Программа курса «Волшебный мир книг»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа курса «Волшебный мир книг».

СВЕДЕНИЯ О ПРОГРАММЕ

Рабочая учебная программа разработана согласно Федеральному базисному учебному плану, утверждённому Приказом Минобразования и науки РФ от 09 марта 2004 г. №1312, при условии выполнения санитарно - эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 ), а также



  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г);

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального образования;

  • Приказа управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 №385 « О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2014 - 2015 учебный год», письма управления образования и науки №ЮТ - 1064 от 16.04.2014 г.

  • Учебного плана МАОУ СШ №55 города Липецка «Лингвист»на 2014 - 2015 учебный год;

  • Календарного учебного графика на 2014 - 2015 учебный год;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных ) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования 2014 - 2015 г.




Программа курса «Волшебный мир книг» это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических ).

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно- этического воспитания, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество , и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Актуальность. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остаётся для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников - задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• Системность организации учебно-воспитательного процесса;

• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.



НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа «Волшебный мир книг» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитие индивидуальных возможностей каждого ребенка, воспитанию ученика-читателя.

Цели:

  • расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

  • обогащение нравственно - эстетического опыта ребенка;

  • формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

  • формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей.







Задачи:

Создавать на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

Расширить литературно-образовательное пространство учащихся начальных классов;

Формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.



МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане на 2014 - 2015 учебный год на курс «Волшебный мир книг» выделено 1 час в неделю.

С учётом этого составлено календарно - тематическое планирование на 35 часа. Программа ориентирована на достижение целей, определённых в Федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Формы организации занятий:



1.Литературные игры.

2.Конкурсы - кроссворды.

3.Библиотечные уроки.

4.Путешествия по страницам книг.

5. Проекты.

6. Уроки - спектакли.





Формы подведения итогов.



Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:



1.Проверка техники чтения.

2.Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения.



В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • Осознавать значимость чтения для личного развития.

  • Формировать потребность в систематическом чтении

  • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

  • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу

  • Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

  • Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

  • Уметь самостоятельно работать с новым произведением.

  • Уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх.

  • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные

  • Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги.

  • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности.

  • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытием библиотечного фондом).

  • Составлять краткие аннотации к прочитанным книгам.

  • Пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные

  • Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Оценить поведение героев с точки зрения морали, формировать свою эстетическую позицию.

  • Участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков.

  • Соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.



ПРЕДМЕТНЫЕ



  • Находить книгу в открытом библиотечном фонде.

  • Выбирать нужную книгу по теме, жанру.

  • Сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению.

  • Формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях.

  • Характеризовать книгу, определять тему и жанр.

  • Сравнивать книгу- сборник с книгой-произведением.

  • Слушать и читать книгу, понимать прочитанное.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА.

Обучение литературному чтению строится на основе понимания того, что литература - это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении.



Программа «Волшебный мир книг» построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость. Для того чтобы занятия были интересны, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Успех работы по данной программе зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы.

Круг чтения Народные сказки (5 ч) Русские сказки: «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал». Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна - лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы (1 ч) А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; Г. Сапгир «Сны». Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки», А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»; О мужестве и любви (2 ч) Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок». Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте». «Зимы ждала, ждала природа…» (2 ч) С. Есенин «Разгулялась вьюга»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою». Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли», А. Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Авторские сказки (3 ч) Х. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка». Самостоятельное чтение. Х. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется», А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; Басни (4 ч) О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки». Пословицы. Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса». Братья наши меньшие (3 ч) А. Чехов «Белолобый»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга». Самостоятельное чтение. Саша Чёрный «Ослёнок»; А. Куприн «Завирайка». О совести и долге (3 ч) А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; Сказки К. Паустовского. Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек», К. Паустовский «Тёплый хлеб». Весна пришла (4ч) Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; народные сказки. Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным», М. Пришвин «Лесная капель». И в шутку, и всерьёз (8 ч) Шутки-прибаутки; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; М. Зощенко «Великие путешественники». Самостоятельное чтение. А. Усачёв «На чём держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Для учащихся:

  • Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2 ч. - М., ACT, Астрель, 2013 г.
  • Э. Э. Кац. Литературное чтение. 3 класс. Рабочие тетради № 1, 2. - М., ACT, Астрель, 2013 г.
  • Книги для дополнительной литературы
Для учителя:
  • Э. Э. Кац. Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение». Мето­дическое пособие. - М., ACT, Астрель, 2009
  • Интернет - ресурсы;

  • Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методические пособие с электронным приложением.
  • Персональный компьютер
  • Интерактивная доска



Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема занятия

Вид занятия

Характеристика

учебной деятельности учащихся

Народные сказки (5 ч.)

1


«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (русская народная сказка).


Урок - путешествие

Понятие «устное народное творчество». Инсценировка сказки.

2


Картинная галерея. В. М. Васнецов «Иван-царевич на сером волке»


Урок - беседа

Знакомство с произве-дениями В. М. Васнецо-ва, изучение творчества художника, сравнение литературных и худо-жественных произве-дений схожей тематики, выявление особенностей выразительных средств разных видов искусства

3


«Жаба-королева»

(литовская народная сказка)


Урок - путешествие

Знакомство с особенностями прибалтийских сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов, подготовка к устному пересказу

4


«Птица Кахна» (таджикская народная сказка)


Урок - путешествие

Знакомство с особенностями восточных сказок, сравнение и анализ сказочных сюжетов разных народов, составление плана текста

5


«Как юноша любимую искал» (китайская народная сказка).


Урок - путешествие

Знакомство с особенностями восточных сказок. Чтение и обсуждение сказки.

Поэтические страницы (1 ч.)

6


Г. Сапгир

«Сны»


Урок - конкурс

Уметь произносить на одном дыхании длительную паузу или четверостишие.

О мужестве и о любви (2 ч.)

7


Н. Г. Гарин-Михайловский

«Тема и Жучка»


Урок - беседа

Уметь анализировать произведение. Давать характеристику литературным персонажам.

8


Внеклассное чтение. Сказки Е. Шварца,

В. Каверина

Урок - беседа

Уметь работать с книгой: характеристика книги, составление отзыва о прочитанном литературном произведении, нравственная оценка поступков литературных героев

Зимы ждала, ждала природа… (2ч.)

9


С. Есенин

«Разгулялась вьюга...»


Урок - конкурс

Уметь выразительно читать стихотворения; правильно произносить и расставлять логическое ударение.

10


Ф. И. Тютчев

«Чародейкою Зимою...»

Картинная галерея.

Н. Крылов «Зима»


Урок - конкурс

Уметь выразительно читать стихотворения; правильно произносить и расставлять логическое ударение. Знать наизусть стихотворения русских писателей.

Авторские сказки (3 ч.)

11


Х.-К. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»


Урок - беседа

Уметь выразительно читать незнакомый текст; определение авторского отношения к героям, умение использовать цитаты для доказательства своего мнения

12


Внеклассное чтение. Сказки Х.-К. Андерсена


Урок - викторина

Уметь составлять литературные отзывы, реклама понравившейся книги

13


С. Седов.

«Король красуется»


Урок - беседа

Чтение и обсуждение рассказа. Определение авторского отношения к героям, использование цитат для доказа-тельства своего мнения.

Басни (4 ч.)

14


О. Мандельштам

«Муха».

Эзоп «Мухи»,

«Кошка и мыши»


Урок - конкурс

Знакомство с особенностями басни . Умение их правильно читать. Правильно произносить слова и расставлять логическое ударение.

15


И. А. Крылов

«Две Бочки»

Урок - конкурс

Уметь сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Инсценировка басни.

16


И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей»

Урок - конкурс

Уметь сопоставлять характеры, поступки и взаимоотношения персонажей басни. Инсценировка басни.

17


Читальный зал.

Басни. Пословицы.

Урок - конкурс

Инсценировка басни. Знать понятие «пословица». Уметь осознавать смысл пословиц.

Братья наши меньшие (3 ч.)

18


А. П. Чехов

«Белолобый».

Урок - беседа

Уметь составлять план рассказа по предложенной теме, цитирование произведения для обоснования собственного мнения

19


Л. Н. Толстой

«Лев и собачка».

Урок - конкурс

Творческий пересказ произведения. Наблюдение за описанием поведения и состояния животных.

20


Внеклассное чтение.

Книги о животных

Урок - беседа

Умение наблюдать за описанием поведения и состояния животных.

О совести и долге(3 часа)

21


А. Платонов

«Разноцветная бабочка

Урок - конкурс

Умение оценивать поступки героев с опорой на личный опыт. Конкурс инсценировок рассказа.

22


А. Кешоков

«Мне больно, мальчики»

Урок - беседа

Умение соотносить поступки героев с нравственными нормами. Творческая работа.

23


Внеклассное чтение.

Сказки К. Г. Паустовского


Урок - презентация

Уметь составлять отзывы о литературном произведении, презентация прочитанных книг одноклассникам

Весна пришла (4 ч.)

24 - 25


«Жаворонушки…»,

«Березонька»

(народные песни)


Урок - конкурс

Знать понятие «устное народное творчество». Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения

26


К. Д. Бальмонт

«Золотая рыбка»

Урок - конкурс

Уметь обсуждать прочитанное произведение. Конкурс выразительного чтения лирического произведения

27


Внеклассное чтение.

Народные песни.

Урок - конкурс

Наблюдение за устным народным творчеством. Привлечение жизненного опыта при чтении художественного произведения

И в шутку, и всерьез (8ч.)

28


Шутки-прибаутки.



Урок - конкурс

Творческая работа. Уметь определять главную мысль произведения.

29


А. Линдгрен

«Как Эмиль угодил головой в супницу».


Урок - беседа

Определение главной мысли произведения, понимание внутреннего состояния персонажа. Выбор точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему. Обоснование своего мнения фрагментами текста, рассуждениями

30


Внеклассное чтение.
А. Линдгрен «Эмиль из Леннеберги»

Урок - презентация

Поиск и отбор книг заданной тематики. Составление отзывов о прочитанных произведениях, презентация книги

31


М. Зощенко

«Великие путешественники»

Урок - конкурс

Выбор точного слова для характеристики состояния литературного героя, собственного отношения к нему. Творческая работа.

32 - 34


Внеклассное чтение. Детская периодическая литература

Урок - презентация

Самостоятельная работа с детской периодической литературой. Поиск и отбор литературных материалов заданной тематики. Составление отзывов о прочитанных произведениях, презентация прочитанной литературы

35


Литературная викторина

Урок - викторина

Применение полученных знаний в нестандартной ситуации, работа со словом, текстом



10

© 2010-2022