• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Доклад на круглом столе Психолого-педагогическая программа по профилактике трудностей и коррекции трудностей на начальном этапе в психомоторном развитии детей младшего школьного возраста

Доклад на круглом столе Психолого-педагогическая программа по профилактике трудностей и коррекции трудностей на начальном этапе в психомоторном развитии детей младшего школьного возраста

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
В последнее время отмечается значительный рост числа детей, которые испытывают трудности в учебе и школьной адаптации. В качестве причин подобных проблем называются экологические изменения, окружающая среды, демографические проблемы, социум, продукты питания и др. Признание данного факта повлекло за собой необходимость организации в школе психолого-педагогической работы по профилактике и коррекции трудностей на начальном этапе обучения в школе. В теоретическом плане был систематизирован материал по проблеме психомоторики, ее регуляции и развития в онтогенезе, а также методам диагностики, что позволило нам расширить и уточнить содержание понятий «психомоторика» и «регуляция психомоторики». На основании теоретического анализа были выявлены различные уровни регуляции психомоторики. В связи с этим возникла потребность в разработке диагностического аппарата, обладающего значительными возможностями по определению и выявлению индивидуальных особенностей психического развития детей предшкольного и младшего школьного возраста. Возрастной период от пяти до восьми лет является важным этапом психомоторного развития ребенка, основной характеристикой которого является серьезные изменения в структуре ее регуляции. Эти изменения, прежде всего, касаются взаимоотношений визуальных и моторных функций, и заключаются в достижении относительной свободы движения от необходимости постоянного визуального контроля. Наиболее важную роль в этом процессе играет укрепление речевой регуляции психомоторики. Недостаточность развития психомоторики и ее взаимосвязей с другими психическими функциями является одной из причин специфических трудностей начального обучения. Своевременная диагностика позволяет выявить следующие особенности регуляции психомоторных актов, влияющие на неуспепшость начального обучения: - слабая дифференцированность кинестетической регуляции;

- ригидно фиксированная связь визуальных и моторных функций,

- недостаточное участие речи в регуляции психомоторики. Профилактическая и коррекционная работа, построенная с учетом выявленных особенностей развития психомоторики, - один из эффективных способов преодоления трудностей начального обучения. В результате теоретического и диагностического исследования были сформулированы основные направления работы в период учебной, внеурочной деятельности, а также на занятиях дополнительного образования, отобраны и разработаны упражнения, задания, этюды составившие ее содержание. 1 направление. Основная цель, которого заключается в развитии кинестетической регуляции психомоторики. Упражнения и задания данного направления распределены по следующим категориям:

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Массаж и самомассаж.
  3. Упражнения на напряжение и расслабление мышц.
  4. Гимнастика для глаз.
  5. Пальчиковая гимнастика.
  6. Упражнения с мелкими предметами (шариками, монетками, спичками, счетными палочками и т.д.) для развития тонкой моторики рук.
  7. Упражнения на развития образных представлений. 1.8. Этюды на выразительность жестов и эмоций.
  8. Работа в парах, направленная на развитие телесных ощущений.
2 направление - развитие зрительной регуляции психомоторики -
включает в себя:

1. Игры с предметами (мячом, игрушками и т.д.).

2. Упражнения на ловкость движений и точность попадания.

3. Упражнения перед зеркалом. 4. Срисовывание графических образцов, обведение по контуру
фигур.

5. Рисование, раскрашивание и штриховка.

6. Вырезание по контуру фигур из бумаги.

7. Конструирование, работа с мозаикой, бисером.

  1. Групповые упражнения и вьшолнение заданий в парах,
    направленных на освоение окружающего пространства и
    невербального взаимодействия с партнерами.
3 направление - развитие речевой регуляции психомоторики -
включает в себя; 1. Игры и упражнения, требующие четкого выполнения команды взрослого. 2. Упражнения на релаксацию и элементы аутогенной тренировки. 3. Этюды и игры на развитие образных представлений, ролевые игры, сценические импровизации на заданную тему. 4. Упражнения на развитие речедвигательных и вокально-двигательных координации. 5. Упражнения, требующие выполнения движений или их последовательности в ситуации с конфликтной инструкцией. Доклад на круглом столе Психолого-педагогическая программа по профилактике трудностей и коррекции трудностей на начальном этапе в психомоторном развитии детей младшего школьного возраста.Доклад на круглом столе Психолого-педагогическая программа по профилактике трудностей и коррекции трудностей на начальном этапе в психомоторном развитии детей младшего школьного возраста. Данные материалы были положены в основу создания психолого-педагогической программы профилактической и коррекционно-развивающей работы педагога - психолога, а также рекомендаций для учителей начальных классов. Применение данной программы должно учитывать индивидуальные особенности. Психолого-педагогическая работа по этой программе должна быть направлена на развитие «слабых» звеньев, сторон, функций с опорой и использованием преимуществ «сильных». Программа предполагает использование различные форм работы (индивидуальная, групповая), виды активности (игра, рисование, графика, пение, танцы), материалы (карандаши, краски, мячики, монетки, счетные палочки). Важным мотивационным фактором реализации этой программы является эмоциональная насыщенность занятий, их положительный эмоциональный фон, эмоциональная вовлеченность детей. На сегодняшний день разработаны и подобраны упражнения, игровые задания и этюды, которые составляют основу психолого-педагогической программы по профилактике и коррекции трудностей на начальном этапе обучения в школе. Этапу проведения профилактической и коррекционной работы предшествует диагностический этап. Реализацию программы необходимо осуществлять в тесном сотрудничестве психолога с педагогами и родителями. Часть программы выполняется в рамках специальных занятий, которые проводит психолог, другую часть реализуют педагоги и педагоги на уроках, переменах, во время игр и на прогулке, родители дома повторяют вместе с детьми те упражнения, которые показывает им психолог. Занятия проводятся индивидуально и в небольших группах, продолжительность одного занятия составляет от 20 до 40 минут. Каждое занятие состоит из ряда упражнений, этюдов и игр. Разнообразие заданий, их простота и доступность делают занятия увлекательными и интересными. Подбор упражнений для каждого занятия осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей, а также исходя из принципа постепенного усложнения заданий. Как показал опыт, наиболее эффективным является сочетание взаимодополняющих и контрастных заданий: например, подвижные и возбуждающие игры сменяются спокойными упражнениями дыхательной или пальчиковой Гимнастики; после упражнений в парах переходим к индивидуальным релаксационным или образным упражнениям. Количество занятий, составляющих полный цикл профилактической программы, в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей и степени выраженности трудностей психомоторного развития. Оптимальным режимом организации занятий является проведение их не реже, чем два раза в неделю, а продолжительность всего курса от 20 до 40 занятий. Практическое внедрение разработанных мероприятий в практику работы педагога-психолога и педагогов начальной школы показало ее высокую эффективность в преодолении трудностей начального обучения. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, (ЧТО ИМЕННО?) Предполагается дальнейшая работа в этом направлении






Примеры вариантов планирования занятий:

Занятие 1.

  1. Упражнение «Что такое тело?» с элементами самомассажа. Детям предлагается познакомиться со своим телом, начиная с головы, при этом совершая мягкие массирующие движения. Психолог говорит: «Потрогайте свою голову, какая она, круглая или нет, ровная - неровная, какие волосы: мягкие, кудрявые. А теперь давайте помассируем руками свою голову и т.д.». (10 мин.)
  2. Игра «День - ночь». (10 мин.)

  3. Этюд «Загораем», направлен на снятие напряжения и расслабление мышц. Дети ложатся на пол и закрывают глаза. Психолог говорит: «Представьте, что вы лежите на берегу моря и загораете. Подставьте солнышку свой подбородок,

126 почувствуйте тепло и легкое дуновение ветерка, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Летит жучок, он сел вам на носик, щекотно, сделайте глубокий вдох и задержите дыхание, крепко закройте рот, сожмите губы, а то жучок заползет к вам в рот, резкий выдох. Жучок улетел, восстановите дыхание, дышите ровно и т.д.» (5 мин.) 4. Ритуал прощания.

Занятие 2. (проводится ивдивидуально)

  1. Упражнение с маленькими каучуковыми мячиками, направленное на развитие тонкой моторики рук, выполняется правой и левой рукой. (3-5 мин.)
  2. Задание на отработку навыка горизонтальной штриховки. Выполняется простым карандашом средней мягкости, сначала правой, а затем левой рукой слева направо, а затем одновременно правой и левой руками в том же направлении. (10 мин).
  3. Игра «Дартс», направленная на развитие точности, ловкости и регуляции силы движений. (10 мин.)
  4. Гимнастика для глаз. (5 мин).

127

Занятие 3. (групповое занятие)

  1. Игра «Карлики и великаны». Требует четкого подчинения приказам взрослого. По команде «Карлики!» дети должны присесть, по команде «Великаны!» вытянуться вверх и поднять руки. (5 мин).
  2. Этюд «Черепапша»: «Представьте, что вы маленькие черепашки, спрятались в свой домик, спрятали голову, ручки, ножки, вас совсем невидно, вам тепло, безопасно, дышите ровно, спокойно, почувствуйте свое дыхание, а сейчас медленно на счет до пяти вы вылезаете из своего панциря. (5 мин.)
  3. Упражнение, направленное на совершенствование речедвигательной координации. Детям предлагается сделать три шага вперед, а вместо четвертого, стоя на месте сказать: «Первый». Далее снова три шага и вместо четвертого сказать «Второй». И так далее до десяти. (10 мин.)
  4. Упражнение «Лесорубы». Ноги на ширине плеч, в руках воображаемый топор, замахнуться и задержать дыхание, затем «разрубить полено», опустив руки вниз и резко выдохнув. Повторить. (2-3 мин.)
  5. Игра «Карлики и великаны». Повторяется игра, но с измененной инструкцией: по команде «Карлики!» дети должны

128

вытянуться вверх и поднять руки, по команде «Великаны!» -присесть. (10 мин.) 6. Ритуал прощания.


вижений (Серия Б

ф с;

«

























о

0\


© 2010-2022