Урок развития речи в 3 классе «Хлеб - всему голова»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Шекпээр Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва»











Урок развития речи в 3 классе.





Тема: «Хлеб - всему голова».









Учитель Саая Анжела Чаай-ооловна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ с.Шекпээр









Тема: «Хлеб - всему голова».

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового учебного материала.

Цели урока:

  • познакомить о труде хлебороба, с процессом появления хлеба, как продукта питания;

  • развивать познавательную активность речи, логическое мышление;

  • воспитывать уважение и бережное отношение к труду и хлебу;

  • обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки с текстом, заданием, картинками для составления последовательности и рассказа, презентация, пословицы, хлебобулочные изделия.,

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся.

  1. Целеполагание и мотивация.

Посмотрите на эту картину:

Из комбайна в автомашину

Льётся золото, солнцем умытое,

Золотыми руками добытое. (Е. Тимофеева) (Слайд 1)

-Ребята, посмотрите на картину и скажите, о чём на этом уроке мы с вами будем говорить? (Мы будем говорить о том, как убирают пшеницу с полей, о пшенице).

-А что делают из пшеницы? Самый главный продукт, который делают из пшеницы? Что это? (Конечно же это- хлеб)

Хлеб - всему голова.

Ты запомни, сынок, Золотые слова -

Хлеб - всему голова

Хлеб - всему голова.

(Из песни) ( Слайд 2)

III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.

- Сегодня мы с вами поговорим на тему: Хлеб - всему голова. Мы научимся рассказывать о труде хлебороба.

1. Работа с карточками.

- Я вам раздала карточки с заданием. Прочитайте задание. Кто прочитает?

Задание:

Рассмотри картинку (слайд 1). Составь рассказ по картинке и по вопросам. Придумай рассказу название.

- Прочитаем вопросы.

Вопросы:

1.Куда пришли школьники? 2. Что растёт на поле? 3. Какие машины работают там? 4. Что убирают комбайны? 5. О чём рассказывает ребятам агроном? 6. Какой картиной любуются ученики?

- Мы можем ответить на эти вопросы?

- Для того, чтобы мы правильно и полными ответами ответили на вопросы что нам поможет? Конечно, слова для справок и словарные слова. Быстро самостоятельно прочитайте слова для справок.

Слова для справок: пришли на хлебное поле; растёт пшеница (хлеб); работают комбайны; убирают пшеницу (хлеб); рассказывает о том, как хлеб в поле растёт (как хлеборобы выращивают хлеб, как трудно выращивать хлеб, как комбайны убирают хлеб); любуются тем, как золотое зерно льётся из комбайна в автомашину.

-Работа с выделенными словами золотое зерно. В начале урока я читала стихотворение, если вы заметили и в этом стихотворении есть словосочетания

льётся золото, золотыми руками (слайд 3).

-Скажите почему так говорят?

-Работа со словарём.

-А теперь давайте ответим на вопросы.

Молодцы, ребята! А сейчас кто расскажет полный пересказ составленного текста.

2. Работа со словом для активного усвоения. (Овёс)

Овёс переводим слово на тувинский язык (сула). Правильно! Это злак. А какие ещё злаки вы знаете? (Ячмень, рожь, пшеница, просо, кукуруза). (Слайд 4)

- А теперь я вам предлагаю выполнить задание на карточке. Здесь нужно по названию злака, написать название муки и название хлеба. Например: рожь - ржаная мука, ржаной хлеб и т. д.


мука

хлеб

рожь

ржаная

ржаной

пшеница



кукуруза



рис



3.Физминутка.

К нам прилетел в класс Ветерок

Невидимка - ветерок

Поиграть он хочет с нами!

Превратимся мы в злаки.

Ребята! Покажите мне рожь. Как вы думаете какая она? Покажите, как она качается на ветерке?

(пшеница, кукуруза, рис).

4. Работа с текстом.

-Ответив на вопросы мы узнали откуда берётся хлеб и как трудно выращивать хлеб, как называют человека, который выращивает хлеб. Сейчас мы с вами будем читать текст «Труд хлебороба».

Труд хлебороба.

Очень много трудятся хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. За посевамти* хлебов бережно ухаживают: поливают растения, удобряют*, рыхлят землю, оберегают от сорных трав и вредных насекомых. И вот из каждого зерна вырастает колос. В колосе не одно зерно, а несколько десятков*.

Когда колосья созревают, начинается уборка урожая. На поля выходят комбайны. Комбайны срезают* стебли, молотят колосья, собирают солому, очищают* зёрна.

Чтобы получить много зерна, люди кормят землю, поят водой, ухаживают за ней.

По М. Ляшенко и А. Мусатову.

- Образцовое чтение текста учителем.

- Чтение по цепочке.

- Работа со словами для правильного произношения.

- Работа со словарём.

- Чтение текста учащимися.

Ответы на вопросы.

5.Устная работа.

а) Придумайте слова, имеющие общую часть со словом хлеб. ( Хлебушек, хлебный, хлебница, хлебзавод хлебопекарня, хлебороб). (Слайд 5)

б) Любой народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб - всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе? Давайте прочитаем пословицы о хлебе (Слайд 6).

«Хлеб - всему голова», «Бог на стене, хлеб на столе», « Хлеба ни куска - и в горле тоска» и самое главное «С хлебом играть нельзя!»

Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Калач приестся, а хлеб никогда.

Без хлеба куска везде тоска.

Хлеб не шуба, а греет. Хлеба ни куска, так и в доме тоска.
Без хлеба и медом сыт не будешь.

Где хозяин ходит, там земля хлеб родит.

Плох обед, коли хлеба нет.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь

VI. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали? (О том как добывается хлеб)

-Чему учились на уроке? (О труде хлебороба)

- Домашнее задание: на одном листе формата А-4 написать пословицы, народную мудрость о хлебе и оформить картинкой. Я приготовила вот такой титульный лист , присоединив ваши листы у нас получится журнал.

-У русского народа существует такой красивый обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Давайте сейчас этот обычай и совершим, поедим по кусочку и угостив наших гостей.


Выразительное чтение учителем или заранее подготовленным учащимся стихотворения о хлебе (слайд 7).


© 2010-2022