок - беседа
Уметь составлять план рассказа по предложенной теме, цитирование произведения для обоснования собственного мнения
19
Л. Н. Толстой
«Лев и собачка».
Урок - конкурс
Творческий пересказ произведения. Наблюдение за описанием поведения и состояния животных.
20
Внеклассное чтение.
Книги о животных
Урок - беседа
Умение наблюдать за описанием поведения и состояния животных.
О совести и долге(3 часа)
21
А. Платонов
«Разноцветная бабочка
Урок - конкурс
Умение оценивать поступки героев с опорой на личный опыт. Конкурс инсценировок рассказа.
22
А. Кешоков
«Мне больно, мальчики»
Урок - беседа
Умение соотносить поступки героев с нравственными нормами. Творческая работа.
23
Внеклассное чтение.
Сказки К. Г. Паустовского
Урок - презентация
Уметь составлять отзывы о литературном произведении, презентация прочитанных книг одноклассникам
Весна пришла (4 ч.)
24 - 25
«Жаворонушки…»,
«Березонька»
(народные песни)
Урок - конкурс
Знать понятие «устное народное творчество». Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения
26
К. Д. Бальмонт
«Золотая рыбка»
Урок - конкурс
Уметь обсуждать прочитанное произведение. Конкурс выразительного чтения лирического произведения
27
Внеклассное чтение.
Народные песни.
Урок - конкурс
Наблюдение за устным народным творчеством. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения
И в шутку, и всерьез (8ч.)
28
Шутки-прибаутки.
Урок - конкурс
Творческая работа. Уметь определять главную мысль произведения.
29
А. Линдгрен
«Как Эмиль угодил головой в супницу».
Урок - беседа
Определение главной мысли произведения, понимание внутреннего состояния персонажа. Выбор точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему. Обоснование своего мнения фрагментами текста, рассуждениями
30
Внеклассное чтение.
А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги»
Урок - презентация
Поиск и отбор книг заданной тематики. Составление отзывов о прочитанных произведениях, презентация книги
31
М. Зощенко
«Великие путешественники»
Урок - конкурс
Выбор точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему. Творческая работа.
32 - 34
Внеклассное чтение. Детская периодическая литература
Урок - презентация
Самостоятельная работа с детской периодической литературой. Поиск и отбор литературных материалов заданной тематики. Составление отзывов о прочитанных произведениях, презентация прочитанной литературы
35
Литературная викторина
Урок - викторина
Применение полученных знаний в нестандартной ситуации, работа со словом, текстом
10