Конспект урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 4 классе «В»

МОУ СОШ №4 г. о. Орехово-Зуево,

Московской области.

Автор: Чурсина А. Е.

по учебнику «Русский язык»

Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой


Тема: Обращение

Цели: 1. Создать условия для каждого ученика для успешного усвоения темы «обращение»;

2. раскрыть понятие «обращение»;

3. научить узнавать обращение в предложениях, оформлять обращение на письме;

4. учить учащихся делать выводы через наблюдение, развивать монологическую речь учеников;

5. воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: Объяснение нового и первичное закрепление.

Ход урока.

I Организационный момент.

II. Сообщение темы урока «Обращение».

1. У. Ребята сегодня на уроке мы с вами узнаем что такое «Обращение».

- Как оформляется (выделяется) на письме?

  • Каким значком обозначается в схеме предложения?

  • Каким членом предложения является?

  • Какой частью речи выражено обращение?

У. Я предполагала ваши вопросы, поэтому заранее записала

некоторые из них в виде плана (таблицы). Открывает на доске запись:

1.Что такое обращение? -

2. Как оформляется на письме? -

3. Каким значком обозначается? -

4. Каким членом предложения является? -

5. Какой частью речи выражено?

2.Чистописание.

У. В конце урока мы с вами должны будем ответить на все эти вопросы. А сейчас приступим к чистописанию: Оо, до од, во ов. (Запись на доске).

3. Словарная работа. А сейчас мы поработаем над словарем. Вам надо угадать какое слово нужно вставить в кроссворд. (Кроссворд «Словарные слова»).

6

1


2


3

7


4


5


1. Чиста, да не вода,
Бела, да не снег,
От рогатого берут,
Малым детям отдают.

2. Я землю копала -
Ничуть ни устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.

3. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.

4. Крупный населенный пункт.

5. Портфель у меня не велик и не мал:
Лежат в нем задачник, букварь и …

6. Как … уметь читать!

7. Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.

Так кто же я…..


III. Объяснение нового материала.

На доске записана группа слов:

солнышко мы шлем тебе привет

У. 1) Можно ли считать, что на доске записано предложение?

Д. -Да, есть главные члены предложения, выражена

законченная мысль.

У 2) Оформлено ли оно на письме?

Д - Нет

У. 3) Оформите предложение.

Д. - надписывают заглавную букву, ставят «!»

У. 4) Почему поставили «!»?

Д. -содержится сообщение с чувством радости.

У. 5) Назовите слово, которое показывает к кому обращаются

с речью.

Д. - солнышко

У. Договоримся:

Слово, которое показывает к кому, чему обращаются с речью называется ОБРАЩЕНИЕ.

Итак, слово солнышко в предложении является обращением (заполняем 1 пункт плана (таблицы). А если предложение звучит так:

Солнышко красное, мы шлём тебе привет!

Где обращение? - солнышко красное.

6) Прочитайте предложение ещё раз выразительно.

У. Что вы заметили, когда Маша прочитала это предложение

выразительно?

Д. -Она сделала остановку, выделила голосом слово солнышко,

произнесла слово солнышко с чувством и т. д.

У. Молодцы, вы заметили, что при произнесении предложения на слово солнышко падает логическое ударение и делается вынужденная пауза.

А как на письме обозначить эту паузу?

Д.- Запятой (заполняем 2 пункт плана).

У. Теперь можно составить схему этого предложения.

Где находится обращение в предложении?

(Конспект урока русского языкаКонспект урока русского языкаКонспект урока русского языка в начале, в конце, в середине?)

Конспект урока русского языкаКонспект урока русского языкаО, ! -обозначим обращение заглавной буквой О

и поместим в схеме в начале предложения.

(Заполняем 3 пункт плана)

7.)У. Разберите это предложение

Найдите словосочетания. Установите связь

Конспект урока русского языкачто?

Конспект урока русского языкакому?

Солнышко, мы шлём тебе привет!

У. Вошло ли слово солнышко в какое-нибудь словосочетание?

Д. Нет.

У. Значит, может ли обращение быть каким - либо членом предложения?

Д. Нет.

(Заполняем 4 пункт плана)

У. -Какой частью речи выражено обращение?

Д. -Именем существительным.

(Заполняем 5 пункт плана)

8.) Вывод. Что вы узнали об обращении?

Конспект урока русского языкаД. Делают вывод по плану:

1.Что такое обращение? - слово (группа слов),

которое показывает

к кому обращаются.

2. Как оформляется на письме? -выделяется «,»

3. Каким значком обозначается в схеме? - О

4 .Каким членом предложения является? -

5.Какой частью речи выражено? - существительным:

одушевленным,

неодушевленным,

собственным,

нарицательным.

Обращение - это слово, которое показывает к кому обращаются с речью. На письме выделяется запятой, в схеме обозначается значком О, не является членом предложения.

Ф И З М И Н У Т К А .

IV. Самостоятельная работа учащихся.

У. Ребята, недавно мы изучали произведение А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Вы все нарисовали рисунки к этому произведению. Я напечатала на ваших рисунках строки из произведений этого автора. Вам надо найти в тексте обращение и подчеркнуть его. В тетрадях начертим схему каждый своего предложения.

-Где в предложении может стоять обращение (в начале, в конце или в середине?)

- Обращение - это1 слово, словосочетание или группа слов? (может быть 1 словом, может словосочетанием, может группой слов).

- В наших предложениях если 1 слово, то какая это часть речи?

-Что ещё можете сказать об обращениях выраженных именем существительным? (На какой вопрос отвечает: кто или что? Одушевленное или неодушевленное? Собственное или нарицательное?)

(Заполняем 5 пункт плана)

V. Ознакомление с правилом в учебнике на с.60.

Ответьте - Что нового узнали о словах - обращениях.

Д. -Если О в начале предложения, то «,» после него

-Если О в конце предложения, то «,» перед ним.

-Если О в середине предложения, то «,» с двух сторон.

  1. Физминутка для глаз или для рук.

Закрыть глаза, расслабить мышцы глаз.

Открыть глаза.

Путешествуем по букве О вправо, влево.

  1. Дифференциация.
а) 1 уровень для закрепления

Упр.100 1в. и 2в. по 1 предложению.

Составить схему, обращение выделить.

б) Проверка. У кого так? Взаимопроверка + на поля.

  1. Диагностический срез.
а) Подчеркнуть (или выписать) предложение с обращением.

Составить схему (на усмотрение учителя).

1 вариант 2 вариант

О чем ты, девочка, плачешь? Как мне не плакать, волк?

В нашем лесу растут ель, сосна. Отправились на охоту волк, лиса.

б) Проверка. Кто выполнил так же ставит +.

X. а) Уровень (задание на "4")

Упр.101 с.61 (ученики цепочкой у доски). Взаимопроверка + на поля.

б) Упр. №102 (1 абзац - 1 вариант; 2 абзац - 2 вариант).

Проверка: Сколько предложений? Какими бывают предложения по цели высказывания, по интонации? Как оформили эти предложения?

У кого так ставьте + +

Конспект урока русского языкаКонспект урока русского языка

Конспект урока русского языка

2 Уровень 3 Уровень

(Творческая работа)

Кто из учащихся не получил. Составить предложение с

+ + за Упр. 101 остается на обращением, выделить обращение

2Конспект урока русского языка уровне и выполняет подобное запятыми, где обращение

зКонспект урока русского языкаадание . 1 слово

УКонспект урока русского языкапр. 102 словосочетание

ЕКонспект урока русского языкаКонспект урока русского языкаКонспект урока русского языкаКонспект урока русского языкасли требуется учитель группа слов

оказывает помощь.

ВКонспект урока русского языкаыполнили переходят на 3 уровень

ХI. Контрольный срез. ( на карточках )

-Проверка у доски. Презентация (приложение №2).

  1. Итог урока.

- С какой новой темой познакомились на уроке?

- Что узнали об обращении? ( См. запись на доске 5 п.)

Оцениваю так: - Кто выполнил все задания без ошибок, ставит на полях «5"

-Кто выполнил задание 1,2 уровня без ошибок ставит на полях "4"

1,2,3 - с ошибками - "4"

2,4 уровень - "4"

Кто выполнил задание 1 уровня - "3" на полях

1,2уровень с ошибками - "3"

Помните, что ещё я проверю ваши тетради и рядом выставлю свою отметку. Она может остаться такой как у вас или понизиться, если у вас неграмотное письмо.

XIII. Домашнее задание. Дифференцировано.

1.Упр. 104 с 62

2.Составить карточку соседу.

Придумать 3 предложения с обращением в разных частях

предложения ( начале, середине, конце), не оформлять.

3. Вывод (всем) с. 60 учить. Карточки к уроку: 1 вариант а) Обвести кружком номер предложения с обращением. 1.Иван Федорович, у нас будет урок труда? 2.В тайге водятся волки, рыси, медведи. 3.О чем ты, девочка, плачешь? 4.В нашем лесу растут ель, сосна б) Расставь знаки препинания, обозначь О. Приходи ко мне в гости Валя в) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания. ….. вы заготовили корм для пернатых друзей … 2 вариант а) Обвести кружком номер предложения с обращением 1 .В реке много окуней, плотвы, ершей. 2. Петя, Дуся, вы пойдете сегодня в магазин? 3.Как мне не плакать, волк? 4.Отправились на охоту волк, лиса. б) Расставь знаки препинания, обозначь О. Помоги мне Коля решить задачу в) Дострой предложение, чтобы оно было с обращением. Расставь знаки препинания. ...ты кормил сегодня птиц…

© 2010-2022