- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте Звук и буква р
Урок обучения грамоте Звук и буква р
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова .Н. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок обучения грамоте
Звук и буква р. Цель урока: Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р.
Задачи:
1) образовательные: - формирование умения выделять первый звук в слове, устанавливать порядок звуков и букв в слогах и односложных словах; -закрепление навыка буквослияний в прямых и обратных слогах, односложных и двусложных словах структуры СГСГ словах; 2) по развитию речи: - формирование умений участвовать в учебной беседе, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; -уточнение или автоматизация артикуляции звуков [р], [р'];
3) коррекционно-развивающие задачи: - развитие аналитико-синтетической деятельности на материале звуко-буквенного анализа и синтеза слогов, односложных слов, конструктивного праксиса, пространственных ориентировок, ручного праксиса; -формирование номинативной функции речи; -развитие навыков участия в учебном диалоге (понимание вопросов и ответов других учащихся, построение ответов, дополнение ответов других детей). 4) Воспитательные задачи: -воспитание интереса к урокам чтения, эмоциональной отзывчивости, культуры поведения на уроке.
Оборудование урока: календарь, карточка с буквой Рр, картинки (рычащая собака, рыба, шар, рак, сыр, кот), слоговые таблицы, касса букв и слогов, полоски и полукольца для конструирования.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент:
Физкультминутка
Зайка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
(Присесть и руками над головой изображать ушки )
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть -
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть (хлопаем в ладоши)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать-
Вот так, вот так
надо зайке поскакать. ( Прыжки)
Зайку волк напугал
Быстро зайка убежал (бег)
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.
-
Работа с календарем:
-
Какое сейчас время года? (с опорой на схему «Времена года»)
-
3. Проверка домашнего задания
-
Назовите буквы из красного домика и из синего домика.
-
Чтение букварной страницы (стр.)
-
Где спрятался козлик?
-
Что он щипал?
4) Какие слова загадал Вова?
4. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо),
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся).
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем),
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).
Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой (приседаем),
И на елке (встаем, руки в стороны),
И под елкой (обхватываем себя руками),
А под снегом спит медведь (пальчик к губам)
Тише, тише, не шуметь (шепотом, поворачиваясь в разные стороны)
5. Выделение звука [р] в начале слова. Работа с загадкой.
- Отгадайте загадку:
Я живу в реке и в море,
Плаваю там на просторе.
Хорошо ли я живу,
Никому не расскажу.
( Рыба)
-
Рассмотрите картинку. Назовите, кто это? (рыба)
-
Какой первый звук в слове «рыба»?
6. Уточнение артикуляции звука [р]
-
Как рычит собака? ( Сначала хором, затем по одному).
-
Произнесите Р. Свободно ли проходит струя воздуха через рот или во рту есть преграда? Что мешает прохождению струи воздуха? (Язык)
-
Р - это гласный или согласный звук? (согласный)
-
В домике какого цвета будет жить буква, которая обозначает этот звук? (в синем)
7. Знакомство с буквой Р. - Звук Р обозначается буквой Р (демонстрация буквы Р) - Из каких элементов состоит буква Р? - Конструирование буквы р (каждый ребёнок составляет букву из синей полосы и синего полукольца). - Посмотрите, на что похожа буква (картинка, на которой изображена рука и сжатый кулачок). Стихотворение (образ буквы Р): Крепко сжата левая рука, Она напомнит Р наверняка. (Дети рассматривают картинку, показывают соответствующую позу руки и пальцев). - В каком домике будет жить буква Р? Почему?
- Значит эта буква гласная или согласная?
- Составьте слог АР. Какой звук первый? Какая буква нужна? Второй? Какую букву поставим на второе место?
- Прочитайте составленный слог.
- Поменяйте буквы местами. Почитайте, какой слог получился? (РА)
- Замените букву А на О? Прочитайте слог (РО) и т.д.
(АР - РА - РО - ОР - УР - РУ - РЫ - ЫР)
9. Чтение слоговых таблиц:
1) Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р, найдите соответствующие слову картинки
2) Соедините слоги в слова, двигайтесь по данным стрелкам. Найдите соответствующие картинки.
10. Физкультпауза
1)У реки росла рябина,
А река текла, рябила.
Посредине глубина,
Там гуляла рыбина.
Эта рыба - рыбий царь…
Называется - пескарь.
2) Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
11. Работа с букварной страницей
1) Называние буквы.
2) Звукоподражание (рычание собаки)
3) Упражнение «Добавь букву»
4) Чтение слогов в столбик.
5) Чтение слов с подготовкой.
6) Чтение слогов в столбик.
7) Чтение слов с подготовкой.
8) Задание Вовы.
- Придумайте слова на букву Р. - Какой звук первый в слове «рак»? Из каких предметов художник составил букву Р?
12. Итог урока
-
С какой буквой познакомились?
-
В домик какого цвета мы поселили эту букву? Почему?
13. Домашнее задание.
1. Чтение букварной страницы
2. Обвести по трафарету букву Р.
- Каким цветом закрасите букву р? Почему?