Урок обучения грамоте Звук и буква р

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте

Звук и буква р. Цель урока: Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.

Задачи:

1) образовательные: - формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах; -закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах; 2) по развитию речи: - формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; -уточнение или автоматизация артикуляции звуков [р], [р'];

3) коррекционно-развивающие задачи: - развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса; -формирование номинативной функции речи; -развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей). 4) Воспитательные задачи: -воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.



Оборудование урока: календарь, карточка с буквой Рр, картинки (рычащая собака, рыба, шар, рак, сыр, кот), слоговые таблицы, касса букв и слогов, полоски и полукольца для конструирования.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент:

Физкультминутка

Зайка

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Присесть и руками над головой изображать ушки )


Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть -
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать-
Вот так, вот так
надо зайке поскакать. ( Прыжки)

Зайку волк напугал
Быстро зайка убежал (бег)

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

  1. Работа с календарем:

    • Какое сейчас время года? (с опорой на схему «Времена года»)

- Какой сегодня день недели? (с опорой на схему «Дни недели») - Какой день недели был вчера? - Какой день недели будет завтра? - Какое сейчас время суток? (с опорой на схему «Части суток») - Как называется утренний прием пищи?

3. Проверка домашнего задания

  • Назовите буквы из красного домика и из синего домика.

  • Чтение букварной страницы (стр.)

1) Чтение слогов с буквами З и С 2)Чтение слов с буквами З и С. 3) Чтение рассказа «Козлик Пашка» Ответить на вопросы:
  • Где спрятался козлик?

  • Что он щипал?

4) Какие слова загадал Вова?

4. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо),

Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся).

Ветерок все тише, тише (медленно приседаем),

Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).

Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой (приседаем),

И на елке (встаем, руки в стороны),

И под елкой (обхватываем себя руками),

А под снегом спит медведь (пальчик к губам)

Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)

5. Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.

- Отгадайте загадку:

Я живу в реке и в море,

Плаваю там на просторе.

Хорошо ли я живу,

Никому не расскажу.

( Рыба)

  • Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рыба)

  • Какой первый звук в слове «рыба»?

6. Уточнение артикуляции звука [р]

  • Как рычит собака? ( Сначала хором, затем по одному).

  • Произнесите Р. Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)

  • Р - это гласный или согласный звук? (согласный)

  • В домике какого цвета будет жить буква, которая обозначает этот звук? (в синем)

7. Знакомство с буквой Р. - Звук Р обозначается буквой Р (демонстрация буквы Р) - Из каких элементов состоит буква Р? - Конструирование буквы р (каждый ребёнок составляет букву из синей полосы и синего полукольца). - Посмотрите, на что похожа буква (картинка, на которой изображена рука и сжатый кулачок). Стихотворение (образ буквы Р): Крепко сжата левая рука, Она напомнит Р наверняка. (Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев). - В каком домике будет жить буква Р? Почему?

  • Значит эта буква гласная или согласная?
8. Составление слогов из букв разрезной азбуки (индивидуальные кассы)
  • Составьте слог АР. Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?
  • Прочитайте составленный слог.
  • Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (РА)
  • Замените букву А на О? Прочитайте слог (РО) и т.д.

(АР - РА - РО - ОР - УР - РУ - РЫ - ЫР)

9. Чтение слоговых таблиц:

1) Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р, найдите соответствующие слову картинки

Урок обучения грамоте Звук и буква р.Урок обучения грамоте Звук и буква р.

2Урок обучения грамоте Звук и буква р.) Соедините слоги в слова, двигайтесь по данным стрелкам. Найдите соответствующие картинки.

10. Физкультпауза

1)У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Посредине глубина,

Там гуляла рыбина.

Эта рыба - рыбий царь…

Называется - пескарь.

2) Рыбки весело резвятся

В чистой, тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

11. Работа с букварной страницей

1) Называние буквы.

2) Звукоподражание (рычание собаки)

3) Упражнение «Добавь букву»

4) Чтение слогов в столбик.

5) Чтение слов с подготовкой.

6) Чтение слогов в столбик.

7) Чтение слов с подготовкой.

8) Задание Вовы.

- Придумайте слова на букву Р. - Какой звук первый в слове «рак»? Из каких предметов художник составил букву Р?

12. Итог урока

  • С какой буквой познакомились?

  • В домик какого цвета мы поселили эту букву? Почему?

13. Домашнее задание.

1. Чтение букварной страницы

2. Обвести по трафарету букву Р.

- Каким цветом закрасите букву р? Почему?



© 2010-2022